г. Казань |
|
11 февраля 2020 г. |
Дело N А12-19251/2019 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
общества с ограниченной ответственностью "М-Ратус" - Шишлянникова Ф.В., доверенность от 31.01.2020,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "М-Ратус"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.07.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2019
по делу N А12-19251/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "М-Ратус" (ОГРН 1023403438728, ИНН 3444043650) к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Волгоградский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (ОГРН 1023403441380, ИНН 3444048472), обществу с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Лесное озеро" (ОГРН 1146318004447, ИНН 6318242980), с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Волгоградской области, о признании документации об электронном аукционе незаконной, электронного аукциона и контракта - недействительными,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "М-Ратус" (далее - ООО "М-Ратус", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Волгоградский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский университет" Минздрава России), обществу с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Лесное озеро" (далее - ООО "Научно-производственное объединение "Лесное озеро") о признании незаконными подпункта 1 пункта 23 и подпункта 5 пункта 26 раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе N 63/18/44 на оказание услуг по дезинсекции и дератизации на объектах ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский университет" Минздрава России в части установления требования к участникам электронного аукциона о наличии и предоставлении в составе заявки копии лицензии на медицинскую деятельность с видом работ (услуг) "дезинфектология" (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранению, на территории инновационного центра "Сколково"), признании недействительным электронного аукциона N 0329100015819000079 на право заключения контракта по оказанию услуг по дезинсекции и дератизации на объектах ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский университет" Минздрава России, признании недействительным контракта на оказание услуг по дезинсекции и дератизации на объектах ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский университет" Минздрава России от 26.04.2019 N 0329100015819000079, заключенного ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский университет" Минздрава России и ООО "Научно-производственное объединение "Лесное озеро".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.07.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2019, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество с ограниченной ответственностью "М-Ратус" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.07.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2019 отменить как несоответствующие нормам материального права, фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований ООО "М-Ратус".
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 04.02.2020 объявлялся перерыв до 11.02.2020 до 14 час. 00 минут.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 АПК РФ и доводов содержащихся в кассационной жалобе, в отзыве на нее, заслушав представителя заявителя кассационной жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов нижестоящих судов в силу следующего.
Как следует из материалов дела, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение от 27.03.2019 N 0329100015819000079 о проведении электронного аукциона N 63/18/44 на оказание услуг по дезинсекции и дератизации на объектах федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Волгоградский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации. Начальная (максимальная) цена контракта составила 559403 руб. 58 коп.
Согласно пункту 6 раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе N 63/18/44. Код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОКПД 2 установлен - 81.29.11.00, описание объекта закупки производится в соответствии с техническим заданием - разделом 4 документации об аукционе.
В пунктах 23 и 26 раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе N 63/18/44 предусмотрено представление участником закупки в подтверждение соответствия установленным требованиям лицензии на право осуществления медицинской деятельности с разрешенным видом деятельности по дезинфектологии.
ООО "М-Ратус" и ООО "Научно-производственное объединение "Лесное озеро" подали заявки на участие в указанном электронном аукционе и были допущены к участию в аукционе.
Предложение ООО "М-Ратус" по цене контракта поступило раньше, при этом победителем электронного аукциона признано ООО "Научно-производственное объединение "Лесное озеро".
По результатам вышеназванной закупки ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский университет" Минздрава России (покупатель (или заказчик) и ООО "Научно-производственное объединение "Лесное озеро" (исполнитель) заключили контракт от 26.04.2019 N 0329100015819000079 на оказание услуг по дезинсекции и дератизации на объектах ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский университет" Минздрава России.
При подведении итогов электронного аукциона заявка ООО "М-Ратус" была признана несоответствующей требованиям документации о закупке по причине непредставления лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии.
Полагая, что ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский университет" допущены нарушения при организации и проведении аукциона, поскольку для оказания услуг, являющихся предметом закупки, исполнитель не обязан иметь лицензию на оказание медицинских услуг в сфере дезинфектологии, заявка ООО "М-Ратус" отклонена необоснованно и он также незаконно не был признан победителем аукциона (торгов), ООО "М-Ратус" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь положениями статей 2, 4, 6, 8, 9, 65, 70, 133, 168, 170, 198, 20, 201 АПК РФ, статьей 1, 8, 9, 11, 12, 307, 309, 310, 401, 447, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", части 2 статьи 24, пунктом 1 част 1 статьи 31, статьи 33, части 1 статьи 59, пунктами 1, 2 части 1 статьи 64, части 2 статьи 66, статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", статьи 41, 123 Конституции Российской Федерации, статей 2, 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьи 1, пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2013 N 131, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными подпункта 1 пункта 23 и подпункта 5 пункта 26 раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе N 63/18/44; недействительным электронного аукциона N 0329100015819000079 и заключенного по его итогам контракта на оказание услуг по дезинсекции и дератизации на объектах ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский университет" Минздрава России от 26.04.2019 N 0329100015819000079, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, основанными на правильном применении норм материального права в силу следующего.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что закупка проводилась с целью заключения контракта на оказание услуг по дератизации и дезинсекции на объектах федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Волгоградский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации. Дополнительным требованием, предъявляемым к участникам закупки, являлось наличие лицензии на право осуществления медицинской деятельности по дезинфектологии.
Исходя из принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), гражданам гарантируются обеспечение их прав в сфере охраны здоровья, доступность и качество при оказании медицинской помощи.
В соответствии со статьей 2 Закона N 323-ФЗ под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Таким образом, проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Так, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.
Согласно пункту 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, том числе, при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В частности, в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
В соответствии с общепринятой терминологией дезинфекция включает в себя работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды; дезинсекция - уничтожение членистоногих и клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней, а также других насекомых, мешающих труду и отдыху людей, а дератизация - уничтожение грызунов, носителей возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.
Следовательно, указанные понятия рассматриваются как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляют терминологическую основу Санитарно-эпидемиологических Правил СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" СП 3.5.1378-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 131 (далее - СП 3.5.1378-03) и отнесенных к группе 3.5 "Дезинфектология".
В этой связи, следует признать ошибочным доводы заявителя кассационной жалобы о том, что работу (услуги) по дезинфектологии подлежат лицензированию только в случае их организации и выполнения при оказании медицинской помощи.
Медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг, и должен рассматриваться в системной связи с проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Дезинфекционная деятельность осуществляется специально обученным персоналом организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность, в строгом соответствии с требованиями, установленными СП 3.5.1378-03 и предусматривающими соблюдение условий хранения, транспортировки, приготовления рабочих растворов, химических и биологических средств, допущенных к применению и не оказывающих неблагоприятного воздействия на человека.
В связи с тем, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "медицинская деятельность".
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу, что деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ в соответствии с Законом N 323-ФЗ должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Федеральном законе от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", и в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2018 N 310-КГ17-14344, от 15.01.2018 N 309-КГ17-12073.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в их взаимосвязи и совокупности в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что у ООО "М-Ратус" отсутствовала лицензия на право осуществления медицинской деятельности по дезинфектологии; дополнительным требованием, предъявляемым к участникам закупки, являлось наличие лицензии на право осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии; ООО "М-Ратус" подало заявку на участие в аукционе, зная об отсутствии у него такой лицензии, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконными подпункта 1 пункта 23 и подпункта 5 пункта 26 раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе N 63/18/44 и недействительным электронного аукциона N 0329100015819000079, поскольку, выполнение работ (оказание услуг) по дезинфектологии (мероприятия по дезинфекции, дезинсекции и дератизации) следует рассматривать, как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинскую деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также, как санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Федеральном законе от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", и в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" относится к лицензируемым видам деятельности.
Также предметом обжалования является требование о признании недействительным контракта на оказание услуг по дезинсекции и дератизации на объектах ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский университет" Минздрава России от 26.04.2019 N 0329100015819000079, заключенного ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский университет" Минздрава России и ООО "Научно-производственное объединение "Лесное озеро".
Принимая во внимание положения статей 2, 4, 49, 65 АПК РФ, статей 1, 9, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что заключенный ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский университет" Минздрава России и ООО "Научно-производственное объединение "Лесное озеро" контракт от 26.04.2019 N 0329100015819000079 на оказание услуг по дезинсекции и дератизации на объектах образования исполняется сторонами, услуги оказываются и оплачиваются, таким образом, приведение сторон в первоначальное положение не представляется возможным, соответственно избранный истцом способ защиты не приведет к восстановлению его субъективного права; проведение нового аукциона на право заключения контракта не свидетельствует о безусловной победе на нем ООО "М-Ратус", суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении иска о признании недействительным контракта на оказание услуг по дезинсекции и дератизации.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных по делу обстоятельств, не свидетельствует о принятии в конкретном случае незаконного судебного решения.
С учетом указанных обстоятельств, суды правомерно отказали в удовлетворении иска.
Суд кассационной инстанции проверил доводы, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме и отклоняет их, поскольку они не опровергают выводы судов нижестоящей инстанции, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которые в силу статьи 286 АПК РФ не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.07.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2019 по делу N А12-19251/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в их взаимосвязи и совокупности в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что у ООО "М-Ратус" отсутствовала лицензия на право осуществления медицинской деятельности по дезинфектологии; дополнительным требованием, предъявляемым к участникам закупки, являлось наличие лицензии на право осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии; ООО "М-Ратус" подало заявку на участие в аукционе, зная об отсутствии у него такой лицензии, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконными подпункта 1 пункта 23 и подпункта 5 пункта 26 раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе N 63/18/44 и недействительным электронного аукциона N 0329100015819000079, поскольку, выполнение работ (оказание услуг) по дезинфектологии (мероприятия по дезинфекции, дезинсекции и дератизации) следует рассматривать, как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинскую деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также, как санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Федеральном законе от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", и в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" относится к лицензируемым видам деятельности.
...
Принимая во внимание положения статей 2, 4, 49, 65 АПК РФ, статей 1, 9, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что заключенный ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский университет" Минздрава России и ООО "Научно-производственное объединение "Лесное озеро" контракт от 26.04.2019 N 0329100015819000079 на оказание услуг по дезинсекции и дератизации на объектах образования исполняется сторонами, услуги оказываются и оплачиваются, таким образом, приведение сторон в первоначальное положение не представляется возможным, соответственно избранный истцом способ защиты не приведет к восстановлению его субъективного права; проведение нового аукциона на право заключения контракта не свидетельствует о безусловной победе на нем ООО "М-Ратус", суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении иска о признании недействительным контракта на оказание услуг по дезинсекции и дератизации."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 февраля 2020 г. N Ф06-56886/19 по делу N А12-19251/2019