г. Казань |
|
27 февраля 2020 г. |
Дело N А72-9856/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
ответчика - Хорченко С.Л. (доверенность от 01.03.2018),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.09.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2019
по делу N А72-9856/2019
по исковому заявлению Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области (ИНН 7325133662, ОГРН 1157325000172) к индивидуальному предпринимателю Яфаркину Евгению Михайловичу (ИНН 732711412204, ОГРН ИП 312732509700022), с участием третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области, о признании права отсутствующим,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Яфаркину Евгению Михайловичу (далее - Яфаркин Е.М., ответчик) о признании отсутствующим права собственности Яфаркина Е.М. на нежилое здание зерносклада на 500 т с кадастровым номером 73:19:013501:125, расположенного по адресу: Ульяновская область, район Ульяновский, ГП совхоз "Лаишевский", об исключении сведения об объекте с кадастровым номером 73:19:013501:125, расположенном по адресу: Ульяновская область, район Ульяновский, ГП совхоз "Лаишевский", из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ), привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области (далее - Управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12.09.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2019, в удовлетворении исковых требований отказано.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель ответчика, считая доводы жалобы несостоятельными, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 20.02.2016 Управлением Росреестра проведена государственная регистрация права собственности Яфаркина Е.М. на нежилое здание - зерносклад на 500 т. С кадастровым номером 73:19:013501:125, расположенное по адресу: Ульяновская область, район Ульяновский, ГП совхоз "Лаишевский" (запись о регистрации N 73-73/001-73/001/012/2016-204/2).
Указанное здание находится на земельном участке общей площадью 19 380 кв. м, с кадастровым номером 73:19:070601:43, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ГП совхоз "Лаишевский", который относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, имеет вид разрешенного использования: под размещением объектов крытого тока.
На данном участке также находится принадлежащий ответчику на праве собственности зерносклад на 1000 т. (кадастровый номер 73:19:013501:131), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) от 04.07.2019, от 09.07.2019, от 02.11.2018, актом проверки использования земель от 05.04.2019 N 98.
Земельный участок с кадастровым номером 73:19:070601:43 предоставлен ответчику (арендатору) по договору аренды от 17.04.2018 N 24/04/а-2018-204, заключенному с Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (арендодатель), для реконструкции объекта, принадлежащего арендатору на праве собственности.
Срок действия договора определен сторонами в пункте 2.1 и составляет 10 лет (с 07.02.2018 по 06.02.2028).
Земельный участок был передан ответчику по передаточному акту земельного участка.
На настоящий момент договор от 17.04.2018 N 24/04/а-2018-204 является действующим.
В целях реализации права по перераспределению полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации 03.07.2015 принят Закон Ульяновской области N 85-ЗО "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области".
В соответствии со статьей 2 указанного закона уполномоченный Правительством Ульяновской области исполнительный орган государственной власти (далее - уполномоченный орган) в течение неограниченного срока осуществляет полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Ульяновской области (далее - органы местного самоуправления) по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
До 01.01.2019 таким уполномоченным органом являлось Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в соответствии с Положением об Агентстве, действующей в редакции постановления Правительства Ульяновской области от 19.01.2017 N 1/20-П.
Согласно редакции статьи 2 Закона Ульяновской области N 85-ЗО, действующей с 01.01.2019, уполномоченный Правительством Ульяновской области исполнительный орган государственной власти Ульяновской области в течение неограниченного срока осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования "город Ульяновск" по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
С 01.01.2019 вступило в силу постановление Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/557-П, которым было утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.
На основании подпунктов 1, 20 пункта 2.2 раздела 2 Положения о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/557-П, Министерство управляет и распоряжается земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Ульяновской области, в соответствии с Законом Ульяновской области от 03.07.2015 N 85-ЗО "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области" распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Соответственно к Министерству перешли права и обязанности уполномоченного органа по договору аренды земельного участка от 17.04.2018 N 24/04/а-2018-204 независимо от его переоформления в силу статьи 2 вышеуказанного Закона.
05.04.2019 Управлением имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска проведено обследование земельного участка площадью 19 380 кв. м (кадастровый номер 73:19:070601:43), расположенного по адресу: Ульяновская область, район Ульяновский, г. Ульяновск, ГП совхоз "Лаишевский".
По результатам обследования составлен акт проверки использования земель от 05.04.2019, согласно которому на указанном земельном участке расположены фрагменты разрушенных капитальных строений, строительство на участке не ведется, на части земельного участка произрастает древесно-кустарниковая растительность, участок не огорожен, что свидетельствует о несоответствии объекта, расположенного на земельном участке, объекту, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Министерство, полагая, что наличие в ЕГРН записи о праве собственности ответчика на недвижимое имущество накладывает на собственника соответствующего земельного участка, на котором оно находится, определенные ограничения, обусловленные распространением на этот объект правового режима, установленного действующим законодательством для недвижимого имущества, в том числе по предоставлению под таким объектом земельного участка в пользование или в собственность, а также указывает, что факт государственной регистрации права собственности ответчика на такое имущество нарушает права собственника земельного участка, поскольку значительно ограничивает возможность реализации последним имеющихся у него правомочий, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Исходя из положений статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьи 4 АПК РФ, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет арбитражный суд, при этом способ защиты нарушенного права лицо, обратившееся с арбитражный суд, избирает самостоятельно. Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 ГК РФ и не является исчерпывающим.
В пункте 2 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22) разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (в том числе, если право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими (абзацы 2, 4 пункта 52 постановления от 29.04.2010 N 10/22).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Одним из оснований прекращения права собственности на вещь, в том числе и недвижимую, в силу пункта 1 статьи 235 указанного Кодекса является гибель или уничтожение этого имущества.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20.10.2010 N 4372/10, для определения правовых оснований для прекращения зарегистрированного права лица на недвижимое имущество суду следует установить обстоятельство физической гибели объекта, при этом бремя доказывания наличия таких оснований возлагается на истца.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, учитывая, что достаточные доказательства утраты сооружения либо подтверждающие факт разрушения сооружения до степени, не совместимой с возможностью реконструкции и восстановления, в материалах дела не содержатся, а ответчиком предпринимаются меры для восстановления спорного сооружения (заключен договор аренды от 17.04.2018 N 24/04/а-2018-204 для реконструкции объекта, получен градостроительный план), суды пришли к правильному выводу о сохранении у спорного объекта признаков недвижимого имущества.
Необходимо отметить, что по смыслу подпункта 7 пункта 4 статьи 8, пункта 1 статьи 23 и пункта 7 статьи 40 Закона о государственной регистрации (введенного в действие с 01.01.2017) основанием для снятия с государственного кадастрового учета и одновременного внесения в публичный реестр записи о прекращении прав на здание, сооружение и иные объекты недвижимости в связи с их гибелью (уничтожением) является соответствующий акт обследования, подготавливаемый кадастровым инженером.
Однако такого акта установленной формы, предусмотренной Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке", в материалах дела не имеется, в связи с чем у судов не было оснований принять в качестве такого доказательства акт обследования земельного участка в ходе осуществления муниципального земельного контроля, составленного без участия представителя предпринимателя.
Ходатайство о проведении судебно-строительной экспертизы с целью определения, в каком техническом состоянии находится спорный объект недвижимости, стороны не заявили.
Как верно отмечено судами, само по себе разрушенное состояние объекта, в том числе отсутствие большей части надземных конструкций, на что ссылается истец, не является основанием для прекращения зарегистрированного права собственности на него, поскольку из взаимосвязанных положений пункта 1 статьи 209 и пункта 1 статьи 235 ГК РФ таким основанием может являться только полная физическая гибель объекта, тогда как таких доказательств истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. При этом заявитель фактически ссылается не на незаконность обжалуемых судебных актов, а выражает несогласие с произведенной судами оценкой доказательств, и просит еще раз пересмотреть данное дело по существу и переоценить имеющиеся в деле доказательства. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе Министерства не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.09.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2019 по делу N А72-9856/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Ф. Фатхутдинова |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Необходимо отметить, что по смыслу подпункта 7 пункта 4 статьи 8, пункта 1 статьи 23 и пункта 7 статьи 40 Закона о государственной регистрации (введенного в действие с 01.01.2017) основанием для снятия с государственного кадастрового учета и одновременного внесения в публичный реестр записи о прекращении прав на здание, сооружение и иные объекты недвижимости в связи с их гибелью (уничтожением) является соответствующий акт обследования, подготавливаемый кадастровым инженером.
Однако такого акта установленной формы, предусмотренной Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке", в материалах дела не имеется, в связи с чем у судов не было оснований принять в качестве такого доказательства акт обследования земельного участка в ходе осуществления муниципального земельного контроля, составленного без участия представителя предпринимателя.
...
Как верно отмечено судами, само по себе разрушенное состояние объекта, в том числе отсутствие большей части надземных конструкций, на что ссылается истец, не является основанием для прекращения зарегистрированного права собственности на него, поскольку из взаимосвязанных положений пункта 1 статьи 209 и пункта 1 статьи 235 ГК РФ таким основанием может являться только полная физическая гибель объекта, тогда как таких доказательств истцом не представлено."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 февраля 2020 г. N Ф06-58268/20 по делу N А72-9856/2019