г. Казань |
|
11 ноября 2019 г. |
Дело N А57-14649/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фёдоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Махмутовой Г.Н.,
при участии представителей:
истца - Григорьева А.Б. по доверенности от 01.08.2018,
ответчика - администрации муниципального образования "Город Саратов" - Полянского Г.Ю. по доверенности от 09.01.2019 N 01-08/1,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы товарищества собственников жилья "Алексеевская, 5" на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2019 (председательствующий судья Телегина Т.Н., судьи Клочкова Н.А., Лыткина О.В.) и администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 24.05.2019, дополнительное решение от 21.06.2019 (судья Бобунова Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2019
по делу N А57-14649/2018
по иску товарищества собственников жилья "Алексеевская, 5" (ОГРН 1066450017040, ИНН 6452917280), г. Саратов к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402204950, ИНН 6450049166), администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344), публичному акционерному обществу "Т Плюс", Автодорога Балтия Красногорского района Московской области, (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) в лице филиала в г. Саратове, г. Саратов, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по управлению имуществом города Саратова, Администрация Кировского района муниципального образования "Город Саратов", муниципальное казенное учреждение "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства", г. Саратов о присуждения к исполнению обязанности в натуре,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Алексеевская, 5" (далее - ТСЖ "Алексеевская, 5", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - МО "Город Саратов", ответчик) об обязании в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для обеспечения помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 5, бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения": в соответствии с техническими условиями публичного акционерного общества "Т Плюс", нормативными документами:
- разработать, и согласовать проект реконструкции центрального теплового пункта N 1 (ЦТП N 1) по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д.3, с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 5, в соответствии с техническими условиями организации, осуществляющей горячее водоснабжение, и нормативными документами, в том числе с выполнением работ: по установке подогревателей горячего водоснабжения, циркуляционных насосов горячего водоснабжения, монтажу трубопроводов в пределах центрального теплового пункта, по установке устройства автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения, необходимой запорно-измерительной арматуры и регулирующих устройств, приборов учета, тепловой изоляции оборудования и трубопроводов горячего водоснабжения в пределах центрального теплового пункта;
- в соответствии с согласованным проектом восстановить (реконструировать) центральный тепловой пункт N 1 по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 3, с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 5, в том числе с выполнением работ: по установке подогревателей горячего водоснабжения, циркуляционных насосов горячего водоснабжения, монтажу трубопроводов в пределах центрального теплового пункта, по установке устройств автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения, необходимой запорно-измерительной арматуры и регулирующих устройств, приборов учета, тепловой изоляции оборудования и трубопроводов горячего водоснабжения в пределах центрального теплового пункта;
- разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 1 по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 3, до ТК-318а/4 с целью прокладки циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 5, в соответствии с техническими условиями организации, осуществляющей горячее водоснабжение, и нормативными документами;
- в соответствии с согласованными проектами провести модернизацию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта N 1 по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 3, до ТК-318а/4, в том числе с выполнением работ: по монтажу подающих и циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения, гидравлической наладке внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения, тепловой изоляции подающих и циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения.
Взыскать с ответчика 6000 рублей в возмещение судебных расходов по уплаченной государственной пошлине.
При рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции истец в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился с заявлением об уточнении исковых требований и просил привлечь к участию в деле в качестве соответчиков по муниципальному образованию "Город Саратов" администрацию муниципального образования "Город Саратов", публичное акционерное общество "Т Плюс" в лице филиала в г. Саратове: обязать муниципальное образование "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", публичное акционерное общество "Т Плюс" в лице филиала в г. Саратове за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для обеспечения помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: 410009, г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 5, бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения": в соответствии с техническими условиями публичного акционерного общества "Т Плюс", нормативными документами разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проектно-сметную документацию:
- на реконструкцию - восстановление внутриквартальных сетей горячего водоснабжения от ЦТП N 1 по ул. Алексеевская, д. 3, до ТК-318а/4 - стены многоквартирного жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 5;
- на реконструкцию ЦТП N 1 по ул. Алексеевская, 3.
При разработке проектно-сметной документации учесть необходимость, в том числе: - монтажа отсутствующего участка циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения; - установки циркуляционных насосов горячего водоснабжения в ЦТП N 1; - выполнения обвязки пластинчатых водоводяных подогревателей в ЦТП N 1; - установки в ЦТП N 1 узла учета тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения; - в соответствии с разработанной, согласованной и утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документацией: - реконструировать - восстановить работоспособное состояние наружного циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения от ЦТП N 1 по ул. Алексеевская, 3, до ТК-318а/4 - стены многоквартирного жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 5, в том числе произвести монтаж отсутствующего участка циркуляционного трубопровода; - реконструировать ЦТП N 1 по ул. Алексеевская, 3, в том числе: - установить циркуляционные насосы горячего водоснабжения; - выполнить обвязку пластинчатых водоводяных подогревателей; - установить узел учета тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения.
В случае неисполнения ответчиками решения суда в установленный в решении срок взыскать в пользу товарищества собственников жилья "Алексеевская 5" неустойку, подлежащую взысканию с муниципального образования "Город Саратов" в лице Администрации муниципального образования "Город Саратов", муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", муниципального образования в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет казны муниципального образования "Город Саратов" за каждый день просрочки исполнения решения суда вплоть до его полного исполнения в размере 24 731,87 рублей в день. Взыскать с ответчиков в пользу истца 36 000 рублей в возмещение судебных расходов, в том числе 6000 рублей по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска, 30 000 рублей по оплате судебной экспертизы.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 18.02. 2019 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" и публичное акционерное общество "Т Плюс".
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 15.03.2019 к участию в деле в качестве соответчика по муниципальному образованию "Город Саратов" привлечен Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 24.05.2019 исковые требования удовлетворены следующим образом: суд обязал муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в течение 9-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для обеспечения помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 5, бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения": в соответствии с техническими условиями публичного акционерного общества "Т Плюс", нормативными документами разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проектно-сметную документацию:
- на реконструкцию - восстановление внутриквартальных сетей горячего водоснабжения от ЦТП N 1 по ул. Алексеевская, д. 3, до ТК-318а/4 - стены многоквартирного жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 5; - на реконструкцию ЦТП N 1 по ул. Алексеевская, 3.
При разработке проектно-сметной документации учесть необходимость, в том числе: - монтажа отсутствующего участка циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения; - установки циркуляционных насосов горячего водоснабжения в ЦТП N 1; - выполнения обвязки пластинчатых водоводяных подогревателей в ЦТП N 1; - установки в ЦТП N 1 узла учета тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения; в соответствии с разработанной, согласованной и утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документацией: - реконструировать - восстановить работоспособное состояние наружного циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения от ЦТП N 1 по ул. Алексеевская, 3, до ТК-318а/4 - стены многоквартирного жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 5, в том числе произвести монтаж отсутствующего участка циркуляционного трубопровода; - реконструировать ЦТП N 1 по ул. Алексеевская, 3, в том числе: - установить циркуляционные насосы горячего водоснабжения; - выполнить обвязку пластинчатых водоводяных подогревателей; - установить узел учета тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения.
В случае неисполнения ответчиком решения суда в установленный срок взыскать с муниципального образования "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу товарищества собственников жилья "Алексеевская, д. 5" судебную неустойку в размере 24 731,87 рублей за каждый день просрочки исполнения решения суда, начиная с 24 февраля 2020 года до момента фактического исполнения решения суда.
С муниципального образования "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу товарищества собственников жилья "Алексеевская, 5" взыскано 36 000 рублей в возмещение судебных расходов, в том числе 6000 рублей по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска, 30 000 рублей по оплате судебной экспертизы. В удовлетворении исковых требований в отношении остальных ответчиков отказано.
При рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции истец в порядке части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился с заявлением об отказе от исковых требований, предъявленных к публичному акционерному обществу "Т Плюс".
Дополнительным решением от 27.06.2019 принят отказ от исковых требований, предъявленных к публичному акционерному обществу "Т Плюс", производство по делу в указанной части прекращено.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2019 решение суда первой инстанции от 24.05.2019 изменено.
Суд обязал муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в течение 9-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для обеспечения помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 5, бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения": в соответствии с техническими условиями публичного акционерного общества "Т Плюс", нормативными документами разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проектно-сметную документацию:
- на реконструкцию - восстановление внутриквартальных сетей горячего водоснабжения от ЦТП N 1 по ул. Алексеевская, 3, до ТК-318а/4 - стены многоквартирного жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 5; - на реконструкцию ЦТП N 1 по ул. Алексеевская, 3.
При разработке проектно-сметной документации учесть необходимость, в том числе: - монтажа отсутствующего участка циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения; - установки циркуляционных насосов горячего водоснабжения в ЦТП N 1; - выполнения обвязки пластинчатых водоводяных подогревателей в ЦТП N 1; - установки в ЦТП N 1 узла учета тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения; в соответствии с разработанной, согласованной и утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документацией: -реконструировать - восстановить работоспособное состояние наружного циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения от ЦТП N 1 по ул. Алексеевская, 3, до ТК-318а/4 - стены многоквартирного жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 5, в том числе произвести монтаж отсутствующего участка циркуляционного трубопровода; - реконструировать ЦТП N 1 по ул. Алексеевская, 3, в том числе: - установить циркуляционные насосы горячего водоснабжения; - выполнить обвязку пластинчатых водоводяных подогревателей; - установить узел учета тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения.
В случае неисполнения ответчиком решения суда в установленный в решении срок взыскать с муниципального образования "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу товарищества собственников жилья "Алексеевская, 5" судебную неустойку, подлежащую начислению в размере 2000 рублей за каждый день неисполнения решения суда, начиная с даты вступления решения суда в законную силу по день фактического исполнения судебного акта, но не более 1 000 000 млн. рублей.
Взыскать с муниципального образования "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу товарищества собственников жилья "Алексеевская, 5" в возмещение судебных расходов 36 000 рублей, в том числе 6000 рублей по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска, 30 000 рублей по оплате судебной экспертизы.
В удовлетворении исковых требований к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" отказать.
Дополнительное решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.06.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета правового обеспечения администрации муниципального образования "Город Саратов"- без удовлетворения.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования "Город Саратов" просила принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, в своей кассационной жалобе товарищество собственников жилья "Алексеевская, 5" просило постановление суда апелляционной инстанции от 24.07.2019 отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции от 24.05.2019, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и нарушение норм материального и процессуального права.
Представители истца и ответчика в судебном заседании поддержали доводы своих доверителей, обозначенные в кассационных жалобах.
Третьи лица отзывы на кассационные жалобы суду не представили.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, ТСЖ "Алексеевская, 5" создано и зарегистрировано в качестве юридического лица 13.03.2006, является управляющей организацией и действует в настоящее время в соответствии с редакцией Устава, утвержденной протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: дом N 5 по ул. Алексеевской в г. Саратове.
В соответствии с договором горячего водоснабжения N 154 от 01.01.2006 организацией, осуществляющей горячее водоснабжение в многоквартирный дом по вышеуказанному адресу, является ОАО "Волжская ТГК", в настоящее время после реорганизации - ПАО "Т Плюс".
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Согласно пунктом 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В Приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг сформулированы требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, оказываемых исполнителями, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20.
ТСЖ "Алексеевская, 5" (абонент) и ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания", правопреемником которого является ПАО "Т Плюс" (организация, осуществляющая горячее водоснабжение), заключили договор горячего водоснабжения (снабжения горячей водой для целей оказания коммунальных услуг) от 01.06.2016 N 52609г (далее - договор N 52609), по условиям раздела 1 которого организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенном договором, а абонент обязуется оплачивать принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность приборов учета (узлов учета) и оборудования, связанного с потреблением горячей воды.
Поставка горячей воды (ГВС) осуществляется ПАО "Т Плюс" от ЦТП-1, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 3, посредством закрытия тупиковой системы горячего водоснабжения. С момента ввода многоквартирного жилого дома в эксплуатацию до 2006 года горячее водоснабжение многоквартирного жилого дома осуществлялось по закрытой системе горячего водоснабжения с циркуляцией.
Собственником указанного ЦТП и сетей горячего водоснабжения от ЦТП до ТК-318а/4 является МО "Город Саратов".
В ходе проверки Государственной жилищной инспекцией по Саратовской области от 04.04.2018 установлено, что свойства коммунальной услуги "горячее водоснабжение" не соответствует Правилам предоставления коммунальных услуг, т. к. температура нагрева подаваемой воды в точке разбора в кв. 133 на момент проверки составляла 37°С. По итогам проверки вынесено предписание об устранении нарушения, а также составлен протокол об административном правонарушении.
Истец, полагая, что для восстановления нормативной подачи горячего водоснабжения в многоквартирный дом необходимо восстановление проектной системы горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома, обратился с настоящим иском в арбитражный суд первой инстанции.
Разрешая данный спор, суды обеих инстанций правомерно руководствовались положениями статей 1, 8, 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 135, 137, 138, 142, 161, Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), и обоснованно исходили из следующего.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанное товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения спора, была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО "Федерация Экспертов Саратовской области" Осиповой Наталии Николаевне и Шипитько Илье Андреевичу.
По результатам проведенного исследования эксперты пришли к следующим выводам содержащимся в заключении эксперта от 22.11.2018 N 172/2018: существующая схема теплоснабжения от ЦТП N 1 по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, 3 до ввода в многоквартирный жилой дом N 5 по ул. Алексеевской г. Саратов (до ТК-318а/4), параметры качества горячего водоснабжения не соответствуют требованиям строительных норм и правил, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", не обеспечивается круглогодичная подача жителям указанного дома услуги "горячее водоснабжение" соответствующей температуры.
Несоответствие температуры горячей воды нормативно-технической документации, указанной ранее, обусловлено несколькими основными причинами:
1) недостатками существующей тупиковой схемы внутриквартальных сетей горячего водоснабжения, при которой происходит остывание горячей воды в трубопроводах в период снижения или отсутствия водоразбора. Данная система наиболее рациональна и целесообразна только в местах непрерывного разбора горячей воды (бани, прачечные), либо подачи горячей воды по временному графику;
2) отсутствием необходимого оборудования в ЦТП N 1, позволяющего приготавливать горячую воду по циркуляционной, закрытой схеме, а именно: - отсутствие циркуляционного трубопровода в ЦТП N 1, и как следствие, отсутствие полноценной обвязки пластинчатых теплообменников для приготовления горячей воды; - отсутствие узла учета тепловой энергии на нужды ГВС в ЦТП N 1; - отсутствие насосной группы (циркуляционных насосов) в ЦТП N 1;
3) локальное отсутствие тепловой изоляции на наружных трубопроводах системы ГВС.
Для обеспечения многоквартирного дома, расположенного по адресу:г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 5, бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими нормативным требованиям необходимо: - установить циркуляционные насосы ГВС в ЦТП N 1; - выполнить обвязку пластинчатых водоводяных подогревателей в ЦТП N 1; - установить в ЦТП N 1 узел учета тепловой энергии на нужды ГВС; - восстановить работоспособное состояние наружного циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения, в том числе произвести монтаж отсутствующего участка наружного циркуляционного трубопровода; - восстановить нарушенную тепловую изоляцию на наружных трубопроводах ГВС.
До выполнения вышеуказанных работ необходимо разработать и согласовать проектно-сметную документацию на восстановление внутриквартальных сетей горячего водоснабжения от ЦТП N 1 до жилого дома, а также необходимо разработать и согласовать проектно-сметную документацию на реконструкцию ЦТП N 1.
Реконструкцию циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения, расположенного между ЦТП и жилым домом, а также ЦТП следует производить в соответствии с техническими условиями ресурсоснабжающей организации, нормативными документами, разработанной и согласованной проектной документацией.
Точные объемы и стоимость материалов, а также работ по реконструкции циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения от ЦТП до жилого дома, а также самого ЦТП могут быть определены только после составления проектно-сметной документации. Сроки выполнения строительно-монтажных работ зависят от решений принятых в проекте.
Внутридомовая система горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома N 5 по ул. Алексеевской, г. Саратов соответствует требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Материалы и документы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью.
В силу части 3 статьи 86 АПК РФ заключение эксперта является всего лишь одним из доказательств, исследуемых наряду с другими доказательствами по делу.
Таким образом, процессуальный статус заключения судебной экспертизы определен законом в качестве доказательства, которое не имеет заранее установленной силы, не носит обязательного характера и подлежит оценке арбитражным судом наравне с другими представленными доказательствами.
Заключение эксперта оценивается судом наряду с другими доказательствами по правилам статьи 71 АПК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
В соответствии со статьей 695 ГК РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
К реконструкции относится переустройство существующих объектов, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества продукции.
Модернизация, реконструкция и техническое перевооружение переданного трубопровода горячего водоснабжения не входят в обязанности лица, которому собственник передал имущество в безвозмездное пользование.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу подпункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 08.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно статье 50 Федерального закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований находится, имущество, предназначенное для электро, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
На основании статьи 51 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Вышеуказанные нормы отражены также в статьях 6, 7, 33, 46, 47 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649.
Исходя из изложенного, арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что собственнику трубопровода горячего водоснабжения в силу имеющихся в деле доказательств, норм права, а также согласно заключению судебной экспертизы для подачи надлежащего качества горячего водоснабжения в спорный жилой дом необходимо разработать и согласовать, утвердить необходимую проектно-сметную документацию на реконструкцию (восстановление) внутриквартальных сетей горячего водоснабжения от ЦТП N 1 по ул. Алексеевская, 3, до ТК-318а/4 - стены многоквартирного жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 5; - на реконструкцию ЦТП N 1 по ул. Алексеевская, 3.
При разработке проектно-сметной документации учесть необходимость, в том числе: - монтажа отсутствующего участка циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения; - установки циркуляционных насосов горячего водоснабжения в ЦТП N 1; - выполнения обвязки пластинчатых водоводяных подогревателей в ЦТП N 1; -установки в ЦТП N 1 узла учета тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения; в соответствии с разработанной, согласованной и утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документацией: - реконструировать - восстановить работоспособное состояние наружного циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения от ЦТП N 1 по ул. Алексеевская, 3, до ТК-318а/4 - стены многоквартирного жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. Алексеевская, д. 5, в том числе произвести монтаж отсутствующего участка циркуляционного трубопровода; -реконструировать ЦТП N 1 по ул. Алексеевская, 3, в том числе: - установить циркуляционные насосы горячего водоснабжения; - выполнить обвязку пластинчатых водоводяных подогревателей; - установить узел учета тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения.
Довод заявителя о том, что он является не надлежащим ответчиком по делу, является несостоятельным в силу следующего.
В соответствии со статьями 158, 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств местного бюджета - орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности могут органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу указанной статьи администрация МО "г. Саратов" представляет интересы муниципального образования, является главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования, в связи с чем обоснованно привлечена в качестве ответчика по требованию, предъявляемому к муниципальному образованию.
Таким образом, истцом правомерно предъявлены исковые требования к МО "Город Саратов" в лице Администрации.
Довод ответчика о пропуске срока исковой давности законно и обоснованно отклонен судами, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В обоснование заявления о пропуске срока исковой давности ответчик ссылается на то, что Комитет по управлению имуществом города Саратова (ссудодатель) и открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (ссудополучатель, в настоящее время - публичное акционерное общество "Т Плюс"), муниципальное учреждение "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства" (балансодержатель) заключили договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 01.01.2006 N 154, по условиям которого ссудополучателю было передано имущество - объекты теплоэнергетики внутриквартальные тепловые сети от ЦТП в безвозмездное пользование в соответствии с решением Саратовской городской Думы от 15.12.2005 N 66-636.
Исковое заявление подано в Арбитражный суд Саратовской области 05.07.2018, т. е. по истечении срока исковой давности.
Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что истец неоднократно извещал ПАО "Т Плюс", направлял претензию в администрацию муниципального образования "Город Саратов" о восстановлении нормативного качества услуги по горячему водоснабжению.
Апеллянт не представил какие-либо доказательства того, что истец знал или должен был знать о нарушении своих прав.
Кроме того, истец не мог узнать о нарушении прав собственников с момента принятия дома в управление, поскольку в его обязанности входит управлением общим имуществом многоквартирных домов, а ЦТП не входит в состав общего имущества.
Таким образом, срок исковой давности по заявленным исковым требованиям истцом пропущен не был.
Истец также просил взыскать с ответчика судебную неустойку, подлежащую взысканию с МО "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет казны муниципального образования "Город Саратов" в размере 24 731,87 рублей за каждый день просрочки исполнения решения суда до его полного исполнения.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что разумным сроком проведения реконструкции, которую обязан произвести ответчик, является срок, равный 9 месяцам.
Суд апелляционной инстанции правомерно изменил размер неустойки в силу следующего.
Возможность взыскания неустойки за неисполнение судебного акта предусмотрена частью 1 статьи 308.3 ГК РФ.
Согласно части 1 статьи 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
Если требование о взыскании судебной неустойки заявлено истцом и удовлетворяется судом одновременно с требованием о понуждении к исполнению обязательства в натуре, началом для начисления судебной неустойки является первый день, следующий за последним днем, установленным решением суда для исполнения обязательства в натуре.
Следовательно, действующее законодательство позволяет взыскателю требовать компенсации за ожидание исполнения судебного акта. При этом финансовое состояние должника не освобождает от надлежащего исполнения требований судебного акта.
Вместе с тем, поскольку ответчиком является муниципальное образование, то следует учитывать следующее. В соответствии с положениями статьи 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 52 Федерального закона N 131-ФЗ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
В соответствии со статьей 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации проекты местных бюджетов составляются и утверждаются сроком на год или на три года в соответствии с муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования. В случае если проект местного бюджета составляется и утверждается на очередной финансовый год, местная администрация муниципального образования разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план муниципального образования.
На основании части 1 статьи 185 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации местные администрации муниципальных образований вносят на рассмотрение законодательного (представительного) органа проект закона о бюджете в сроки, установленные настоящим Кодексом, но не позднее 15 ноября текущего года.
В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа.
По правилам статьи 18 Федерального закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию.
Таким образом, утверждение местного бюджета регламентируется прохождением определенных этапов и требует определенного времени, что не позволяет приступить к расходованию денежных средств в любое время.
Учитывая вышеизложенное, судебная неустойка подлежит начислению, начиная с даты, следующей за последним днем, установленным для исполнения обязательства в натуре, по день фактического исполнения судебного акта, поэтому указание в решении арбитражного суда первой инстанции на конкретную дату 24.02.2020 не соответствует срокам, указанным в абзаце первом резолютивной части оспариваемого решения, т. е. подлежит уточнению указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
По мнению истца, стоимость работ, подлежащих выполнению в целях восстановления его нарушенных прав, составляет 6 677 605,33 рублей: 270 дней (количество дней исполнения) = 24 731,87 рублей (стоимость одного дня работы). Вместе с тем, данная стоимость работ не подтверждена экспертом.
Согласно пункту 6 статьи 395 ГК РФ, если подлежащая уплате сумма процентов явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд по заявлению должника вправе уменьшить предусмотренные договором проценты, но не менее чем до суммы, определенной исходя из ставки, указанной в пункте 1 настоящей статьи.
Размер неустойки 0,1% от суммы долга за каждый день просрочки не является завышенным, соответствует сложившимся обычаям делового оборота. Определение сторонами в договоре более высокого по отношению к ставке рефинансирования размера неустойки само по себе не дает оснований считать данный размер чрезвычайно завышенным.
Взысканная с ответчика судебная неустойка в размере 24 731,87 рублей в день является чрезмерной, поскольку, даже если произвести расчет неустойки в размере 0,1% за каждый день просрочки платежа от приблизительной стоимости работ 6 677 605,53 рублей, она составит 6677,61 рублей в день. Если рассчитать неустойку, исходя из ключевой ставкой Банка России на день принятия решения (7,75%), то неустойка будет приблизительно равна 1437,54 рублей в день.
Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно изменил оспариваемое решение в указанной части, и взыскал судебную неустойку, исходя из усредненного размера вышеназванных санкций, применяя сложившуюся практику в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2018 N 305-ЭС15-9591.
Судебные расходы подлежат распределению между сторонами по правилам главы 9 АПК РФ пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на нормах права и материалах дела. Оснований для отмены принятого постановления, установленных статьей 288 АПК РФ, суд округа не находит.
В то же время при неясности у какой-либо из сторон по исполнению постановления суда апелляционной инстанции (в том числе, относительно начальной даны начисления неустойки) она вправе обратиться в арбитражный суд, принявший постановление, с соответствующим заявлением согласно части 1 статьи 179 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2019 по делу N А57-14649/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы товарищества собственников жилья "Алексеевская, 5" и администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Фёдорова |
Судьи |
С.А. Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 6 статьи 395 ГК РФ, если подлежащая уплате сумма процентов явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд по заявлению должника вправе уменьшить предусмотренные договором проценты, но не менее чем до суммы, определенной исходя из ставки, указанной в пункте 1 настоящей статьи.
...
Взысканная с ответчика судебная неустойка в размере 24 731,87 рублей в день является чрезмерной, поскольку, даже если произвести расчет неустойки в размере 0,1% за каждый день просрочки платежа от приблизительной стоимости работ 6 677 605,53 рублей, она составит 6677,61 рублей в день. Если рассчитать неустойку, исходя из ключевой ставкой Банка России на день принятия решения (7,75%), то неустойка будет приблизительно равна 1437,54 рублей в день.
Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно изменил оспариваемое решение в указанной части, и взыскал судебную неустойку, исходя из усредненного размера вышеназванных санкций, применяя сложившуюся практику в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2018 N 305-ЭС15-9591."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 ноября 2019 г. N Ф06-53892/19 по делу N А57-14649/2018
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6050/2022
21.01.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-13534/2021
27.10.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9066/2021
29.05.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3569/20
11.11.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-53892/19
31.07.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7760/19
24.05.2019 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-14649/18