г. Казань |
|
23 июля 2020 г. |
Дело N А57-21215/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Кормакова Г.А., Савкиной М.А.,
в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эльген"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 09.12.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2020
по делу N А57-21215/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эльген" (г. Саратов, ОГРН 1036405202459, ИНН 6452019777), заинтересованное лицо: Государственное учреждение - Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования по Саратовской области (г. Саратов, ОГРН 1036405508138, ИНН 6454009319), филиал N 5 Государственного учреждения - Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования по Саратовской области (г. Саратов), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (г. Саратов, ОГРН 1046405041913, ИНН 6452907236), Анфалова Ольга Вячеславовна (Саратовская область, г. Красный Кут) о признании незаконными ненормативных актов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эльген" (далее - ООО "Эльген", общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконными решения филиала N 5 Государственного учреждения - Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования, Фонд) от 05.02.2019 N 2430 о непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, решения Фонда от 05.02.2019 N 2430 об отказе в выделении общества с ограниченной ответственностью "Эльген" (далее - ООО "Эльген", общество) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, решений Фонда от 21.05.2019 N 16, от 21.05.2019 N 17 по результатам рассмотрения жалоб ООО "Эльген".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 09.12.2019 по делу N А57-21215/2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Эльген" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования проведена камеральная проверка правильности расходов общества на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2017 по 30.09.2018, по результатам которой составлен акт от 10.01.2019 N 2430 и вынесены решение от 05.02.2019 N 2430 о непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 74 639 руб. 99 коп., решение от 05.02.2019 N 2430 об отказе в выделении ООО "Эльген" средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
Решениями государственного учреждения - Саратовское РО Фонда социального страхования Российской Федерации от 21.05.2019 N 16, от 21.05.2019 N 17 решения филиала N 5 Фонда оставлены без изменения.
Общество оспорило данные решения в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовались следующим.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
При этом согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Согласно статье 3 Федерального закона Российской Федерации от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) к видам государственных пособий гражданам, имеющим детей, относятся пособие по беременности и родам, которое устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию (статья 8 Федерального закона N81-ФЗ), единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка.
Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (статья 4 Федерального закона N 81-ФЗ).
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) определено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 статьи 13 Федерального закона N 255-Ф).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
В случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом N 81-ФЗ (часть 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ).
Как установлено судами, Анфалова О.В. принята на работу в ООО "Эльген" на должность бухгалтера с 01.06.2018 (трудовой договор от 01.06.2018 N 1, запись в трудовой книжке АТ-IX от 01.06.2018N 9570899). Размер оплаты труда по договору установлен в сумме 11 200 руб.
Согласно представленному обществом табелю учета рабочего времени Анфалова О.В. отработала 12 рабочих дней (с 01.06.2018 по 19.06.2019).
Анфаловой О.В. представлены в ООО "Эльген" листок нетрудоспособности по беременности и родам N 297530834470 на период с 20.06.2018 по 06.11.2018, листок нетрудоспособности по беременности и родам N 309243312105 на период с 07.11.2018 по 22.11.2018, справка от 20.06.2018 N 259 о постановке на учет на ранних сроках беременности.
Ввиду отсутствия у Анфаловой О.В. заработка в двух календарных годах, предшествующих наступлению отпуска по беременности и родам, пособие по беременности и родам начислено исходя из среднего заработка, равного минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, и составило 57 252 руб. 43 коп. за 156 дней.
Обществом перечислены Анфаловой О.В. пособие по беременности и родам в сумме 57 252 руб. 43 коп., единовременное пособие при рождении ребенка в сумме 16 759 руб. 09 коп., единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, в сумме 628 руб. 47 коп.
Фондом социального страхования в ходе проверки установлено, что согласно записям в трудовой книжке Анфалова О.В. 02.12.2002 принята на работу в ООО "Эльген" на должность заместителя главного бухгалтера, 30.06.2015 уволена по собственному желанию, в период с 30.06.2015 до 01.06.2018 не работала.
Как установлено Учреждением, до принятия Анфаловой О.В. на работу (01.06.2018) иные лица на должность бухгалтера не принимались, обязанности бухгалтера исполнял директор общества. После предоставления Анфаловой О.В. отпуска по беременности и родам на данную должность никто не принят, обязанности бухгалтера исполняет директор общества. Данные обстоятельства ООО "Эльген" не оспариваются.
Доказательств наличия производственной необходимости принятия на работу сотрудника на позднем сроке беременности с учетом длительного исполнения обязанностей бухгалтера в периоды до принятия Анфаловой О.В. на работу и после ее ухода в отпуск по беременности и родам директором общества, заявителем не представлены.
Вышеуказанные обстоятельства, установленные судами и подтвержденные совокупностью доказательств, позволили судам сделать вывод о том, что прием ООО "Эльген" на работу Анфаловой О.В. в отсутствие доказанной производственной необходимости свидетельствует о направленности действия страхователя на умышленное создание искусственной, экономически необоснованной ситуации, с целью получения возмещения из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации денежных средств.
Выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых положения статей 65, 71 АПК РФ судами не нарушены.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судами первой и апелляционной инстанций, не могут служить основанием для отмены или изменения судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 09.12.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2020 по делу N А57-21215/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Эльген" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1500 рублей (платежное поручение от 22.05.2020 N 321). Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
Г.А. Кормаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом N 81-ФЗ (часть 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ).
...
Ввиду отсутствия у Анфаловой О.В. заработка в двух календарных годах, предшествующих наступлению отпуска по беременности и родам, пособие по беременности и родам начислено исходя из среднего заработка, равного минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, и составило 57 252 руб. 43 коп. за 156 дней."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 июля 2020 г. N Ф06-63267/20 по делу N А57-21215/2019