г. Казань |
|
25 декабря 2019 г. |
Дело N А55-11707/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СамараСпецГазСтрой"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.06.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2019
по делу N А55-11707/2019
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СамараСпецГазСтрой" (ОГРН 1126315005904, ИНН 6315646590) к Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1026301180982, ИНН 6316007846) об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СамараСпецГазСтрой" (далее - ООО ""СамараСпецГазСтрой", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Средне-Волжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, административный орган) об отмене постановления от 27.03.2019 N 4132-Р/726-057-Ю о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административынх правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 215 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.06.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2019, в удовлетворении заявленных ООО ""СамараСпецГазСтрой" требований отказано.
ООО ""СамараСпецГазСтрой", не согласившись с решением Арбитражного суда Самарской области от 24.06.2019 и постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2019, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит их отменить и принять новый судебный акт об отмене постановления Средне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.03.2019 N 4132-Р/726-057-Ю о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 215 000 рублей.
В обосновании кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля": общество не было извещено о проведении проверки, не представлен Обществу акт проверки; на нарушение процедуры привлечения к административной ответственности: протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, отсутствуют доказательства надлежащего извещения законного представителя Общества о составлении протокола об административном правонарушении, о рассмотрении дела об административном правонарушении; на отсутствие состава административного правонарушения, не доказана вина в совершении административного правонарушения. Также указывает, что законодательство не предусматривает право административного органа на привлечение к административной ответственности юридического лица по проведенной проверке в отношении другого юридического лица.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, в отзыве на нее, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "СамараСпецГазСтрой" является лицом, осуществляющим строительство объекта капитального строительства: "Сбор нефти и газа со скважин N N 52, 53 Ильменевского месторождения" - I, II, III этапы строительства, расположенного по адресу: Самарская область, Кинельский район, на основании договора от 31.05.2017 N 17-02370-0103224117/1175Д, заключенного с акционерным обществом "Самаранефтегаз" (далее - АО "Самаранефтегаз") (Заказчик).
25 декабря 2018 года в адрес Средне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору поступило извещение АО "Самаранефтегаз" об окончании строительства "Сбор нефти и газа со скважин N N 52, 53 Ильменевского месторождения" - I, II, III этапы строительства, расположенного по адресу: Самарская область, Кинельский район.
В ходе проведенной Управлением выездной проверки в отношении АО "Самаранефтегаз" составлен акт проверки N 07-726-02-19-049 от 22.02.2019, вручен законному представителю Корневу М.Г. по доверенности от 01.01.2019, а также выдано предписание N 07-726-02-19-049 от 22.02.2019 лицу, допустившему нарушения - ООО "СамараСпецГазСтрой" (подрядчик), с указанием сроков их устранения, которое отправлено заказным письмом с уведомлением и вручено 04.03.2019.
В установленный законом срок возражений в отношении выданного предписания от 22.02.2019 N 07-726-02-19-049 от ООО "СамараСпецГазСтрой" не поступало.
Предписание от 22.02.2019 N 07-726-02-19-049 в судебном порядке обжаловано не было.
12 марта 2019 года Управлением на основании пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 4132-р/726-057-Ю по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, выразившиеся в нарушении требований градостроительного законодательства, с участием законного представителя Круглова И.И. по доверенности от 01.12.2018.
Согласно протоколу об административном правонарушении N 4132-р/726-057-Ю, при проведении мероприятия по контролю (надзору) при строительстве объекта капитального строительства: "Сбор нефти и газа со скважин N 52, 53 Ильменевского месторождения" - I,II,III этапы строительства" установлено, что ООО "СамараСпецГазСтрой" допустило следующие нарушения:
1. Отсутствуют акты освидетельствования скрытых работ на герметизацию мест прохода трубопроводов через стенки колодцев и камер;
2. Перед устройством грунтощебеночного слоя не определена плотность и влажность грунта с помощью прибора Ковалева (в соответствии с проектом коэффициент уплотнения должен быть не менее (0,98);
3. Не произведен контроль равномерности распределения щебня в массе грунтощебеночной смеси во время перемешивания грунта со щебнем;
4. По окончанию уплотнения грунтощебеночного слоя не произведен контроль плотности грунтощебня по методу лунок;
5. После окончания уплотнения слоя не произведен контроль толщины и ширины слоя;
6. В журнале производства работ не ведутся записи по контролю технологического процесса строительства грунтощебеночного основания;
7. Не выполнено освидетельствование работ по устройству каждого предыдущего слоя гидроизоляции до нанесения последующего;
8. Отсутствует подтверждение соответствия закладного изделия под стойкой С1 требованиям проекта, в котором предусмотрено изделие закладное МП 122-2 серии 1.400- 15.В1;
9. Не выполнена наружная гидроизоляция колодца в составе: коллоидно-цементным раствором КЦР - 1 слой толщиной 12 мм; сополимеро-винилхлоридные лакокрасочные покрытия (типа ХС): грунтовка и эмаль по 2 слоя;
10. Не проведена проверка соответствия грунта проекту до начала монтажных paбот лабораторными приборами;
11. Отсутствуют результаты обязательного взятия пробы уплотнительного грунта после обратной засыпки (в соответствии с проектом плотность грунта засыпки должна быть 1,7 т/м3);
12. Не проведена проверка соответствия грунта проекту до начала монтажных работ лабораторными приборами;
13. Отсутствуют результаты обязательного взятия пробы уплотненного грунта после обратной засыпки.
В соответствии с частью 1 статьи 23.56 КоАП РФ 27.03.2019 Управлением вынесено постановление N 4132-р/726-057-Ю о назначении административного наказания в отношении ООО "СамараСпецГазСтрой" по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 215 000 рублей.
ООО "СамараСпецГазСтрой", не согласившись с вынесенным постановлением N 4132-р/726-057-Ю о назначении административного наказания, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности материалами дела факта совершения Обществом вмененного ему административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ; постановление принято уполномоченным органом; порядок привлечения к административной ответственности соблюден; основания для привлечения к ответственности имеются; срок давности привлечения к ответственности не истек; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствуют; штраф назначен в пределах санкции вменяемой статьи, в связи с чем, отсутствуют основания для признания назначенного наказания несправедливым и несоразмерным характеру совершенного правонарушения.
Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами судебных инстанций в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 9.4 КоАП РФ нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицом, осуществляющим строительство объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле документы в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь частью 1 статьи 1.5, частью 2 статьи 2.1, частью 3 статьи 4.1, статьей 4.5, частью 1 статьи 9.4, статьей 23.56, статьей 26.1, статьей 25.1, частью 3 статьи 25.4, частью 3 статьи 25.5, статьей 25.15, пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, Положением о Средне-Поволжском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11.2018 N 588, частями 3, 6 статьи 52, подпунктом "а" пункта 2 части 5 статьи 54, частью 6 статьи 54 ГрК РФ, пунктами 79, 89 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 ГрК РФ, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти, утвержденного приказом Ростехнадзора от 31.01.13 N 38, зарегистрирован в Минюсте 31.07.13 N29225; частью 12 статьи 16, пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", установив, что в ходе выездной проверки объекта капитального строительства Управлением выявлены нарушения требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании и строительстве объектов капитального строительства; материалами дела подтверждается наличие указанных в протоколе нарушений; субъектом административного правонарушения является именно Общество; суды первой и апелляционной пришли к выводу о доказанности факта совершения ООО ""СамараСпецГазСтрой" вмененного ему административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Доказательств принятия Обществом всех мер по соблюдению требований законодательства не представлено.
Вина Общества административным органом исследована и нашла отражение в оспариваемом постановлении.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судами не установлено.
Порядок привлечения к административной ответственности судами проверен и признан соблюденным. О времени, дате и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении Общество было извещено надлежащим образом.
Оспариваемое постановление вынесено компетентным органом в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ судами нижестоящих инстанций не установлены.
Административным органом при вынесении оспариваемого постановления учтены указанные обстоятельства, наказание назначено Обществу в пределах санкции части 1 статьи 9.4 КоАП РФ с учетом того, что Общество уже привлекалось ранее к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, что нашло отражение в оспариваемом постановлении.
С учетом установленных обстоятельств дела, судами первой и апелляционной инстанций не установлено совокупности условий для применения статьи 4.1.1 и пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в рассматриваемом случае.
Материалами дела подтверждается, что постановление принято уполномоченным органом, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, основания для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности не истек, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствуют, штраф назначен в пределах санкции вменяемой статьи, в связи с чем, отсутствуют основания для признания назначенного наказания несправедливым и несоразмерным характеру совершенного правонарушения.
Исходя из изложенного, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о законности оспариваемого постановления административного органа, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных ООО ""СамараСпецГазСтрой" требований.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных по делу обстоятельств, не влечет принятия незаконного судебного решения.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению как противоречащие материалам дела и фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражными судами первой и апелляционной инстанций в процессе рассмотрения спора. Указанные доводы являлись предметом исследования и оценки арбитражных судов, их необоснованность отражена в оспариваемых судебных актах с изложением соответствующих мотивов.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.06.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2019 по делу N А55-11707/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив имеющиеся в деле документы в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь частью 1 статьи 1.5, частью 2 статьи 2.1, частью 3 статьи 4.1, статьей 4.5, частью 1 статьи 9.4, статьей 23.56, статьей 26.1, статьей 25.1, частью 3 статьи 25.4, частью 3 статьи 25.5, статьей 25.15, пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, Положением о Средне-Поволжском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11.2018 N 588, частями 3, 6 статьи 52, подпунктом "а" пункта 2 части 5 статьи 54, частью 6 статьи 54 ГрК РФ, пунктами 79, 89 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 ГрК РФ, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти, утвержденного приказом Ростехнадзора от 31.01.13 N 38, зарегистрирован в Минюсте 31.07.13 N29225; частью 12 статьи 16, пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", установив, что в ходе выездной проверки объекта капитального строительства Управлением выявлены нарушения требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании и строительстве объектов капитального строительства; материалами дела подтверждается наличие указанных в протоколе нарушений; субъектом административного правонарушения является именно Общество; суды первой и апелляционной пришли к выводу о доказанности факта совершения ООО ""СамараСпецГазСтрой" вмененного ему административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
...
Оспариваемое постановление вынесено компетентным органом в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ судами нижестоящих инстанций не установлены.
Административным органом при вынесении оспариваемого постановления учтены указанные обстоятельства, наказание назначено Обществу в пределах санкции части 1 статьи 9.4 КоАП РФ с учетом того, что Общество уже привлекалось ранее к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, что нашло отражение в оспариваемом постановлении.
С учетом установленных обстоятельств дела, судами первой и апелляционной инстанций не установлено совокупности условий для применения статьи 4.1.1 и пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в рассматриваемом случае."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 декабря 2019 г. N Ф06-54207/19 по делу N А55-11707/2019
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54207/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54207/19
29.08.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12162/19
24.06.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-11707/19