г. Казань |
|
26 сентября 2019 г. |
Дело N А57-18658/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей: Муравьева С.Ю., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
заинтересованного лица - администрации муниципального образования "Город Саратов" - Якушевой Е.Н. (доверенность от 05.04.2019),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
иных заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ткачева Николая Владимировича на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2019 по делу N А57-18658/2018
по заявлению индивидуального предпринимателя Ткачева Николая Владимировича (ОГРН ИП 314644908000020, ИНН 644911670048), заинтересованные лица: комитет по управлению имуществом г. Саратова (ИНН 6450003860, ОГРН 1026402195511), администрация муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280), комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1126450007155, ИНН 6450056004), Министерство культуры Саратовской области (ОГРН 1036405004712, ИНН 6450030101), Управление по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области (ОГРН 1156451024180, ИНН 6454104918), Министерство культуры Российской Федерации (ОГРН 1087746878295, ИНН 7705851331), Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1046405512229, ИНН 6452093964), муниципальное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система города Саратова" (ОГРН 1036405208850, ИНН 6452066135), муниципальное унитарное предприятие "Физкультурно спортивный комплекс" (ОГРН 1026403342129, ИНН 6454039761), муниципальное унитарное предприятие "Саргорсвет" (ОГРН 1026403357980, ИНН 6454003660) об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ткачев Николай Владимирович (далее - заявитель, ИП Ткачев Н.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Администрация) в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 47 850 кв. м, с кадастровым номером 64:48:010306:2, расположенною по адресу: г. Саратов, сад "Липки" в Волжском районе, содержащегося в письме от 11.05.2018 N 12.06/10043.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: комитет по управлению имуществом г. Саратова, администрация муниципального образования "Город Саратов", муниципальное унитарное предприятие "Саргорсвет" (далее - МУП "Саргорсвет"), Министерство культуры Саратовской области, Управление по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области, Министерство культуры Российской Федерации, комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет), муниципальное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система города Саратова" (далее - МУК "Централизованная библиотечная система города Саратова"), муниципальное унитарное предприятие "Физкультурно спортивный комплекс" (далее - МУП "Физкультурно спортивный комплекс"), комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.02.2019 признан незаконным отказ Администрации в предварительном согласовании ИП Ткачеву Н.В. предоставления в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка площадью 47 850 кв. м, с кадастровым номером 64:48:010306:2, расположенного по адресу: г. Саратов, сад "Липки" в Волжском районе, содержащийся в письме от 11.05.2018 N 12.06/10043.
Кроме того, суд обязал Администрацию устранить нарушение прав и законных интересов ИП Ткачева Н.В. Суд взыскал с Администрации в пользу ИП Ткачева Н.В. государственную пошлину в размере 300 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2019 решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.02.2019 отменено. Принят по делу новый судебный акт. В удовлетворении требований ИП Ткачева Н.В. отказано.
В кассационной жалобе ИП Ткачев Н.В. просит постановление суда апелляционной инстанции отменит, оставить в силе решение суда первой инстанции, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Ткачеву Н.В. на праве собственности принадлежит нежилое здание площадью 65,7 кв. м, расположенное по адресу г. Саратов, ул. Соборная, д. 17А, кадастровый номер 64:48:010305:493, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 07.02.2013 сделана запись о регистрации 64-64-11/770/2012-305, выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 64-АГ N 830206.
Указанный объект недвижимости располагается в пределах земельного участка с кадастровым номером 64:48:010306:2, граница которого в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлена, что следует из представленной в материалы дела выписки из ЕГРН.
Кроме того, на указанном земельном участке так же располагаются объекты недвижимости, принадлежащие: МУП "Физкультурно-спортивный комплекс", МУК "Централизованная библиотечная система города Саратова", МУП "Саргорсвет", МО "Город Саратов".
На данном земельном участке располагается городской сад "Липки", включенный в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176.
12 апреля 2018 года предприниматель, на основании статьи 39.20 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), обратился к Главе МО "Город Саратов", председателю Комитета по управлению имуществом г. Саратова с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 64:48:010306:2, границы которого подлежат уточнению, в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора.
Письмом Администрации от 11.05.2018 N 12.06/10043 ИП Ткачеву Н.В. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 64:48:010306:2 в связи с тем, что земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, что, в свою очередь является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 2 статьи 39.16 ЗК РФ.
Полагая данный отказ незаконным, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, ссылаясь на позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.04.2012 N 12955/11 по делу N А74-2987/2010, согласно которой для реализации собственником здания или помещений в нем исключительного права на приватизацию или получение в аренду земельного участка не требуется прекращение права иного (бессрочного) пользования, пришел к выводу о незаконности отказа Администрации в предварительном согласовании предпринимателю предоставления в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка с кадастровым номером 64:48:010306:2, содержащегося в письме от 11.05.2018 N 12.06/10043.
Отменяя решение и отказывая в удовлетворении требований предпринимателя, суд апелляционной инстанции указал, что данная правовая позиция актуальна для правоотношений, возникших до 01.03.2015 (до вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ). После указанной даты действует норма пункта 2 статьи 39.16 ЗК РФ, согласно которой уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
В рассматриваемом случае предприниматель не подпадает под исключительные случаи, предусмотренные названной нормой; он не является обладателем права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, в том числе и под его объектом недвижимости.
Изучив доводы заявителя, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого отказа) установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Требования к заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, а также перечень прилагаемых к нему документов установлены пунктами 1, 2 статьи 39.17, подпунктами 1, 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ.
Согласно статье 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В силу пункта 2 статьи 39.16 ЗК РФ основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является установление факта предоставления этого земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
Судами установлено, что постановлением Администрации от 18.02.2015 N 583 земельный участок с кадастровым номером 64:48:010306:2 предоставлен комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" в постоянное (бессрочное) пользование (т. 2, л.д. 21-22).
Право постоянного (бессрочного) пользования Комитета на спорный земельный участок зарегистрирован в установленном порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т.1, л.д. 26, 27), а так же материалами регистрационного дела (т. 2, л.д. 1-23).
Граница земельного участка с кадастровым номером 64:48:010306:2 в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлена, что следует из представленной в материалы дела выписки из ЕГРН, в связи с чем, заявитель обратился в Комитет по управлению имуществом с заявлением в порядке подпункта 2 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ.
Письмом Администрации от 11.05.2018 N 12.06/10043 ИП Ткачеву Н.В. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 64:48:010306:2 в связи с тем, что земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования иному лицу, что является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 2 статьи 39.16 ЗК РФ.
Право постоянного (бессрочного) пользования Комитета на спорный земельный участок возникло и зарегистрировано после приобретения предпринимателем объекта недвижимости. Данное право не прекращено и никем не оспорено.
ИП Ткачев Н.В. не является обладателем права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, в том числе и под его объектом недвижимости.
У лица, которому на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования предоставлен земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки (пункт 2 статьи 11.8 ЗК РФ).
При наличии не оспоренного права постоянного (бессрочного) пользования Комитета на спорный земельный участок признание незаконным отказа Администрации в предварительном согласовании ИП Ткачеву Н.В. предоставления в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора спорного земельного участка не восстановит нарушенные, по мнению заявителя, права и повлечет нарушение прав и законных интересов заинтересованного лица - комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов".
С учетом изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что испрашиваемый земельный участок входит в состав земельного участка предоставленного на праве постоянного бессрочного пользования иному лицу, в связи с чем не может быть предоставлен заявителю в силу пункта 2 статьи 39.16 ЗК РФ, что в свою очередь является основанием для отказа предпринимателю в предварительном согласовании предоставления данного земельного участка.
Кроме того, как следует из заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, предприниматель просил предоставить в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора земельный участок с кадастровым номером 64:48:010306:2 площадью 47 850 кв. м, расположенный по адресу: г. Саратов, Волжский район, сад "Липки", для целей использования общественного туалета (т.1, л.д. 80-81).
Как следует из материалов дела и подтверждается Комитетом по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации МО "Город Саратов", спорный земельный участок располагается в пределах территориальной зоны Р-2, для которой в качестве вспомогательного вида разрешенного использования предусмотрено вид "общественные туалеты".
Основной вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 64:48:010306:2 - для сада "Липки", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т.1, л.д. 26, 27), а так же материалами регистрационного дела (т. 2, л.д. 1-23).
Как указано выше, на земельном участке располагается городской сад "Липки", включенный в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка, установленный в градостроительном регламенте, не может быть выбран вместо основного при предоставлении земельного участка (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением разрешенного использования земельного участка, утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018).
Таким образом, заявителем не мог быть избран для всего спорного земельного участка с основным видом использования - для сада "Липки" вспомогательный вид использования - "общественный туалет".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 25.10.2018 по делу N 57-10150/2016 ИП Ткачеву Н.В. было отказано в признании незаконным постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 12.02.2018 N 289. Разрешая спор, суд установил, что на испрашиваемом участке с кадастровым номером 64:48:010306:2 расположен городской сад "Липки" - объект культурного наследия федерального значения, для территории объекта установлен специальный режим использования земель историко-культурного назначения, земельный участок (территория парка) закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за другим лицом.
При рассмотрении настоящего спора оспаривая решение администрации об отказе в предварительном согласовании всего участка (территории парка) общей площадью 47 850 кв. м, предпринимателем не были представлены доказательства об отсутствии оснований для отказа установленных в рамках дела N 57-10150/2016.
Исходя из приведенных правовых норм и конкретных обстоятельств дела суд кассационной инстанции признает необоснованными доводы предпринимателя, приведенные им в обоснование несогласия с обжалуемым судебным актом. Данные доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами обстоятельств, что в силу норм статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ недопустимо в кассационной инстанции. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены решения и постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2019 по делу N А57-18658/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При наличии не оспоренного права постоянного (бессрочного) пользования Комитета на спорный земельный участок признание незаконным отказа Администрации в предварительном согласовании ИП Ткачеву Н.В. предоставления в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора спорного земельного участка не восстановит нарушенные, по мнению заявителя, права и повлечет нарушение прав и законных интересов заинтересованного лица - комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов".
С учетом изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что испрашиваемый земельный участок входит в состав земельного участка предоставленного на праве постоянного бессрочного пользования иному лицу, в связи с чем не может быть предоставлен заявителю в силу пункта 2 статьи 39.16 ЗК РФ, что в свою очередь является основанием для отказа предпринимателю в предварительном согласовании предоставления данного земельного участка.
...
Как указано выше, на земельном участке располагается городской сад "Липки", включенный в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 сентября 2019 г. N Ф06-50419/19 по делу N А57-18658/2018