г. Казань |
|
26 сентября 2019 г. |
Дело N А57-23295/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 24.09.2019.
Полный текст постановления изготовлен - 26.09.2019.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 09.04.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019
по делу N А57-23295/2018
по исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород, к обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие Элита-С", публичному акционерному обществу "Сбербанк России" о признании незаконным и отмене акта органа местного самоуправления, признании ничтожным договора купли-продажи земельного участка, признании недействительными результатов межевания земельного участка, признании недействительной постановку на кадастровый учет, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о координатах характерных поворотных точек границ земельного участка, при участии: Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, Управления Росреестра по Саратовской области, филиал ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект", администрации Вольского муниципального района Саратовской области, общества с ограниченной ответственностью "Вольский научно-производственный землеустроительный центр", Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" г. Москва, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Государственного автономного учреждения "Черкасский лесхоз", с. Черкесское,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Саратовской области к обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие Элита-С" (далее - общество), публичному акционерному обществу "Сбербанк России" (далее - банк), при участии третьих лиц: Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области (далее - министерство), Управление Росреестра по Саратовкой области, филиал ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект", о признании незаконным и отменить акт органа местного самоуправления, в соответствии с которым обществу предоставлен земельный участок с кадастровым номером 64:08:100107:60, о признании ничтожным договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 64:08:100107:60, о признании недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 64:08:100107:60, о признании недействительной постановку на кадастровый учет, исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о координатах характерных поворотных точек границ, земельного участка с кадастровым номером 64:08:100107:60, исключить эти сведения из реестра, об указании, что данное решение является основанием для Управления Росреестра по Саратовской области для исключения из реестра сведений о земельном участке с кадастровым номером 64:08:100107:60, признании отсутствующим право собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 64:08:100107:60, признании ничтожными договоров ипотеки от 05.05.2017 N 9, с дополнительным соглашением от 06.02.2018 N 1, от 06.02.2018 N 8622/7002/1, от 14.03.2018 N 8622/7015/2, признании отсутствующим право ипотеки и исключении из реестра записи об ипотеке на земельный участок с кадастровым номером 64:08:100107:60.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 09.04.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019, в иске отказано.
Департамент, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Министерство в отзыве полагает судебные акты подлежащими отмене, принятии нового судебного акта об удовлетворении требований департамента.
Общество в отзыве просит в кассационной жалобе отказать, полагая судебные акты правильными.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность принятых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
На участок лесного фонда для ведения лесохозяйственной деятельности, относящийся к категории "земли лесного фонда" имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации в соответствии с которым: назначение: 1 группа, противоэрозийные леса, площадь: 27 289 га, адрес: Саратовская область, Вольский район, Черкасский лесхоз, кадастровый номер: 64:08:000000:1, право собственности Российской Федерации зарегистрировано, о чем в реестре на недвижимое имущество сделана запись регистрации от 29.12.2004 N 64-01/08-1163/2004-181, свидетельство о государственной регистрации права от 29.12.2004 серия 64 АА N 917863 в отношении данного земельного участка имеется выписка из государственного кадастра недвижимости от 10.03.2010 N 6408/201/10-507, в соответствии с которой дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: 17.07.2001, разрешенное использование/назначение: для ведения лесохозяйственной деятельности.
В обоснование требований истцом указано, что земельный участок 64:08:000000:1 лесного фонда по адресу: Саратовская область, Вольский р-н, Черкасское лесничество, Черкасское участковое лесничество квартал 90А, частично накладывается на земельный участок с кадастровым номером 64:08:100107:60, общая площадь пересечения 38 638 кв. м., которая состоит из 2 контуров (отдельных друг от друга участков пересечения), согласно координат характерных поворотных точек границ, пересекаемой части земельного участка с кадастровым номером 64:08:100107:60. Земельный участок с кадастровым номером 64:08:100107:60 образован путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 64:08:000000:34, расположенный по адресу Саратовская обл., р-н Вольский, колхоз им. Струина. Статус земельного участка в настоящее время - "Учтенный" (актуальный).
В отношении земельного участка имеется зарегистрированное обременение в пользу банка, номер регистрации 64:08:100107:60- 64/007/2018-2, срок ограничения прав и обременение объекта с 15.02.2018 по 16.11.2020 на основании договора последующей ипотеки от 06.02.2018 N 8622/7002/1, а также обременение в пользу банка, номер регистрации 64:08:100107:60-64/007/2018-3, срок ограничения прав и обременение объекта с 27.03.2018 по 13.03.2019 на основании договора ипотеки от 14.03.2018 N 8622/7015/2.
Согласно акту осмотра земельного участка с кадастровым номером 64:08:100107:60, проведенного Управлением Россельхознадзора по Саратовской области совместно с Управлением Росреестра по Саратовской области, данный земельный участок не может использоваться для сельскохозяйственного производства по причине произрастания на нем хвойной растительности с признаками искусственного высева, о чем свидетельствует рядность полос и плотность произрастания, противопожарная опашка лесного массива, о чем произведена фотофиксация.
Из заключения филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект" N 1 "О пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий" следует, что участок лесного фонда расположенный по адресу: Саратовская область, Вольский р-н, Черкасское лесничество, Черкасское участковое лесничество квартал 90А, частично накладывается на земельный участок с кадастровым номером 64:08:100107:60, общая площадь пересечения 38638 кв. м, которая состоит из 2 контуров (отдельных друг от друга участков пересечения), согласно координат характерных поворотных точек границ, пересекаемой части земельного участка с кадастровым номером 64:08:100107:60, указанных в заключении.
Полагая, что часть земель лесного фонда площадью 38 638 кв. м, находящаяся в собственности Российской Федерации, была незаконно, без разрешения собственника Российской Федерации, переведена в категорию земель сельскохозяйственного назначения и передана в собственность общества, а затем обременена ипотекой, чем были нарушены имущественные права и законные интересы Российской Федерации, департамент обратился с требованием о признании договоров ипотеки ничтожными.
По мнению истца, постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 64:08:100107:60 произведена без обязательного согласования границ в нарушение статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221), и должна быть признана ничтожной, так как совершена в нарушение требований действующего законодательства.
Следовательно, по мнению истца, из реестра должны быть исключены сведения о земельном участке с кадастровым номером 64:08:100107:60.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, а также указывая, что имеется факт нарушения, выразившийся в постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 64:08:100107:60 (в части пересечения с землями лесного фонда) с изменением категории земель с земель лесного фонда на земли сельскохозяйственного назначения и передача участка в залог, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды двух инстанций, отказывая в иске, исходили из отсутствия достаточных оснований для его удовлетворения.
Выводы судов закону не противоречат.
Пунктами 1, 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) установлено, что в соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом. От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Органы государственной власти от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде.
Статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к Лесному кодексу) земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона N 221 государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
В силу части 3 статьи 45 Закона N 221 сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Данная норма соответствует нормам ранее действовавших Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", поскольку при составлении землеустроительной документации и документов государственного земельного кадастра подлежали определению границы земельных участков, сведения о которых в силу части 3 статьи 45 и статьи 7 Закона N 221 подлежат включению в государственный кадастр недвижимости.
В случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" и требований, и представления ее на государственный кадастровый учет в период действия Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в государственный кадастр недвижимости. В этом случае границы земельных участков являются установленными.
При этом пунктом 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, предусмотрено, что орган кадастрового учета на основании заявления правообладателя, а также правоустанавливающих и подтверждающих право документов выносит решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений с присвоением им статуса "ранее учтенных объектов недвижимости".
Согласно пункту 59 постановления N 10/22, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ со дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ сведения реестра и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в реестре и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе, указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ реестр недвижимости состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).
Судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 64:08:100107:60, выделен из состава земель сельскохозяйственного назначения и поставлен на кадастровый учет. Образование земельного участка 64:08:100107:60 осуществлено в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", с учетом положений статьи 38-40 Закона N 221-ФЗ. Доказательств обратного суду не представлено.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из установленного факта отсутствия в материалах дела доказательств межевания границ участка лесного фонда, согласования границ участков со смежными землепользователями, наличия границ данного участка на местности.
Согласно пункту 6 статьи 47 закона N 221-ФЗ участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Согласно пункту 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Статья 92 Лесного кодекса (в редакции ФЗ N 361-ФЗ от 03.07.2016 г.) предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Кадастровый учет по единым правилам всех, и в том числе лесных земельных участков, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.
В соответствии с нормами Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.
При этом, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.
Из представленных в материалы дела кадастровых выписок и иных документов усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 64:08:000000:1 не имеет установленных в соответствии с требованиями земельного законодательства границ. Данное обстоятельство кассатором не оспаривается. Выписка из государственного лесного реестра, заключение ФГУП "Рослесинфорг" на основании материалов лесоустройства, подготовленные с использованием системы РГИС, не могут являться достаточными доказательствами, подтверждающими факт наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда. Иных доказательств наложения границ не представлено.
Согласно пункту 4 статьи 60.2 Закона N 218 границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях реестра, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Таким образом, поскольку постановка на кадастровый учет и приобретение ООО "СХП "Элита-С" прав, с их последующей регистрацией, на земельный участок с кадастровым номером 64:08:100107:60 произошли до 01.01.2016, следовательно, границы лесного участка подлежат изменению в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях реестра.
Доказательств нарушения прав истца ответчиком суду не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса могут располагаться как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 г. N 16576/11, сами по себе материалы лесоустройства и таксационные описания не являются доказательствами принадлежности земельного участка к землям лесного фонда при наличии документов, свидетельствующих об отнесении земельного участка к землям иной категории.
Более того, согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями реестра, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в реестре, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Действующим законодательством закреплен приоритет сведений, содержащихся в реестре над сведениями государственного лесного реестра, судами первой и апелляционной инстанций сделан обоснованный вывод о том, что земельный участок с кадастровым номером 64:08:100107:60 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Судами установлено, что общество приобрело право собственности на земельный участок с кадастровым номером 64:08:100107:60 путем заключения договора купли-продажи 27.05.2009, который прошел регистрацию в управлении Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, о чем в реестре 08.06.2009 сделана запись регистрации 64-64-29/043/2009-2209 и выдано свидетельство о государственной регистрации права от 08.06.2009 серия 64 АВ N 356191.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 52 постановления N 10/22 оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в реестр. В случаях, когда запись в реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Оспаривание зарегистрированного права означает оспаривание тех оснований, по которым возникло конкретное право определенного лица.
Согласно частям 1 и 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Суды двух инстанций, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, оснований для признания ничтожными договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 64:08:100107:60, договоров ипотеки не усмотрели, оснований для признания отсутствующим права собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 64:08:100107:60, отсутствующим права ипотеки и исключении из реестра записи об ипотеке на земельный участок с кадастровым номером 64:08:100107:60 у судов также не установлено.
В кассационной жалобе кассатор приводит доводы, которым судами двух инстанций дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 09.04.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019 по делу N А57-23295/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, данным в пункте 52 постановления N 10/22 оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в реестр. В случаях, когда запись в реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Оспаривание зарегистрированного права означает оспаривание тех оснований, по которым возникло конкретное право определенного лица.
Согласно частям 1 и 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 сентября 2019 г. N Ф06-50547/19 по делу N А57-23295/2018