г. Казань |
|
25 мая 2020 г. |
Дело N А65-10408/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - Нечаевой Ю.Н. (доверенность от 21.10.2019),
Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - Ишмакова И.А. (доверенность от 26.12.2019),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.11.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2020
по делу N А65-10408/2018
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СК-Скиф" (ОГРН 1111690040945, ИНН 1657107182), г. Казань, к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (ОГРН 1061673000993, ИНН 1648017863), г. Зеленодольск, о возмещении убытков, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: государственного казенного учреждения "Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СК-Скиф" (далее - ООО "СК-Скиф", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком, ответчик) о взыскании убытков в сумме 855 149 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.11.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2020, исковые требования удовлетворены.
Исполком, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судом первой и апелляционной инстанции норм материального права, а также несоответствие вывода суда фактическим обстоятельствам дела.
Представитель Исполкома, явившийся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласен, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Исполкомом (арендодатель) и ООО "СК-Скиф" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка от 20.08.2012 N Зем-1-821а с учетом дополнительного соглашения от 16.01.2015, по условиям которого обществу в аренду сроком 20.08.2012 по 16.01.2021 предоставлен земельный участок площадью 14 013 кв.м с кадастровым номером 16:49:011601:89, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, ул. Столичная, с разрешенным использованием: под многоэтажное жилищное строительство.
По акту приема-передачи от 20.08.2012 указанный земельный участок передан истцу.
Договор аренды от 20.08.2012 N Зем-1-821а и дополнительное соглашение от 16.01.2015 зарегистрированы, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
Постановлением Исполкома от 15.10.2012 N 2623 на основании статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден акт выбора земельного участка площадью 1 652 кв.м, расположенного по адресу: г.Зеленодольск, ул.Столичная, для строительства путепровода с подходами через главный железнодорожный путь в г.Зеленодольск; земельный участок площадью 1 652 кв.м, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 16:49:011601:89, расположенного по адресу: г.Зеленодольск, ул.Столичная, находящегося в аренде ООО "СК-Скиф" по договору аренды от 20.08.2012 N Зем-1-821а, изъят для муниципальных нужд в целях строительства путепровода с подходами через главный железнодорожный путь в г. Зеленодольск.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.12.2012 N 1087 утверждена программа дорожных работ на дорогах общего пользования Республики Татарстан на 2013 год за счет средств бюджета Республики Татарстан, в которую включено строительство путепровода через железную дорогу на 758 км станции Зеленый Дол в г. Зеленодольск.
Исполкомом выдано разрешение от 17.05.2013 N RU16519128-44/С/2013 на строительство путепровода через железную дорогу на 758 км станции Зеленый Дол.
Данный объект был построен государственным казенным учреждением "Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан" и введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 19.03.2018 N 16-519-14-2018.
Право собственности на путепровод через железную дорогу на 758 км станции Зеленый Дол зарегистрировано за Республикой Татарстан.
ООО "СК-Скиф", указывая, что в нарушение действующего законодательства обществу не были возмещены убытки, связанные с изъятием части находящегося у него в аренде земельного участка с кадастровым номером 16:49:011601:89, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что часть земельного участка с кадастровым номером 16:49:011601:89, расположенного по адресу: г. Зеленодольск, ул.Столичная, находящегося в аренде ООО "СК-Скиф" по договору аренды от 20.08.2012 N Зем-1-821а, изъята для муниципальных нужд в целях строительства путепровода с подходами через главный железнодорожный путь в г. Зеленодольск, учитывая, что несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд не лишает правообладателя земельного участка права на возмещение убытков, причиненных фактическим лишением имущества, руководствуясь статьями 16.1, 279, 281, Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 49, 56.3, 56.8, 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что истец имеет право на компенсацию за изъятие земельного участка.
Для определения размера компенсации за фактическое изъятие части земельного участка с кадастровым номером 16:49:011601:89, судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью "Центр оценки, экспертизы, консалтинга "Автопрогресс" Разумовой И.В., Разумову В.А., Арефьевой И.А.
Согласно заключению экспертов от 31.07.2019 N 64-03-19Ц размер понесенных обществом убытков, связанных с фактическим изъятием части земельного участка с кадастровым номером 16:49:011601:89, на которой построен путепровод через железную дорогу на 758 км станции Зеленый Дол г. Зеленодольска, по состоянию на 30.07.2019 составляет 855 149 руб.
Суды, оценив данное экспертное заключение в совокупности с иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, и признав его относимым и допустимым доказательством, учитывая, что размер убытков ответчиком не оспорен, взыскали с Исполкома за счет средств казны муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район" в пользу ООО "СК-Скиф" убытки в сумме 855 149 руб.
Довод кассационной жалобы о том, что Исполком является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку строительство путепровода через железную дорогу на 758 км станции Зеленый Дол г.Зеленодольска осуществлялось государственным казенным учреждением "Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан" за счет средств Республики Татарстан, право собственности на данный объект зарегистрировано за Республикой Татарстан, судебной коллегией отклоняется.
В соответствии со статьей 16.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в частности, возможность такой компенсации предусмотрена статьями 279, 281, пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Постановлением Исполкома от 15.10.2012 N 2623 на основании статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден акт выбора земельного участка площадью 1 652 кв.м, расположенного по адресу: г.Зеленодольск, ул.Столичная, для строительства путепровода с подходами через главный железнодорожный путь в г. Зеленодольск; земельный участок площадью 1 652 кв.м, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 16:49:011601:89, расположенного по адресу: г. Зеленодольск, ул. Столичная, находящегося в аренде ООО "СК-Скиф" по договору аренды от 20.08.2012 N Зем-1-821а, изъят для муниципальных нужд в целях строительства путепровода с подходами через главный железнодорожный путь в г. Зеленодольск; муниципальному учреждению "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района" поручено произвести расчет убытков, причиненных изъятием земельного участка ООО "СК-Скиф" в соответствии с действующим законодательством; заключить с обществом соглашение о возмещении убытков в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд.
Процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд, предусмотренная действующим на тот период законодательством, соблюдена не была.
Между тем, отсутствие решения об изъятии земельного участка (его части) или несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд само по себе не лишает правообладателя такого участка права на возмещение убытков, причиненных фактическим лишением имущества (пункт 4 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015).
Согласно заключению судебной экспертизы от 28.12.2018 N 05/01-19, подготовленной экспертом акционерного общества "Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан" Гатауллиной Л.Д., по результатам геодезических замеров и по результатам обработки данных каталога координат, произведенных 21.01.2019, фактическая площадь части земельного участка с кадастровым номером 16:49:011601:89, расположенного по адресу: г. Зеленодольск, ул. Столичная, занятого путепроводом через железную дорогу 758 км. станции Зеленый Дол г. Зеленодольска, составляет 2 313 кв.м.
Таким образом, Исполкомом фактически изъят земельный участок площадью 2 313 кв.м, входящий в границы земельного участка с кадастровым номером 16:49:011601:89, который был предоставлен обществу в аренду по договору аренды от 20.08.2012 N Зем-1-821а.
Вместе с тем при наличии права истца на получение компенсации за фактически изъятую часть земельного участка какого-либо возмещения ООО "СК-Скиф" предоставлено не было.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ, вступившим в силу с 01.04.2015, внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и ряд других федеральных законов.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона принято решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, подготовка и заключение соглашения об изъятии такого земельного участка осуществляются в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). При этом орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, вправе определить из числа организаций, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее действия по подготовке и заключению соглашения об изъятии недвижимости, при условии наличия согласия в письменной форме этой организации.
Таким образом, независимо от того, какие действия по подготовке к заключению соглашения о выкупе земельного участка были произведены до 01.04.2015, после указанной даты процедура подготовки и заключения такого соглашения, предусмотренная положениями главы VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации должна быть соблюдена в полном объеме.
Действующее с 01.04.2015 законодательство (статьи 279 - 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, отдельные положения главы VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации) прямо определяет основания и порядок прекращения не только права собственности, но и постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного пользования, аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае изъятия его для государственных или муниципальных нужд, а также устанавливает особенности определения размера возмещения в связи с изъятием таких земельных участков (статья 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, разъяснено, что в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд у лица, которое владеет земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, на законном основании (право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, право, основанное на договорах аренды или безвозмездного пользования) такому лицу также предоставляется соответствующее возмещение (статья 281 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.04.2015, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Статьей 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.04.2015, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений: органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 281 Гражданского кодекса российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Аналогичные нормы предусмотрены пунктом 2 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.
Возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, указанной в пунктах 1 и 2 статьи 56.4 настоящего Кодекса, за счет средств указанной организации (пункт 13 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, как правильно отмечено судами, с 01.04.2010 необходимым условием изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд является предоставление правообладателю предварительного и равноценного возмещения не только за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, но и в предусмотренных законом случаях за счет организации, на основании ходатайства которой было принято решение об изъятии (статья 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 1, 2 статьи 56.4, пункт 13 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как указывалось выше, постановлением Исполкома от 15.10.2012 N 2623 была изъята часть земельного участка с кадастровым номером 16:49:011601:89, расположенного по адресу: г. Зеленодольск, ул. Столичная, находящегося в аренде ООО "СК-Скиф" по договору аренды от 20.08.2012 N Зем-1-821а, для муниципальных нужд в целях строительства путепровода с подходами через главный железнодорожный путь в г. Зеленодольск.
При этом в программу дорожных работ на дорогах общего пользования Республики Татарстан на 2013 год включено строительство путепровода через железную дорогу на 758 км станции Зеленый Дол в г. Зеленодольск по инициативе Исполкома (письма главы Зеленодольского муниципального района от 28.12.2010 N 16-757, от 25.06.2011 N 2/1073).
Поскольку инициатором строительства путепровода через железную дорогу на 758 км станции Зеленый Дол в г.Зеленодольск являлся ответчик, решение об изъятии части земельного участка с кадастровым номером 16:49:011601:89 для муниципальных нужд для строительства указанного объекта принято Исполкомом, суды пришли к обоснованному выводу, что обязанность по предоставлению правообладателю возмещения за фактическое изъятие части земельного участка с кадастровым номером 16:49:011601:89 должно производиться за счет бюджета муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район".
При этом судами правильно отмечено, что в соответствии со статьями 3, 5 и 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", владельцами автомобильных дорог, находящихся в границах населенных пунктов, с расположенными на них искусственными сооружениями, являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
В целях содержания и эксплуатации участка автомобильной дороги и путепровода, находящихся в административных границах города Зеленодольска, принято решение определить балансодержателем данных объектов Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района (письмо от 22.04.2019 N 4920).
Размер понесенных обществом убытков, связанных с фактическим изъятием части земельного участка с кадастровым номером 16:49:011601:89, на которой построен путепровод через железную дорогу на 758 км станции Зеленый Дол г. Зеленодольска, в сумме 855 149 руб., определен судами на основании заключения экспертов от 31.07.2019 N 64-03-19Ц, которое было оценено в совокупности с иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, и признано относимым и допустимым доказательством.
Данный размер убытков сторонами не оспаривается.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что требования ООО "СК-Скиф" подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.11.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.11.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2020 по делу N А65-10408/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку инициатором строительства путепровода через железную дорогу на 758 км станции Зеленый Дол в г.Зеленодольск являлся ответчик, решение об изъятии части земельного участка с кадастровым номером 16:49:011601:89 для муниципальных нужд для строительства указанного объекта принято Исполкомом, суды пришли к обоснованному выводу, что обязанность по предоставлению правообладателю возмещения за фактическое изъятие части земельного участка с кадастровым номером 16:49:011601:89 должно производиться за счет бюджета муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район".
При этом судами правильно отмечено, что в соответствии со статьями 3, 5 и 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", владельцами автомобильных дорог, находящихся в границах населенных пунктов, с расположенными на них искусственными сооружениями, являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
...
Поскольку нарушений норм материального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.11.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 мая 2020 г. N Ф06-61135/20 по делу N А65-10408/2018
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-69580/20
02.11.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13748/20
25.05.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-61135/20
28.01.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-22378/19
19.11.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-10408/18