г. Казань |
|
14 октября 2020 г. |
Дело N А12-38544/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Халидовой Р.И.,
при участии в Арбитражном суде Волгоградской области представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области - Мирошниченко О.В. (доверенность от 27.05.2020),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Землеустройство", г. Волгоград
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.01.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020
по делу N А12-38544/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Землеустройство" (ОГРН 1073443001796, ИНН 3443076244) о признании незаконным решения государственного регистратора Среднеахтубинского отдела Управления Росреестра по Волгоградской области; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем проведения государственного кадастрового учета, с участием заинтересованных лиц, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (ОГРН 1043400443074, ИНН 3445071298), Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (ОГРН 1093459000557, ИНН 3442103030), Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840), государственного регистратора Среднеахтубинского отдела Управления Росреестра по Волгоградской области Борощук Юлии Ивановны (г. Волгоград) Гетманенко Антона Сергеевича (г. Волгоград),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Землеустройство" (далее - ООО "Землеустройство", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Среднеахтубинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее - Управление Росреестра по Волгоградской области) о приостановлении государственного кадастрового учета (уведомление от 16.07.2019 N КУВД-001/2019-8202538/1) и об обязании Управления Росреестра по Волгоградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Землеустройство" путем проведения государственного кадастрового учета.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены, - Управление Росреестра по Волгоградской области, Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, государственный регистратор Среднеахтубинского отдела Управления Росреестра по Волгоградской области Борощук Юлия Ивановна, Гетманенко Антон Сергеевич (далее - Гетманенко А.С.).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.01.2020, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020, производство по делу в части требований о признании незаконными действий государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области - Борощук Юлии Ивановны, принявшей решение о приостановлении государственного кадастрового учета (уведомление от 16.07.2019 N КУВД-001/2019-8202538/1), прекращено, в удовлетворении требований о признании незаконным решения Среднеахтубинского отдела Управления Росрееста по Волгоградской области о приостановлении государственного кадастрового учета, оформленного уведомлением от 16.07.2019 N КУВД-001/2019-8202538/1, а также об обязании Управления Росреестра по Волгоградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Землеустройство" путем проведения государственного кадастрового учета отказано.
В кассационной жалобе ООО "Землеустройство", поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований, предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы, оспаривая судебные акты, считает, что у судов отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра по Волгоградской области возражает против изложенных в ней доводов и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Волгоградской области.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Волгоградской области возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя лица, участвующего в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, постановлением администрации Среднеахтубинского района от 02.12.1993 N 341 "Об отводе земельного участка администрации г. Краснослободска для организации садоводческого товарищества" администрации г. Краснослободска отведен в постоянное пользование земельный участок для организации садового товарищества из земель Краснослободского мехлесхоза общей площадью 4,5 га.
Постановлением администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от 22.04.1996 N 175 "Об изменении постановления администрации района от 02.12.1993 N 341 "Об отводе земельного участка администрации г. Краснослободска для организации садоводческого товарищества" и о закреплении земельных участков в постоянное пользование" изменен размер земельных участков, отводимых организации садоводческого товарищества "Газ Заволжья".
На основании указанного Постановления от 22.04.1996 N 175 Кноблеру С.Э. выдано свидетельство серии РФ-ХХ1 ВДО-28 N 0040380 о праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Среднеахтубинский район, СНТ "Газ Заволжья", участок 29, общей площадью 1851 кв. м, согласно плану земельного участка, приложенному к указанному свидетельству.
Земельный участок с кадастровым номером 34:28:100028:543 поставлен на государственный кадастровый учет 16.02.2007.
На основании договора купли-продажи от 21.10.2017 Гетманенко А.С. приобрел земельный участок с кадастровым номером 34:28:100028:543, расположенный по адресу: Волгоградская обл., Среднеахтубинский район, СНТ "Газ Заволжья", участок 29, площадью 1851 кв. м.
Впоследствии между ООО "Землеустройство" и Гетманенко А.С. заключен договор от 18.03.2019 N 19-96 на выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:543.
ООО "Землеустройство" был подготовлен межевой план от 13.06.2019, в результате выполнения кадастровых работ, в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:543, расположенного по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, СНТ "Газ Заволжья", участок 29.
Гетманенко А.С. обратился в Управление Росреестра по Волгоградской области с заявлением от 05.06.2019 N MFC-0135/2019-37570-1 о государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:543 в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, с приложением межевого плана от 13.06.2019.
Управлением Росреестра по Волгоградской области было принято решение от 16.07.2019 N КУВД-001/2019-8202538/1 о приостановлении государственного кадастрового учета на основании: пункта 20, 20.1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), в связи с пересечением уточняемого земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:543 со смежным земельным участком с кадастровым номером 34:28:000000:2957(434), площадь пересечения 158 кв. м; пункта 31 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ, поскольку изменение описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:543 не обусловлены уточнением его границ; пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ - в акте согласования границ указываются реквизиты документов, удостоверяющих личность заинтересованных лиц, указанных в части 3 статьи 39 от 24.07.2007 Федерального закона N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", необходимые в соответствии с пунктом 83 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке"; - в составе межевого плана отсутствует обоснованное заключение кадастрового инженера, наличие которого необходимо в соответствии с пунктами 13, 69, 70 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
ООО "Землеустройство" обратилось в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении государственного кадастрового учета, принятого в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета с заявлением от 13.08.2019.
Решением апелляционной комиссии Управления Росреестра по Волгоградской области по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав от 11.09.2019 N 28 заявление ООО "Землеустройство" оставлено без удовлетворения.
ООО "Землеустройство" полагая, что уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 16.07.2019 N КУВД-001/2019-8202538/1 нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 198, 201 АПК РФ, 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, 6, 7, 67, 68.1, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), установив, что оспариваемое уведомление соответствует требованиям Закона о регистрации, и принято в пределах полномочий Управления Росреестра по Волгоградской области, отказали в удовлетворении заявления.
Суд первой инстанции, установив также, что отказ ООО "Землеустройство" от заявления о признании незаконными действий государственного регистратора Управления Росреестра по Волгоградской области - Борощук Юлии Ивановны, принявшей решение о приостановлении государственного кадастрового учета от 16.07.2019 N КУВД-001/2019-8202538/1 не противоречит закону и не нарушает права других лиц, прекратил производство по заявлению в данной части.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Исходя из частей 1, 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ, действующего с 01.01.2017, одним из принципов ведения Единого государственного реестра недвижимости (состоящего, в том числе из реестра объектов недвижимости - кадастра недвижимости и реестра границ) является достоверность сведений.
В силу статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках.
Частью 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае непредставления документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Судами двух инстанций установлено, что согласно сведениям из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 34:28:100028:543, общей площадью 1851 кв. м, расположенный по адресу: Волгоградская обл., Среднеахтубинский, СНТ "Газ Заволжья", участок 29 поставлен на кадастровый учет 16.02.2007. Постановка на кадастровый учет совершена на основании землеустроительного дела на межевание границ участка, с кадастровым номером 34:28:100028:0543, расположенного по адресу: Среднеахтубинский район, СНТ "Газ Заволжья", участок 29. Указанный земельный участок принадлежит Гетманенко А.С. на основании договора купли-продажи от 21.10.2017.
Гетманенко А.С. обратился в Управление Росреестра по Волгоградской области с заявлением от 05.06.2019 N MFC-0135/2019-37570-1 о государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:543, в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ.
Уведомлением от 16.07.2019 N КУВД-001/2019-8202538/1 государственный кадастровый учет приостановлен ввиду того, что обнаружено пересечение уточняемого земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:543 со смежным земельным участком (кадастровый номер) 34:28:000000:2957(434), площадь пересечения 158 кв. м; изменение описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:543 не обусловлены уточнением его границ; в акте согласования границ не указаны реквизиты документов, удостоверяющих личность заинтересованных лиц; в составе межевого плана отсутствует обоснованное заключение кадастрового инженера.
Частью 1 статьи 29 Закона о регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных "Законом о регистрации" оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В данном случае в качестве основания для осуществления кадастрового учета представлен межевой план от 13.06.2019, подготовленный кадастровым инженером Думитрашко С.С. для уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:543.
Участок земли как объект гражданских прав - это недвижимая вещь, границы участка являются одним из основных индивидуализирующих признаков и определяются при выполнении кадастровых работ.
С учетом положений статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ранее учтенными являются земельные участки, учтенные до 01.03.2008, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, а также участки, сведения о которых в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, но права на них зарегистрированы и не прекращены.
При этом допускается уточнение границ земельного участка, если сведения о нем содержатся в государственном кадастре недвижимости и ему присвоен кадастровый номер.
Применительно к спорным правоотношениям согласно сведениям в ЕГРН, спорный участок с кадастровым номером 34:28:100028:543 общей площадью 1851 кв. м уже был поставлен на кадастровый учет 16.02.2007, имеет установленные границы и уточненную площадь. Данный факт подтверждается материалами землеустроительного дела, из которого следует, что межевание участка проводилось геодезическим методом, с уточнением и определением характерных точек.
Однако, в целях уточнения местоположения границ и площади земельного участка, которые уже были уточнены установленным законом способом, по заказу нового собственника участка был вновь подготовлен межевой план от 13.06.2019, согласно которому изменена конфигурация земельного участка, увеличена его площадь на 158 кв. м за счет лесного участка с кадастровым номером 34:28:000000:2957(434).
Следует признать правильными ссылки Управления Росреестра по Волгоградской области, что в этом случае оснований для повторного проведения кадастровых работ для уточнения границ не имелось.
Судебные инстанции обоснованно отметили, что увеличение площади участка на 158 кв. м не обусловлено образованием или уточнением границ, при этом нарушение установленного порядка в акте согласования границ не указаны реквизиты документов, установлено пересечение границ (площадь пересечения 158 кв. м) с земельным участком с кадастровым номером 34:28:000000:2957(434), отсутствует и обоснованное заключение кадастрового инженера о необходимости изменения местоположения уже уточненных границ.
Системные положения пункта 7 статьи 11.9 ЗК РФ и части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ исключают возможное образование участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств за исключением случаев, установленных законом, при этом государственный кадастровый учет не осуществляется, в случае, если имеется пересечение границ как образуемых так и при уточнении границ участков, сведения о местоположении которых подлежат внесению в ЕГРН.
При проведении правовой экспертизы документов, представленных по указанному заявлению, государственный регистратор выявил обстоятельства, препятствующие принятию положительного решения, а именно, государственным регистратором, в том числе, установлено, что согласно представленному межевому плану площадь спорного земельного участка увеличилась на 158 кв. м и составила 2009 кв. м.
В целях устранения причин приостановления кадастровому инженеру, подготовившему межевой план, предложено устранить вышеуказанные замечания, и предоставить межевой план с устранением выявленных нарушений.
Согласно статье 21 Закона N 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН о земельном участке или земельных участках.
На основании постановления администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от 22.04.1996 N 175 "Об изменении постановления администрации района от 02.12.1993 N 341 "Об отводе земельного участка администрации г. Краснослободска для организации садоводческого товарищества" от 22.04.1996 N 175 Кноблеру С.Э. выдано свидетельство серия РФ-ХХ1 ВДО-28 N 0040380 на право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Среднеахтубинский район, СНТ "Газ Заволжья", участок 29, общей площадью 1851 кв. м, согласно плану земельного участка, приложенному к указанному свидетельству земельный участок с кадастровым номером 34:28:100028:543 поставлен на государственный кадастровый учет 16.02.2007.
Из анализа материалов дела также усматривается, что в представленном межевом плане от 13.06.2019 чертеж земельного участка содержит изменения конфигурации земельного участка, а именно сдвигается характерная точка границы земельного участка N 1, появляется характерная точка земельного участка "н2", вследствие чего из пятиугольного земельного участка, он становится семиугольным.
Таким образом, конфигурация спорного земельного участка указанная в правоустанавливающих документах (свидетельство) и в графической части межевого плана от 13.06.2019 не совпадают.
Учитывая, что уточняемая Гетманенко А.С. площадь земельного участка, равно как и его конфигурация не соответствуют документу, определяющему местоположение спорного земельного участка при его образовании, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что у Управления Росреестра по Волгоградской области имелись правовые основания для принятия решения о приостановлении государственного кадастрового учета.
Согласно системным положениям пункта 7 статьи 11.9 ЗК РФ, пункта 21 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Частью 11 статьи 22 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что под пересечением границ земельного участка с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальной зоны, лесничеств, лесопарков понимается: наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка; расположение хотя бы одного из контуров границ многоконтурного земельного участка за границами соответствующих муниципального образования и (или) населенного пункта или территориальной зоны.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по решению государственного регистратора прав в случае, если: границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН, за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных пунктом 20.1 части 1 статьи 26 и частями 1 и 2 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ (пункт 20); границы лесного участка, о государственном кадастровом учете которого в связи с уточнением границ представлено заявление, пересекают границы других земельных участков, лесных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН, за исключением случаев пересечения границ других лесных участков, предназначенных для использования лесов в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, или случая, если другой лесной участок является преобразуемым объектом недвижимости (пункт 20.1).
На основании изложенного следует, что государственный кадастровый учет не осуществляется в случае, если границы земельного участка пересекают границы территориальных зон, лесничеств, как образуемых, так и при уточнениях границ земельных участков, сведения о местоположении которых подлежат внесению в ЕГРН.
Одним из оснований для приостановления государственного кадастрового учета являлось то, что в нарушение пункта 83 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" в акте согласования границ земельного участка не указаны реквизиты документов, удостоверяющих личность заинтересованных лиц, указанных в части 3 статьи 39 Закона о кадастре либо их представителей.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ земельного участка личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением случая, предусмотренного частью 3 статьи 40 Закона о кадастре.
Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.
Таким образом, действия кадастрового инженера по обработке персональных данных заинтересованных лиц осуществляются в целях выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на кадастрового инженера полномочий.
Применительно к данному случаю, в акте согласования местоположения границ земельного участка не отражены реквизиты документа, удостоверяющего личность правообладателя смежного земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:542 - Селиванова Евгения Геннадиевича.
С учетом изложенного, отсутствие в акте согласования сведений о реквизитах документов, удостоверяющих личность заинтересованных лиц, в силу пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.
При таких обстоятельствах, суды, принимая во внимание наличие оснований, предусмотренных пунктом 7 части 2 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, для приостановления государственного кадастрового учета, правильно пришли к выводу о том, что заявление общества удовлетворению не подлежит.
Кроме того, судами учтено, что в целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления учета, на основании пункта 1 статьи 30 Закона N 218-ФЗ, Гетманенко А.С. обратился с заявлением о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета на срок до 16.04.2020, в связи с чем в данном случае государственный кадастровый учет может быть возобновлен только по заявлению правообладателя.
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, Законом 218-ФЗ, установив, что уведомление о приостановке не нарушает права и законные интересы заявителя, правомерно отказали в удовлетворении требований.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 АПК РФ данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.01.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по делу N А12-38544/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Применительно к данному случаю, в акте согласования местоположения границ земельного участка не отражены реквизиты документа, удостоверяющего личность правообладателя смежного земельного участка с кадастровым номером 34:28:100028:542 - Селиванова Евгения Геннадиевича.
С учетом изложенного, отсутствие в акте согласования сведений о реквизитах документов, удостоверяющих личность заинтересованных лиц, в силу пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.
При таких обстоятельствах, суды, принимая во внимание наличие оснований, предусмотренных пунктом 7 части 2 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, для приостановления государственного кадастрового учета, правильно пришли к выводу о том, что заявление общества удовлетворению не подлежит.
Кроме того, судами учтено, что в целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления учета, на основании пункта 1 статьи 30 Закона N 218-ФЗ, Гетманенко А.С. обратился с заявлением о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета на срок до 16.04.2020, в связи с чем в данном случае государственный кадастровый учет может быть возобновлен только по заявлению правообладателя."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 октября 2020 г. N Ф06-65659/20 по делу N А12-38544/2019