Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Департамента
здравоохранения г. Москвы
от 26 февраля 2009 г. N 180
Регламент и рекомендации
по взаимодействию органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований и органов здравоохранения при осуществлении государственных полномочий в сфере опеки и попечительства над совершеннолетними гражданами признанными недееспособными и ограниченными в дееспособности в городе Москве
Нормативные правовые акты регулирующие вопросы опеки и попечительства
Основными нормативными правовыми актами регулирующими организацию работы по опеке и попечительству являются:
1. Конституция РФ;
2. Семейный кодекс РФ;
3. Гражданский кодекс РФ
4. Гражданско-процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ от 2002 г. м# изменениями и дополнениями внесенными Федеральными законами);
5. Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 02.07.1992 г.
6. Закон г. Москвы от 04.06.1997 г. N 16 с изменениями от 27.06.2001 г., 29.09.2004 г. "Об организации работы по опеке, попечительству и патронажу в городе Москве";
См. Закон г. Москвы от 14 апреля 2010 г. N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве"
7. Закон г. Москвы от 26.12.2007 г. N 51 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительства);
8. Закон РФ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите граждан в Российской Федерации";
9. Закон РФ от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
Общие положения
1. Опека устанавливается над гражданами, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значение своих действий или руководить ими, признанные судом недееспособными в порядке установленным гражданско-процессуальным законодательством (ст. 29 ГК РФ).
2. Попечительство устанавливается над гражданами, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ограниченны судом в дееспособности в порядке, установленным гражданско-процессуальным законодательством (ст.ст. 30, 31, 32, 33 ГК РФ).
3. Органами опеки и попечительства в городе Москве в части переданных полномочий являются органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований, наделенных отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительства (ст. 2 Закона г. Москвы N 51 от 2007 г.).
4. Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных полномочий г. Москвы осуществляет уполномоченный орган г. Москвы в сфере здравоохранения (п. 4, ст. 7, ст.ст. 8, 9 Закона г. Москвы N 51 от 2007 г.).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "п. 4, ст. 7" следует читать "п. 4 ч. 1 ст. 7"
5. Издание распорядительных документов по вопросам опеки и попечительства находится в компетенции органов местного самоуправления г. Москвы в сфере опеки и попечительства (ст. 1 Закона г. Москвы N 51 от 2007 г.).
Установление опеки и попечительства
1. Психоневрологические диспансеры, в процессе оказания психиатрической помощи, обязаны своевременно выявлять лиц, которые в связи со стойкими и выраженными психическими расстройствами нуждаются в установлении над ними опеки (ст. 16 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").
2. Наркологические диспансеры в процессе оказания наркологической помощи выявляют лиц, которые нуждаются в установлении над ними попечительства.
3. При выявлении таких лиц врач представляет их на клинико-экспертную комиссию (ВК) диспансера, которая при наличии показаний дает мотивированное заключение о необходимости определения недееспособности больного, для последующего оформления над ним опеки или попечительства, а также для направления в психоневрологический интернат на постоянное проживание (ст. 41 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").
4. Дело об ограничении гражданина в дееспособности или признания гражданина недееспособным возбуждается в суде в соответствии со ст. 281 ГПК РФ, рассматривается с участием самого гражданина, заявителя, прокурора, представителей органов опеки и попечительства.
5. Гражданин, в отношении которого рассматривается дело об определении его недееспособным, должен быть вызван на судебное заседание, если это возможно по состоянию его психического здоровья (ст. 284 ГПК РФ).
6. Участие прокурора и представителя органа опеки и попечительства обязательно при рассмотрении данного дела.
7. Судья, в порядке подготовки к судебному разбирательству дела о признании гражданина недееспособным, при наличии достаточных данных о психическом расстройстве гражданина, назначает для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу. При уклонении гражданина от прохождения судебно-психиатрической экспертизы суд в порядке ст. 283 ГПК РФ может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу.
8. Решение суда в котором гражданин ограничен в дееспособности является основанием для назначения ему попечителя, а гражданина признанного решением суда недееспособным является основание для назначения ему опекуна (ст. 285 ГПК РФ).
9. Суд в течение 3-х дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или решения об ограничении в дееспособности, сообщает об этом в органы опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки и попечительства (ст. 34 ГК РФ).
10. Органами опеки и попечительству по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда стало известно о необходимости установления опеки или попечительства, назначается опекун или попечитель.
11. Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя возлагаются временно на органы опеки и попечительства (п. 1 ст. 35 ГК РФ).
12. Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве, находящиеся в лечебных учреждениях, являются данные учреждения (п. 4 ст. 35 ГК РФ).
13. Подбор кандидатов в опекуны или попечители, а также подготовка соответствующих материалов для предоставления в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований наделенными отдельными полномочиями в сфере опеки и попечительства, осуществляется психоневрологическими или наркологическими диспансерами.
14. Опекуном или попечителем могут быть назначены только совершеннолетние дееспособные граждане с согласия гражданина. Не могут быть назначены опекунами или попечителями граждане, лишенные родительских прав. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - желание подопечного (п.п. 2, 3 ст. 35 ГК РФ).
15. После подбора кандидата в опекуны или попечители психоневрологический или наркологический диспансер представляет в орган местного самоуправления пакет документов. На основании представленных документов руководитель органа местного самоуправления выносит распоряжение об установлении опеки или попечительства. Исполнение опекуном или попечителем своих обязанностей, в т.ч. и по распоряжению имуществом подопечного, осуществляется в соответствии со ст.ст. 36, 37 ГК РФ. При необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного, органом опеки и попечительства с управляющим, определенным этим органом, заключается договор о доверительном управлении таким имуществом (ст. 38 ГК РФ).
Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей
1. Освобождение и отстранение опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей производится в соответствии со ст. 39 ГК РФ.
2. Прекращение опеки и попечительства над совершеннолетними гражданами прекращается в случаях вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства, а также в случае помещения подопечного в соответствующее учреждение на полное государственное обеспечение на постоянное проживание (п. 1 ст. 40 ГК РФ).
3. Отстранение опекуна или попечителя от исполнении возложенных на него обязанностей может производиться в случаях их ненадлежащего выполнения, в т.ч.:
- при уклонении от выполнения обязанностей;
- при злоупотреблении своими правами;
- при использовании своих полномочий в корыстных целях;
- при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи.
4. При помещении подопечного в психоневрологический интернат для временного проживания (до 6 месяцев), освобождение опекуна от исполнения опекунских обязанностей не требуется.
Основание и порядок помещения недееспособных лиц в психоневрологические интернаты
1. Основанием для помещении в психоневрологический интернат лица, признанного в установленном порядке недееспособным, является решение органа опеки и попечительства, принятое на основании заключения клинико-экспертной комиссии психиатрического учреждения. Заключение должно содержать сведения о наличии у лица психического расстройства, лишающего его возможности находиться в неспециализированном учреждении (ст. 41 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании").
2. Пакет документов для оформления недееспособного гражданина в психоневрологический интернат готовит психоневрологический диспансер и направляет руководителю органа местного самоуправления. По получению распоряжения руководителя органа местного самоуправления психоневрологический диспансер направляет данное распоряжение в районное управление социальной защиты населения по месту регистрации лица для получения путевки в психоневрологический интернат.
3. Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие учреждения на полное государственное обеспечение, являются данные учреждения (ст. 35 ГК РФ). В этом случае ранее назначенный опекун или попечитель освобождается от выполнения им своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного.
4. Распоряжение о помещении недееспособного лица в стационарное учреждение издается руководителем органа местного самоуправления после предварительного решения имущественных вопросов недееспособного. Решение данных вопросов осуществляется путем заключения Договора доверительного управления имуществом подопечного (ст. 38 ГК РФ).
5. В случае, если подопечным ранее, до момента лишения его дееспособности, был заключен договор ренты с пожизненным содержанием подопечного, то сведения о наличии данного договора также необходимо отразить в данном распоряжении.
Защита имущественных интересов подопечного
1. При необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с управляющим определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом (ст. 38 ГК РФ).
Взаимодействие органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, наделенных отдельными полномочиями в сфере опеки и попечительства, и органов здравоохранения по реализации переданных государственных полномочий в сфере опеки и попечительства над совершеннолетними гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также ограниченных судом в дееспособности
1. В соответствии с ч. 5, ст. 6 Закона г. Москвы N 51 от 26.12.07 г. копии постановлений органов местного самоуправления в 3-х дневный срок со дня их принятия направляются в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в сфере здравоохранения (Управление здравоохранения административного округа) по месту жительства подопечного.
2. Органы местного самоуправления представляют в Управление здравоохранения административного округа ежеквартально, в срок до 5-го числа месяца следующим за отчетным периодом, отчеты о реализации государственных полномочий в сфере опеки и попечительства над совершеннолетними гражданами признанными недееспособными или ограниченными в дееспособности по форме предусмотренной приложением к данному Регламенту.
3. Управления здравоохранения административных округов, в случае необходимости, имеют право запрашивать органы местного самоуправления данную информацию об осуществлении отдельных полномочий города Москвы по вопросам опеки и попечительства над несовершеннолетними недееспособными гражданами и ограниченных в дееспособности (ст. 8 Закона г. Москвы N 51 от 26.12.07 г.).
4. Ежеквартально до 10-го числа месяца следующего за отчетным периодом Управления здравоохранения административных округов передают принятые отчеты органов местного самоуправления в Департамент здравоохранения города Москвы.
5. При выявлении допущенных органами местного самоуправления фактов нарушений при осуществлении государственных полномочий в сфере опеки и попечительства над недееспособными или ограниченных в дееспособности граждан, Управление здравоохранения административного округа направляет в Департамент здравоохранения города Москвы информацию для последующей выдачи органу местного самоуправления предписания об устранении выявленных нарушений.
6. Органы местного самоуправления обязаны в месячный срок или в срок, указанный в предписании, принять меры к устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах в Департамент здравоохранения города Москвы (копии в Управление здравоохранения административного округа).
Заместитель руководителя |
И.А. Лешкевич |
Председатель |
Т.И. Поподько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.