г. Казань |
|
18 февраля 2020 г. |
Дело N А55-4927/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.06.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2019
по делу N А55-4927/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Скай" (ОГРН 1026301708762, ИНН 6319038948), г.Самара, к Департаменту градостроительства городского округа Самара, г.Самара, о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, при участии заинтересованного лица: администрации городского округа Самара, г.Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Скай" (далее - ООО "Скай", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании распоряжения Департамента градостроительства городского округа Самара (далее - Департамент) от 25.01.2019 N РД-141 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером 63:01:0908002:1823, принадлежащего на праве собственности ООО "Скай", не соответствующим пункту 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации; установить, что данное решение по настоящему делу является основанием для заключения соглашения о перераспределении вышеуказанных земельных участков.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.06.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2019, распоряжение Департамента от 25.01.2019 N РД-141 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером 63:01:0908002:1823, принадлежащего на праве собственности ООО "Скай", признано не соответствующим пункту 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации; на Департамент возложена обязанность в месячный срок со дня вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления обществу соглашения о перераспределении спорных земельных участков с предложением заключить соглашение.
Департамент, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу от Департамента поступило ходатайство об отказе от кассационной жалобы и прекращении производства по кассационной жалобе.
Согласно части 1 статьи 282 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд кассационной инстанции прекращает производство по кассационной жалобе, если после принятия кассационной жалобы к производству суда от лица, ее подавшего, поступило ходатайство об отказе от кассационной жалобы и отказ принят судом в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Судебная коллегия, рассмотрев заявленное ходатайство, считает, что отказ Департамента от кассационной жалобы не подлежит принятию, поскольку предметом настоящего спора является перераспределение спорных земельных участков, в том числе за счет земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, который может быть предоставлен в частную собственность только по установленным законом основаниям, в связи с чем отказ от кассационной жалобы и принятие его судом может нарушить публичные интересы, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Скай" на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 5 390 кв.м с кадастровым номеров 63:01:0908002:1823, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул.Советской Армии/ул.Антонова-Овсеенко, о чем 24.04.2017 в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации.
Данный земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 02.09.2013 с разрешенным видом использования: многоквартирные дома свыше 5 этаже за пределами исторической части города.
Постановлением администрации городского округа Самара от 25.04.2018 N 316 утверждена документация по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) в границах улиц Советской Армии, Майкопской, Гастелло, Долотной в Советском районе городского округа Самара, разработанная в соответствии с распоряжением Департамента от 10.05.2016 NРД-370 "О разрешении ООО "Скай" подготовки документации по планировке территории в границах улиц Советской армии, Майкопской, Гастепло, Долотной, в Советском районе г.о. Самара", в том числе в отношении земельного участка площадью 9 243 кв.м, для которого установлен вид разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка).
В соответствии с проектом межевания территории на государственный кадастровый учет 20.12.2018 был поставлен земельный участок площадью 9 245 кв.м с присвоением кадастрового номера 63:01:0908002:2308, разрешенный вид использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенный по адресу: г.Самара, Советский район, в границах улиц Советской Армии, Майкопской, Гастелло, Долотной, образованный за счет земельного участка площадью 5 390 кв.м с кадастровым номером 63:01:0908002:1823, принадлежащего на праве собственности обществу, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 3 855 кв.м.
ООО "Скай" обратилось в Департамент с заявлением от 10.01.2019 о заключении соглашения о перераспределении земельного участка, принадлежащего заявителю, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.
Распоряжением Департамента от 25.01.2019 N РД-141 ООО "Скай" отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, поскольку такое перераспределение не направлено на исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, а также в виду того, что образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в собственности общества, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
ООО "Скай", полагая, что данный отказ Департамента не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из отсутствия у Департамента оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в заключении с обществом соглашения о перераспределении земельных участков, поскольку постановлением Самарской городской думы от 26.04.2001 N 61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре" не определены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для территориальной зоны Ж-4, и Департаментом в нарушение части 5 статьи 200 и статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено надлежащих и достоверных доказательств того, что перераспределение земельных участков не направлено на исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.
При этом суды пришли к выводу о том, что из перераспределяемого земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, невозможно образовать самостоятельный земельный участок, права на который могут быть приобретены в общем порядке, поскольку процент застройки для территориальной зоны Ж-4 составляет 40% и на каждую квартиру необходимо одно парковочное место, в связи с чем размещение на земельном участке площадью 3 855 кв.м жилых домов высотой девять и выше этажей, включая подземные, разделенных на двадцать и более квартир, невозможно.
Между тем судами первой и апелляционной инстанций не принято во внимание следующее.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Пунктом 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В пункте 20 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, разъяснено, что при решении вопроса о правомерности перераспределения земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, необходимо установить наличие оснований для перераспределения, указанных в пункте 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, а также отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Для осуществления перераспределения судам необходимо установить наличие одновременно трех условий: 1) в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы; 3) размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы.
При этом наличие проекта межевания территории, предусматривающего перераспределение спорных земельных участков, само по себе не может выступать единственным основанием для осуществления перераспределения в отсутствие предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации оснований (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2018 N 303-ЭС18-3686).
Как указывалось выше, земельный участок площадью 5 390 кв.м с кадастровым номеров 63:01:0908002:1823, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул.Советской Армии/ул.Антонова-Овсеенко, принадлежащий на праве собственности ООО "Скай", был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 02.09.2013.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что данный земельный участок был сформирован с нарушением требований действующего законодательства, в том числе требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из кадастрового паспорта на вышеуказанный земельный участок не следует, что его образование привело к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице.
Судами не установлено и материалами дела не подтверждено, что целью перераспределения земельных участков является исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, что в свою очередь является обязательным условием перераспределения.
Поскольку заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, Департамент правильно отказал обществу в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании подпункта 1 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в силу подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 1266-О сформулирована правовая позиция, согласно которой законоположение подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, то есть земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. Возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ же в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным (пункт 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 30 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденному постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61, минимальная площадь земельного участка в зоне Ж-4, в которой расположен спорный земельный участок, право государственной собственности на который не разграничено, составляет 300 кв. м.
Площадь заявленного к перераспределению земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, составляет 3 855 кв.м, что более чем в 10 раз превышает минимальную площадь земельного участка в территориальной зоне Ж-4.
При этом в результате перераспределения площадь земельного участка, принадлежащего ООО "Скай", увеличится почти в два раза, однако заявителем объективных доказательств наличия такой необходимости в обход установленных законом процедур приобретения земельного участка на общих основаниях, не представлено, равно как и не представлено доказательств, подтверждающих, что земельный участок, принадлежащий обществу, был сформирован вопреки сложившемуся порядку землепользования, с нарушением земельных и градостроительных норм, сделал невозможным или существенным образом затруднил возможность его использования по целевому назначению.
Фактически путем перераспределения земельных участков общество просит предоставить ему в собственность за выкуп земельный участок, находящийся в публичной собственности, который может быть сформирован самостоятельно, минуя публичную процедуру предоставления земельного участка с торгов, предусмотренную пунктом 1 статьей 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что заявителем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств необходимости перераспределения земель по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, а также, учитывая наличие у Департамента оснований, предусмотренных подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, у судов отсутствовали основания для признания оспариваемого распоряжения недействительным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 07.06.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2019 отменить.
Поскольку судами фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, однако неправильно применены нормы права, судебная коллегия считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе ООО "Скай" в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 07.06.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2019 по делу N А55-4927/2019 отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Скай" (ОГРН 1026301708762, ИНН 6319038948), г.Самара, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Фактически путем перераспределения земельных участков общество просит предоставить ему в собственность за выкуп земельный участок, находящийся в публичной собственности, который может быть сформирован самостоятельно, минуя публичную процедуру предоставления земельного участка с торгов, предусмотренную пунктом 1 статьей 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что заявителем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств необходимости перераспределения земель по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, а также, учитывая наличие у Департамента оснований, предусмотренных подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, у судов отсутствовали основания для признания оспариваемого распоряжения недействительным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 07.06.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2019 отменить."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 февраля 2020 г. N Ф06-57619/20 по делу N А55-4927/2019