г. Казань |
|
06 июля 2020 г. |
Дело N А55-27404/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Бубновой Е.Н., Филимонова С.А.,
в отсутствие представителей:
истца - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Мира 93"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.12.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020
по делу N А55-27404/2019
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (ОГРН 1136316004747, ИНН 6316186232) к товариществу собственников жилья "Мира 93" (ОГРН 1066320042843, ИНН 6323088444) о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - ООО "ЭкоСтройРесурс", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к товариществу собственников жилья "Мира 93" (далее - ТСЖ "Мира 93", ответчик) о взыскании 115669, 20 руб. задолженности по договору N 8/УО-Т от 01.01.2019 на оказание услуг по обращению с ТКО за период с января по май 2019 года.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.12.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит указанные судебные акты отменить. Ответчик указывает на то, что сторонами согласован учет объема (массы) ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, в нарушение указанного условия расчет истцом стоимости оказанных услуг произведен исходя из нормативов накопления ТКО, установленных на кв.м. общей площади жилого помещения. Указывает, что истцом не доказан факт оказания ответчику услуг, обоснованность их объема и стоимости.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе, дополнениях к ней и в возражениях на отзыв истца.
В отзыве на кассационную жалобу истец указывает на законность и обоснованность судебных актов, отсутствие оснований для их отмены, указывает, что согласно положениям действующих нормативных актов (пункту 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354), пунктам 5,8 Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N505 от 03.06.2016 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505), регламентирующих коммерческий учет ТКО расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, расчет платы в отношении потребителей, в отсутствие надлежащего порядка раздельного накопления ТКО, возможен лишь исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема. Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (2) приложения 2 к Правилам N 354, исходя из общей площади жилого помещения. Считает доводы ответчика неправомерными, необоснованными, указывает на отсутствие оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Представители сторон в заседание не явились. До начала заседания от истца и ответчика поступили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителей. Данные ходатайства судом удовлетворены, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов согласно положениям статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций на основании материалов дела, с 01.01.2019 деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории Самарской области осуществляется Региональным оператором.
Статус Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области присвоен ООО "ЭкоСтройРесурс" по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018.
Между ООО "ЭкоСтройРесурс" (региональный оператор) и ТСЖ "Мира 93" (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 8/УО-Т 01.01.2019 (далее - договор), согласно которому Региональный оператор принял на себя обязательство оказывать услуги по погрузке ТКО, в том числе крупногабаритных отходов (далее - КТО), от источников образования и мест накопления ТКО, а также их транспортированию и передаче в места размещения ТКО (т.1 л.д.28-30).
Факт заключения договора установлен судами с учетом переписки сторон, в частности, с учетом письма N 4 от 22.03.2019, в котором ответчик указал ряд разногласий в том числе по способу учета ТКО (т. 2 л.д. 9-10).
Согласно 1.1. договора региональный оператор обязуется принимать ТКО, в том числе крупногабаритные отходы (далее - КТО) в объеме и месте, которые определены в договоре, в связи с чем, оператор должен также обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций (с учетом исправления опечатки определением от 14.04.2020 в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020) стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 505 от 03.06.2016 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО (пункт 4.1. договора).
Согласно пункту 2.1 договора под расчетным периодом понимается календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в установленном законом порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Единый тариф на услугу регионального оператора доступен на официальном сайте регионального оператора и уполномоченного органа исполнительной власти.
Приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 846 от 18.12.2018 и Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области N 95 от 28.03.2019 утвержден предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год для населения в сумме - 598,16 руб./м3 (с учетом НДС).
Согласно пунктам 2.3., 2.6. договора расчет стоимости оказываемых региональным оператором услуг приведен в Приложении N 2 к договору, в соответствии с формулой в пункте 9 (2) приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг Постановления Правительства N 354 от 06.05.2011. Потребитель ежемесячно в полном объеме в безналичной форме оплачивает услуги по обращению с ТКО до десятого числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, услуги по обращению с ТКО в период с января по май 2019 года были оказаны истцом надлежащим образом, в адрес ответчика были направлены универсальные передаточные документы (далее - УПД) N 2976 от 31.01.2019, N 00БП-0004471 от 28.02.2019; N 8205 от 31.03.2019, N 15926 от 30.04.2019, N 00БП-023185 от 31.05.2019 на оплату услуг по обращению с ТКО на общую сумму 115669 руб. 20 коп. (т.1 л.д. 21-25).
Учитывая отсутствие оплаты со стороны ответчика, при соблюдении претензионного порядка урегулирования спора, истец обратился с данным иском в суд.
Ссылаясь на неправомерность требований и отсутствие оснований для их удовлетворения, ответчик указывал на то, что существенное условие рассматриваемого договора о его цене не согласовано, истец не оказывал ответчику услуги по вывозу ТКО, кроме того, по мнению ответчика учет объема (массы) ТКО должен производится расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Исследовав и оценив представленные доказательства по делу в порядке, установленном статьей 71 АПК РФ, согласно положениям статей 210, 309, 310, 426, 720, 779, 781, 783 Гражданского Кодекса РФ, статей 155, 161 Жилищного кодекса РФ, пункта 5 Правил N 505, суды пришли к правомерному и обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований
Согласно части 1 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1156 от 12.11.2016 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Постановление N 1156) на регионального оператора возложена обязанность обеспечивать транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Как установлено судами на основании материалов дела, проект договора N 8/УО-Т от 01.01.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направлялся ответчику, что последним не оспаривается.
При этом, ответчик уведомил истца о не согласии с условиями представленного проекта договора, в том числе, указывая на необходимость расчета цены услуг.
Согласно пункту 8(12) Постановления N 1156 в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Переписка сторон, представленная в материалы дела, исследована судами, с учетом всех условий договора.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций по результатам исследования и оценки доказательств по делу, в установленном законом порядке изменения в типовую форму ответчиком внесены не были, поскольку представленные ответчиком письма носят информационный характер, силу соглашения не имеют, доказательств обратному в материалы дела не представлено.
Суды установили, что договор N 8/УО-Т от 01.01.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора на вывоз ТБО.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Как установлено судами, УПД по факту оказания услуг ответчику за период с января по май 2019 года направлялись истцом в адрес ответчика, и ответчиком не оспаривается их получение.
При этом доказательств направления истцу в срок, установленный пунктом 5.2. договора, мотивированных возражений по поводу качества, объемов и стоимости оказанных услуг, указанных в спорных УПД, ответчик не представил.
Представленные истцом односторонние УПД на общую сумму 115669 руб. 20 коп. обоснованно признаны судами надлежащими доказательствами, удостоверяющими факт оказания услуг истцом в период с января по май 2019 года.
При этом, доводы ответчика о том, что учет объема (массы) ТКО должен производится расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, являлись предметом рассмотрения судов и отклонены, с учетом положений пунктов 5,6,8 Правил N 505, пунктов 2.6., 2.12 Постановления Правительства Самарской области от 06.08.2018 N 449 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области" (далее - Постановление Правительства Самарской области N 449), пункта 13 Постановления N 1156, учитывая доводы истца о том, что в тарифе на услугу регионального оператора на 2019 год, установленном Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, не учтены расходы на приобретение контейнеров, бункеров и (или) емкостей, в том числе предназначенных для раздельного накопления ТКО.
Как указали суды, контейнеры, бункеры и (или) емкости, в том числе предназначенные для раздельного накопления ТКО могут приобретаться и устанавливаться в местах накопления ТКО, включая места раздельного накопления ТКО, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления ТКО, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими управление МКД, потребителями, региональным оператором в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 3 раздела 2 "Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 (далее - постановление Правительства РФ N1039), места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица. При этом место накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Для создания мест накопления ТКО, а также для внесения их в территориальную схему обращения с отходами, заинтересованному лицу необходимо обратиться в органы местного самоуправления с соответствующей заявкой.
В целях развития территориальной схемы в обязанности органов местного самоуправления к вопросам местного значения отнесены участие в организации сбора, в том числе раздельного ТКО, а также создание мест накопления в соответствии с санитарными нормами и правилами и ведение их реестра.
Применительно к рассматриваемому спору суды исходили из того, что действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу ТКО в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления на предусмотренном соответствующими требованиями расстоянии от жилого помещения контейнерных площадок, включенных в территориальную схему.
Учитывая общедоступность контейнеров для сбора отходов и обязанность собственников ТКО накопления отходов одним из предусмотренных нормативно-правовыми актами способов, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что собственники многоквартирного дома N 93 по ул. Мира г. Тольятти Самарской области не были лишены возможности получения услуги по обращению с ТКО.
С учетом установленных обстоятельств по делу, принимая во внимание, что факт оказания услуг ответчику, наличие и размер задолженности подтверждены документально и ответчиком не опровергнуты, доказательства оплаты задолженности в материалы дела не представлены, суды пришли к обоснованному и правомерному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца долга за оказанные услуги в размере 115669,20 руб. за период с января по май 2019 года.
Таким образом, все доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, учтены при принятии обжалуемых судебных актов, данным доводам дана надлежащая правовая оценка.
Как указано ранее, факт оказания услуг истцом ответчику установлен судами на основании материалов дела.
Доказательств того, что данные услуги не оказаны, либо оказывались ненадлежащим образом, в материалы дела не представлены.
Расчеты стоимости оказанных услуг проверены судами, признаны обоснованными с учетом вышеуказанных обстоятельств по делу.
Судами обоснованно установлено отсутствие оснований для признания правомерным довода ответчика о необходимости осуществления учета объема (массы) ТКО расчетным путем исходя из количества и объемов контейнеров.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку были предметом исследования суда апелляционной инстанции, фактически направлены на переоценку исследованных судами имеющихся в деле доказательств и установленных обстоятельств.
Нарушений норм материального, процессуального права, являющихся основанием для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов, не установлено.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены обжалуемых судебного акта не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 09.12.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 по делу N А55-27404/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Е.Н. Бубнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Представленные истцом односторонние УПД на общую сумму 115669 руб. 20 коп. обоснованно признаны судами надлежащими доказательствами, удостоверяющими факт оказания услуг истцом в период с января по май 2019 года.
При этом, доводы ответчика о том, что учет объема (массы) ТКО должен производится расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, являлись предметом рассмотрения судов и отклонены, с учетом положений пунктов 5,6,8 Правил N 505, пунктов 2.6., 2.12 Постановления Правительства Самарской области от 06.08.2018 N 449 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области" (далее - Постановление Правительства Самарской области N 449), пункта 13 Постановления N 1156, учитывая доводы истца о том, что в тарифе на услугу регионального оператора на 2019 год, установленном Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, не учтены расходы на приобретение контейнеров, бункеров и (или) емкостей, в том числе предназначенных для раздельного накопления ТКО.
...
В соответствии с пунктом 3 раздела 2 "Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 (далее - постановление Правительства РФ N1039), места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица. При этом место накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 6 июля 2020 г. N Ф06-62217/20 по делу N А55-27404/2019