г. Казань |
|
17 марта 2020 г. |
Дело N А65-13470/2019 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,
при участии:
от Государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская детская поликлиника N 6" г. Казани - Верхова О.А., доверенность от 27.06.2019,
от Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан" - Садыковой А.Р., доверенность от 27.12.2019,
Володиной Светланы Васильевны, лично, паспорт,
от Министерства здравоохранения Республики Татарстан - Забусовой Н.И., доверенность от 25.12.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская детская поликлиника N 6" г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.09.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2019
по делу N А65-13470/2019
по заявлению Государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская детская поликлиника N 6" г. Казани (ОГРН 1021603631037, ИНН 1660026952) к Государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан" (ОГРН 1021602860300, ИНН 1653006786), с участием третьих лиц: Министерства здравоохранения Республики Татарстан (Управление Министерства здравоохранения по городу Казани Министерства здравоохранения Республики Татарстан), Володиной Светланы Васильевны, о признании недействительным решения, изложенного в сообщении от 13.03.2019 N 15-03/01586, в части установления использования средств не по целевому назначению в сумме 727 685, 60 руб. и уплаты штрафа от суммы нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в размере 72 768, 56 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное автономное учреждение здравоохранения "Городская детская поликлиника N 6" г. Казани (далее - заявитель, ГАУЗ "Городская детская поликлиника N 6" г. Казани) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнения требований, принятых судом) к Государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан" (далее - ТФОМС) о признании недействительным решения, изложенного ТФОМС в сообщении от 13.03.2019 N 15-03/01586, в части восстановления использованных не по целевому назначению денежных средств в размере 727 685 руб. 60 коп., штрафа от суммы нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в размере 72 768 руб. 56 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.09.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Государственное автономное учреждение здравоохранения "Городская детская поликлиника N 6" г. Казани, не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.09.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2019 отменить, как несоответствующие нормам материального права, фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления Государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская детская поликлиника N 6" г. Казани.
В кассационной жалобе указывает, что потребность введения в штатное расписание ГАУЗ "Городская детская поликлиника N 6" г. Казани должности врача-педиатра районного обусловлена необходимостью межведомственного взаимодействия с лечебно-профилактическими учреждениями и комиссией по делам несовершеннолетних, отделом образования, опеки, молодежи, ПДН при УВД, КЦСОП, соцзащитой и Военкоматом Советского района г. Казани. Действия ГАУЗ "Городская детская поликлиника N 6" г. Казани по введению в штат и оплаты труда в рамках заключенного трудового договора по должности врача-педиатра районного полностью корреспондируется с требованиями действующего законодательства.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, в отзыве на нее, заслушав представителей сторон, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения и отмены судебных актов в силу следующего.
Судебными инстанциями из материалов дела установлено, что ГАУЗ "Городская детская поликлиника N 6" г. Казани является медицинской организацией, осуществляющей медицинскую деятельность и включенной в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
ТФОМС проведена проверка целевого использования ГАУЗ "Городская детская поликлиника N 6" г. Казани средств ОМС за период с 01.01.2017 по 31.12.2018, по окончании которой составлен акт проверки от 01.03.2019, в ходе которой выявлено нецелевое использование средств ОМС в части произведенных выплат районному врачу-педиатру на общую сумму 727 685 руб. 60 коп.
13 марта 2019 года решением N 15-03/01586 ТФОМС установлено использование ГАУЗ "Городская детская поликлиника N 6" г. Казани не по целевому назначению денежных средств ОМС в размере 727 685 руб. 60 коп., наложен штраф в размере 72 768 руб. 56 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ГАУЗ "Городская детская поликлиника N 6" г. Казани в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения от 13.03.2019 N 15-03/01586, в части восстановления использованных не по целевому назначению денежных средств в размере 727 685 руб. 60 коп., штрафа от суммы нецелевого использования средств ОМС в размере 72 768 руб. 56 коп.
Исследовав и оценив представленные в дело документы в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь частью 2 статьи 34, пунктом 7 части 12 статьи 34, пунктом 5 части 2 статьи 20, частью 1 статьи 30 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), пунктами 158, 158.2, 158.14 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод, что ГАУЗ "Городская детская поликлиника N 6" г. Казани средства ОМС в размере 727 685 руб. 60 коп., направленные на оплату труда врача-педиатра районного, были использованы не по целевому назначению.
При этом суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что Территориальная программа обязательного медицинского страхования Республики Татарстан является составной частью Программы государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан, ежегодно утверждаемой Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Согласно Территориальной программе обязательного медицинского страхования за счет средств ОМС осуществляется финансовое обеспечение оказания медицинской помощи застрахованным гражданам по тарифам, утвержденным Тарифным соглашением об оплате медицинской помощи по Территориальной программе обязательного медицинского страхования Республики Татарстан.
В спорный период Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию являлась частью Правил обязательного медицинского страхования, которые утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н (далее- Правила N 158н).
В силу пункта 158.2 Правил N 158н к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно пункту 158.14 Правил N 158н затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинской организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги), определяются исходя из количества единиц по штатному расписанию, утвержденному руководителем медицинской организации, с учетом действующей системы оплаты труда.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в рассматриваемом случае приказом Управления здравоохранения Исполнительного Комитета Муниципального Образования г. Казани от 10.05.2006 N 296 в штатное расписание ГАУЗ "Городская детская поликлиника N 6" г. Казани введена одна штатная единица районного врача-педиатра.
Приказом главного врача ГАУЗ "Городская детская поликлиника N 6" г. Казани от 11.05.2006 N 38-П на должность принята Володина Светлана Васильевна, с которой поликлиникой N 6 заключен трудовой договор от 11.05.2006 N 19-06.
Согласно должностной инструкции и функциональным обязанностям районного педиатра, утвержденной главным врачом ГАУЗ "Городская детская поликлиника N 6" г. Казани в 2006 и 2018 годах, главный педиатр района: подчиняется непосредственно заведующему районным отделом здравоохранения; назначается на должность и освобождается от должности вышестоящим органом здравоохранения; находится в непосредственном подчинении главного врача района и Управления здравоохранения по г. Казани Министерства здравоохранения Республики Татарстан; работает под руководством Управления здравоохранения, а также с администрацией района; работа районного педиатра строится в соответствии с планом, утвержденным заведующим районным отделом здравоохранения.
В должностные обязанности районного врача-педиатра не входит оказание медицинской помощи гражданам, что участвующими в деле лицами не оспаривается.
Функциональные обязанности районного врача-педиатра не относятся ни к видам работ (услуг), непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемым в процессе ее предоставления, ни к видам работ (услуг), необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи.
Исходя из анализа должностных обязанностей районного врача-педиатра следует, что фактически трудовые отношения между ним и ГАУЗ "Городская детская поликлиника N 6" г. Казани отсутствуют.
Задачи и функции, выполняемые районным врачом-педиатром, относятся к сфере деятельности Управления здравоохранения по г. Казани Министерства здравоохранения Республики Татарстан.
Доказательств, введения в штатное расписание должность районного врача-педиатра для обеспечения деятельности непосредственно самой ГАУЗ "Городская детская поликлиника N 6" г. Казани в целом в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах, основан на материалах дела и нормах права вывод суда первой и апелляционной инстанции, что средства ОМС в размере 727 685 руб. 60 коп., направленные на оплату труда врача-педиатра районного, были использованы не по целевому назначению.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ ТФОМС правомерно наложен в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что оспариваемое решение Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан" от 13.03.2019 N 15-03/01586 соответствует действующему законодательству и не нарушает законных прав и интересов заявителя.
Поскольку при вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.09.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2019 по делу N А65-13470/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Государственному автономному учреждению здравоохранения "Городская детская поликлиника N 6" г. Казани из федерального бюджета излишне уплаченную по квитанции от 22.01.2020 государственную пошлину в размере 4 500 рублей.
Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в дело документы в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь частью 2 статьи 34, пунктом 7 части 12 статьи 34, пунктом 5 части 2 статьи 20, частью 1 статьи 30 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), пунктами 158, 158.2, 158.14 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод, что ГАУЗ "Городская детская поликлиника N 6" г. Казани средства ОМС в размере 727 685 руб. 60 коп., направленные на оплату труда врача-педиатра районного, были использованы не по целевому назначению.
...
В спорный период Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию являлась частью Правил обязательного медицинского страхования, которые утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н (далее- Правила N 158н).
...
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ ТФОМС правомерно наложен в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 марта 2020 г. N Ф06-58794/20 по делу N А65-13470/2019