г. Казань |
|
24 сентября 2019 г. |
Дело N А55-32261/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Тольятти
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.03.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2019
по делу N А55-32261/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Логистика", г. Тольятти (ОГРН 1146324010227, ИНН 6324055804) к администрации городского округа Тольятти, г. Тольятти, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области" в лице филиала по Самарской области, г. Самара, о признании незаконными действий, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Логистика" (далее - ООО "Логистика", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к администрации городского округа Тольятти (далее - Администрация, ответчик) о признании незаконными действий, выразившихся в подаче в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) заявления от 22.06.2018 N 63-0-1-174/3312/2018-415 о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:09:0306035:582,
об обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем подачи в Управление Росреестра заявления с необходимыми приложениями о государственном кадастровом учете земельного участка с границами, идентичными границам ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером 63:09:0306035:582.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ), привлечены Управление Росреестра, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области" в лице филиала по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.03.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2019, заявленные требования удовлетворены, действия Администрации, выразившиеся в подаче в Управление Росреестра заявления от 22.06.2018 N 63-0-1-174/3312/2018-415 о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:09:0306035:582 признаны незаконными. На администрацию возложена обязанность по вступлении решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем подачи в Управление Росреестра заявления с необходимыми приложениями о государственном кадастровом учете земельного участка с границами, идентичными границам ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером 63:09:0306035:582.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 11.02.2015 ООО "Логистика" обратилось в мэрию городского округа Тольятти (далее - мэрия) с заявлением N 1223-вх/5 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения офисного объекта с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Новозаводская, юго-восточная часть кадастрового квартала 63:09:0306035, площадью 17 264 кв. м.
Постановлением N 551-п/1 от 26.02.2015 мэрия утвердила схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства офисного объекта с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Новозаводская, юго-восточная часть кадастрового квартала 63:09:0306035.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2016 по делу N А55-25474/2015 признан незаконным отказ мэрии в утверждении акта о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства на испрашиваемом участке, выраженный в письме N 5444/5 от 02.07.2015, на мэрию возложена обязанность устранить допущенные нарушения права и законных интересов ООО "Логистика" путем рассмотрения заявления от 11.02.2015.
Во исполнение указанного решения суда мэрия постановлением N 1528-п/1 от 16.05.2016 утвердила акт выбора земельного участка и осуществила предварительное согласование места размещения офисного объекта на земельном участке.
22.08.2016 данный земельный участок был постановлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 63:09:0306035:582.
ООО "Логистика" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении указанного участка в аренду сроком на 5 лет, однако получило отказ от 01.08.2018, в том числе со ссылкой на снятие испрашиваемого земельного участка с государственного кадастрового учета. Администрация, ссылаясь на пункт 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", указало, что поскольку общество в срок до 01.03.2018 не обратилось за предоставлением указанного земельного участка, земельный участок считается вакантным и орган местного самоуправления вправе был распорядиться им в соответствии с действующим земельным законодательством.
Единый государственный реестр недвижимости содержит сведения о том, что 25.06.2018 по заявлению Администрации от 22.06.2018 N 63-0-1-174/3312/2018-415 сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:09:0306035:582 исключены из ЕГРН.
Полагая действия Администрации по снятию испрашиваемого земельного участка незаконными, не соответствующими нормам действующего законодательства, а также нарушающими права общества в сфере предпринимательской деятельности, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Переходными положениями, закрепленными в пункте 2 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательный акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), предусмотрено, что в случае, если до 01.03.2015 органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) (далее - ЗК РФ) опубликовано извещение о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже земельного участка или торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Ранее действовавшей редакцией пункта 5 статьи 30 ЗК РФ было предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) утратил силу - Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В ходе рассмотрения дела судом установлено и подтверждается материалами дела, что мэрией опубликована информация о предстоящем предоставлении спорного земельного участка в газете "Городские ведомости" от 17.02.2015 N 11 (1789).
С учетом изложенного, а также судебного спора в рамках дела N А55-25474/2015, суд первой инстанции согласился с доводами заявителя о том, что в рассматриваемом случае предоставление земельного спорного участка должно осуществляться в соответствии с ранее действовавшей редакцией ЗК РФ, то есть процедурой выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта. При этом первые две стадии процедуры заявителем выполнены.
Суд первой инстанции отметил, что в соответствии с нормой ранее действовавшего пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет, соответственно, поскольку решение о предварительном согласовании места размещения офисного объекта по заявке ООО "Логистика" было принято 16.05.2016, оно действует до 16.05.2019.
Апелляционный суд согласился с судом первой инстанции, указав, что поскольку в данном случае предварительное согласование места размещения объекта общества было осуществлено 16.05.2016 на основании вступившего в законную силу решения арбитражного суда по делу N А55-25474/2015, после 01.03.2015, к спорным отношениям не подлежат применению нормы, предусмотренные пунктами 1 и 3 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, подлежит применению пункт 8 статьи 31 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, согласно которой решение о предварительном согласовании места размещения объекта действует 3 года, то есть после 01.03.2018.
Между тем судами не учтено следующее.
На момент возникновения спорных правоотношений, связанных с предоставлением земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под строительство, порядок предоставления таких участков регулировался статьями 30, 31, 32 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015), предусматривавшими возможность предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов на торгах или с предварительным согласованием места размещения объекта в аренду.
С 01.03.2015 земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду в порядке, предусмотренном главой V.1 ЗК РФ. Согласно статьям 39.3, 39.6 названного Кодекса по общему правилу продажа таких земельных участков осуществляется и договор аренды заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Вместе с тем статьей 34 Закона N 171-ФЗ установлены переходные положения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона N 171-ФЗ до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду в соответствии со статьями 31, 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2018 N 99-О, положения пункта 1 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, принятые в рамках законодательных изменений порядка предоставления земельных участков в целях строительства объектов недвижимости, обеспечивают - на основании баланса частных и публичных интересов - необходимую в таких случаях разумную преемственность ранее возникших отношений по предоставлению земельных участков, основанных на принятии уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Таким образом, данные переходные положения направлены на завершение ранее начатой процедуры предоставления земельного участка под строительство во избежание ущемления прав заинтересованного лица, своевременно выразившего волю на предоставление ему земельного участка и предпринявшего необходимые меры для оформления своих прав на земельный участок, в связи с существенным изменением законодательно устанавливаемого порядка предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.
По смыслу положений пункта 1 статьи 34 Закона N 171-ФЗ после 01.03.2015 земельный участок может быть предоставлен в аренду без проведения торгов в соответствии со статьями 31, 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) при соблюдении одновременно следующих условий: решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято до 01.03.2015; такое решение принято не ранее чем за три года до предоставления земельного участка; предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов осуществляется до 01.03.2018. При этом согласно статье 32 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015) решение о предоставлении земельного участка должно было быть принято уполномоченным органом в двухнедельный срок со дня поступления заявления заинтересованного лица.
Как видно из материалов дела, акт о выборе обществу земельного участка для строительства офисного объекта утвержден во исполнение судебного акта постановлением Администрации N 1528-п/1 от 16.05.2016, земельный участок поставлен на временный кадастровый учет 22.08.2016. С заявлением о предоставлении данного земельного участка под строительство на основании постановления Администрации N 1528-п/1 от 16.05.2016 общество обратилось 23.07.2018, по истечении более двух лет с момента принятия постановления о предварительном согласовании места размещения объекта и более полутора лет после постановки испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет. При этом обществом не приведены никакие доводы и не представлены доказательства в обоснование и подтверждение наличия каких-либо объективных обстоятельств, воспрепятствовавших ему подать заявление о предоставлении земельного участка в разумные сроки, которые позволили бы завершить процедуру предоставления земельного участка в аренду до окончания переходного периода (до 01.03.2018).
Закон N 171-ФЗ был опубликован в "Российской газете" 27.06.2014, в Собрании законодательства РФ - 30.06.2014.
Таким образом, уже на момент принятия постановления Администрации N 1528-п/1 от 16.05.2016 обществу могло и должно было быть известно об особенностях оформления прав на земельные участки в переходный период и о наличии законодательно установленных предельно допустимых сроков, до истечения которых могут применяться ранее действовавшие процедуры предоставления земельных участков.
При таких обстоятельствах следует признать, что одного только факта направления обществом соответствующего заявления в пределах трехлетнего срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта недостаточно для предоставления ему на основании такого решения земельного участка в целях строительства без проведения торгов после 01.03.2018.
С учетом изложенного выводы судов о возможности применения пункта 8 статьи 31 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) и после 01.03.2018 являются ошибочными.
Суды также не учли следующего.
Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий (бездействия) закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
С 01.01.2017 государственный кадастровый учет недвижимости проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Исходя из положений Закона N 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Согласно положениям части 7 статьи 72 Закона N 218-ФЗ, вступившего в силу 01.01.2017, в течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр прав сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра прав по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых образован такой объект недвижимости.
Таким образом, право собственника земельного участка на обращение в орган кадастрового учета с заявлением, в том числе об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о нем, вытекает из полномочий собственника. Реализация данного права возможна в любое время в течение всего срока действия временного характера сведений об объекте недвижимости, если данные действия не нарушают права и охраняемые интересы третьих лиц и не ограничивают законное пользование определенным земельным участком.
Однако судами не оценены доводы ответчика об отсутствии доказательств нарушения прав заявителя в указанном им аспекте, основанных на отсутствии в материалах дела доказательств возникновения у общества в отношении данного земельного участка имущественных прав. Как указывает заявитель жалобы, поскольку у заявителя отсутствует право на заключение договора аренды земельного участка без торгов, сам факт совершения Администрацией оспариваемых действий не нарушает права и законные интересы общества.
При этом при оценке действий уполномоченного органа по исключению временных сведений из государственного кадастра недвижимости до истечения установленного законом срока подлежат установлению мотивы аннулирования. В зависимости от указанных мотивов действия представителя собственника должны быть оценены с точки зрения добросовестности в порядке статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Допущенные нарушения являются существенными и не могут быть устранены без оценки доказательств и надлежащего установления обстоятельств спора, в связи с чем обжалуемые судебные акты следует отменить на основании на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное в настоящем постановлении, установить и исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения спора, дать оценку всем доводам участвующих в деле лиц, установить мотив обращения с таким заявлением, оценив действия администрации с точки зрения наличия в них злоупотребления правом, а также определить существенность нарушения прав заявителя, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 28.03.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2019 по делу N А55-32261/2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положениям части 7 статьи 72 Закона N 218-ФЗ, вступившего в силу 01.01.2017, в течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр прав сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра прав по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых образован такой объект недвижимости.
Таким образом, право собственника земельного участка на обращение в орган кадастрового учета с заявлением, в том числе об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о нем, вытекает из полномочий собственника. Реализация данного права возможна в любое время в течение всего срока действия временного характера сведений об объекте недвижимости, если данные действия не нарушают права и охраняемые интересы третьих лиц и не ограничивают законное пользование определенным земельным участком.
Однако судами не оценены доводы ответчика об отсутствии доказательств нарушения прав заявителя в указанном им аспекте, основанных на отсутствии в материалах дела доказательств возникновения у общества в отношении данного земельного участка имущественных прав. Как указывает заявитель жалобы, поскольку у заявителя отсутствует право на заключение договора аренды земельного участка без торгов, сам факт совершения Администрацией оспариваемых действий не нарушает права и законные интересы общества.
При этом при оценке действий уполномоченного органа по исключению временных сведений из государственного кадастра недвижимости до истечения установленного законом срока подлежат установлению мотивы аннулирования. В зависимости от указанных мотивов действия представителя собственника должны быть оценены с точки зрения добросовестности в порядке статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 сентября 2019 г. N Ф06-51425/19 по делу N А55-32261/2018
Хронология рассмотрения дела:
06.11.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10557/20
22.06.2020 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-32261/18
24.09.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-51425/19
19.06.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7916/19
28.03.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-32261/18