г. Казань |
|
12 сентября 2019 г. |
Дело N А12-5580/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Глазова Ю.В., Топорова А.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общественной организации - Волгоградское областное общество охотников и рыболовов
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.04.2019 (судья Репникова В.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2019 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Землянникова В.В., Смирников А.В.)
по делу N А12-5580/2019
по заявлению общественной организации - Волгоградское областное общество охотников и рыболовов (ИНН 3444047831, ОГРН 1023400009665) к Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (ИНН 3442103030, ОГРН 1093459000557) о признании недействительным приказа,
УСТАНОВИЛ:
общественная организация - Волгоградское областное общество охотников и рыболовов (далее - ОО - ВООО и Р, организация, заявитель) обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, с учетом принятых арбитражным судом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее - Комитет, ответчик) о признании незаконным пункта 2, подпункта 2.1, подпункта 2.2, абзаца 4 пункта 4 приказа от 23.01.2019 N 216 "О проведении зимнего учета охотничьих ресурсов на территории Волгоградской области в 2019 году" по отношению к юридическому лицу - общественной организации - Волгоградское областное общество охотников и рыболовов.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.04.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общественная организация - Волгоградское областное общество охотников и рыболовов, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области в ином судебном составе.
По мнению заявителя кассационной жалобы, при издании приказа от 23.01.2019 N 216 "О проведении зимнего учета охотничьих ресурсов на территории Волгоградской области в 2019 году" в обжалуемой части, который содержит нормативные предписания, Комитет вышел за пределы предоставленных ему полномочий, осуществляемых в рамках взаимодействия с охотопользователем - юридическим лицом, не коммерческой общественной организацией, а содержащиеся в приказе предписания являются вмешательством в деятельность ОО - ВООО и Р.
Кроме того, не правомерное издание ненормативного правового акта Комитетом соответствует коррупциогенным факторам, изложенным в Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
Проверив законность решения Арбитражного суда Волгоградской области от 16.04.2019 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2019 в порядке статьи 286 АПК РФ и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов по следующим основаниям.
Предметом обжалования являются пункт 2, подпункты 2.1, 2.2, абзац 4 пункта 4 Приказа Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 23.01.2019 N 216 "О проведении зимнего учета охотничьих ресурсов на территории Волгоградской области в 2019 году" по отношению к общественной организации - Волгоградское областное общество охотников и рыболовов, согласно которых:
- пункт 2. Юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения (далее - охотпользователи)
- подпункт 2.1. Провести с привлечением общественности, сотрудников районных ветеринарных служб (по согласованию) в закрепленных охотничьих угодьях зимний учет численности (сбор сведений о численности) охотничьих ресурсов, в срок до 18.02.2019 представить в соответствующие межрайонные подразделения отдела федерального государственного надзора за объектами животного мира комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее - Комитет):
карточки учета охотничьих животных методом прогона;
ведомости расчетов численности охотничьих животных (для каждого вида отдельно);
сводные ведомости результатов учетов (подписанные ответственным за проведение учетов, руководителем охотпользователя, а также лицами, привлеченными к проведению учета численности (сбора сведений о численности), ответственным за организацию работы межрайонных подразделений отдела федерального государственного надзора за объектами животного мира комитета;
карточки учета численности кабана на подкормочных площадках;
сводные ведомости учета численности кабана на подкормочных площадках (подписанные ответственным за проведение учетов, руководителем охотпользователя).
- подпункт 2.2. При проведении учетных работ по определению численности и распространению охотничьих ресурсов, в зависимости от сложившихся на территории Волгоградской области погодных условий, руководствоваться следующими методиками:
Методические указания по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.01.2012 N 1, с заполнением приложений 1-5 к методическим указаниям;
Методические указания по учету охотничьих животных на площадках методом прогона, разработанные ФГБУ "Центрохотконтроль" и утвержденные научнотехническим советом Минсельхоза России от 18.09.2008 протокол N 53 с заполнением приложений 1-3 к методическим указаниям.
Получение дополнительных сведений о численности кабана осуществляется посредством учета на подкормочных площадках с заполнением карточек (сводных ведомостей) согласно приложениям 1 и 2 к настоящему приказу.
- абзац 4 пункта 4. Ответственным за организацию работы межрайонных подразделений отдела федерального государственного надзора за объектами животного мира комитета осуществить контроль за проведением учета (сбора сведений о численности) в закрепленных за охотпользователями охотничьих угодьях.
Указание в приказе N 216 на проведение сбора сведений о численности (учета численности) охотничьих ресурсов и предоставление в срок до 18.02.2019 в уполномоченный орган сведений о численности охотничьих ресурсов (вместо установленного приказом Минприроды России от 06.09.2010 N 344 срока до 1 апреля) Комитет мотивирует необходимостью своевременной подготовки по заявкам охотпользователей, в том числе ВООО и Р, материалов, обосновывающих лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов для каждого закрепленного охотничьего угодья в отдельности, для обеспечения последующего представления в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный проводить государственную экологическую экспертизу.
Отказывая в признании незаконными обжалуемые положения Приказа Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 23.01.2019 N 216 "О проведении зимнего учета охотничьих ресурсов на территории Волгоградской области в 2019 году", суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что он издан Комитетом в пределах его компетенции, не возлагает на общественную организацию обязанности, не предусмотренные законами и нормативными актами Минприроды Российской Федерации, в приказе отсутствуют какие-либо санкции за его неисполнение.
Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами суда первой и апелляционной инстанции, основанными на правильном применении норм права в силу следующего.
Объекты животного мира, отнесенные на территории Российской Федерации к охотничьим ресурсам, определены в статье 11 Федерального закона от 24.07.2009 N 209 - ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте).
В соответствии со статьей 3 Закона об охоте правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статьей 32 Закона об охоте к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относятся установление порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и порядка применения его данных; осуществление государственного мониторинга охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
При этом осуществление государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, является полномочием Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 33 Закона об охоте).
Аналогичные положения закреплены и в Федеральном законе от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", в соответствии с которым установление единой для Российской Федерации системы государственного учета объектов животного мира и их использования, единого порядка ведения государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны и использования животного мира (статья 5), а ведение государственного учета численности объектов животного мира, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира в пределах субъекта Российской Федерации - к полномочиям Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 22.12.2011 N 963 утвержден порядок ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, согласно которому уполномоченные органы субъектов Российской Федерации при ведении государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира взаимодействуют с научными и общественными организациями, пользователями животным миром. Мероприятия по учету численности и распространения объектов животного мира проводятся в соответствии с принятыми методиками, а при их отсутствии - по имеющимся научным подходам учета для видов или групп видов объектов животного мира. Государственный мониторинг охотничьих ресурсов осуществляется в соответствии со статьей 36 Закона об охоте.
Статьей 36 Закона об охоте установлено, что государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам, состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий. Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 06.09.2010 N 344 утвержден Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, в соответствии с которым государственный мониторинг на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
При осуществлении Государственного мониторинга осуществляется сбор сведений о численности и состоянии охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях 4 юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения или у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов (далее - охотпользователи) (пункт 7.2.2. Порядка), в общедоступных охотничьих угодьях и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, - уполномоченным органом (пункт 7.2.1.Порядка).
Ежегодно до 01 апреля охотпользователи представляют в уполномоченный орган данные о численности и распространении охотничьих ресурсов (по видам), динамике изменения численности охотничьих ресурсов (по видам), состоянии охотничьих ресурсов (плодовитость, заболевания охотничьих ресурсов).
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанции сделали обоснованный вывод, что порядок осуществления Государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и порядок применения его данных установлены уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации в пределах его полномочий, которым является Минприроды России.
В соответствии с Положением о комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 19.12.2016 N 693-п, комитет осуществляет переданные полномочия Российской Федерации по ведению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории Волгоградской области, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также государственного учета численности объектов животного мира, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира в пределах Волгоградской области, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Следовательно, изданный Комитетом приказ N 216 не устанавливает порядок осуществления Государственного мониторинга охотничьих ресурсов, а указывает на необходимость проведения на территории закрепленных охотничьих угодий мероприятий по сбору сведений о численности (учету численности) охотничьих животных, установленных пунктами 4.1, 4.2, 4.3, 7.2. 7.2.2 Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утвержденного приказом Минприроды России от 06.09.2010 N 344.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в соответствии условиями заключенными охотхозяйственными соглашениями (пункты 8.2.5, 8.2.13), ОО - ВООО и Р приняло на себя обязательства по осуществлению учета и оценке состояния используемых охотничьих ресурсов, а также оценке состояния среды их обитания; представлению в Комитет сведений о численности охотничьих ресурсов, их распространении и использовании, объемах их изъятия, состоянии среды их обитания в закрепленном охотничьем угодье; осуществлению учета численности и использования охотничьих ресурсов, сбору сведений об их распространении и размещении в среде обитания, состоянии охотничьих ресурсов и динамике их изменения по видам с представлением первичных материалов учета в комитет.
Таким образом, указанные в пункте 2.2 Приказа N 216 карточки, являющиеся приложением 1 и 2 к настоящему приказу, предназначены для получения дополнительных сведений о численности в рамках исполнения вышеназванных условий заключенных охотхозяйственных соглашений.
По мнению ОО - ВООО и Р, обязанность охотпользователя использовать определенные методы сбора сведений о численности охотничьих ресурсов законодательством Российской Федерации не установлена.
Между тем, судами первой и апелляционной инстанций правомерно указано, что Приказ N 216 не утверждает новых методик проведения учета численности охотничьих ресурсов, а указывает на необходимость применения уже существующих методик в зависимости от сложившихся на территории Волгоградской области погодных условий (пункт 2.2 приказа N 216).
Так, в соответствии с пунктом 11 Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, утвержденного приказом Минприроды России от 22.12.2011 N 963 мероприятия по учету численности распространения объектов животного мира проводятся в соответствии с принятыми методиками, а при их отсутствии - по имеющимся научным подходам учета для видов или групп видов объектов животного мира.
Приказом Минприроды России от 11.01.2012 N 1 утверждены Методические указания по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета.
Научно-техническим советом Минсельхоза России 18.09.2008 утверждены (протокол N 53) Методические указания по учету охотничьих животных на площадках методом прогона, разработанные ФГБУ "Центрохотконтроль".
Названные методические указания содержат также ведомости, таблицы, подлежащие заполнению по результатам проведения мероприятий по сбору сведений о численности (учету численности) объектов животного мира, в том числе охотничьих животных.
В части привлечения к мероприятиям по сбору сведений о численности (учету численности) охотничьих ресурсов представителей общественности и сотрудников районных ветеринарных служб, Комитет правильно руководствовался требованиями Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, утвержденного приказом Минприроды России от 22.12.2011 N 963, в соответствии с пунктом 10 которого уполномоченные органы субъектов Российской Федерации при ведении государственного мониторинга объектов животного мира взаимодействуют с научными и общественными организациями.
Проанализировав Положение о комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, утвержденное Постановлением Администрации Волгоградской области от 19.12.2016 N 693-п; правильно истолковав текст приказа N 216 Комитета и применив нормы части 1 статьи 198, пункта 4 статьи 200, АПК РФ, статей 5, 40 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", статей 3, 11, 32, 33, 36 Федерального закона от 24.07.2009 N 209- ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", положения Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, утвержденного приказом Минприроды России от 22.12.2011 N 963; положения Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утвержденного приказом Минприроды России от 06.09.2010 N 344; суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод, что оспариваемые положения Приказа N 216 от 23.01.2019 изданы Комитетом в пределах его компетенции, не возлагают на общественную организацию обязанности, не предусмотренные законами и нормативными актами Минприроды Российской Федерации, в приказе отсутствуют какие-либо санкции за его неисполнение.
В свою очередь, доказательств нарушения оспариваемым Приказом Комитета прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы в материалы дела не представлено.
Суд кассационной инстанции считает, что всем доводам, изложенным в жалобе, дана надлежащая оценка с учетом фактических обстоятельства дела при правильном применении норм материального права.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных по делу обстоятельств не влечет незаконность принятого судебного решения.
Таким образом, суд округа не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.04.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2019 по делу N А12-5580/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
Ю.В. Глазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проанализировав Положение о комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, утвержденное Постановлением Администрации Волгоградской области от 19.12.2016 N 693-п; правильно истолковав текст приказа N 216 Комитета и применив нормы части 1 статьи 198, пункта 4 статьи 200, АПК РФ, статей 5, 40 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", статей 3, 11, 32, 33, 36 Федерального закона от 24.07.2009 N 209- ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", положения Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, утвержденного приказом Минприроды России от 22.12.2011 N 963; положения Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утвержденного приказом Минприроды России от 06.09.2010 N 344; суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод, что оспариваемые положения Приказа N 216 от 23.01.2019 изданы Комитетом в пределах его компетенции, не возлагают на общественную организацию обязанности, не предусмотренные законами и нормативными актами Минприроды Российской Федерации, в приказе отсутствуют какие-либо санкции за его неисполнение."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 сентября 2019 г. N Ф06-51659/19 по делу N А12-5580/2019