г. Казань |
|
22 октября 2019 г. |
Дело N А55-2098/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Хайруллиной Ф.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пашиной Ж.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Самарской области представителей:
заявителя - Короленко О.Ю. (доверенность от 24.01.2017),
ответчика - Поповой М.Н. (доверенность от 16.01.2019),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019
по делу N А55-2098/2018
по заявлению индивидуального предпринимателя Деулина Григория Михайловича, г. Самара (ОГРН ИП 316631300183870) к Департаменту градостроительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, с участием третьих лиц: главы городского округа Самара, г. Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, администрации городского округа Самара, г. Самара, Правительства Самарской области, г. Самара, Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара, Думы городского округа Самары, г. Самара, о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Деулин Григорий Михайлович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Деулин Г.М.) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Департаменту градостроительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент градостроительства) о признании незаконными действий Департамента градостроительства, выразившихся во внесении в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД) сведений о наличии в границах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0706003:63 территорий общего пользования, и обязании Департамент градостроительства устранить допущенные нарушения путём исключения из ИСОГД сведений о территориях общего пользования.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ), привлечены глава городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент управления имуществом г.о. Самара), Администрация городского округа Самара, Правительство Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, Дума городского округа Самары.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.09.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019 решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Суд признал незаконными действия Департамента градостроительства, выразившиеся во внесении в ИСОГД сведений о наличии в границах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0706003:63 территорий общего пользования, и обязал Департамент градостроительства устранить допущенные нарушения путем исключения из ИСОГД сведений о наличии в границах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0706003:63 территорий общего пользования в месячный срок с момента вступления в законную силу данного постановления.
Департамент градостроительства обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, мотивируя неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель заявителя, считая доводы жалобы несостоятельными, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Самарской области.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании договора купли-продажи имущества от 01.07.2016 ИП Деулину Г.М. принадлежат на праве собственности два объекта недвижимости: нежилое здание общей площадью 185,2 кв. м и нежилое здание общей площадью 1199,5 кв. м, расположенные по адресу: г. Самара, ул. Ташкентская, д. 248А, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 08.07.2016 (т. 1 л.д. 39 - 40).
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0706003:63 площадью 5491 кв. м, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 04.05.2017 N 63-0-1-55/4202/2017-44.
ИП Деулин Г.М. обратился к главе городского округа Самара с заявлением от 19.04.2017 о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.
Приказом от 11.10.2017 N 2959 Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал предпринимателю в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с отнесением части испрашиваемого земельного участка к территории общего пользования.
Утверждая, что согласно сведениям из ЕГРН и заключениям кадастровых инженеров - красные линии (территории общего пользования) в границах испрашиваемого участка отсутствуют, при этом сведения о красных линиях (территориях общего пользования) в ИСОГД внесены ответчиком в отсутствие соответствующей утверждённой проектной документации; расположенное на спорном земельном участке здание (по которому в настоящее время проходит красная линия) в 2011 году было введено в эксплуатацию в установленном законом порядке, при этом по состоянию на дату выдачи Департаментом градостроительства разрешения на строительство и акта ввода здания в эксплуатацию красные линии в генеральном плане отсутствовали; в связи с чем, полагая действия Департамента градостроительства по внесению в ИСОГД сведений о наличии в границах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0706003:63 территорий общего пользования не соответствующими нормам действующего законодательства, а также нарушающими права предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требовании, суд первой инстанции исходил из того, что Департамент градостроительства является уполномоченным органом по организации ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, в связи с чем оспариваемые действия по внесению в ИСОГД сведений о наличии в границах испрашиваемого земельного участка территорий общего пользования полностью соответствуют требованиям действующего законодательства.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 1 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Следовательно, отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления заинтересованного лица без удовлетворения.
В силу статьи 65 АПК РФ обязанность доказать факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.
В силу пунктов 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). Линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), линейный объекты именуются как красные линии.
В целях устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документов по планировке территории в соответствии со статей 41, 42, 43 и 45 ГрК РФ. Документация подлежит утверждению и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 23, подпунктами "а" пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ красные линии являются обязательным элементом проекта планировки территории города, которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа.
Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации определяются Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 3.8 Инструкции красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ землепользований; при установлении границ территориальных зон в поселениях; в земельном и градостроительном кадастрах; на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения.
Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения (генерального плана поселения совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки) и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов (пункт 4.1 Инструкции).
В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождается указанием на необходимость последующей детальной разработки (пункт 4.3 Инструкции).
При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления (пункт 4.4 Инструкции).
В соответствии с пунктом 4.6 Инструкции корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
В силу пункта 4.7 Инструкции сводный план красных линий выполняется, хранится и поддерживается органами архитектуры и градостроительства. Органы архитектуры и градостроительства осуществляют контроль за соблюдением красных линий на подведомственной территории и несут ответственность за своевременное внесение дополнений и изменений в соответствии с утвержденными разбивочными чертежами.
В соответствии со статьей 56 ГрК РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений (часть 1); целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства (часть 3) Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя: 1) сведения: а) о документах территориального планирования РФ в части, касающейся территорий муниципальных образований; б) о документах территориального планирования субъектов РФ в части, касающейся территорий муниципальных образований; в) о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию; г) о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений; д) о документации по планировке территории; е) об изученности природных и техногенных условий на основании результатов инженерных изысканий; ж) о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд; з) о геодезических и картографических материалах; и) о создании искусственного земельного участка; 2) дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках; 3) иные документы и материалы (часть 4).
Согласно части 3 статьи 42 ГрК РФ красные линии включаются в состав проекта планировки территории, ввиду чего их разработка, утверждение и изменение осуществляется путем разработки проектов планировки соответствующих территорий.
В силу статьи 46 ГрК РФ решение об утверждении документации по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) принимается главой муниципального образования с учетом публичных слушаний.
В соответствии с Положением об информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, утвержденным распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 11.11.2011, исключительные полномочия по ведению ИСОГД в г.о. Самара, а также по предоставлению сведений, содержащихся в системе, осуществляет Департамент строительства и архитектуры (в настоящее время - Департамент градостроительства г.о. Самара).
Как установлено судом, схема испрашиваемого земельного участка в целях предоставления его правопредшественнику (бывшему собственнику зданий, ООО "МЖКстрой") под строительство базы была утверждена в 1997 году при согласовании с уполномоченным департаментом администрации г.о. Самара.
Утверждение схемы расположения земельного участка включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана или кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур (трубопроводов и ЛЭП), границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей.
На момент утверждения схемы спорного земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учёт, а также строительства объектов недвижимости на названном земельном участке и вводе в эксплуатацию при участии Департамента градостроительства в 2011 году, красные линии в его границах отсутствовали.
В настоящее время красная линия согласно выкопировке из ИСОГД проходит по зданию.
В то же время согласно заключениям кадастровых инженеров, имеющихся в материалах дела, оформленным по результатам осмотра участка, территории общего пользования в границах участка отсутствуют (т. 1. л.д. 28, 166 - 169).
Кроме того, апелляционный суд обоснованно учел, что решением Самарского областного суда от 17.12.2018, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2019 N 46-АПА19-7, Генеральный план г.о. Самары, утвержденный решением думы г.о. Самары от 20.03.2008 N 539 в редакции решения Думы г.о. Самары от 07.02.2012 N 181, в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0706003:63, а также Правила застройки и землепользования, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, в части нахождения земельного участка с кадастровым номером 63:01:0706003:63 в двух территориальных зонах: зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) и зоне предприятий и складов V - IV классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 100 м.) (ПК-1), признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Самарский областной суд по указанному делу установил, что порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия оспариваемого решения Думы г.о. Самары регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 29.10.2002 N 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя Российской Федерации N 18-30 от 06.04.1998 "О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", которые применялись в части, не противоречащей ГрК РФ.
Как следует из системного толкования приведенных положений ГрК РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (пункт 4 раздела 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).
При этом из статьи 23 ГрК РФ не следует, что красные линии могли обозначаться на документах Генерального плана.
Действующий с 09.06.2017 Порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, утвержденный приказом Минстроя Российской Федерации от 25.04.2017 N 742/пр, также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пункт 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории.
Красные линии были исключены из схемы N 1 "Основной чертеж. Проектное решение" генерального плана г.о. Самары, утвержденного решением Думы г.о. Самары от 20.03.2008 N 539, и нанесены на схему N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры" генерального плана г.о. Самары в редакции решения Думы г.о. Самары от 07.02.2012 N 181.
Поскольку статьи 23 ГрК РФ не предусмотрено обозначение красных линий на документах Генерального плана городского округа, проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территорий, суд посчитал, что требования истца об оспаривании утвержденного решением думы г.о. Самары от 20.03.2008 N 539 Генерального плана г.о. Самары заявлены обоснованно.
Областной суд признал несостоятельными доводы ответчика и Департамента градостроительства о том, что красные линии закреплены распоряжением Правительства Самарской области от 19.08.2015 N 667-р "Об утверждении проекта планировки территории в целях реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области ул. Ташкентская (от проспекта Карла Маркса до ул. Георгия Димитрова), расположенной в границах городского округа Самара", поскольку, как указало Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, при разработке проекта планировки реконструкции автомобильной дороги ул. Ташкентской красные линии в отношении спорного земельного участка не разрабатывались и не утверждались, а информация о красных линиях была получена из Генерального плана.
При рассмотрении указанного дела заявитель и ответчик являлись участниками процесса, а потому обстоятельства, установленные судом общей юрисдикции при рассмотрении дела, имеют отношения к данным лицам и в силу части 3 статьи 69 АПК РФ обязательны при рассмотрении настоящего дела по отношению к ним.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ и установив факт отсутствия в границах спорного земельного участка территорий общего пользования, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для внесения в ИСОГД сведений о наличии в границах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0706003:63 территорий общего пользования не имелось, в связи с чем правомерно признал заявленные предпринимателем требования подлежащими удовлетворению.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, сводятся к несогласию с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств. Переоценка установленных судом апелляционной инстанций фактических обстоятельств и представленных в дело доказательств в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены обжалуемого судебного акта в силу части 4 статьи 288 АПК РФ.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Департамента не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019 по делу N А55-2098/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Самарский областной суд по указанному делу установил, что порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия оспариваемого решения Думы г.о. Самары регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 29.10.2002 N 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя Российской Федерации N 18-30 от 06.04.1998 "О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", которые применялись в части, не противоречащей ГрК РФ.
Как следует из системного толкования приведенных положений ГрК РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (пункт 4 раздела 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).
При этом из статьи 23 ГрК РФ не следует, что красные линии могли обозначаться на документах Генерального плана.
...
Поскольку статьи 23 ГрК РФ не предусмотрено обозначение красных линий на документах Генерального плана городского округа, проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территорий, суд посчитал, что требования истца об оспаривании утвержденного решением думы г.о. Самары от 20.03.2008 N 539 Генерального плана г.о. Самары заявлены обоснованно."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 октября 2019 г. N Ф06-51876/19 по делу N А55-2098/2018