г. Казань |
|
30 января 2020 г. |
Дело N А55-22766/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Авиаагрегат"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.07.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2019
по делу N А55-22766/2018
по заявлению акционерного общества "Авиаагрегат", г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "БТИ", г. Самара, ФГБУ "Национальный парк "Самарская лука", Самарская область, г. Жигулевск, Территориальное управление Росимущества в Самарской области, г. Самара, министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г.Самара, Федеральное агентство лесного хозяйства, г. Москва, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, г. Москва, о признании незаконным отказа в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на единый недвижимый комплекс,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Авиаагрегат" (далее - АО "Авиаагрегат", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, регистрационный орган, ответчик) о признании незаконным уведомления от 29.01.2018 N 63/001/413/2017-169 об отказе в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, об обязании Управления Росреестра по Самарской области осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности АО "Авиаагрегат" в отношении единого недвижимого комплекса "База отдыха "Жигулевские просторы", расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, Рождественское лесничество, 4 квартал, база отдыха "Жигулевские просторы".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ), привлечены общество с ограниченной ответственностью "БТИ", федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Самарская лука" (далее - ФГБУ "НП "Самарская лука"), территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.07.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2019, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
АО "Авиаагрегат" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 18.10.2017 АО "Авиаагрегат" обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением N 63/001/413/2017-169 о государственной регистрации права собственности и кадастрового учета на объект недвижимости - единый недвижимый комплекс "База отдыха "Жигулевские просторы", расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, Рождественское лесничество, 4 квартал, база отдыха "Жигулевские просторы".
Уведомлением от 28.10.2017 N 63/001/413/2017-169 Управление Росреестра по Самарской области приостановило государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права в отношении указанного объекта недвижимости, указав на несоответствие представленного в качестве приложения к заявлению технического плана требованиям к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития N 953 от 18.12.2015 (далее - Требования N 953), а также не отсутствие сведений, необходимых для внесения в Единый государственный реестра недвижимости (далее - ЕГРН) об указанном объекте недвижимости как едином недвижимом комплексе.
Уведомлением от 23.11.2017 N 63/001/413/2017-169 Управление Росреестра по Самарской области продлило приостановление осуществления регистрационных действий до 28.01.2018 в связи с тем, что не утверждена и не введена в действие XML-схема, необходимая для формирования технического плана, подготовленный технический план не соответствует Требованиям N 953 и не содержит сведения, необходимые для внесения в ЕГРН об объекте недвижимости как Единый недвижимый комплекс.
Уведомлением от 29.01.2019 N 63/004/413/2017-169 Управление Росреестра по Самарской области отказало в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации прав по основаниям, предусмотренным пунктами 5,7 части 1 статьи 26 Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Утверждая, что принятое Управлением Росреестра по Самарской области решение об отказе в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации прав незаконным, нарушающим его права и законные интересы, поскольку на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы, при этом технический план в отношении объекта недвижимости соответствует требованиям приказа Минэкономразвития N 953 от 18.12.2015, здания, строения и сооружения объединены единым назначением (база отдыха), находятся на одном земельном участке и связаны коммуникациями (электроснабжение и водоснабжение), то есть объединены технологически, ранее решением Арбитражного суда Самарской области от 28.03.2016 по делу N А55-28335/2015 было установлено, что база отдыха "Жигулевские просторы" расположена на одном земельном участке, представляющем собой совокупность трех частей земельных участок, все объекты используются как база отдыха, АО "Авиаагрегат" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 1 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Следовательно, отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления заинтересованного лица без удовлетворения.
Согласно части 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее- ЕГРН) записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН (часть 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В силу положений статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу части 1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ определено, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 46 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на единый недвижимый комплекс (далее - "ЕНК") осуществляются в связи с объединением нескольких указанных в статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) объектов недвижимости, государственный кадастровый учет которых осуществлен в Едином государственном реестре недвижимости и права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, по заявлению их собственника.
В соответствии со статьей 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Состав сведений о едином недвижимом комплексе, подлежащих внесению в реестр объектов недвижимости ЕГРН, установлен статьей 8 Закона N 218-ФЗ, пунктом 41 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 (далее - Порядок). Особенности подготовки технического плана в отношении единого недвижимого комплекса определены также абзацем девятым пункта 16, пунктом 33, абзацем десятым пункта 34 Требований к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (далее - Требования N 953).
Следует также отметить, что в соответствии с пунктом 50 Требования N 953 в случае подготовки технического плана единого недвижимого комплекса в разделе "Заключение кадастрового инженера" такого технического плана указываются сведения, характеризующие единый недвижимый комплекс, в том числе в случаях, если единый недвижимый комплекс является таковым, поскольку совокупность составляющих его объединенных единым назначением зданий, сооружений неразрывно связана технологически, указываются сведения о содержании такой технологической связи.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон по правилам статьи 71 АПК РФ, принимая во внимание обстоятельства, установленные в рамках арбитражных дел N А55-25597/2012, А55-28335/2015, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что представленный на регистрацию технический план не соответствует действующим нормативным правовым актам, в том числе Закону о недвижимости, Порядку, Требованиям.
С учетом установленных по делу обстоятельств суды не усмотрели оснований для признания оспариваемого решения ответчика незаконным, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
В частности, судами установлено, что в техническом плане в нарушение требований действующего законодательства были указаны характеристики объекта, неприсущие ЕНК (год завершения строительства и площадь застройки), что также не оспаривается заявителем. При этом суды признали несостоятельными доводы заявителя со ссылкой на соответствие представленного технического плана xml-схеме технического плана сооружения, предусматривающей указание таких характеристик.
В этой связи стоит отметить, что в обоснование подготовки технического плана ЕНК с использованием xml-схемы технического плана сооружения заявитель ссылался на письмо Росреестра от 22.12.2016 N 14-исх/17905-ВА/16. согласно которому до ввода в действие новых XML-схем межевой план, технический план, акт обследования представляются в орган регистрации прав в виде XML-документов, подготовленных с использованием действующих (размещенных на официальном сайте Росреестра) XML-схем.
Вместе тем условием использования действующих xml-схем, определенным Росреестром в указанном письме, являлось заполнение доступной XML-схемы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к содержанию технического плана объекта учета, то есть в рассматриваемом случае ЕНК, все отступления от этих требований должны быть отражены в разделе "Заключение кадастрового инженера". Однако каких-либо пояснений относительно мотивов указания в техническом плане таких характеристик как "год завершения строительства" и "площадь застройки" в заключении кадастрового инженера не приведено.
Согласно пункту 31 Требований N 953 в реквизите "4" раздела "Исходные данные" указывается кадастровый номер (кадастровые номера) объекта (объектов) недвижимости, в результате преобразования которого (которых) в соответствии с законодательством Российской Федерации был образован объект недвижимости.
Как установлено судами, технический план, представленный заявителем, подготовлен в связи образованием единого недвижимого комплекса, то есть вне процедур физического преобразования объектов недвижимости, что свидетельствует об ошибочном заполнении реквизита "4" раздела "Исходные данные" технического плана, в котором предполагается указание объектов недвижимости, исходных по отношению к вновь образуемым и подлежащих снятию с кадастрового учета, в то время как объекты, включаемые в состав единого недвижимого комплекса при объединении в единый недвижимый комплекс снятию с кадастрового учета не подлежат.
Учитывая, что объединение по заявлению собственника поставленных на кадастровый учет и зарегистрированных в ЕГРП объектов недвижимости в единый недвижимый комплекс возможно лишь в том случае, если данные объекты имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически, либо расположены на одном земельном участке, однако в представленном на регистрацию техническом плане в разделе "Заключение кадастрового инженера" сведения и обоснование того, каким образом эти объекты составляют единый недвижимый комплекс, помимо указания на то, что комплекс образован путем объединения 68 объектов, отсутствуют, при этом правоустанавливающие документы либо сведения о нахождении объектов недвижимости как в отдельности, так и в целом на земельном участке, который отводился под базу отдыха, не представлены, какие-либо пояснения в заключении также отсутствуют, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о несоблюдении заявителем требований, предъявляемых к содержанию технического плана единого недвижимого комплекса.
Ссылка заявителя в обоснование единого назначения объекта на наименование объекта "База отдыха "Жигулевские просторы" также является несостоятельной, поскольку наименование объекта само по себе не позволяет сделать вывод о едином назначении включаемых в состав единого недвижимого комплекса объектов недвижимости, при этом характеристики ряда объектов недвижимости, включаемых в ЕНК. исходя из представленных сведений, вообще не позволяют сделать вывод о предполагаемом их использовании ввиду указания лишь на их общее назначение, как например, "нежилое здание".
Суды обоснованно отметили, что если кадастровый инженер не мог отразить (в силу технической невозможности) в техническом плане те или иные сведения, данные обстоятельства должны были быть описаны в заключении кадастрового инженера. Однако такой информации заключение кадастрового инженера не содержит.
При таком положении вывод судов двух инстанций о том, что отказ Управления в совершении заявленных обществом регистрационных действий не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов последнего является правомерным.
Вопреки утверждению заявителя кассационной жалобы, определяя круг доказывания по настоящему спору, суды не вышли за пределы заявленных требований, рассмотрели спор по существу по имеющимся в деле доказательствам. Следует также отметить, что в рамках юрисдикционной формы защиты прав арбитражный суд, оценивая правомерность действий органов регистрации относительно отказа в совершении регистрационных должен устанавливать наличие либо отсутствие иных оснований, препятствующих совершению испрашиваемых действий, вне зависимости от оснований отказа, отраженных в решении уполномоченного органа.
Судебные инстанции с достаточной полнотой установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили к ним нормы права, содержащиеся в обжалуемых актах выводы, основаны на исследованных судами доказательствах и переоценке окружным судом кассационной инстанции не подлежат (статьи 286 и 287 АПК РФ).
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 АПК РФ), не установлено.
В соответствии со статьями 110 и 112 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя жалобы - АО "Авиаагрегат".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.07.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2019 по делу N А55-22766/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом установленных по делу обстоятельств суды не усмотрели оснований для признания оспариваемого решения ответчика незаконным, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
В частности, судами установлено, что в техническом плане в нарушение требований действующего законодательства были указаны характеристики объекта, неприсущие ЕНК (год завершения строительства и площадь застройки), что также не оспаривается заявителем. При этом суды признали несостоятельными доводы заявителя со ссылкой на соответствие представленного технического плана xml-схеме технического плана сооружения, предусматривающей указание таких характеристик.
В этой связи стоит отметить, что в обоснование подготовки технического плана ЕНК с использованием xml-схемы технического плана сооружения заявитель ссылался на письмо Росреестра от 22.12.2016 N 14-исх/17905-ВА/16. согласно которому до ввода в действие новых XML-схем межевой план, технический план, акт обследования представляются в орган регистрации прав в виде XML-документов, подготовленных с использованием действующих (размещенных на официальном сайте Росреестра) XML-схем."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 января 2020 г. N Ф06-57174/19 по делу N А55-22766/2018