г. Казань |
|
24 декабря 2019 г. |
Дело N А12-32744/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Топорова А.В., Савкиной М.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сагировой О.В.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:
Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области - Анохин С.С., доверенность от 29.12.2018,
Управления Федерального казначейства по Волгоградской области - Филиппова Е.М., доверенность от 28.12.2018, Шлыкова Е.В., доверенность от 28.12.2018,
Администрации Волгоградской области - Новопавловский Б.А., доверенность от 01.06.2017,
Комитета финансов Волгоградской области - Земцова С.М., доверенность от 30.05.2017,
Комитета строительства Волгоградской области - Корольков А.В., доверенность от 18.01.2019,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федерального казначейства по Волгоградской области и Комитета строительства Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.05.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2019
по делу N А12-32744/2018
по заявлению Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области (400001, г. Волгоград, ул. им. Калинина, д. 4, ОГРН 1043400443041, ИНН 3445071308) к Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области (400131, г. Волгоград, улица Коммунистическая, 28А, ОГРН 1023403452555, ИНН 3444054571), заинтересованные лица: Комитет строительства Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. им. Скосырева, д. 7, каб. 247, ОГРН 1113460005251, ИНН 3445118595), Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов Волгоградской области (400094, г. Волгоград, ул. Танкистов, д. 12), Администрация Волгоградской области (400098, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 9, ОГРН 1023403444547, ИНН 3444051965), Комитет финансов Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, 7, ОГРН 1063444006922, ИНН 3444130624), Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (400120, г. Волгоград, ул. Елецкая, д. 1А, пом. 16, ОГРН 1023403453072, ИНН 3444080684), о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области (далее - УФССП России по Волгоградской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области (далее - УФК России по Волгоградской области) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований статей 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации по приостановлению до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника по постановлениям по делам об административных правонарушениях и о взыскании исполнительского сбора, согласно писем УФССП России по Волгоградской области от 20.06.2018 N 34901/18/25445-ЮБ, от 19.06.2018 N 34901/18/25335-ЮБ, от 10.05.2018 N 34901/18/18867-ВЕ, от 10.05.2018 N 34901/18/18866-ВЕ, от 16.02.2018 N 34901/18/6486-ЮБ, от 16.02.2018 N 34901/18/6471-ЮБ, от 17.01.2018 N 34901/18/1464-ВЗ, от 17.01.2018 N 34901/18/1463-B3; об обязании выполнить требования статей 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации по приостановлению до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника по постановлениям по делам об административных правонарушениях и о взыскании исполнительского сбора, согласно писем УФССП России по Волгоградской области: от 20.06.2018 N 34901/18/25445-ЮБ, от 19.06.2018 N 34901/18/25335-ЮБ, от 10.05.2018 N 34901/18/18867-ВЕ, от 10.05.2018 N 34901/18/18866-ВЕ, от 16.02.2018 N 34901/18/6486-ЮБ, от 16.02.2018 N 34901/18/6471-ЮБ, от 17.01.2018 N 34901/18/1464-ВЗ, от 17.01.2018 N 34901/18/1463-BЗ.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.05.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2019, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
УФК России по Волгоградской области и Комитет строительства Волгоградской области, не согласившись с вынесенными судебными актами, обратились в суд с кассационными жалобами, в которых просят судебные акты отменить и принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В отзыве Комитет финансов Волгоградской области, полагая судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП Волгоградской области и Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемых судебных актов, в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, письмами от 20.06.2018 N 34901/18/25445- ЮБ, от 19.06.2018 N34901/18/25335-ЮБ, от 10.05.2018 N 34901/18/18867-ВЕ, от 10.05.2018 N34901/18/18866-ВЕ, от 16.02.2018 N 34901/18/6486-ЮБ, от 16.02.2018 N34901/18/6471-ЮБ, от 17.01.2018 N 34901/18/1464-ВЗ, от 17.01.2018 N34901/18/1463-B3 УФССП России по Волгоградской области направило в адрес УФК по Волгоградской области для исполнения постановления о взыскании с Комитета строительства Волгоградской области исполнительского сбора и о привлечении Комитета строительства Волгоградской области к административной ответственности в виде штрафов по статье 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение решения суда (конкретные постановления перечислены в пункте 1 заявления об уточнении требований от 07.05.2019).
Данные постановления вынесены в ходе исполнения исполнительных производств, возбужденных на основании решений Ворошиловского районного суда г. Волгограда, обязывающих Комитет строительства Волгоградской области предоставить физическим лицам жилые помещения.
Постановления не были исполнены, суммы денежных средств по указанным исполнительным документам на депозитный счет межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам не поступили.
Письмом УФК по Волгоградской области от 04.07.2018 N 29-11-53/07-13602, направленным в УФССП России по Волгоградской области по его запросу о ходе исполнения постановлений, сообщено о том, что исполнительные документы (постановления) направлены в адрес должника.
Не согласившись с действиями УФК по Волгоградской области, УФССП России по Волгоградской области обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Как предусмотрено частью 1 статьи 7 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229- ФЗ) в случаях, предусмотренных Федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Статьей 12 Федерального закона N 229-ФЗ к числу исполнительных документов наряду с исполнительными листами, выдаваемые судами, и судебными приказами отнесены, в том числе судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также постановления судебного пристава-исполнителя.
Согласно пункту 1 статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий в соответствии с настоящим Кодексом открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации.
В случае, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (пункт 12 статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ).
Федеральным законом N 229-ФЗ предусмотрен внесудебный порядок исполнения требований исполнительных документов, в том числе постановлений судебного пристава о взыскании с должника расходов на совершение исполнительных действий. Судебный порядок их взыскания с бюджетных учреждений указанным законом не предусмотрен.
Положения статей 239, 242.1, 242.3-242.5 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с казенных учреждений расходов на совершение исполнительных действий, которые согласно Федеральному закону N 229-ФЗ подлежат взысканию во внесудебном порядке на основании соответствующего исполнительного документа, каковым является постановление судебного пристава-исполнителя.
Также не предусмотрен судебный порядок взыскания административных штрафов, наложенных на должника за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.15 КоАП РФ.
При неисполнении казенными учреждениями в добровольном порядке исполнительных документов, вынесенных правомочным органом, в данном случае постановлений о взыскании исполнительского сбора, постановлений по делу об административном правонарушении, судебный пристав-исполнитель в силу статей 242.3, 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих в случае отсутствия у бюджетных учреждений счетов, открытых в учреждениях банка России или в кредитной организации, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляет исполнительные документы в орган Федерального казначейства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, руководствуясь изложенными нормами права и разъяснениями, с учетом, установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств финансирования деятельности должника исключительно за счет бюджетных средств и отсутствия у последнего открытых расчетных счетов в учреждении Центрального банка Российской Федерации и иных кредитных организациях, пришел к выводу, что постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и о привлечении к административной ответственности подлежат исполнению управлением, являющимся органом Федерального казначейства, в порядке статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно пунктам 5-7 статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ орган государственной власти, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъектов Российской Федерации (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Как установлено судом первой инстанции, УФК по Волгоградской области, получив исполнительные документы межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам, ограничилось направлением их копий должнику, указав о необходимости представить платежные документы для их исполнения. До настоящего времени постановления не исполнены, никаких предусмотренных статьей 242.4 Бюджетного кодекса РФ мер в случае неисполнения исполнительных документов УФК по Волгоградской области не принято.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое бездействие УФК по Волгоградской области не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, а также усмотрел основания для обязания УФК по Волгоградской области исполнить требования статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационных жалобах УФК России по Волгоградской области, Комитет строительства Волгоградской области оспаривают выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным обстоятельствам и представленным доказательствам.
Доводы кассационных жалоб были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства по настоящему делу, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
Ссылка апелляционной инстанции на постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31, утратившего силу, не свидетельствует о незаконности судебного акта.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Доводы кассационной жалобы не доказывают нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.05.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2019 по делу N А12-32744/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 5-7 статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ орган государственной власти, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
...
Как установлено судом первой инстанции, УФК по Волгоградской области, получив исполнительные документы межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам, ограничилось направлением их копий должнику, указав о необходимости представить платежные документы для их исполнения. До настоящего времени постановления не исполнены, никаких предусмотренных статьей 242.4 Бюджетного кодекса РФ мер в случае неисполнения исполнительных документов УФК по Волгоградской области не принято.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое бездействие УФК по Волгоградской области не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, а также усмотрел основания для обязания УФК по Волгоградской области исполнить требования статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 декабря 2019 г. N Ф06-55130/19 по делу N А12-32744/2018
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-55130/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-55130/19
26.08.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7439/19
13.05.2019 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-32744/18
20.12.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-16245/18
02.11.2018 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-32744/18