г. Казань |
|
11 сентября 2020 г. |
Дело N А65-19940/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Мосунова С.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Дубровиной Е.О. (доверенность от 09.01.2020 N АШ-02/6),
акционерного общества "Осиновские инженерные сети" - Мухамадярова Л.Р. (доверенность от 13.08.2020),
общества с ограниченной ответственностью "ПЭСТ" - Халиковой С.М. (доверенность от 06.05.2020 N 14),
общества с ограниченной ответственностью "Осиновская теплоснабжающая компания" - Гайнуллина Р.Ф. (доверенность от 27.12.2019 N 19-12/19),
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы акционерного общества "Осиновские инженерные сети", акционерного общества "ТГК-16", Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.12.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2020
по делу N А65-19940/2019
по заявлению Исполнительного комитета Осиновского сельского поселения (ОГРН 1061673001510, ИНН 1648018049, Зеленодольский район с. Осиново), Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района (г. Зеленодольск) об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714) от 14.05.2019 по делу N 05-234/2018 и предписания, при участии третьего лица, заявляющего самостоятельные требования - общества с ограниченной ответственностью "Осиновская теплоснабжающая компания" (ОГРН 1151673002612, ИНН 1648041792), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерного общества "ТГК-16" (г. Казань), Совет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, Глава Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, акционерного общества "Осиновские инженерные сети" (ОГРН 1061673024940, ИНН 1648018708), общества с ограниченной ответственностью "ПЭСТ" (1651057270) (собственник сетей),
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет Осиновского сельского поселения (далее - Осиновский Исполком) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, Татарстанское УФАС России) от 07.05.2019 по делу N 05-234/2018, об оспаривании предписания антимонопольного органа (дело N А65-19940/2019).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в указанном деле привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Осиновская теплоснабжающая компания" (далее - ООО "ОТК"), акционерное общество "ТГК-16" (далее - АО "ТГК-16"), Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее - Зеленодольский Исполком), Совет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, Глава Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, акционерное общество "Осиновские инженерные сети" (далее - АО "ОИС"), общество с ограниченной ответственностью "ПЭСТ" (собственник сетей) (далее - ООО "ПЭСТ").
Зеленодольский Исполком обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании решения Татарстанского УФАС России от 07.05.2019 по делу N 05-234/2018, об оспаривании предписания антимонопольного органа (дело N А65-24485/2019).
Указанные дела объединены в одно производство с присвоением делу N А65-19940/2019.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.11.2019 ООО "ОТК" привлечено к участи в деле в качестве в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.12.2019 по делу N А65-19940/2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2020, заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах акционерное общество "Осиновские инженерные сети", акционерное общество "ТГК-16", Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан просят отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, решением Татарстанского УФАС России от 07.05.2019 по делу N 05-234/2018 Осиновский Исполком, Зеленодольский Исполком, Совет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, Глава Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, ООО "ОТК" признаны нарушившими часть 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), что выразилось в заключении и реализации соглашения, ограничивающего конкуренцию на рынке теплоснабжения Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
На основании оспариваемого решения Зеленодольскому Исполкому предписано в течение шестидесяти календарных дней со дня получения данного предписания прекратить нарушение части 1 статьи 16 Закона N 135-ФЗ, а именно:
- провести утверждение (актуализацию) Схемы теплоснабжения Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в соответствии с порядком, установленным "Требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения" (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154);
- провести отбор единой теплоснабжающей организации Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в соответствии с порядком, установленным "Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации") (предписание от 07.05.2019 по делу N 05-234/2018).
Ненормативные правовые акты антимонопольного органа обоснованы следующим.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.06.2016 АО "ОИС" признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство.
АО "ОИС" до 2016 года являлось единой теплоснабжающей организацией на территории поселка Осиново Зеленодольского района Республики Татарстан. Тепловая энергия АО "ОИС" приобреталась у филиала ОАО "ТГК-16" (Казанская ТЭЦ-3), а также производилась самостоятельно двумя котельными, принадлежавшими на праве собственности АО "ОИС". В собственности АО "ОИС" находились внутриквартальные тепловые сети, а также в пользовании тепловые сети, принадлежащие Исполнительному комитету Осиновского сельского поселения.
Постановлением Главы Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 11.12.2015 N 18 была утверждена (актуализирована на 2016 год) схема теплоснабжения до 2035 года по поселку Осиново.
Согласно Протоколу Совета Зеленодольского муниципального района от 12.05.2016 N 01-03-01-54, утвержденному Главой Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, руководителю Исполнительного комитета Осиновского сельского поселения Гайнуллину А.Ф. было поручено подписание концессионного соглашения по теплоснабжению поселка Осиново.
Постановлением N 7 Главы Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан принято решение заключить концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения между Исполнительным комитетом Осиновского Сельского Поселения и ООО "ОТК" от 13.05.2016 на 25 лет.
Концессионное соглашение было подписано руководителем Исполнительного комитета Осиновского сельского поселения Гайнуллиным А.Ф.
На основании указанного концессионного соглашения, обслуживание внутриквартальных тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения, расположенных на территории поселка Осиново, передано ООО "ОТК". При этом, объектом концессионного соглашения между Исполкомом Осиновского сельского поселения и ООО "ОТК" является, в том числе, имущество, находящееся в собственности АО "ОИС", согласно Плану приватизации государственного унитарного предприятия Республики Татарстан "Осиновское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства (Инженерные сети)" от 01.09.2005.
Наличие права собственности у АО "ОИС" на указанные объекты подтверждается Решением Арбитражного Суда Республики Татарстан N А65-22917/2017.
Постановлением Исполкома Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района от 23.08.2016 N 160 статус Единой теплоснабжающей организации на территории поселения был присвоен ООО "ОТК".
На основе указанных обстоятельств антимонопольный орган пришел к выводу о том, что уполномоченным органом в сфере теплоснабжения на территории поселка Осиново в силу прямого указания закона является Зеленодольский Исполком, в связи с чем концессионное соглашение, заключенное с ООО "ОТК" является ничтожным, поскольку подписано неуполномоченным лицом. В подтверждение указанных выводов Татарстанский УФАС России ссылался, в том числе, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-19448/2018 от 21.02.2018.
В результате антимонопольный орган пришел к выводу о заключении между лицами антиконкурентного соглашения, которое выражено в виде письменного прямого доказательства - концессионного соглашения. Данное соглашение создает для ООО "ОТК" преимущественный доступ на рассматриваемый товарный рынок; создает непосредственные препятствия АО "ОИС" в осуществлении деятельности на рассматриваемом товарном рынке, а также в реализации права на распоряжение принадлежащим ему на законном основании имуществом; кроме того, рассматриваемые действия могли ограничить иных участников (потенциальных участников) рынка - владельцев технологически присоединенных объектов теплоснабжения к объектам теплоснабжения Осиновского сельского поселения: АО "Энергоцентр "Майский" и ОАО "ТГК-16" (Казанская ТЭЦ-3), а также в связи с банкротством АО "ОИС" - лицо, приобретающее сети теплоснабжения АО "ОИС" (в настоящем случае - ООО "ПЭСТ"), так как ООО "ОТК" отказалось от самостоятельных действий по приобретению указанных объектов, чем выразило нежелание осуществлять деятельность по передаче тепловой энергии посредством рассматриваемого имущества.
Решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан оспорены Исполнительным комитетом Осиновского сельского поселения и Зеленодольским Исполкомом в судебном порядке.
При рассмотрении спора суды руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением является договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно части 1 статьи 8 указанного Закона согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, которые заранее известны каждому из участников в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий, при этом результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов, а также действия каждого из названных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещены соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта и органа государственной власти субъекта Российской Федерации как не соответствующих статье 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить наличие противоречащих закону соглашения между указанными лицами или их согласованных действий и наступление (возможность наступления) в результате этих действий (соглашения) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции.
Антимонопольный орган обязан доказать, как наличие негативных последствий для конкурентной среды (возможность их наступления), так и причинно-следственную связь между соглашениями (действиями) и соответствующими негативными последствиям.
Следовательно, для квалификации действий не соответствующих статье 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить наличие противоречащих закону соглашения между указанными лицами или их согласованных действий и наступление (возможность наступления) в результате этих действий (соглашения) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 16.09.2019 отменено решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.02.2019 по делу N А65-19448/2018, дело направлено на новое рассмотрение.
В этой связи суды признали неосновательными выводы, изложенные в указанном решении Арбитражного суда Республики Татарстан и нашедшие отражение в оспариваемом решении антимонопольного органа.
Согласно пункту 1 части 1.1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с частью 1.1 статьи 6 Закон N 190-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 указанной статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 18 Закона Республики Татарстан от 28.07.2004 N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" (далее - Закон Республики Татарстан N 45-ЗРТ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом N 190-ФЗ.
При этом положения Закона Республики Татарстан N 45-ЗРТ содержат аналогичные нормы, что и часть 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 16 Закона Республики Татарстан N 45-ЗРТ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 4.1 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом N 190-ФЗ.
В силу части 4 статьи 15 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Решением от 05.03.2015 N 502 Совет Зеленодольского муниципального района решил принять предложение представительных органов сельских поселений, входящих в состав Зеледонольского муниципального района, о передаче полномочий муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район" Республики Татарстан сельским поселениям в области организации в границах поселений, в том числе теплоснабжения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 1), и передать указанные в пункте 1 настоящего решения полномочия муниципального образования "Зеленодольский муниципалтьный район" Республики Татарстан сельским поселениям, входящим в состав Зеленодольского муниципального района.
Решением от 17.11.2015 N 20 Совет Осиновского сельского поселения решил принять полномочия муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район Республики Татарстан муниципальным образованием "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" в области организации в границах Осиновского сельского поселения, в том числе теплоснабжения населения.
Согласно пункту 2 решения N 20 между Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района и Исполнительным комитетом Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан заключено Соглашение, по которому Осиновскому сельскому поселению были переданы полномочия по решению следующих вопросов местного значения: организация в границах Осиновского сельского поселения электро, тепло, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Устава муниципального образования "Осиновское сельское поселение" Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, в структуру органов местного самоуправления Поселения входят Совет поселения, Глава Поселения, Исполнительный комитет Поселения, Ревизионная Комиссия Поселения, иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с настоящим Уставом. В соответствии с частью 4 статьи 45 Устава единственным юридическим лицом, входящим в структуру Поселения, является Исполнительный комитет Поселения, возглавляемый руководителем.
Согласно пункту 2 статьи 47 Устава в полномочия Исполнительного комитета Поселения входит заключение с предприятиями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, договоров о сотрудничестве в экономическом и социальном развитии Поселения.
С учетом изложенного, суды пришли к выводу о том, что концессионное соглашение подписано уполномоченным лицом - руководителем Осиновского Исполкома.
Рассматривая доводы о включении в концессионное соглашение в состав иного имущества (часть 9 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) внутриквартальных тепловых сетей и тепловых пунктов (внутриквартальные сети теплоснабжения и сети ГВС АО "ОИС") на момент его заключения - 13.05.2016, суды признали их необоснованными.
Закон о концессионных соглашениях разделяет понятия "объект концессионного соглашения" и "иное имущество", передаваемое концессионеру. И если в отношении объекта концессии в пунктах 1, 4 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях четко указано на необходимость наличия права собственности концедента на такой объект, то в отношении иного имущества пункт 2 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях допускает возможность его принадлежности третьему лицу.
На момент заключения концессионного соглашения часть иного имущества, принадлежащего третьему лицу, не была зарегистрирована в реестре прав и числилась как бесхозяйное имущество. Согласно пункту 8 статьи 39 Закона о концессионных соглашениях объектом концессионного соглашения не может являться незарегистрированное недвижимое имущество. Следовательно, имущество третьего лица не могло быть объектом концессии. В настоящий момент третье лицо зарегистрировало это имущество и реализовало его. Таким образом, концессионное соглашение и его исполнение не затрагивает прав третьего лица.
Судами установлено, что право собственности третьего лица на указанное имущество зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 10.03.2017. Следовательно, Осиновский Исполком правомерно распорядился бесхозяйным имуществом, зарегистрированным позднее за АО "ОИС", включив его в состав иного имущества в концессионное соглашение.
Также отклонены доводы о нарушении органами местного самоуправления антимонопольного законодательства при выборе единой теплоснабжающей организации (ЕТО), о предоставлении ООО "ОТК" органами местного самоуправления доступа на рынок теплоснабжения Осиновского поселения в приоритетном порядке путем наделении ООО "ОТК" статусом ЕТО, о нарушении процедуры выбора ЕТО.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.06.2016 по делу N А65-26695/2015 АО "ОИС" признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство.
В соответствии с пунктом 7 Правил организации теплоснабжения, критериями определения единой теплоснабжающей организации являются: владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации; размер собственного капитала; способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.
В соответствии с абзацами 5 и 6 пункта 13 Правил организации теплоснабжения, организация может утратить статус единой теплоснабжающей организации в следующих случаях: несоответствие организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, критериям, связанным с размером собственного капитала, а также способностью в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения; подача организацией заявления о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации.
Суды признали, что с момента (10.11.2015) поступления в Арбитражный суд Республики Татарстан заявления о признании АО "ОИС" несостоятельным (банкротом) имелись данные критерии (абзацы 5 и 6 пункта 13 Правил организации теплоснабжения). Кроме того, самим АО "ОИС" было подано заявление от 15.06.2016 N 225 об утрате статуса ЕТО в связи с признанием несостоятельным (банкротом).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления регламентированы положениями Законом N 131-ФЗ.
В пункте 4 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения отнесена, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Закон N 190-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 43 Закона N 131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Законом N 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относит организацию обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (пункт 1, 4 части 1 статьи 6 Закона N 190-ФЗ).
Поскольку к вопросам местного значения поселения отнесена, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации следовательно, Осиновское сельское поселение Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан должно было принять меры по организации снабжения населения тепловой энергией и имело необходимые полномочия на подписание соглашений, утверждение (актуализацию) схем теплоснабжения с 2015 года и в последующих годах, полномочия по присвоению статуса ЕТО.
Протокольным решением от 16.05.2015 первого заместителя министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан поручено АО "УК "Трансфингруп" совместно с АО "КапиталЭнерго" подготовить проект концессионного соглашения с расчетными показателями об изменении схемы теплоснабжения пос. Осиново и пос. Радужный и представить в Государственный комитет по тарифам; Подготовить предложение по реализации мероприятий по теплоснабжению пос. Осиново и пос. Радужный с обоснованием финансовой потребности привлечения частных инвестиций и представить в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения, городского округа лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в уполномоченный орган в течение 1 месяца с даты опубликования (размещения) в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, а также с даты опубликования (размещения) сообщения, указанного в пункте 17 данных Правил, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны ее деятельности. К заявке прилагается бухгалтерская отчетность, составленная на последнюю отчетную дату перед подачей заявки, с отметкой налогового органа о ее принятии.
Уполномоченные органы обязаны в течение 3 рабочих дней с даты окончания срока для подачи заявок разместить сведения о принятых заявках на сайте поселения, городского округа, на сайте соответствующего субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
В случае если органы местного самоуправления не имеют возможности размещать соответствующую информацию на своих официальных сайтах, необходимая информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Поселения, входящие в муниципальный район, могут размещать необходимую информацию на официальном сайте этого муниципального района.
Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в случае если в отношении одной зоны деятельности единой теплоснабжающей организации подана 1 заявка от лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в соответствующей зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, то статус единой теплоснабжающей организации присваивается указанному лицу. В случае если в отношении одной зоны деятельности единой теплоснабжающей организации подано несколько заявок от лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в соответствующей зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, уполномоченный орган присваивает статус единой теплоснабжающей организации в соответствии с пунктами 7 - 10 данных Правил.
В связи с непоступлением заявок, в установленный действующим законодательством срок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, была актуализирована схема теплоснабжения Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан до 2035 года. Данное постановление было размещено на официальном сайте Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, а также в газете "Зеленодольская правда", на 2018 год - на основании Постановления Главы Осиновского сельского поселения от 17.05.2017 N 15.
По результатам публичных слушаний по вопросу утверждения "Схемы теплоснабжения Осиновского сельского Поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан до 2035 года" (актуализация на 2016 год) было рекомендовано утвердить схему теплоснабжения (заключение от 09.12.2015).
Постановлением Главы Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 11.12.2015 N 18 была утверждена (актуализирована на 2016 год) схема теплоснабжения до 2035 года.
Также отклонена ссылка Татарстанского УФАС России на то, что в схеме теплоснабжения Осиновского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан на 2013-2030 годы указано о соответствии АО "ОИС" критериям ЕТО и отсутствуют упоминания об ООО "ОТК".
Как указали суды, ООО "ОТК" как теплоснабжающая организация была зарегистрирована 02.11.2015, соответственно и упоминания о ней в схеме теплоснабжения на 2013-2030 годы отсутствовали.
При этом на момент актуализации схемы теплоснабжения до 2035 года (актуализация на 2016 год) в отношении АО "ОИС" была инициирована процедура банкротства и АО "ОИС" утратило способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения, и в этой связи утратило статус ЕТО.
Впоследствии после выбора организации, способной в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в с. Осиново и заключения с ней концессионного соглашения, статус ЕТО был присвоен ООО "ОТК".
Суды учитывали изложенное и признали, что соглашение от 13.05.2016 заключено в соответствии с разделом 2 "Критерии и порядок определения единой теплоснабжающей организации" Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (ред. от 31.12.2015 действия редакции с 16.01.2016 по 02.06.2016) "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", и не может создавать для ООО "ОТК" преимущественного доступа на рассматриваемый товарный рынок, а также создавать препятствия иным организациям.
По данному делу судами предыдущих инстанций правомерно указано, что антимонопольный орган не представил доказательства, свидетельствующие о наличии соглашения, приведшего к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Исходя из изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения и предписания антимонопольного органа и необходимости удовлетворения требований заявителя.
Доводы кассаторов выводы судов не опровергают и по существу сводятся к несогласию с оценкой обстоятельств настоящего дела. Между тем иная оценка заявителями жалобы фактических обстоятельств дела, а также иное толкование им положений закона не свидетельствуют о нарушениях судами первой и апелляционной инстанций норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При принятии кассационной жалобы к производству определением суда от 18.08.2020 заявителю кассационной жалобы акционерному обществу "Осиновские инженерные сети" предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы по существу. Таким образом, с акционерного общества "Осиновские инженерные сети" подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 1500 руб. за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размеров и составляет 150 рублей для физических лиц и 1500 рублей для юридических лиц.
В этой связи излишне уплаченная акционерным обществом "ТГК-16" при подаче кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 руб. (платежное поручение от 13.08.2020 N 8404) подлежит возврату.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.12.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2020 по делу N А65-19940/2019 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Осиновские инженерные сети" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1500 рублей. Арбитражному суду Республики Татарстан выдать исполнительный лист в соответствии с настоящим постановлением.
Возвратить акционерному обществу "ТГК-16" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1500 рублей (платежное поручение от 13.08.2020 N 8404). Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в случае если в отношении одной зоны деятельности единой теплоснабжающей организации подана 1 заявка от лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в соответствующей зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, то статус единой теплоснабжающей организации присваивается указанному лицу. В случае если в отношении одной зоны деятельности единой теплоснабжающей организации подано несколько заявок от лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в соответствующей зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, уполномоченный орган присваивает статус единой теплоснабжающей организации в соответствии с пунктами 7 - 10 данных Правил.
...
Суды учитывали изложенное и признали, что соглашение от 13.05.2016 заключено в соответствии с разделом 2 "Критерии и порядок определения единой теплоснабжающей организации" Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (ред. от 31.12.2015 действия редакции с 16.01.2016 по 02.06.2016) "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", и не может создавать для ООО "ОТК" преимущественного доступа на рассматриваемый товарный рынок, а также создавать препятствия иным организациям."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 сентября 2020 г. N Ф06-64898/20 по делу N А65-19940/2019
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-64898/20
17.06.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1522/20
20.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-19940/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-19940/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-24485/19