г. Казань |
|
12 декабря 2019 г. |
Дело N А57-5617/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Топорова А.В., Савкиной М.А.,
при участии:
заявителя - Смирновой А.В., представитель по доверенности от 15.08.2019,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Дорожник Заводского района"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.06.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2019
по делу N А57-5617/2019
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Дорожник Заводского района" о признании незаконным решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов - полигона ТБО МУП "Дорожник Заводского района"; об обязании устранить допущенные нарушения путем выдачи подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов - полигона ТБО МУП "Дорожник Заводского района",
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Дорожник Заводского района" (далее - МУП "Дорожник Заводского района", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области (далее - Управление Росприроднадзора, контролирующий орган) о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов - полигона твердых бытовых отходов (далее - ТБО) МУП "Дорожник Заводского района"; об обязании устранить допущенные нарушения путем выдачи подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов - полигона ТБО МУП "Дорожник Заводского района".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя предприятия, судебная коллегия установила следующее.
Для подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов МУП"Дорожник Заводского района" 14.01.2019 в адрес контролирующего органа направило отчет о результатах мониторинга состоянии и загрязнения окружающей среды на территории полигона ТБО в Александровском карьере и в пределах его воздействия на окружающую среду в 2018 году.
По результатам рассмотрения отчета 12.02.2019 Управление Росприроднадзора принято решение N 348/ПМ о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов (далее - решение), эксплуатируемого заявителем.
Полагая решение незаконным, нарушающим права и законные интересы предприятия, МУП "Дорожник Заводского района" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 65, 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 12, 21, 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производств и потребления), Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 28.11.2013 N 412-фз "Об Аккредитации в национальной системе аккредитации", Положением о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 N 467 (далее - Положение N 467), Порядком проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденным приказом Минприроды России от 04.03.2016 N 66, СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" (далее - СП 2.1.7.1038-01), суд первой инстанции признал оспариваемое решение соответствующим закону и не нарушающим права и интересы предприятия, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами нижестоящего суда.
Кассационная инстанция признает выводы судов соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.
Законом об отходах производств и потребления определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 данного Закона на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов установлен Положением N 467.
Приказом Минприроды России от 04.03.2016 N 66 утвержден Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.
В силу указанных норм права на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Основаниями для принятия решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов являются: а) отсутствие в отчете данных инструментальных измерений, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; б) превышение фоновых значений физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов, при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды; в) несоблюдение нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду и (или) в месте выпуска сточных вод, поступающих в поверхностный водный объект от объекта размещения отходов (пункт 11 Положения N 467).
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, заявитель на основании лицензии от 31.05.2016 N 64-00179 эксплуатирует полигон ТБО в Александровском карьере Заводского района г. Саратова, в связи с чем в силу Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов на него возложена обязанность предоставлять в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.
14.01.2018 МУП "Дорожник Заводского района" представило в Управление Росприроднадзора отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях полигона ТБО в Александровском карьере Заводского района г. Саратова в пределах его воздействия на окружающую среду в 2018 год. К указанному отчету предприятием были приложены документы согласно перечню.
В соответствии с отчетом о результатах мониторинга состоянии и загрязнения окружающей среды на территории полигона ТБО в Александровском карьере, разделом 5.1, с целью оценки загрязнения атмосферного воздуха района расположения полигона ТБО, в соответствии с СП 2.1.7.1038-01 определен приоритетный список загрязняющих веществ для контроля: метан, сероводород, аммиак, окись углерода, бензол, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол.
Вместе с тем, по результатам анализа материалов, представленных МУП "Дорожник Заводского района", специалистом Управления Росприроднадзора установлено, что заявителем не были в полной мере проведены исследования загрязнения атмосферного воздуха по показателям, указанным им же самим в качестве приоритетных. Отсутствуют измерения по трихлорметан, четырххлористый углерод, хлорбензол., что подтверждается актом отбора проб атмосферного воздуха от 04.02.2018 N 196-11.1.АВ
Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды согласились с выводами Управлениия Росприроднадзора о том, что сведения, отраженные в отчете МУП "Дорожник Заводского района", не могут быть признаны достоверными, поскольку соответствующие измерения, свидетельствующие о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, отсутствуют.
Ссылка заявителя на то, что в оспариваемом решении контролирующего органа в качестве основания для отказа в подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов, не упоминалось отсутствие измерений по веществам трихлорметан, четырххлористый углерод, хлорбензол, является несостоятельной, поскольку опровергается решением о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов - полигона ТБО МУП "Дорожник Заводского района", изложенного в письме Управления Росприроднадзора от 12.02.2019 N 348/ПМ. В качестве оснований для принятия такого решения указаны: отсутствие копии лицензий ООО НТЦ "Сигма-Эко", ООО "Экологический центр Сигма", ООО "Терра"; недостаточно подробно проведена оценка и динамика изменений окружающей среды в сравнении с предыдущими годами.
В то же время, судами первой и апелляционной инстанций правомерно признаны ошибочными выводы контролирующего органа о несоблюдении заявителем требований Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов в части не приложения к отчету копии лицензий на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях ООО НТЦ "Сигма-Эко", ООО "Экологический центр Сигма", ООО "Терра", как не соответствующие требованиям действующего законодательства.
Вместе с тем, данное обстоятельство не привело к принятию неправильных судебных актов.
Судебная коллегия считает, что судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы заявителя кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы суда первой и апелляционной инстанций, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемых судебных актов.
Поскольку при вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.06.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2019 по делу N А57-5617/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 65, 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 12, 21, 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производств и потребления), Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 28.11.2013 N 412-фз "Об Аккредитации в национальной системе аккредитации", Положением о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 N 467 (далее - Положение N 467), Порядком проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденным приказом Минприроды России от 04.03.2016 N 66, СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" (далее - СП 2.1.7.1038-01), суд первой инстанции признал оспариваемое решение соответствующим закону и не нарушающим права и интересы предприятия, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
...
Законом об отходах производств и потребления определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
...
Приказом Минприроды России от 04.03.2016 N 66 утвержден Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 декабря 2019 г. N Ф06-54917/19 по делу N А57-5617/2019
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54917/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54917/19
22.08.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8751/19
26.06.2019 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-5617/19