г. Казань |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А55-9808/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Сычевой И.А.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи присутствующего в Арбитражном суде Самарской области представителя:
администрации городского округа Тольятти - Нудиной Ю.С. (доверенность от 27.12.2019),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Тольятти
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.12.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2020
по делу N А55-9808/2019
по исковому заявлению администрации городского округа Тольятти, г. Тольятти Самарской области, к обществу с ограниченной ответственностью "Восход" (ОГРН 1156313029025, ИНН 6324062512), г. Тольятти Самарской области, о взыскании задолженности по арендной плате и пени, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Думы городского округа Тольятти, г. Тольятти Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа Тольятти (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Восход" (далее - ООО "Восход", общество, ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды от 06.08.2015 N 3294 за период с 01.10.2018 по 31.03.2019 в сумме 172 454,63 руб., пени за период с 11.10.2018 по 25.01.2019 в размере 2 581,81 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.12.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2020, с ООО "Восход" в пользу администрации взыскана задолженность по арендной плате по договору аренды от 06.08.2015 N 3294 за период с 01.10.2018 по 31.03.2019 в сумме 32 125,11 руб., пени за период с 11.10.2018 по 25.01.2019 в размере 865,74 руб.
Администрация, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель администрации, явившийся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между мэрией городского округа Тольятти (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Рассвет" (далее - ООО "Рассвет") (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 06.08.2015 N 3294, по условиям которого ООО "Рассвет" в аренду сроком на 49,2 месяцев предоставлен земельный участок площадью 7750 кв.м с кадастровым номером 63:09:0302053:2059, расположенный по адресу: г. Тольятти, Центральный район, южнее здания по ул. Новозаводская, 6-п, для строительства объекта: "производство стальных конструкций".
По акту приема-передачи от 06.08.2015 данный земельный участок передан ООО "Рассвет".
Договор аренды от 06.08.2015 N 3294 зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем 30.11.2015 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
Согласно пункту 1.1 договора аренды от 06.08.2015 N 3294 срок действия договора исчисляется с момента его государственной регистрации, т.е. с 30.11.2015.
Таким образом, исходя из буквального толкования условий данного договора, срок его действия, с учетом положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, определен сторонами до 09.01.2020.
По договору перенайма земельного участка от 03.07.2017 N 0307 ООО "Рассвет" передало ООО "Восход" права и обязанности арендатора по договору аренды от 06.08.2015 N 3294, о чем 01.08.2017 в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации.
В соответствии с пунктом 2.1 договора аренды от 06.08.2015 N 3294 размер арендной платы в год за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области, предоставляемые для строительства, определяются на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах, приведенных в пункте 2.2 настоящего договора, в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Самарской области".
В силу пунктов 2.3 и 2.4 договора аренды от 06.08.2015 N 3294 арендная плата вносится арендатором ежеквартально не позднее 10 числа первого текущего квартала. Начальной датой исчисления арендной платы является дата государственной регистрации настоящего договора.
Пунктом 2.8 договора аренды от 06.08.2015 N 3294 предусмотрено, что в случае изменения нормативных правовых актов Российской Федерации, Самарской области либо муниципальных правовых актов городского округа, регулирующих порядок исчисления размера арендной платы за землю, а также в случае изменения методики расчета арендной платы новая величина арендной платы устанавливается в одностороннем порядке без заключения дополнительного соглашения со дня вступления в силу нормативных правовых актов, предусматривающих соответствующие изменения.
Администрация, указывая, что ООО "Восход" ненадлежащим образом исполняло обязанность по оплате арендной платы по договору аренды от 06.08.2015 N 3294, в результате чего у общества образовалась задолженность по арендной плате за период с 01.10.2018 по 31.03.2019 в сумме 172 454,63 руб., на которую за просрочку исполнения обязательств за период с 11.10.2018 по 25.01.2019 подлежат начислению пени в размере 2 581,81 руб., обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что решением Самарского областного суда от 15.03.2019 по делу N 3а-114/2019 с учетом изменений, внесенных апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2019 N 46-АПА19-13, признан недействующим пункт 6 приложения N 3 "Процент от кадастровой стоимости земельных участков, применяемый при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти и предоставляемых для иных видов строительства" к решению Думы городского округа Тольятти Самарской области от 01.10.2008 N 972 "О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставленных в аренду без торгов" в редакции решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 26.06.2013 N 1247 в части, устанавливающей процент от кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от периода использования земельного участка, предоставленного для строительства промышленных объектов, объектов материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок в размере 3,3 за первые два года, 6,06 за третий год и 9,09 за четвертый и последующие годы использования, пришли к выводу, что данные положения нормативного акта не подлежат применению при расчете арендной платы за спорный период.
Произведя перерасчет арендной платы за спорный период времени на основании пункта 4 Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308, согласно которому при отсутствии утвержденных в установленном порядке коэффициентов видов разрешенного использования земельных участков арендная плата за земельный участок устанавливается в размере земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка, исходя из ставки земельного налога в размере 1,5 % от кадастровой стоимости, утвержденной частью 9 статьи 1 постановления Тольяттинской городской Думы Самарской области от 19.10.2005 N 257, суды установили наличие у ООО "Восход" задолженности по арендной плате за период с 01.10.2018 по 31.03.2019 в сумме 32 125,11 руб., которую, руководствуясь статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 309, 310, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, взыскали с ответчика.
Кроме того, принимая во внимание положения пункта 5.3 договора аренды от 06.08.2015 N 3294, согласно которому в случае неуплаты арендатором платежей в сроки, установленные условиями договора, арендодатель начисляет пени в размере 0,03% за каждый день просрочки от суммы задолженности, суды пришли к выводу о том, что ООО "Восход" обязано оплатить пени в размере 865,74 руб.
Между тем судами первой и апелляционной инстанций не было принято во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 по делу N А47-7623/2010 указано, что регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Ранее аналогичные положения содержались в пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", утратившим силу с 01.03.2015.
Земельный участок площадью 7750 кв.м с кадастровым номером 63:09:0302053:2059, расположенный по адресу: г. Тольятти, Центральный район, южнее здания по ул. Новозаводская, 6-п, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, порядок определения размера арендной платы за пользование спорным земельным участком, а также порядок, условия и сроки ее внесения подлежат публичному регулированию и устанавливаются органами государственной власти Самарской области.
Постановление Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4 Порядка определение размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, для строительства осуществляется в соответствии с методикой, содержащейся в приложении N 2 к настоящему Порядку, за исключением арендной платы за использование земельных участков, предоставляемых по результатам торгов.
Пунктом 1 приложения N 2 "Методика определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставляемых для строительства" предусмотрено, что размер арендной платы за использование земельного участка определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах в соответствии с таблицами 1 и 2 методики. Процент от кадастровой стоимости земельных участков в отношении видов строительства, указанных в таблицах 1 и 2 методики, а также проценты и дополнительные виды строительства, не указанные в данных таблицах, утверждаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением или муниципального района Самарской области, уполномоченного в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования.
Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 01.10.2008 N 972 утверждены коэффициенты и проценты от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти и предоставленных в аренду без торгов.
Решением Думы городского округа Тольятти от 26.06.2013 N 1247 внесены изменения в решение Думы городского округа Тольятти от 01.10.2008 N 972 приложение N 3 "Процент от кадастровой стоимости земельных участков, применяемые при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти и предоставляемых для иных видов строительства".
В частности в пункте 6 приложения N 3 к решению Думы городского округа Тольятти от 01.10.2008 N 972 установлены проценты от кадастровой стоимости земельных участков для иных видов строительства: строительство промышленных объектов, объектов материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок в зависимости от периода использования земельного участка: за первые два года - 3,3, за третий год - 6,06, за четвертый и последующие годы - 9,09.
Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 01.03.2017 N 1351 приложение N 3 изменено, процент для указанных земельных участков (пункт 4 приложения) за первые два года составил 3,9, за третий год - 6,1, за четвертый и последующие годы - 12,2.
Решением Самарского областного суда от 01.08.2018 по делу N 3а-1174/2018, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 23.01.2019 N 46-АПГ18-38, признан недействующим, в том числе пункт 4 приложения N 3 "Процент от кадастровой стоимости земельных участков, применяемый при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти и предоставляемых для иных видов строительства" к решению Думы городского округа Тольятти Самарской области от 01.10.2008 N 972 "О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставленных в аренду без торгов" в редакции решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 01.03.2017 N 1351.
Решением Самарского областного суда от 15.03.2019 по делу N 3а-114/2019 с учетом изменений, внесенных апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2019 N 46-АПА19-13, признан недействующим пункт 6 приложения N 3 "Процент от кадастровой стоимости земельных участков, применяемый при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти и предоставляемых для иных видов строительства" к решению Думы городского округа Тольятти Самарской области от 01.10.2008 N 972 "О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставленных в аренду без торгов" в редакции решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 26.06.2013 N 1247 в части, устанавливающей процент от кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от периода использования земельного участка, предоставленного для строительства промышленных объектов, объектов материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок в размере 3,3 за первые два года, 6,06 за третий год и 9,09 за четвертый и последующие годы использования.
При этом суды общей юрисдикции в рамках рассмотрения указанных дел пришли к выводу, что оспариваемые положения нормативных актов не соответствуют принципу экономической обоснованности и одному из общеобязательных принципов определения регулируемой арендной платы - принципу запрета необоснованных предпочтений.
В соответствии с пунктом 10 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016, если нормативный акт, устанавливающий расчет регулируемой арендной платы, признан решением суда недействительным и имеется ранее принятый нормативный акт, регулирующий аналогичные отношения, расчет арендной платы на основании признанного недействительным нормативного акта является незаконным.
Как указано в определении Верховного суда Российской Федерации от 14.04.2016 N 309-ЭС15-16627, согласно абзацу второму статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае признания судом недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления нарушенное право подлежит восстановлению или защите иными способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6171/10 сформулирована правовая позиция, согласно которой признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право, а также не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного акта недействующим.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.07.2018 N 29-П, праву лица, участвующего в деле и распоряжающегося процессуальными правами на всех стадиях процесса самостоятельно, на основе конституционно значимого принципа диспозитивности, поставить перед судом вопрос о неприменении нормативного правового акта, противоречащего акту большей юридической силы, и о принятии решения в соответствии с последним корреспондирует безусловная обязанность суда рассмотреть этот вопрос, отразив в решении мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 13 и пункт 3 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Исполнение данной обязанности обеспечивается, кроме прочего, возможностью отмены или изменения судебного решения вышестоящим судом в связи с неприменением закона, подлежащего применению (пункт 1 части 2 статьи 270 и пункт 1 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 2, 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что положения пункта 4 приложения N 3 "Процент от кадастровой стоимости земельных участков, применяемый при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти и предоставляемых для иных видов строительства" к решению Думы городского округа Тольятти Самарской области от 01.10.2008 N 972 "О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставленных в аренду без торгов" в редакции решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 01.03.2017 N 1351, а также положения пункта 6 приложения N 3 "Процент от кадастровой стоимости земельных участков, применяемый при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти и предоставляемых для иных видов строительства" к решению Думы городского округа Тольятти Самарской области от 01.10.2008 N 972 "О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставленных в аренду без торгов" в редакции решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 26.06.2013 N 1247, противоречат принципам, закрепленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", в частности принципу экономической обоснованности и запрета необоснованных предпочтений, пришли к верному выводу, что данные положения нормативных правовых актов не подлежит применению при расчете арендной платы за спорный период времени.
Поскольку вышеуказанные положения решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 01.10.2008 N 972 "О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставленных в аренду без торгов" в редакции решений Думы городского округа Тольятти Самарской области от 26.06.2013 N 1247 и от 01.03.2017 N 1351 признаны недействующими, суды, учитывая, что размер арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо право государственной собственности на которые не разграничено, является нормативно-регулируемым, должны были установить имеется ли ранее действующий нормативный акт органа местного самоуправления городского округа Тольятти, которым был утвержден процент от кадастровой стоимости земельных участков для строительства промышленных объектов, объектов материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Аналогичные выводы изложены в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 05.11.2019 по делу N А55-25501/2018, от 09.10.2019 по делу N А55-39469/2018, от 05.03.2019 по делу N А55-3651/2018.
Между тем суды, применив положения пункта 4 Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308, согласно которому при отсутствии утвержденных в установленном порядке коэффициентов видов разрешенного использования земельных участков арендная плата за земельный участок устанавливается в размере земельного налога, не приняли во внимание, что данные нормы подлежат применению для земельных участков, предоставленных для целей, не связанных со строительством, тогда как спорный земельный участок предоставлен для целей строительства.
Кроме того, суды не установили имеется ли ранее действовавший нормативный правовой акт органа местного самоуправления городского округа Тольятти, которым был утвержден процент от кадастровой стоимости земельных участков в отношении видов строительства: строительство промышленных объектов, объектов материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 23.12.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2020 отменить.
Поскольку для принятия законного и обоснованного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных действий процессуального характера, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, судебная коллегия считает необходимым направить дело N А55-9808/2019 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения данного спора, и с учетом установленных обстоятельств, принять решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 23.12.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2020 по делу N А55-9808/2019 отменить.
Дело N А55-9808/2019 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку вышеуказанные положения решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 01.10.2008 N 972 "О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставленных в аренду без торгов" в редакции решений Думы городского округа Тольятти Самарской области от 26.06.2013 N 1247 и от 01.03.2017 N 1351 признаны недействующими, суды, учитывая, что размер арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо право государственной собственности на которые не разграничено, является нормативно-регулируемым, должны были установить имеется ли ранее действующий нормативный акт органа местного самоуправления городского округа Тольятти, которым был утвержден процент от кадастровой стоимости земельных участков для строительства промышленных объектов, объектов материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Аналогичные выводы изложены в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 05.11.2019 по делу N А55-25501/2018, от 09.10.2019 по делу N А55-39469/2018, от 05.03.2019 по делу N А55-3651/2018.
Между тем суды, применив положения пункта 4 Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308, согласно которому при отсутствии утвержденных в установленном порядке коэффициентов видов разрешенного использования земельных участков арендная плата за земельный участок устанавливается в размере земельного налога, не приняли во внимание, что данные нормы подлежат применению для земельных участков, предоставленных для целей, не связанных со строительством, тогда как спорный земельный участок предоставлен для целей строительства.
Кроме того, суды не установили имеется ли ранее действовавший нормативный правовой акт органа местного самоуправления городского округа Тольятти, которым был утвержден процент от кадастровой стоимости земельных участков в отношении видов строительства: строительство промышленных объектов, объектов материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 23.12.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2020 отменить."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 июня 2020 г. N Ф06-61719/20 по делу N А55-9808/2019
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-61719/20
26.02.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1405/20
23.12.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-9808/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-9808/19