г. Казань |
|
19 июня 2020 г. |
Дело N А72-17941/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
прокуратуры - Золина И.А. (удостоверение),
общества с ограниченной ответственностью "Энергия-Климат" - Карауловой В.В. (доверенность от 10.10.2019),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы заместителя прокурора Ульяновской области, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2019
по делу N А72-17941/2017
по исковому заявлению заместителя прокурора Ульяновской области в защиту интересов Ульяновской области в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, г. Казань к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Старомайнский район", Ульяновская область, р.п. Старая Майна (ОГРН 1027301111310, ИНН 7318003165), к обществу с ограниченной ответственностью "Энергия-Климат", Московская область, г. Электросталь, (ИНН 5053021388, ОГРН 1025007109753), о признании договора недействительным, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии Ульяновской области, г. Ульяновск, Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области, г. Ульяновск (ОГРН 1077325000257), муниципальное учреждение администрация муниципального образования "Страмайнский район", Ульяновская область, р.п. Старая Майна, общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственная промышленная компания "Родина", общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Приволжье", Федеральное агентство лесного хозяйства, Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, г. Волгоград, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг", г Москва,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Ульяновской области в защиту интересов Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (далее - МТУ Росимущества в РТ и Ульяновской области) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Старомайнский район", обществу с ограниченной ответственностью "Энергия-Климат" (далее - ООО "Энергия-Климат") о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от 17.10.2007 N 1-408 и применении последствий недействительности сделки; о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права собственности от 31.01.2008 серии 73-АТ N 664781 на земельный участок с кадастровым номером 73:16:021703:04; об обязании ООО "Энергия-Климат" возвратить администрации муниципального образования "Старомайнский район" переданный по договору от 17.10.2007 N 1-408 земельный участок с кадастровым номером 73:16:000000:382.
До принятия решения по делу прокурор неоднократно изменял предмет иска, в последней редакции просил: 1. Признать недействительным договор купли-продажи земельного участка от 17.10.2007 N 1-408 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО "Старомайнский район" и ООО "Энергия-Климат" в части приобретения последним в собственность земельного участка с кадастровым номером 73:16:021703:04, расположенного по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, МО Жедяевское сельское поселение, д. Арчиловка, площадью 1504 га, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства. 2. Применить последствия недействительности сделки: 2.1. Признать недействительной запись регистрации права в ЕГРН N 73:16:000000:382-73/007/2017-1 от 27.01.2017 на земельный участок с кадастровым номером 73:16:000000:382, расположенный по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, МО Жедяевское сельское поселение, д. Арчиловка, площадью 13 119 812 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, о наличии права собственности на данный земельный участок у ООО "Энергия-Климат". Признать отсутствующим право собственности ООО "Энергия-Климат" на земельный участок с кадастровым номером 73:16:000000:382, расположенный по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, МО Жедяевское сельское поселение, д. Арчиловка, площадью 13 119 812 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства. 2.3. Обязать ООО "Энергия-Климат" передать Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО "Старомайнский район" земельный участок с кадастровым номером 73:16:000000:382, расположенный по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, МО Жедяевское сельское поселение, д. Арчиловка, площадью 13 119 812 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства. Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО "Старомайнский район" передать МТУ Росимущества в РТ и Ульяновской области земельный участок с кадастровым номером 73:16:000000:382, расположенный по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, МО Жедяевское сельское поселение, д. Арчиловка, площадью 13 119 812 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Суд первой инстанции уточнение иска принял в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ульяновской от 12.09.2019 исковые требования удовлетворены частично: признан недействительным договор купли-продажи земельного участка от 17.10.2007 N 1-408 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО "Старомайнский район" и ООО "Энергия-Климат" в части приобретения последним в собственность земельного участка с кадастровым номером 73:16:021703:04, расположенного по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, МО Жедяевское сельское поселение, д. Арчиловка, площадью 1504 га, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства; суд обязал ООО "Энергия-Климат" передать Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО "Старомайнский район" земельный участок с кадастровым номером 73:16:000000:382, расположенный по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, МО Жедяевское сельское поселение, д. Арчиловка, площадью 13 119 812 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства; обязал Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО "Старомайнский район" передать МТУ Росимущества в РТ и Ульяновской области земельный участок с кадастровым номером 73:16:000000:382, расположенный по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, МО Жедяевское сельское поселение, д. Арчиловка, площадью 13 119 812 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
В удовлетворении требований о признании недействительной записи регистрации права в ЕГРН и о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером 73:16:000000:382 суд первой инстанции отказал.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2019 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.09.2019 по делу N А72-17941/2017 изменено в части удовлетворения исковых требований и распределения расходов, в измененной части исковые требования оставлены без удовлетворения. В остальной части решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.09.2019 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Прокурор Ульяновской области просит постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2019 отменить, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.09.2019 оставить в силе, мотивируя нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права.
В кассационной жалобе МТУ Росимущества в РТ и Ульяновской области просит постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2019 отменить, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.09.2019 оставить в силе, по основаниям изложенным в кассационной жалобы.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, 05.07.2007 была осуществлена государственная регистрация права собственности муниципального образования "Старомайнский район" Ульяновской области на земельный участок с кадастровым номером 73:16:021703:4, площадью 14 965 229 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, д. Арчиловка. Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Старомайнский район" и ООО "Энергия-Климат" 17.10.2007 заключен договор купли-продажи земельного участка N 1-408 (том 1, л.д. 51-54), по условиям которого общество приобрело два земельных участка: земельный участок с кадастровым номером 73:16:021301:01 площадью 5817 га и земельный участок с кадастровым номером 73:16:021703:04 площадью 1504 га, расположенный по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, Жедяевское сельское поселение, д. Арчиловка, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства. Государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 73:16:021703:4 к ООО "Энергия-Климат" осуществлена 31.01.2008 на основании следующих документов: - протокола комиссии по проведению торгов по продаже земельных участков в собственность или права на заключение договоров аренды земельных участков на территории Старомайнского района от 17.10.2007; - договора купли-продажи земельного участка от 17.10.2007 N 1-408.
Путем раздела земельного участка с кадастровым номером 73:16:021703:4 образовано 2 земельных участка с кадастровыми номерами 73:16:000000:298 и 73:16:000000:297.
02 июля 2014 года осуществлена государственная регистрация права собственности ООО "Энергия-Климат" на земельный участок с кадастровым номером 73:16:000000:298 и земельный участок с кадастровым номером 73:16:000000:297 на основании протокола комиссии по проведению торгов по продаже земельных участков в собственность или права на заключение договоров аренды земельных участков на территории Старомайнского района от 17.10.2007 и договора купли-продажи земельного участка от 17.10.2007 N 1-408.
Путем раздела земельного участка с кадастровым номером 73:16:000000:297 образовано 3 земельных участка с кадастровыми номерами 73:16:000000:382, 73:16:000000:381 и 73:16:000000:380.
27 января 2017 года на основании вышеуказанных документов проведена государственная регистрация права собственности ООО "Энергия-Климат" на земельные участки с кадастровыми номерами 73:16:000000:382 73:16:000000:381 и 73:16:000000:380.
14 июля 2017 года проведена государственная регистрация ограничения (обременения) в виде аренды земельного участка с кадастровым номером 73:16:000000:382 сроком с 14.07.2017 по 14.07.2027 на основании договора аренды земельного участка от 01.05.2017 N 5-А/17, акта приема-передачи земельного участка в аренду от 21.06.2017 N 2, дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 21.06.2017 N 5-А/17, арендодателем по которым является ООО "Энергия-Климат", арендатором - ООО "Сельскохозяйственная промышленная компания "Родина".
Письмами Министерства сельского и лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 02.11.2017 N 73-ИОГВ-07-01/10528 и межмуниципального отдела по Чердаклинскому и Старомайнскому районам управления Росреестра по Ульяновской области от 20.11.2017 N 1361 было установлено, что в границах земельного участка 73:16:000000:382 имеется лесной участок, относящийся к категории земель лесного фонда.
Прокуратурой Старомайнского района в ходе проверки соблюдения лесного и земельного законодательства при распоряжении землями лесного фонда выявлен факт необоснованного исключения из границ государственного лесного фонда земельного участка с кадастровым номером 73:16:000000:382 (предыдущие номера 73:16:021703:04, 73:16:000000:297), который занят лесной растительностью.
Установив указанные обстоятельства заместитель прокурора просит признать недействительным договор как не соответствующий действующему законодательству и применить последствия его недействительности.
Отменяя решение и отказывая в удовлетворении заявленных требований в части, суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции о ничтожности сделки, указав что вывод об отнесении земельного участка с кадастровым номером 73:16:000000:382 площадью 13 119 812 кв. м к землям лесного фонда, не соответствует представленным в дело доказательствам.
Площадь принадлежащего ответчику земельного участка с кадастровым номером 73:16:000000:382 составляет 13 119 812 кв. м, площадь принадлежащего Российской Федерации лесного участка земель лесного фонда с условным номером 73-73-07/050/2008-350 составляет 206,4 га (том 1, л.д. 130).
То есть площадь всего лесного участка 206,4 га в несколько раз меньше площади принадлежащего ответчику земельного участка (1311,98 га).
Кроме того, согласно письму Федерального агентства лесного хозяйства от 27.12.2018 N 01-36/6833 (том 7, л.д. 66) площадь пересечения земельного участка с кадастровым номером 73:16:000000:382 с землями лесного фонда составляет 29 595 кв. м (2,9 га).
О том, что весь земельный участок с кадастровым номером 73:16:000000:382 площадью 13 119 812 кв. м относится к землям лесного фонда и принадлежит Российской Федерации, прокурор при обращении в арбитражный суд с рассматриваемым иском не заявлял и соответствующие доказательства не представлял. Поэтому вывод суда первой инстанции и том, что весь земельный участок с кадастровым номером 73:16:000000:382 площадью 13 119 812 кв. м относится к землям лесного фонда и поэтому целиком подлежит передаче Российской Федерации, противоречит представленным в дело доказательствам.
Истребование части земельного участка, не являющегося самостоятельным объектом гражданских прав, границы которого не определены в установленном законом порядке, невозможно.
Из материалов настоящего дела следует, что между сторонами имеется спор о границах земельных участков.
Поскольку граница спорного земельного участка в установленном законом порядке не определена, суд приходит к выводу о невозможности достоверного установления факта нарушения прав и законных интересов истцов постановкой на кадастровый учет спорного земельного участка с кадастровым номером 73:16:000000:382 и его последующей передачей в аренду.
Избранный прокурором способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено. Поскольку прокурор полагает, что Российская Федерация обладает правами на весь или на часть земельного участка с кадастровым номером 73:16:000000:382, поэтому имеет право избрать надлежащий способ защиты своего права и обратиться в суд с соответствующим исковыми требованиями.
Ненадлежащий способ защиты является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При этом в рамках настоящего дела прокурор с требованием об установлении границ земельного участка не обращался. Возможность обращения в арбитражный суд с таким требованием не утрачена.
Доказательств того, что прокурор либо орган государственной власти, уполномоченный на распоряжение земельными участками лесного фонда, узнал об указанных выше обстоятельствах за пределами срока исковой давности, в дело не представлено.
Арбитражный суд кассационной инстанции, отменяя постановление апелляционной инстанции и оставляя без изменения решение суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в редакции, действующей на момент заключения спорного договора, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по своему целевому назначению подразделяются на категории. Земли лесного фонда и земли сельскохозяйственного назначения являются самостоятельными категориями земель.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЗК РФ и лесным законодательством (статья 101 ЗК РФ). Подобное определение земель лесного фонда содержало и ранее действовавшее законодательство.
В соответствии с пунктом 1 Положения о колхозных лесах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 N 144, колхозные леса являются частью государственного лесного фонда СССР. Колхозными лесами признаются леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах.
Площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов. Согласно пункту 8 Положения о колхозных лесах для правильной организации хозяйства в колхозных лесах производится их лесоустройство с составлением перспективных планов ведения лесного хозяйства, утверждаемых областными (краевыми) управлениями сельского хозяйства, министерствами сельского хозяйства автономных республик или министерствами сельского хозяйства союзных республик, не имеющих областного деления, по согласованию с соответствующими органами лесного хозяйства.
Лесоустройство колхозных лесов осуществляется лесоустроительными предприятиями и организациями системы Государственного комитета СССР по лесному хозяйству по договорам с колхозами, межхозяйственными предприятиями (организациями) по ведению лесного хозяйства.
В законодательном регулировании колхозные леса были указаны в статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, согласно которой все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд.
Единый государственный лесной фонд состоит из: а) лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников, и б) колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. С 01.01.1994 вступили в силу Основы лесного законодательства Российской Федерации" (далее - Основы).
В статье 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации было определено следующее: Все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. В состав земель лесного фонда входят: лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие); нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие). Лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга.
Статьей 3 Основ лесного законодательства Российской Федерации распоряжение лесным фондом Российской Федерации было отнесено к компетенции Российской Федерации совместно с республиками в составе Российской Федерации, автономной областью, автономными округами, краями, областями, городами Москвой и Санкт-Петербургом.
Согласно статье 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации лесной фонд находился во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, заповедников, национальных природных парков, учебных, лесных и опытных лесных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства.
Во владении колхозов, совхозов находился лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами.
При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.
04 февраля 1997 года вступил в силу Лесной кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс 1997 года).
В соответствии со статьей 5 Кодекса 1997 все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд Кодекс 1997 года не допускал любой оборот лесного фонда, который влечет или может повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд.
При этом предусмотрено, что в случаях нахождения в обороте участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд участков лесов право пользования ими допускается в той мере, в какой это предусмотрено настоящим Кодексом (статья 12 Кодекса 1997 года).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда и лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте, то есть могут предоставляться в частную собственность только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В статье 77 ЗК РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
При этом в силу статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
То же понятие земель сельскохозяйственного назначения содержалось в статье 56 Земельного кодекса РСФСР. В состав земель сельскохозяйственного назначения могут входить лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений. Такие защитные лесные насаждения создаются на оврагах, балках, песках, берегах рек, по границам сельскохозяйственных земель при проведении агролесомелиоративных мероприятий с целью обеспечения коренного улучшения земель и предотвращения деградации земель пастбищ посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений.
Пунктом 6 статьи 27 ЗК РФ, установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Положениями статей 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01.01.2007, определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, а также полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда. Согласно пункту 2 данной статьи земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Статья 8 ЗК РФ закрепляет порядок перевода земель из одной категории в другую и предусматривает перечень документов, в которых может указываться категория земель. К числу таких документов относятся, в том числе, акты государственных органов и органов местного самоуправления, договоры, предметом которых являются земельные участки, государственный кадастр недвижимости, документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. По смыслу пункта 2 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
При этом согласно пункту 1 статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства не лесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В силу пункта 2 данной нормы порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется также лесным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу пункта 2 статьи 9 ЗК РФ осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии со статьей 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, судебные инстанции установили, что земельный участок с кадастровым номером 73:16:021703:4, расположенный по адресу Ульяновская область, Старомайнский район, муниципальное образование Жедяевское сельское поселение, п. Арчиловка площадью 1504 га входил в землевладения колхоза им. Карла Маркса, который был ликвидирован в 1983 году.
В дальнейшем постановлением главы администрации Старомайнского района от 29.01.1993 N 28 (государственный акт N 16021) земельный участок был передан подсобному хозяйству "Арчиловское", постановлением главы администрации Старомайнского района от 21.03.1994 N 122 земельный участок был передан производственному объединению "Комета" (государственный акт УЛО N 16-02-182). Постановлением главы администрации Старомайнского района от 23.01.2002 земли приняты в муниципальную собственность.
Суды, отклоняя доводы ответчика и третьего лица о том, что спорный земельный участок изначально был выделен под ведение подсобного хозяйства как земли сельхозназначения, затем в установленном порядке переходил иным предприятиям и организациям как земли сельхозназначения, перевод земель из одной категории в другую не осуществлялся, правомерно исходили из представленных в материалы дела следующих документов:
- постановлением главы администрации Старомайнского района от 29.01.1993 N 28, в соответствии с пунктом 21 приложения которого подсобному хозяйству "Арчиловское" переданы в собственность и постоянное бессрочное пользование 146 га земель государственного лесного фонда (том 1, л.д. 17-18);
- государственным актом на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей сер. УО N 1602112, выданным подсобному хозяйству "Арчиловское", в приложении к которому указано, что в составе земель, расположенных в границах земельного участка общей площадью 1382 га, переданного по настоящему акту, находятся земли лесного фонда площадью 146 га (том 1, л.д. 140);
- постановлением главы администрации Старомайнского района от 21.03.1994 N 122 о внесении изменений в госакты колхозов, совхозов, и госхозов по переводу лесов в постоянное пользование, в соответствии с пунктом 21 приложения которого производственному объединению "Комета" переданы лесные площади 146 га (том 1, л.д. 20-21);
- перспективным планом ведения лесного хозяйства колхоза имени Карла Маркса 1980-81 годов (том 1, л.д. 30-39);
- планом лесонасаждений 1980 года (т.6, л.д.11-74), - чертежом освоения и улучшения земель (т.6, л.д. 162-163)
- годовым отчетом о наличии земель и распределении их по формам собственности по состоянию на 01.01.2001 (т. 4, л.д. 158);
- заключением ФГБУ "Рослесинфорг". - письмом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 02.11.2017 N 73-ИОГВ-07-01/10528 и письмом ФГБУ "РОСЛЕСИНФОРГ" от 14.03.2019 (т.7, л.д. 149). - данными публичной кадастровой карты, актом проверки прокуратуры.
Оценив план лесонасаждений 1980 года, проект организации и развития лесного хозяйства в качестве надлежащего доказательства земель лесного фонда, находящихся в пользовании сельскохозяйственного предприятия, суд первой инстанции пришел к выводу, что лесоустроительная документация определяет границы лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования, имеющие правовое значение в настоящем споре, местоположение границ спорного земельного участка фиксируется как в графической части лесоустроительной документации, которая представлена в материалы дела в качестве плана, так и в развернутом таксационном описании кварталов и выделов.
При этом суды пришли выводу об отсутствии в деле доказательств, подтверждающих изъятие указанного земельного участка из земель государственного лесного фонда; поскольку земли лесного фонда принадлежат Российской Федерации, оснований для прекращения права федеральной собственности на данный земельный участок не имелось. Суды, верно указали, что Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Старомайнский район" не вправе был распоряжаться государственным участком лесного фонда.
Спорный земельный участок, право собственности на который было зарегистрировано за муниципальным образованием, относится к колхозным лесам, составляющим наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд и отнесен к землям лесного фонда; в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающих изъятие указанного земельного участка из земель государственного лесного фонда и возникновения права муниципальной собственности на спорный участок; поскольку земельный участок входит в состав лесного участка, принадлежащего Российской Федерации, и располагается на землях лесного фонда.
Таким образом с учетом вышеизложенного вывод суда первой инстанции обоснован о признании договора купли продажи земельного участка от 17.10.2007 N 1-408 недействительным, так как Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Старомайнский район" незаконно распорядился государственным участком лесного фонда.
Кроме того, по информации Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов на участке находится объект водного фонда (т.7.л.д.6-65).
В силу статьи 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года (статья 196 названного Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности" разъяснено, что, если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Доказательств того, что прокурор либо орган государственной власти, уполномоченный на распоряжение земельными участками лесного фонда, узнал об указанных выше обстоятельствах за пределами срока исковой давности, в дело не представлено.
Прокурор и истец сторонами сделки не являются.
В пункте 101 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" также разъяснено, что для требований сторон ничтожной сделки о применении последствий ее недействительности и о признании такой сделки недействительной установлен трехлетний срок исковой давности, который исчисляется со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, то есть одна из сторон приступила к фактическому исполнению сделки, а другая - к принятию такого исполнения (пункт 1 статьи 181 ГК РФ).
Течение срока исковой давности по названным требованиям, предъявленным лицом, не являющимся стороной сделки, начинается со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала ее исполнения.
Доказательств, что прокурор либо истец узнал об исполнении спорной сделки ранее проведения прокурорской проверки в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 2 статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
Пунктом 1 статьи 9 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Выбор способа защиты права и формулирование предмета иска являются прерогативой истца, не суда и ответчиков (пункт 4 части 2 статьи 125 АПК РФ).
С учетом части 1 статьи 168 того же Кодекса суд первой инстанции, правильно определив характер правоотношений, применил те нормы материального права, которые регулируют спорные отношения.
В данном случае суд первой инстанции верно установил обстоятельства, свидетельствующие о нарушении прав Российской Федерации, подлежащих судебной защите путем обращения с настоящим иском.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ (часть 1 статьи 4 АПК РФ).
Способы защиты гражданских прав предусмотрены в статье 12 ГК РФ.
Поскольку права Российской Федерации были нарушены, то способ защиты нарушенного права в соответствии со статьями 12 ГК РФ или 4 АПК РФ истец выбирает сам в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, выбор способа защиты нарушенного или оспариваемого права является субъективным правом истца, который должен соответствовать характеру нарушения права и достигать цели его восстановления.
С учетом установленных по данному делу обстоятельств, выводы апелляционного суда о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты и основания для удовлетворения иска отсутствуют, являются неверным.
Ответчиками не представлено суду доказательств того, что собственником имущества Российской Федерацией в лице МТУ Росимущества в РТ и Ульяновской области (ранее - ТУ Росимущества в Ульяновской области) было дано согласие на оспариваемую сделку.
Поскольку законом предусмотрен запрет на отчуждение земельных участков, входящих в состав земель лесного фонда, к которым относится спорный земельный участок, то сделки по их отчуждению в силу статьи 168 ГК РФ являются ничтожными.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции по настоящему делу правильно определил юридически значимые обстоятельства и правомерно признал заявленные требования о признании недействительным договора купли продажи земельного участка и применении последствий подлежащими удовлетворению, фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2019 по делу N А72-17941/2017 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.09.2019.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
Пунктом 1 статьи 9 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
...
С учетом части 1 статьи 168 того же Кодекса суд первой инстанции, правильно определив характер правоотношений, применил те нормы материального права, которые регулируют спорные отношения.
...
Способы защиты гражданских прав предусмотрены в статье 12 ГК РФ.
Поскольку права Российской Федерации были нарушены, то способ защиты нарушенного права в соответствии со статьями 12 ГК РФ или 4 АПК РФ истец выбирает сам в соответствии с действующим законодательством.
...
Поскольку законом предусмотрен запрет на отчуждение земельных участков, входящих в состав земель лесного фонда, к которым относится спорный земельный участок, то сделки по их отчуждению в силу статьи 168 ГК РФ являются ничтожными."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 июня 2020 г. N Ф06-60705/20 по делу N А72-17941/2017
Хронология рассмотрения дела:
11.06.2024 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4397/2024
26.03.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1516/2024
19.06.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-60705/20
26.12.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17843/19
12.09.2019 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-17941/17