г. Казань |
|
02 декабря 2019 г. |
Дело N А49-15505/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Муравьева С.Ю., Карповой В.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2019
по делу N А49-15505/2018
по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Пенза" (ОГРН 1025801359858, ИНН 5836611971), г. Пенза, к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (ОГРН 1125834000071, ИНН 5834054235), г. Пенза, об оспаривании отказа в выдаче разрешения на использования лесного участка, при участии заинтересованных лиц: Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) (ОГРН 107796366298, ИНН 7705598840), г. Москва, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (ОГРН 1091326001502, ИНН 1326211305), г. Саранск Республики Мордовия,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Газпром газораспределение Пенза" (далее - АО "Газпром газораспределение Пенза", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (далее - Министерство) в выдаче разрешения на использование земельного участка лесного фонда, изложенного в письме 15.10.2018 N 16-2-3/6160; понуждении Министерства выдать обществу разрешение на использование части земельного участка из земель лесного фонда площадью 1010 кв.м для строительства газопровода низкого давления до границы земельного участка, расположенного по адресу: Пензенская область, Пензенский район, с Богословка, ул.Зеленая, 43а.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 17.05.2019 АО "Газпром газораспределение Пенза" отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2019 решение Арбитражного суда Пензенской области от 17.05.2019 отменено, заявленные требования удовлетворены.
Министерство, не согласившись с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2019, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Пензенской области от 17.05.2019.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Российской Федерации на праве собственности принадлежит лесной участок с кадастровым номером 58:24:0292001:39, по адресу: Пензенская область, Пензенский район, с/с Богословский, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации.
АО "Газпром газораспределение Пенза" обратилось в Министерство с заявлением от 01.10.2018 N 6935 о выдаче разрешения на использование лесного участка площадью 1010 кв.м, входящего в границы лесного участка с кадастровым номером 58:24:0292001:39, с указанием координат характерных точек границ, без его предоставления и установления сервитута, для строительства газопровода низкого давления с фактическим (расчетным) давлением 0,0025 МПа до границы земельного участка, расположенного по адресу: Пензенская область, Пензенский район, с. Богословка, ул. Зелёная, 43а, сроком на 1 год.
Министерство письмом от 15.10.2018 N 16-2-3/6160 отказало заявителю в выдаче разрешения на использование спорного земельного участка со ссылкой на статьи 8, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, указав, что испрашиваемый лесной участок может быть предоставлен только в аренду.
АО "Газпром газораспределение Пенза", полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что спорный лесной участок в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации для заявленных обществом целей может быть предоставлен только в аренду, а положения статей 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации не применимы к спорным правоотношениям.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, пришел к выводу, что исходя из системного толкования норм лесного и земельного законодательства в их взаимосвязи возможно применение в сфере лесопользования общих норм главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как указал суд апелляционной инстанции, в случае с линейными объектами применение норм земельного законодательства к рассматриваемым правоотношениям напрямую исходит из положений статей 9, 21, 24 и 45 Лесного кодекса Российской Федерации, а государственные органы, осуществляющие делегированную им согласно действующему законодательству функцию по предоставлению прав на лесные участки, обладают достаточными полномочиями для выдачи соответствующего разрешения.
Поскольку общество просило выдать разрешение на использование лесного участка площадью 1010 кв.м, входящего в границы лесного участка с кадастровым номером 58:24:0292001:39, для строительства газопровода низкого давления с фактическим (расчетным) давлением 0,0025 МПа, для размещения которого в соответствии с пунктом 4.4 части 17 статьи 51 Градостроительным кодексом Российской Федерации не требуется разрешения на строительство, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 9, 24, 45, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33, пунктом 1 статьи 39.34, пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности", пришел к выводу, что оспариваемый отказ Министерства противоречит действующему законодательству, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что данные выводы суда апелляционной инстанции сделаны при неправильном применении норм материального права, поскольку спорный лесной участок в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации может быть предоставлен заявителю для испрашиваемых целей только в аренду, судебной коллегией отклоняется.
Согласно части 1 статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу части 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Таким образом, Лесным кодексом Российской Федерации допускается использование лесов без предоставления лесного участка или без установления сервитута.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
Частью 2 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов.
На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях: размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа. В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка (пункты 2, 3 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в который включены: подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 1); нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 6).
Таким образом, нормы Лесного кодекса Российской Федерации в совокупности с нормами земельного законодательства предусматривают возможность использования лесных участков без их предоставления или установления сервитута в целях, обусловленных необходимостью строительства линейных объектов, на размещение которых не требуется получения разрешения на строительство.
Возможность выдачи разрешения на использование земельных участков лесного фонда без их предоставления или установления сервитута в законодательно установленных целях следует также из приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.12.2015 N 565, которым утверждены "Формы отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений" (далее - Приказ от 28.12.2015 N 565).
Так, Приложением N 4 к Приказу от 28.12.2015 N 565 утверждена специальная "Форма N 4-ОИП полугодовая", по которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, отражают сведения о выдаче разрешений на использование земель или земельных участков, предусмотренных статьями 39.33 - 39.35 Земельного кодекса Российской Федерации на землях лесного фонда, и предоставляют их в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Как правильно отмечено судом апелляционной инстанции, в случае с линейными объектами применение норм земельного законодательства к рассматриваемым правоотношениям напрямую исходит из положений статей 9, 21, 24 и 45 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации: в целях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства, реконструкции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244 утверждены Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Правила).
Согласно пункту 7 Правил решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 25 дней со дня поступления заявления и в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов.
В силу пункта 9 Правил решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если: заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 настоящих Правил; в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации; земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
Как указывалось выше, лесной участок испрашивался обществом для строительства газопровода низкого давления с фактическим (расчетным) давлением 0,0025 МПа, для размещения которого в силу пункта 4.4 части 17 статьи 51 Градостроительным кодексом Российской Федерации не требуется разрешения на строительство и в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33, подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.34, пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, пунктом 4 части 1 статьи 21, частью 1 статьи 24, частью 2 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации, для строительства такого газопровода использование лесного участка может осуществляться без его предоставления или установления сервитута на основании разрешения на использование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, выданного уполномоченным органом.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 10.03.2017 по делу N А49-6004/2016, постановлениях Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.10.2016 по делу N А75-14842/2015, от 08.06.2018 по делу N А27-9848/2017, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.07.2017 по делу N А44-8550/2016, постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 23.10.2018 N А41-103970/2017, от 18.09.2018 по делу N А41-92483/2017.
Как установлено судом апелляционной инстанции и не опровергнуто Министерством, оснований, предусмотренных пунктом 9 Правил, для отказа обществу в выдаче разрешения на использование спорного лесного участка в заявленных целях не имеется.
Довод кассационной жалобы о том, что Министерство является неуполномоченным органом по выдаче разрешения на использование спорного лесного участка для целей строительства газопровода низкого давления с фактическим (расчетным) давлением 0,0025 МПа, несостоятелен.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
В силу подпункта 2.2.4 Положения о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 22.12.2011 N 965-пП, Министерство в рамках своей компетенции и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие полномочия в области лесных отношений: предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, подготовка, организация и проведение торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, установление сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда.
Таким образом, Министерство, осуществляя делегированную ему согласно действующему законодательству функцию по предоставлению прав на лесные участки, обладает достаточными полномочиями для выдачи соответствующего разрешения на использование лесного участка без его предоставления или установления сервитута для целей, предусмотренных действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования АО "Газпром газораспределение Пенза" обоснованы и подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемого судебного акта, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, не установлено, коллегия считает необходимым постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2019 по делу N А49-15505/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указывалось выше, лесной участок испрашивался обществом для строительства газопровода низкого давления с фактическим (расчетным) давлением 0,0025 МПа, для размещения которого в силу пункта 4.4 части 17 статьи 51 Градостроительным кодексом Российской Федерации не требуется разрешения на строительство и в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33, подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.34, пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, пунктом 4 части 1 статьи 21, частью 1 статьи 24, частью 2 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации, для строительства такого газопровода использование лесного участка может осуществляться без его предоставления или установления сервитута на основании разрешения на использование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, выданного уполномоченным органом.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 10.03.2017 по делу N А49-6004/2016, постановлениях Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.10.2016 по делу N А75-14842/2015, от 08.06.2018 по делу N А27-9848/2017, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.07.2017 по делу N А44-8550/2016, постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 23.10.2018 N А41-103970/2017, от 18.09.2018 по делу N А41-92483/2017.
...
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, не установлено, коллегия считает необходимым постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 декабря 2019 г. N Ф06-54127/19 по делу N А49-15505/2018