г. Казань |
|
16 октября 2019 г. |
Дело N А12-47043/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Ольховикова А.Н., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
Общества с ограниченной ответственностью "Аврора Холдинг Оверсиз" - Калашниковой Л.П., доверенность от 08.10.2019,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области - Тимофеева М.А., доверенность от 21.02.2019,
Общества с ограниченной ответственностью "Экология" - Левченко А.В., доверенность от 25.08.2019,
в отсутствие:
Государственного учреждения здравоохранения "Поликлиника N 2" - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аврора Холдинг Оверсиз"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.03.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2019
по делу N А12-47043/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аврора Холдинг Оверсиз" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, заинтересованные лица: Государственное учреждение здравоохранения "Поликлиника N 2", общество с ограниченной ответственностью "Экология", о признании незаконным решения антимонопольного органа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аврора Холдинг Оверсиз" (далее - ООО "Аврора Холдинг Оверсиз", истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - УФАС по Волгоградской области, Управление, антимонопольный орган) о признании незаконными решения от 09.10.2018 N 18-02/04-371и предписания от 12.10.2018 N 18-02/04-371.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом привлечены Государственное учреждение здравоохранения "Поликлиника N 2", общество с ограниченной ответственностью "Экология".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.03.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2019 Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.03.2019 оставлено без изменения.
Общество, не согласившись с вынесенными судебными актами, обратилось в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит их отменить.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель антимонопольного органа отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "Экология" просил оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Государственное учреждение здравоохранения "Поликлиника N 2" в судебное заседание своих представителей не направило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия Государственного учреждения здравоохранения "Поликлиника N 2".
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей общества, антимонопольного органа, Общества с ограниченной ответственностью "Экология", арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами предыдущих инстанций и следует из материалов дела, 17.09.2018 ГУЗ "Поликлиника N 2" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликованы извещение и документация о проведении открытого аукциона в электронной форме "Поставка дезинфицирующих средств" (номер извещения 0129200005318003457). Начальная (максимальная) цена контракта 3 109 154,10 рублей.
Согласно Техническому заданию заказчику было необходимо 6 дезинфицирующих средств, разной направленности:
1. Готовый к применению спиртовой раствор для быстрой дезинфекции небольших по площади, а также труднодоступных мест, поверхностей приборов, медицинского оборудования. Содержит Спирт - не менее 50 %, ЧАС - не более 0,2 %. Не содержит хлоргексидин, амины, гуанидины, красители. Антимикробная активность в отношении бактерий, микобактерий туберкулеза, вирусов, грибов. Дезинфекция поверхностей проводится из расчета не более 150 мл/м2. Время обеззараживания в хирургических, стоматологических, гинекологических отделениях, процедурных кабинетах, лабораториях - не более 5 мин. Время обеззараживания в кожно-венерологических, туберкулезных отделениях - не более 15 мин. Форма выпуска - емкость вместимостью не менее 0,75л, с распылителем.
2. Жидкий концентрат для приготовления растворов для дезинфекции поверхностей, предстерилизационной очистки, в т.ч. совмещенной с дезинфекцией, изделий медицинского назначения и эндоскопов. Содержит ЧАС и производные гуанидина сумарное - не менее 10%.Не содержит хлор, альдегидов, перекисных соединений, аминов, кислот Антимикробная активность в отношении бактерий, вирусов (включая вирусы гепатитов, ВИЧ, полиомиелита), грибов. Режимы применения и выход рабочего раствора:- дезинфекция поверхностей по вирусному режиму: выход рабочего раствора из 1 л - не менее 200 л при времени экспозиции не более 30 мин; - дезинфекция, совмещенная с предстерилизационной очисткой, ИМН и эндоскопов ручным способом: выход рабочего раствора из 1 л - не менее 200 л при времени выдержки не более 30 мин; пред стерилизационная очистка ИМН и эндоскопов ручным способом: выход рабочего раствора из 1 л средства - не менее 200 л при времени выдержки не более 15 мин. Срок годности рабочих растворов - не менее 14 суток. Форма выпуска - емкость объемом не менее 5 л.
3. Хлорсодержащее средство в виде таблеток для дезинфекции поверхностей, текущих и генеральных уборок, дезинфекции биологических выделений. Содержит хлор активные соединения - не менее 98%. Антимикробная активность в отношении бактерий, микобактерий туберкулеза, возбудителей особо опасных инфекций, вирусов, грибов, спор. Режимы применения и выход рабочего раствора: - дезинфекция поверхностей при бактериальных инфекциях - не менее 3 700 л при времени экспозиции не более 60 мин; - дезинфекция поверхностей при грибковых инфекциях - не менее 1850 л при времени экспозиции не более 60 мин; - проведение генеральных уборок - не менее 1850 л при времени обеззараживания не более 45 мин; - дезинфекция ИМН из коррозионно-стойких материалов при вирусных и бактериальных инфекциях - не менее 925 л при времени выдержки не более 90 мин; - дезинфекция биологических выделений при бактериальных и грибковых инфекциях - не менее 180 л при времени выдержки не более 360 мин. Срок годности рабочих растворов - не менее 5 суток. Форма выпуска - емкость вместимостью не менее 1 кг.
4. Жидкий концентрат для приготовления растворов для дезинфекции высокого уровня эндоскопов, холодной химической стерилизации ИМН и эндоскопов. Содержит ЧАС - не менее 5%, альдегиды - не менее 5%, производные фенола не более 10%. Не содержит хлор, гуанидин, триамин. Антимикробная активность в отношении бактерий, микобактерий туберкулеза, особо опасных инфекций, вирусов, грибов, спор. Режимы применения и выход рабочего раствора: - дезинфекция высокого уровня эндоскопов - не менее 16л при времени выдержки не более 20 мин; - стерилизация ИМН и эндоскопов - не менее 12 л при времени выдержки не более 30 мин. Срок годности рабочих растворов - не менее 14 суток. Форма выпуска - емкость объемом не менее 1 л.
5. Готовый к применению спиртовой раствор для гигиенической обработки рук медицинского персонала и обработки рук хирургов. Содержит спирт - не менее 60%, смягчающие кожу компоненты и функциональные добавки. Не содержит хлоргексидин, четвертичных аммониевых соединений, гуанидин. Антимикробная активность в отношении бактерий, микобактерий туберкулеза, вирусов, грибов. Режимы применения: - гигиеническая обработка рук: не более 3 мл, время обработки не менее 30 сек; - обработка рук хирургов: не более 10 мл, общее время обработки не более 5 мин. Форма выпуска - в форме спрея в ёмкостях объемом: не менее 1л с дозатором.
6. Жидкое дезинфицирующее мыло для гигиенической обработки рук, обработки рук хирургов перед применением антисептика, санитарной обработки кожных покровов Содержит действующих веществ не более 0,25%, а так же функциональные добавки, увлажняющие и ухаживающие за кожей рук компоненты. Антимикробная активность в отношении грамположительных (кроме микобактерий туберкулеза) и грамотрицательных бактерий. Режимы применения: - гигиеническая обработка рук: не более 3 мл средства, время обработки не менее 1 мин; - обработка рук хирургов и оперирующего медицинского персонала перед использованием антисептика: не более 6 мл средства, общее время обработки не менее 2 мин; - санитарная обработка кожных покровов. Форма выпуска - емкость объемом не менее 0,5л с дозатором.
03.10.2018 ООО "Экология" обратилось в УФАС по Волгоградской области с жалобой (вх. 8812) на положения документации при проведении аукциона в электронной форме "Поставка дезинфицирующих средств".
УФАС по Волгоградской области вынесло решение N 18-02/04-371 от 09.10.2018 о признании жалобы частично обоснованной. Управлением установлено, что аукционная документация включает в себя излишние требования к характеристикам дезинфицирующих средств, без возможности поставки эквивалента, что приводит к ограничению количества участников закупки, в связи с чем заказчик признан нарушившим пункт 1 части 1 статьи 64, пункты 1, 2 части 1 статьи 33, пункт 10 статьи 42, пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Также заказчику и оператору электронной площадки выдано предписание N 18-02/04-371 от 12.10.2018 об устранении допущенных нарушений.
Полагая, что названное решение и предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с указанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу, что при указании цели использования и области применения дезинфицирующего средства описание его рецептуры (в виде указания процентного содержания действующих веществ), носит избыточный характер и формирует узконаправленных поставщиков, что приводит к ограничению количества участников закупки, при этом правомерно руководствовались следующим.
Частями 1 и 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из буквального толкования вышеуказанной нормы следует, что заказчики, уполномоченные органы, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, чтобы с одной стороны, обеспечить приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать и указанному Федеральному закону.
Специальным законом, регулирующим отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, является Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции дано понятие "конкуренция", которое определено как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Пунктом 17 статьи 4 Закона о конкуренции дано определение понятию "признаки ограничения конкуренции" - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг, требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. Таким образом, в аукционе принимают участие любые юридические и физические лица, то есть, в силу пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, хозяйствующие субъекты.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в техническом задании на поставку дезинфицирующих средств указаны цели и подробное описание состава (рецепта) дезинфицирующего средства.
Санитарные правила 3.5.1378-03.3.5. "Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 07.06.2003, устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению работ и услуг, включающих разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг.
Согласно пункту 3.2 СП 3.5.1378-03 для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции и дератизации используют химические и биологические средства, оборудование, аппаратуру и материалы, допущенные к применению в установленном порядке, не оказывающие неблагоприятного воздействия на человека.
В соответствии с пунктом 2.1 Приказа Минздрава Российской Федерации от 10.11.2002 N 344 "О государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей" с 1.01.2003 года организовано проведение государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей.
Как верно указали суды, все дезинфицирующие средства, прошедшие государственную регистрацию, отвечают нормативно установленным требованиям к качеству и безопасности.
Согласно пункту 3.6.3 СП 3.5.1378-03 выбор дезинфицирующего средства, а также способа его применения определяются особенностями обеззараживаемого объекта, биологическими свойствами микроорганизма, что в совокупности должно обеспечить достижение дезинфекции.
Следовательно, согласно санитарным правилам определяющими характеристиками для дезинфицирующего средства в совокупности являются область его применения.
Данное требование нашло свое отражение в техническом задании.
Все без исключения дезинфицирующие средства на территории Российской Федерации проходят исследования, предрегистрационные испытания, регистрируются, сертифицируются на основе требований Руководства 4.2.2643- 10.3.5 "Дезинфектология".
В связи с этим на территории Российской Федерации действует единая установленная классификация дезинфицирующих средств, указанная в пунктах 4.1., 4.2. Руководства, в соответствии с которой и проводятся соответствующие исследования, испытания и регистрация. Если речь идёт о дезинфицирующих средствах, то, предъявляемые к ним требования определяются только данным руководством.
При регистрации дезинфицирующих средств в инструкциях по их применению прописывается индивидуальный рецептурный состав средства, на основе которого уже были произведены все необходимые исследования и испытания.
В порядке статьи 55.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции к участию в деле в качестве специалиста в области дезинфектологии привлечен кандидат медицинских наук, доцент по специальности "Микробиология", заведующий лабораторией биологической безопасности федерального казенного учреждения здравоохранения "Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт Роспотребнадзора" Ротов К.А.
Специалист Ротов К.А. пояснил, что все официально представленные на рынке России дезинфицирующие средства, которых насчитывается более 2 000 наименований, апробированы и сертифицированы в качестве соответствующих дезинфицирующих веществ. Это означает, что эти средства в ходе сертификации прошли все необходимые испытания и отвечают своему назначению (уничтожать те или иные микробы, бактерии).
Как пояснил специалист, при наличии указания области применения отсутствует необходимость указания конкретного рецепта дезинфицирующего средства.
Рецептуру конкретных дезинфицирующих средств определяет производитель, для которого наличие и процентное содержание того или иного вещества в составе дезинфицирующего средства во многом является маркетинговым ходом, позволяющим выделить свою продукцию среди подобных средств иных производителей.
Также судами принято во внимание, что заказчиком (ГУП "Поликлиника N 2") не представлено никаких доказательств необходимости установления требований к процентному содержанию действующих веществ в составе дезинфицирующих средств.
Таким образом, суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что включение в аукционную документацию описания рецептуры дезинфицирующего средства, в том числе указание процентного содержания действующих веществ, носит избыточный характер и формирует узконаправленных поставщиков, что в свою очередь, приводит к ограничению количества участников закупки.
Положенные в основу кассационной жалобы общества доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами предыдущих инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств в кассационной инстанции недопустима в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.03.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2019 по делу N А12-47043/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
А.Н. Ольховиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 17 статьи 4 Закона о конкуренции дано определение понятию "признаки ограничения конкуренции" - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг, требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. Таким образом, в аукционе принимают участие любые юридические и физические лица, то есть, в силу пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, хозяйствующие субъекты.
...
В соответствии с пунктом 2.1 Приказа Минздрава Российской Федерации от 10.11.2002 N 344 "О государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей" с 1.01.2003 года организовано проведение государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 октября 2019 г. N Ф06-52943/19 по делу N А12-47043/2018