г. Казань |
|
17 декабря 2019 г. |
Дело N А65-7546/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Бубновой Е.Н., Николаевой Н.Н.,
при участии представителей:
истца - Ракипова И.А., доверенность от 17.12.2018 N 01-20/245,
ответчика - Галеева А.Р., доверенность от 08.04.2019 N 507/1, Шабаевой Е.А., доверенность от 26.02.2019 б/н,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2019
по делу N А65-7546/2019
по исковому заявлению Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" (ОГРН 1021602841391, ИНН 1655018018) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1161690118754, ИНН 1660274803) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" (далее - истец, учреждение, ФГАОУ ВПО "КФУ",) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ответчик, ООО "УК "ПЖКХ") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N РО01/09-0011 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2019 по делу N А65 - 7546/2019 в иске отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2019 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2019 отменено, по делу принят новый судебный акт, которым урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора N РО-01/09-0011 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. С ООО "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" в пользу ФГАОУ ВПО "КФУ" взыскано 9 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Истец, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Поскольку постановлением суда апелляционной инстанции решение арбитражного суда первой инстанции отменено и принят новый судебный акт, суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2019.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что фактически образуемый у истца объем ТКО, не достигает установленных ответчиком объемов ТКО. Считает, что закрепление твердой суммы договора и твердой суммы месячной оплаты, не отвечает принципам безопасности для населения и окружающей среды, принципам экономического регулирования в области обращения с отходами, считает неправомерным применение в правоотношениях сторон пункта 8.4. Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления), утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.12.2018 N 1202, установившего норматив накопления твердых коммунальных отходов.
Подробнее доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Представители ответчика доводы кассационной жалобы отклонили, считают судебный акт апелляционной инстанции законным и обоснованным. Поддержали доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Законность обжалуемого судебного акта применительно к доводам жалобы проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанции исходя из материалов дела, ООО "УК "ПЖКХ", являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, направило истцу (потребителю) публичную оферту (договор N РО-01/09-0011) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с приложениями N 1 и N 2.
ООО "УК "ПЖКХ" в оферте предложено заключить договор на следующих условиях.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункте 1 договора).
Согласно пункту 2 договора объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о количестве и типе используемых контейнеров и (или) бункеров, информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов), а также иные дополнительные или специальные условия по соглашению сторон определяются согласно приложению N 1 к настоящему договору.
Способ складирования твердых коммунальных отходов: в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в том числе крупногабаритных отходов - в бункеры, расположенные на контейнерных площадках (пункт 3 договора).
В соответствии с пунктом 4 договора, дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 01.01.2019.
Также ООО "УК "ПЖКХ" предложены следующие условия.
Согласно пункту 5 договора оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора: 439,03 руб. (с НДС) за 1 куб.м.
Также региональным оператором предусмотрены следующие условия.
Сумма по договору составляет 19 223 165,64 руб. в том числе НДС 20%. Сумма договора является твердой и определяется на весь срок исполнения договора (пункт 6 договора).
Согласно пункту 8 договора, в случае если по предложению потребителя увеличиваются (или уменьшаются) предусмотренные договором количество, объем услуг не более чем на 10%, то по соглашению сторон допускается увеличение (уменьшение) суммы договора, пропорционально дополнительному количеству, объему услуг, исходя из установленной в договоре цены единицы услуги, но не более чем на 10% цены договора в соответствии с пунктом 1 части 1б статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящий договор заключен в соответствии с действующим законодательством, в том числе в соответствии с пунктом 1 подпункта 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно подпункта "т" пункта 23 договора потребитель обязан подать заявку на транспортирование отходов региональному оператору до 16.00 часов дня, предшествующего дню фактического вывоза отходов путем электронного направления информации в личном кабинете потребителя в системе АИС "Отходы", в электронной форме по адресу: operator@rtro.riu путем телефонной связи по тел.: 8 (843)260-02-40, за исключением, если вывоз осуществляется по графику транспортировки отходов, согласованному сторонами или объем отходов рассчитывается по нормативам. Выполнение заявки осуществляется в течение дня, следующего за днем подачи заявки или в другую более позднюю дату, указанную потребителем при подаче заявки.
В приложениях к договору N 1 и N 2 указаны объем и место накопления отходов и расчет ежемесячной платы.
Истец, рассмотрев проект публичной оферты, выразил несогласие с отдельными условиями договора и направил ответчику протокол разногласий от 18.02.2019, по пунктам 6,8,9 договора, предложил дополнить договор пунктами 55 и 56, Приложения N 1 и к договору принять в его редакции.
Ответчик в ответ направил истцу протокол урегулирования разногласий, приняв пункты 8, 55 в редакции потребителя, пункт 9 предложил в иной редакции, пункт 56 договора принял, за исключением предложения следующего содержания: "Сторона, полагавшаяся на недостоверные заверения контрагента, имеющие для нее существенное значение, вправе требовать возмещения убытков, взыскания неустойки и/или расторгнуть договор в одностороннем внесудебном порядке путем направления письменного уведомления об отказе от договора".
С принятием пунктов 6, подпункта "т" пункта 23 и Приложений N 1 и N 2 к договору в редакции учреждения не согласился.
Поскольку стороны не пришли к соглашению при заключении договора, истец, руководствуясь положениями статей 421,445,446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора.
Истец просит обязать ответчика заключить договор по спорным пунктам в следующей редакции:
Пункт 6. Сумма по договору не превышает 9 037 766 (девять миллионов тридцать семь тысяч семьсот шестьдесят шесть) руб. 21 коп., в т.ч. НДС 20%. Фактическая цена договора определяется исходя из объема оказанных услуг и суммы произведенных оплат.
Пункт 8. Предусмотренные договором, количество, объем услуг могут быть увеличены или уменьшены по соглашению сторон.
Пункт 9. Настоящий договор заключен в соответствии с действующим законодательством, в т.ч. в соответствии с пп. 2 п. 5.1.2 ст. 5.1. Положения от 17.12.2018 N 0.1.1.67-08/320 о закупках товаров (работ, услуг) для нужд федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет".
Пункт 23 "т" Подать заявку на транспортирование отходов региональному оператору до 16.00 часов дня, предшествующего дню фактического вывоза отходов путем электронного направления информации в личном кабинете Потребителя в системе АИС "Отходы", в электронной форме по адресу: operator@rtro.riu путем телефонной связи по тел.: 8 (843)260-02-40, если предполагается осуществление вывоза не по графику транспортирования отходов, согласованному сторонами. Выполнение заявки осуществляется в течение дня, следующего за днем подачи заявки или в другую более позднюю дату, указанную потребителем при подаче заявки.
Кроме того, истец просил дополнить договор пунктами 55 и 56 в следующей редакции.
Пункт 55. При исполнении своих обязательств по настоящему договору стороны, их аффилированные лица, работники или посредники не выплачивают, не предлагают выплатить и не разрешают выплату каких-либо денежных средств или ценностей, прямо или косвенно, любым лицам для оказания влияния на действия или решения этих лиц с целью получить какие-либо неправомерные преимущества или для достижения иных неправомерных целей. При исполнении своих обязательств по настоящему договору/ стороны, их аффилированные лица, работники или посредники не осуществляют действия, квалифицируемые действующим законодательством как дача/получение взятки, коммерческий подкуп, а также иные действия, нарушающие требования применимого законодательства и международных актов о противодействии коррупции. В случае возникновения у стороны подозрений, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящего пункта, соответствующая сторона обязуется уведомить об этом другую сторону в письменной форме. В письменном уведомлении сторона обязана сослаться на факты или предоставить материалы, достоверно подтверждающие или дающие основание предполагать, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящего пункта другой Стороной, ее аффилированными лицами, работниками или посредниками. В случае нарушения одной стороной положений настоящего пункта, другая сторона имеет право расторгнуть договор в одностороннем внесудебном порядке путем направления письменного уведомления об отказе от договора.
Пункт 56. Настоящий договор заключается сторонами добровольно, стороны не введены в заблуждение относительно правовой природы сделки и/или правовых последствий, которые возникают у сторон или могут возникнуть в связи с заключением настоящего договора. Все полномочия, необходимые для заключения договора и/или осуществления в связи с ним действий, получены сторонами должным образом, в том числе получено согласие/одобрение третьих лиц, которое в силу закона и/или учредительных документов любой из сторон может быть необходимо для заключения настоящего договора. Подписание и исполнение настоящего договора не нарушает каких либо законов, иных нормативно-правовых актов, судебных решений, и не является нарушением какого-либо договора стороной по которому выступает одна из сторон настоящего договора. Настоящий договор не нарушает каких-либо прав на объекты интеллектуальной собственности или иные имущественные права какого-либо третьего лица. Стороны гарантируют, что договор заключается в соответствии с действующим законодательством РФ. Лица, подписывающие настоящий договор, уполномочены в полном объеме на представление каждой стороны. Сторона, полагавшаяся на недостоверные заверения контрагента, имеющие для нее существенное значение, вправе требовать возмещения убытков, взыскания неустойки и/или расторгнуть договор в одностороннем внесудебном порядке путем направления письменного уведомления об отказе от договора.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования истца являются необоснованными.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что при рассмотрении исковых требований судом первой инстанции не учтены положения статей 445, 446 ГК РФ, вследствие чего спор остался не разрешенным.
Суд кассационный инстанции находит выводы суда апелляционной инстанции верными и обоснованными.
В соответствии со статьей 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно положениям статьи 173 АПК РФ по спору, возникшему, в частности, при заключении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора.
Соответственно, требование об урегулировании разногласий при заключении договора должно быть рассмотрено и разрешено судом путем урегулирования разногласий по спорным условиям договора с изложением в судебном акте редакции этого договора, утвержденной судом.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определениях Верховного суда Российской Федерации N 305-ЭС17-6961, N 305-ЭС16-16501, суд не может отказать истцу в иске и в том случае, когда предложенные им редакции условий договора не соответствуют требованиям действующего законодательства. В этом случае при урегулировании спорного условия суд исходит из императивной либо диспозитивной нормы законодательства, регулирующего правоотношения сторон (статьи 421 и 422 ГК РФ).
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, руководствуясь статьями 424,426 ГК РФ, Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ N44), Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.12.2018 N 1202 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Татарстан" (далее - Постановление Кабинета Министров РТ от 21.12.2018 N 1202) урегулировал разногласия сторон, изложив спорные пункты в нижеследующей редакции:
Пункт 6 договора изложить в следующей редакции: Сумма по договору составляет 19 223 165,64 руб. в том числе НДС 20%. Сумма договора является твердой и определяется на весь срок исполнения договора.
Пункт 8 договора изложить в следующей редакции: Предусмотренные договором количество, объем услуг могут быть увеличены или уменьшены по соглашению сторон.
Пункт 9 договора исключить из договора.
Подпункт "т" пункта 23 договора об обязанностях потребителя изложить в следующей редакции: потребитель обязан подать заявку на транспортирование отходов региональному оператору до 16.00 часов дня, предшествующего дню фактического вывоза отходов путем электронного направления информации в личном кабинете потребителя в системе АИС "Отходы", в электронной форме по адресу: operator@rtro.riu путем телефонной связи по тел.: 8 (843)260-02-40, за исключением, если вывоз осуществляется по графику транспортировки отходов, согласованному сторонами или объем отходов рассчитывается по нормативам. Выполнение заявки осуществляется в течение дня, следующего за днем подачи заявки или в другую более позднюю дату, указанную потребителем при подаче заявки.
Пункт 55 договора изложить в следующей редакции: При исполнении своих обязательств по настоящему договору стороны, их аффилированные лица, работники или посредники не выплачивают, не предлагают выплатить и не разрешают выплату каких-либо денежных средств или ценностей, прямо или косвенно, любым лицам для оказания влияния на действия или решения этих лиц с целью получить какие-либо неправомерные преимущества или для достижения иных неправомерных целей. При исполнении своих обязательств по настоящему договору стороны, их аффилированные лица, работники или посредники не осуществляют действия, квалифицируемые действующим законодательством как дача/получение взятки, коммерческий подкуп, а также иные действия, нарушающие требования применимого законодательства и международных актов о противодействии коррупции. В случае возникновения у стороны подозрений, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящего пункта, соответствующая сторона обязуется уведомить об этом другую сторону в письменной форме. В письменном уведомлении сторона обязана сослаться на факты или предоставить материалы, достоверно подтверждающие или дающие основание предполагать, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящего пункта другой стороной, ее аффилированными лицами, работниками или посредниками. В случае нарушения одной стороной положений настоящего пункта, другая сторона имеет право расторгнуть договор в одностороннем внесудебном порядке путем направления письменного уведомления об отказе от договора.
Пункт 56 договора изложить в следующей редакции: настоящий договор заключается сторонами добровольно, стороны не введены в заблуждение относительно правовой природы сделки и/или правовых последствий, которые возникают у сторон или могут возникнуть в связи с заключением настоящего договора. Все полномочия, необходимые для заключения договора и/или осуществления в связи с ним действий, получены сторонами должным образом, в том числе получено согласие/одобрение третьих лиц, которое в силу закона и/или учредительных документов любой из сторон может быть необходимо для заключения настоящего договора. Подписание и исполнение настоящего договора не нарушает каких либо законов, иных нормативно-правовых актов, судебных решений, и не является нарушением какого-либо договора стороной по которому выступает одна из сторон настоящего договора. Настоящий договор не нарушает каких-либо прав на объекты интеллектуальной собственности или иные имущественные права какого-либо третьего лица. Стороны гарантируют, что договор заключается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Лица, подписывающие настоящий договор, уполномочены в полном объеме на представление каждой стороны.
Приложение N 1 к договору - Объем и место накопления отходов и Приложение N 2 к договору - Расчет ежемесячной платы принять в редакции общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства".
Суд кассационной инстанции находит выводы суда апелляционной инстанции верными и обоснованными, исходя из следующего.
Пунктом 4 статьи 421 ГК РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (пункт 1 статьи 424, пункт 4 статьи 426 ГК РФ).
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) установлены правовые основы обращения с отходами производства и потребления.
Согласно пунктам 1,2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1156 от 12.11.2016 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156), устанавливающие порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 25 Правил N 1156 к существенным условиям договора относятся объем и места (площадки) накопления; планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов; периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов.
Применительно к правоотношениям сторон по настоящему спору, проект договора разрабатывался и направлялся ответчиком (региональным оператором) на основании заявки потребителя, указавшего в заявке и приложенных документах наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, объем и количество контейнеров (222 шт.).
В пунктах 1 и 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ установлено, что определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 505), в соответствии с пунктом 5 которых, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
На основании статьи 6 Закона N 89-ФЗ Кабинетом Министров Республики Татарстан принято Постановление от 21.12.2018 N 1202 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Татарстан".
Согласно пунктам 8.4,8.10 Постановления N 1202, количество и объем контейнеров, необходимых для накопления твердых коммунальных отходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определяются исходя из установленных нормативов накопления твердых коммунальных отходов и в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В пределах территориальных зон, в отношении которых градостроительным законодательством предъявляются повышенные требования к архитектурной среде, на специальных площадках вблизи многоквартирных домов и административных зданий, в парках, скверах, зонах отдыха, на пляжах срок хранения твердых коммунальных отходов в холодное время года (при температуре -5°С и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°С) - не более одних суток (ежедневный вывоз).
Согласно пункту 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз).
Суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному и верному выводу, что предложенные региональным оператором условия подпункта "т" пункта 23 договора и редакция приложений к нему N 1 и N 2 о периодичности вывоза твердых коммунальных отходов с учётом времени года и отсутствия у потребителя средств измерения, основаны на императивных положениях вышеуказанных нормативных актов.
При этом, истец в заявке указал контейнеры - 222 шт., в протоколе разногласий - 165 шт., при уточнении требований в ходе судебного разбирательства - 117 шт.
При этом, истец не представил обоснованных расчетов в подтверждение необходимости указанного им меньшего количества контейнеров (по сравнению с первоначальной заявкой потребителя), при наличии установленных норм количества контейнеров и периодичности их вывоза.
Истцом не представлены доказательства в подтверждение безопасности для населения и окружающей среды предложенного им варианта вывоза отходов, тогда как периодичность, установленная нормативными документами, базируется на проведенных при их разработке необходимых расчётах и исследованиях.
При этом, ссылка истца на то, что в предыдущие периоды у него отсутствовала заполняемость контейнеров, обоснованно не принята судом апелляционной инстанции, поскольку договор заключается на будущее время.
Соответственно, с учетом количества и объема контейнеров, указанных в заявке потребителя (222 шт.), их объема, периодичности вывоза, определенного нормативно, и установленного тарифа, цена договора 19 223 165,64 руб. в том числе НДС 20%, являющаяся твердой и определяемой на весь срок исполнения договора, верно определена ответчиком.
Иной заявки, с уменьшением такого количества, истцом ответчиком не подавалось, корректировка вносилась на стадии рассмотрения дела и не могла быть принята судом произвольно.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, поскольку в данном случае нормативно определена ежедневная частота вывоза отходов, что при постоянном количестве контейнеров, их объеме и тарифе, исключает вариативность, оснований для установления примерной цены в данном случае не имеется.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции обоснованно принял пункт 6, подпункт "т" пункта 23, а также Приложение N 1 к договору - "Объем и место накопления отходов" и Приложение N 2 - "Расчет ежемесячной платы" в редакции ответчика.
Редакция договора, предложенная ответчиком, согласуется с позицией федерального и регионального законодательства и не противоречит условиям типового договора.
Поскольку пункты 8, 55, а также пункт 56 договора приняты ответчиком в редакции истца, за исключением предложения истца о включении в пункт 56 договора указания на то, что сторона, полагавшаяся на недостоверные заверения контрагента, имеющие для нее существенное значение, вправе требовать возмещения убытков, взыскания неустойки и/или расторгнуть договор в одностороннем внесудебном порядке путем направления письменного уведомления об отказе от договора, суд апелляционной инстанции обоснованно счел необходимым удовлетворить требование об урегулировании разногласий по данным пунктам в согласованной редакции.
Законом N 89-ФЗ не предусмотрено право регионального оператора отказаться от публичного договора в одностороннем порядке, а также права сторон на отказ от исполнения публичного договора в случае предоставления контрагентом недостоверных заверений. Обязанность отвечать за наступление или ненаступление определенных обстоятельств, в том числе не зависящих от ее поведения, например в случае недостоверности заверения об обстоятельствах при осуществлении предпринимательской деятельности, установлена статьей 431.2 ГК РФ, которой также не предусмотрено право сторон договора отказаться от его исполнения в одностороннем порядке.
В требовании истца о включении в пункт 56 договора указания на то, что сторона, полагавшаяся на недостоверные заверения контрагента, имеющие для нее существенное значение, вправе требовать возмещения убытков, взыскания неустойки и/или расторгнуть договор в одностороннем внесудебном порядке путем направления письменного уведомления об отказе от договора, судом апелляционной инстанции отказано обоснованно, с учетом положений пункта 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", статей 426, 431.2 ГК РФ.
Как указал суд апелляционной инстанции применительно к обстоятельствам по настоящему делу, условия пункта 9 договора сторонами не согласовано, содержание этого условия не предусмотрено ни законом, ни иным правовым актом, возможность изложения указанного пункта договора в редакции, предложенной сторонами, без согласия другой стороны, нормами действующего законодательства не предусмотрена.
Доказательства, опровергающие правомерность выводов суда апелляционной инстанции применительно к установленным обстоятельствам по настоящему делу, отсутствуют.
Все доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, учтены при принятии обжалуемого судебного акта.
Нормы материального и процессуального права применены судом апелляционной инстанции верно.
Основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2019 по делу N А65-7546/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Е.Н. Бубнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Законом N 89-ФЗ не предусмотрено право регионального оператора отказаться от публичного договора в одностороннем порядке, а также права сторон на отказ от исполнения публичного договора в случае предоставления контрагентом недостоверных заверений. Обязанность отвечать за наступление или ненаступление определенных обстоятельств, в том числе не зависящих от ее поведения, например в случае недостоверности заверения об обстоятельствах при осуществлении предпринимательской деятельности, установлена статьей 431.2 ГК РФ, которой также не предусмотрено право сторон договора отказаться от его исполнения в одностороннем порядке.
В требовании истца о включении в пункт 56 договора указания на то, что сторона, полагавшаяся на недостоверные заверения контрагента, имеющие для нее существенное значение, вправе требовать возмещения убытков, взыскания неустойки и/или расторгнуть договор в одностороннем внесудебном порядке путем направления письменного уведомления об отказе от договора, судом апелляционной инстанции отказано обоснованно, с учетом положений пункта 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", статей 426, 431.2 ГК РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 декабря 2019 г. N Ф06-55725/19 по делу N А65-7546/2019