г. Казань |
|
17 января 2020 г. |
Дело N А06-1370/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Астраханский государственный технический университет" - Косабуцкой Ю.В., доверенность от 30.12.2019, Ажмуллаевой Н.А., доверенность от 09.01.2020,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 27.05.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019
по делу N А06-1370/2019
по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Астраханский государственный технический университет" (ИНН 3016018094, ОГРН 1023000861916) к Управлению Федерального казначейства по Астраханской области (ИНН 3015010078, ОГРН 1023000851719) о признании недействительными представления от 29.01.2019 N 25-20 -11/1 в части пункта 1, предписания от 29.01.2019 N 25-20-11/1,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Астраханский государственный технический университет" (далее - Учреждение, ФГБОУ ВО "АГТУ") обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению Федерального Казначейства по Астраханской области (далее - УФК по Астраханской области) о признании недействительными представления от 29.01.2019 N 25-20-11/1 в части пункта 1, предписания от 29.01.2019 N 25-20-11/1.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 27.05.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019, заявленные требования удовлетворены.
Признаны недействительными:
- пункт 1 Представления Управления Федерального Казначейства по Астраханской области от 29.01.2019 N 25-20-11/1, вынесенного в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Астраханский государственный технический университет";
- предписание Управления Федерального Казначейства по Астраханской области от 29.01.2019 N 25-20-11/1, вынесенное в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Астраханский государственный технический университет".
Управление Федерального казначейства по Астраханской области, не согласившись с решением Арбитражного суда Астраханской области от 27.05.2019 и постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела и принять новый судебный акт, которым пункт 1представления от 29.01.2019 N 25-20-11/1 и предписание от 29.01.2019 N 25-20-11/1 признать действительными, а заявление Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Астраханский государственный технический университет" - без удовлетворения.
По мнению заявителя кассационной жалобы, ФГБОУ ВО "АГТУ" допущено неполное выполнение государственного задания в части требований к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг, выразившееся в не достижении значений 14 показателей, в связи с чем, оно обязано возвратить неиспользованные остатки субсидий в объеме недостигнутых показателей.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей Учреждения, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Федеральное агентство по рыболовству в отношении ФГБОУ ВО "АГТУ" наделено функциями и полномочиями учредителя, главного распорядителя средств федерального бюджета.
10 февраля 2017 года между Федеральным агентством по рыболовству и ФГБОУ ВО "АГТУ" заключено соглашение N 076-03-051 о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг, согласно которому сумма финансирования на 2017 год составила 305 943 200,00 рублей, из них: услуги по разделу, подразделу 0706 "Высшее образование" в сумме 296 838 100,00 рублей; работы по разделу, подразделу 0708 "Прикладные научные исследования в области образования" в сумме 9 105 100,00 рублей.
При этом, сумма субсидии на выполнение государственного задания установлена без разбивки сумм по каждому направлению подготовки.
16 ноября 2017 года Федеральным агентством по рыболовству в отношении ФГБОУ ВО "АГТУ" утверждено государственное задание N 076-00067-17-001 на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Государственным заданием на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов на оказание государственных услуг ФГБОУ ВО "АГТУ" установлены показатели, характеризующие содержание, условия (формы) и объем государственных услуг, выполняемых работ.
Подтверждением выполнения ФГБОУ ВО "АГТУ" целей предоставления субсидии на государственное задание является достижение им установленных показателей, характеризующих качество и (или) объём (содержание) государственной услуги (работы), явился утвержденный Федеральным агентством по рыболовству Отчет о выполнении N 076-00067-17-011.
Управлением Федерального казначейства по Астраханской области в отношении ФГБОУ ВО "АГТУ" проведена выездная проверка по использованию субсидий, предоставленных из федерального бюджета на выполнение государственного задания и иные цели, полноты и достоверности отчетности за период 2017 год.
В ходе проверки установлено, что в нарушение пунктов 5 и 6 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 46 и 47 Положения о порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 N 640, сведений о результатах по исполнению государственного (муниципального) задания (форма по ОКУД 0503762); согласно графе 13 Отчета отклонения по показателям объема государственных услуг, превышающих допустимое (возможное) значение, отсутствуют; ФГБОУ ВО "АГТУ" не выполнило показатели объема государственных услуг в 14 случаях при реализации образовательных программ высшего образования, искажающие Отчет о выполнении государственного задания за 2017 г. на общую сумму 11 420 580,57 руб.
05 декабря 2018 года составлен акт проверки. 29 января 2019 года выдано представление от 29.01.2019 N 25-20-11/1, в пункте 1 которого отражено вышеуказанное нарушение с требованием в течение 30 дней со дня получения рассмотреть информацию об указанных нарушениях и принять меры по устранению причин и условий совершения выявленных нарушения.
Согласно предписания от 29.01.2019 N 25-20-11/1 ФГБОУ ВО "АГТУ" необходимо в течение 3 месяцев со дня его получения возместить в доход федерального бюджета средства за неполное выполнение государственного задания, выразившееся в не достижении значений 14 показателей установленных государственным заданием N 076-00067-17-01 на общую сумму 11 420 580,57 руб.
ФГБОУ ВО "АГТУ", полагая, что пункт 1 представления от 29.01.2019 N 25-20-11/1 и предписание от 29.01.2019 N 25-20-11/1 являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ, статьями 6, 28, 38, 34, 69.2, пунктом 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере", пунктом 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", пунктом 3 Положения о порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 N 640, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о выполнении Учреждением государственного задания на 2017 год, поскольку превышения допустимого (возможного) отклонения показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), в целом по государственному заданию за 2017 года не допущено.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права в силу следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Судебными инстанциями из материалов дела установлено, что в соответствии с государственным заданием на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов на оказание государственных услуг ФГБОУ ВО "АГТУ" предусмотрены показатели, характеризующие содержание, условия (формы) и объем государственных услуг, выполняемых работ.
В качестве показателей, характеризующих содержание государственных услуг, указаны направления подготовки и укрупненные группы, определенные в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.09.2013 N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования".
Показателем объема государственной услуги является численность обучающихся.
Наименование государственных услуг указано в соответствии с наименованием государственных услуг, содержащимся в Перечне государственных услуг (работ), оказываемых в сфере образования и науки, утвержденном Минобрнауки РФ 26.07.2010 N СМ-1/02вн и Базовом (отраслевом) перечне государственных услуг (работ), оказываемых федеральными государственными организациями в сфере образования и науки (утв. Министерством образования и науки Российской Федерации 17.07.2014 N АП-44/18вн).
По каждому разделу форма государственного задания предусматривает строчку: Допустимые (возможные) отклонения от установленных показателей качества государственной услуги, в пределах которых государственное задание считается выполненным (процентов).
Данные строчки по разделам государственного задания не заполнены, что свидетельствует о том, что по отдельным государственным услугам допустимых отклонений не установлено.
В части 3 "Прочие сведения о государственном задании", содержащей сведения относительно государственного задания в целом, в пункте 5 "Иные показатели, связанные с выполнением государственного задания" указано: Допустимое (возможное) отклонение от выполнения государственного задания, в %: - 10%.
В примечании к государственному заданию указано: отклонение указано при принятии учредителем решения об установлении общего допустимого возможного отклонения от выполнения государственного задания, в пределах которого оно считается выполненным.
Таким образом, согласно данным государственного задания, процент отклонения - 10%, установлен учредителем и главным распорядителем средств федерального бюджета Федеральным агентством по рыболовству в отношении всего задания в целом.
Отклонение от выполнения государственного задания в целом за 2017 год составило 5,38%, что находится в пределах допустимого (возможного) отклонения от выполнения государственного задания.
Следует учесть, что оценка способов установления отклонений от исполнения государственного задания находится в компетенции федерального органа исполнительной власти.
Подтверждением выполнения целей предоставления субсидии на государственное задание является достижение им установленных показателей, характеризующих качество и (или) объём (содержание) государственной услуги (работы), что подтверждается отчётностью о выполнении государственного задания по форме, установленной Правительством Российской Федерации.
Подтверждением выполнения Учреждением целей предоставления субсидии на является Отчет о выполнении государственного задания N 076-00067-17-011, который утвержден Федеральным агентством по рыболовству.
При этом, положения пункта 6 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нарушение которых вменяется Учреждению, в 2017 году не действовали, поскольку вступили в силу с 01.01.2018.
В свою очередь, УФК по Астраханской области не предоставлено доказательств нарушения ФГБОУ ВО "АГТУ" бюджетного законодательства, выразившегося в неполном выполнении государственного задания на 2017 год.
Поскольку в рассматриваемом случае не установлено факта использования Учреждением средств субсидии на выполнение государственного задания не в соответствии с условиями и целями ее предоставления, суды первой и апелляционной инстанции сделали правильный вывод об отсутствии у УФК оснований для вынесения в отношении ФГБОУ ВО "АГТУ" пункта 1 представления и, соответственно, предписания о возврате денежных средств в сумме 11420580,57 руб.
При вынесении обжалуемых судебных актов судебные инстанции всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные доказательства, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы материального и процессуального права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 27.05.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019 по делу N А06-1370/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
...
Подтверждением выполнения Учреждением целей предоставления субсидии на является Отчет о выполнении государственного задания N 076-00067-17-011, который утвержден Федеральным агентством по рыболовству.
При этом, положения пункта 6 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нарушение которых вменяется Учреждению, в 2017 году не действовали, поскольку вступили в силу с 01.01.2018."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 января 2020 г. N Ф06-55646/19 по делу N А06-1370/2019
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-55646/19
28.08.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7915/19
26.08.2019 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-1370/19
27.05.2019 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-1370/19
26.02.2019 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-1370/19