г. Казань |
|
17 октября 2019 г. |
Дело N А12-41796/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Топорова А.В.,
судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Бургановым Б.Р.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Энергопром" - Полякова М.Г. - представителя по доверенности 01.05.2019,
от Администрации г. Волгограда - Смирновой Е.И. - представителя по доверенности от 31.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Энергопром"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2019
по делу N А12-41796/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Энергопром" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области о признании недействительным (незаконным) предписания администрации Волгограда в лице управления "Жилищная инспекция Волгограда" от 01.11.2018 N 4244-Р,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Энергопром" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда о признании недействительным (незаконным) предписания Администрации Волгограда в лице управления "Жилищная инспекция Волгограда" N 4244-Р от 01.11.2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены - Администрация г. Волгограда; Киянова Елена Ивановна.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.02.2019 заявленные требования удовлетворены, предписание Управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда N 4244-Р от 01.11.2018 признано недействительным.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2019 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.02.2019 отменено, принят по делу N А12-41796/2018 новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Энергопром" требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Энергопром", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению заявителя, судебный акт вынесен при недоказанности имеющихся в деле обстоятельствах; требования о надлежащем уведомлении потребителей об ограничении (или приостановлении) коммунальной услуги соблюдены в полной мере.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Администрации г. Волгограда отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятого судом апелляционной инстанции постановления.
Проверив законность принятого по делу судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения 4244-Р от 22.10.2018, в связи с заявлением проживающего в квартире N 9 дома N 30 "Б" по ул. 51 Гвардейской г. Волгограда - Киянова А.Ю., Управлением "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда проведена внеплановая выездная проверка деятельности ООО "Управляющая компания Энергопром" по вопросам обоснованности приостановления коммунальной услуги "электроснабжение" потребителям квартиры N 9 дома N 30 "Б" по ул. 51-Гвардейской.
При проведении проверки установлено, что многоквартирный дом N 30б по ул. 51-Гвардейской г. Волгограда находится в управлении управляющей организации ООО "УК "Энергопром" на основании договора управления и протокола общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме.
Коммунальная услуга по электроснабжению потребителям квартиры N 9 приостановлена.
В ходе проверки управляющей организацией предоставлены документы, подтверждающие наличие задолженности за жилищно-коммунальные услуги, уведомление об ограничении (или приостановлении) коммунальной услуги по электроснабжению от 16.08.2018, направленное в адрес заявителя почтой; акт от 01.10.2018, согласно которому коммунальная услуга по электроснабжению в квартире N 9 была приостановлена управляющей организацией.
Вместе с тем, контролирующим органом, исходя из представленных в ходе проверки документов, сделан вывод о том, что потребитель не был надлежащим образом уведомлен о приостановлении ему коммунальной услуги, а именно: не установлен факт и дата получения потребителем уведомления о приостановлении коммунальной услуги, чем нарушены требования пункта 9 Приложения N 4 Правил N 354, подпункт "а" пункта 119 Правил N 354.
Выявленные нарушения отражены в Акте проверки от 30.10.2018 N 4244-Р.
По результатам проверки ООО "Управляющая компания Энергопром" выдано предписание N 4244-Р от 01.11.2018, в котором указано на необходимость в срок до 05.11.2018 возобновить коммунальную услугу по электроснабжению потребителям квартиры N 9.
Считая, что предписание N 4244-Р от 01.11.2018 вынесено незаконно, Общество обратилось в арбитражный суд за защитой своего нарушенного права.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что наличие задолженности по оплате коммунальной услуги установлено. Управляющей компанией не допущено нарушений в части надлежащего уведомления собственника о приостановлении коммунальной услуги по электроснабжению.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что предписание N 4244-Р от 01.11.2018 вынесенное уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Энергопром" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемое постановление, исходит из следующего.
Правоотношения по обеспечению коммунальными услугами жилого дома (помещения, квартиры) находятся в сфере регулирования жилищным законодательством и законодательством о защите прав потребителей, а нормы гражданского законодательства в части защиты прав потребителей и в части жилищных правоотношений носят общий характер.
Так, общие требования статьи 309 и пункта 2 статьи 328 ГК РФ о том, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, а в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков, применительно к рассматриваемым правоотношениям конкретизируются в положениях Жилищного кодекса Российской Федерации и утвержденных в соответствии с ними Правил N 354.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, в силу подпункта "г" пункта 4 Правил N 354 относится к коммунальным услугам.
Как предусмотрено подпунктом "а" пункта 117 Правил N 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 119 Правил N 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.
Из содержания подпункта "а" пункта 119 Правил N 354 следует, что лицо, предоставляющее коммунальную услугу, вправе известить потребителя любыми из перечисленных способов, дающих возможность неопровержимо установить, что потребитель получил такое предупреждение (уведомление) и поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги.
Доведение информации об ограничении или приостановлении предоставления коммунальной услуги до потребителя имеет целью защиту потребителя от ущерба его здоровью и безопасности, а также защиту его экономических интересов, как экономически более слабой и зависимой стороны в гражданско-правовых отношениях с организацией - исполнителем коммунальной услуги, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20.12.2011 N 29-П, определении от 29.09.2011 N 1113-О-О, а также Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в решении от 25.11.2013 N АКПИ13-852.
Судами установлено, что ООО "Управляющая компания Энергопром" является исполнителем коммунальной услуги электроснабжения в жилом доме, расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. 51-Гвардейская, д. 30 "б". Потребителем, проживающим в квартире N 9 указанного дома, была допущена неполная уплата жилищно-коммунальных услуг, предусмотренная пунктом 118 Правил N 354.
Управляющей компанией потребителю Кияновой Елене Ивановне 31.08.2018 направлено уведомление N 289 от 16.08.2018, содержащее сведения о наличии задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 11 468,85 руб., в том числе непогашенная задолженность за потребленную электроэнергию в размере 2 011,08 руб. Данное уведомление также содержало указание на то, что в случае непогашения образовавшейся задолженности в течение 20 дней подача электроэнергии будет ограничена, а впоследствии (по истечении 10 дней со дня введения ограничения) приостановлена.
Уведомление от 16.08.2018 N 289 о приостановлении подачи электроэнергии в связи с имеющейся задолженностью по оплате, направлено в адрес собственника квартиры N 9 в многоквартирном доме N 30 "Б" по ул. 51-й Гвардейской в г. Волгограде (Кияновой Е.И.) 31.08.2018. Согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 40009422048438 с сайта Почта России, указанное уведомление прибыло в место вручения 01.09.2018. В связи с истечением срока хранения уведомление возвращено отправителю.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 40009422048438, почтовое отправление прибыло в место вручения 01.09.2018, выслано обратно отправителю 02.10.2018 в связи с истечением срока хранения и получено ООО "УК Энергопром" 15.11.2018.
Согласно Акту проверки, коммунальная услуга по электроснабжению в квартире N 9 была приостановлена 01.10.2018.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что сам по себе факт направления ООО "УК Энергопром" в адрес Кияновой Е.И. уведомления от 16.08.2018 N 289 о приостановлении (ограничении) коммунальной услуги по электроснабжению посредством заказного письма не может свидетельствовать о том, что потребитель поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что собственник жилого помещения не был надлежащим образом уведомлен о приостановлении коммунальной услуги по электроснабжению, порядок приостановления предоставления коммунальной услуги по причине наличия у потребителя задолженности по ее оплате, установленный Постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354, управляющей компанией нарушен.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, имеющимся в деле доказательствам и действующему законодательству.
Законодательством не предусмотрено применение мер воздействия без уведомления об этом должника, а пунктом 119 Правил N 354 установлен специальный порядок уведомления потребителя коммунальной услуги, включающий различные способы предупреждения (путем вручения потребителю-должнику под расписку, направления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), иным способом), применяемые для подтверждения факта и конкретной даты получения потребителем соответствующего предупреждения (уведомления).
Сам по себе факт направления предупреждения (уведомления) заказным письмом с уведомлением о вручении, которое адресатом не получено (независимо от причин неполучения) и возвращено отправителю, не свидетельствует о том, что потребитель поставлен в известность о возможности введения ограничения либо прекращения предоставления ему коммунальной услуги.
Общество в отношении потребителя осуществило введение ограничения предоставления коммунальной услуги с нарушением установленного порядка, то есть без надлежащего уведомления и соблюдения двадцатидневного срока на погашение задолженности.
Судом апелляционной инстанции установлены все имеющие значение для дела обстоятельства, исследованы все представленные в материалы дела доказательства, им дана надлежащая правовая оценка, на основании чего сделан правильный вывод о том, что предписание N 4244-Р от 01.11.2018 вынесено уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Энергопром" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не возлагает на заявителя незаконную обязанность исходя из содержательно-правового смысла статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не могут быть положены в основу постановления суда кассационной инстанции об отмене обжалуемых судебных актов.
Нормы материального и процессуального права применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При подаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Энергопром" ошибочно уплатило государственную пошлину в размере 3 000 руб. по платежному поручению N 335 от 15.07.2019.
Вопрос о возврате излишне уплаченной государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы по настоящему делу в размере 1 500 руб. может быть рассмотрен судом первой инстанции после представления заявителем оригинала платежного поручения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2019 по делу N А12-41796/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.В. Топоров |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доведение информации об ограничении или приостановлении предоставления коммунальной услуги до потребителя имеет целью защиту потребителя от ущерба его здоровью и безопасности, а также защиту его экономических интересов, как экономически более слабой и зависимой стороны в гражданско-правовых отношениях с организацией - исполнителем коммунальной услуги, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20.12.2011 N 29-П, определении от 29.09.2011 N 1113-О-О, а также Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в решении от 25.11.2013 N АКПИ13-852.
Судами установлено, что ООО "Управляющая компания Энергопром" является исполнителем коммунальной услуги электроснабжения в жилом доме, расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. 51-Гвардейская, д. 30 "б". Потребителем, проживающим в квартире N 9 указанного дома, была допущена неполная уплата жилищно-коммунальных услуг, предусмотренная пунктом 118 Правил N 354.
...
Законодательством не предусмотрено применение мер воздействия без уведомления об этом должника, а пунктом 119 Правил N 354 установлен специальный порядок уведомления потребителя коммунальной услуги, включающий различные способы предупреждения (путем вручения потребителю-должнику под расписку, направления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), иным способом), применяемые для подтверждения факта и конкретной даты получения потребителем соответствующего предупреждения (уведомления)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 октября 2019 г. N Ф06-51655/19 по делу N А12-41796/2018