г. Казань |
|
26 октября 2020 г. |
Дело N А55-27926/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нафиковой Р.А.,
судей Смоленского И.Н., Нагимуллина И.Р.,
при участии представителя:
истца - Федотова Д.Ю. (доверенность от 04.12.2019),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещены,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФГП ВО ЖДТ России Самарский отряд ведомственной охраны филиала ФГП ЖДТ России на Куйбышевской железной дороге
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04.03.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020
по делу N А55-27926/2019
по иску акционерного общества "РН-Транс" к ФГП ВО ЖДТ России Самарский отряд ведомственной охраны филиала ФГП ЖДТ России на Куйбышевской железной дороге о взыскании 431 587,64 руб., третьи лица: ОАО "РЖД", ООО "Кедр", ООО "Агро Маркет",
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "РН-Транс" (далее - истец, АО "РН-Транс") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к ФГП ВО ЖДТ России Самарский отряд ведомственной охраны филиала ФГП ЖДТ России на Куйбышевской железной дороге (далее - ответчик) о взыскании 431 587,64 руб. стоимости недостающего груза.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.03.2020, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, ответчик просит состоявшиеся судебные акты отменить, в иске отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы указал, что отсутствие в материалах дела самого коммерческого акта, а также пояснений перевозчика по поводу его отсутствия привело к неверному толкованию результатов рассмотрения первичных документов.
В судебном заседании представитель истца с доводами кассационной жалобы не согласился, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей истца, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 10.01.2012 между истцом и ответчиком заключен договор N 9/НОР/3/1107/ЮТС/819/2012 на сопровождение и охрану в пути следования.
Согласно пункту 3.4.1. договора в обязанности ответчика входит обеспечение сопровождения и охраны грузов на всем пути следования по территории Российской Федерации.
АО "РН-Транс" 10.02.2019 со ст. Сызрань-1 Куйбышевской железной дороги (погрузка с Сызранского цеха АО "Самаранефте-продукт") в адрес грузополучателя ООО "Кедр" (ст. Остряково Крымской ж.д.) по железнодорожной накладной N ЭД902756 произведена отправка в/цистерн с грузом топлива дизельного ЕВРО сорт Е, в вагон/цистерне N 74908260.
При отгрузке наложено ЗПУ ТП50 РЖД У3623801.
Вагон/цистерна N 74908260 17.02.2019 прибыла на станцию Кавказ Северо-Кавказской железной дороги.
При приемо-сдаточных операциях между ответчиком и станцией Кавказ на верхнем загрузочном люке в/цистерны N 74908260 обнаружено перебитое ЗПУ, возможен доступ к грузу.
О данном факте составлен акт общей формы от 18.02.2019 N 1/2829, от подписания которого представитель ответчика отказался.
Навешено новое ЗПУ ОХРА-1 К3904525, о чем составлен акт общей формы от 18.02.2019 N 1/2833.
Далее 24.02.2019 в/цистерна N 74908260 прибыла на станцию назначения Остряково Крымской железной дороги.
В результате комиссионной приемки в в/цистерне N 74908260 обнаружена недостача груза в количестве 5,10 тн, стоимостью 227 511 руб.
Также АО "РН-Транс" 06.02.2019 со ст. Новокуйбышевская Куйбышевской железной дороги (погрузка на АО "Новокуйбышевский НПЗ") в адрес грузополучателя ООО "Агромаркет" (ст. Изобильная Северо-Кавказской железной дороги) по железнодорожной накладной N ЭД754516 произведена отправка в/цистерны N 53955001 с грузом топлива дизельного ЕВРО сорт Е.
При отгрузке наложено ЗПУ ТП50 РЖД У3240315.
Вагон/цистерна N 53955001 17.02.2019 прибыла на станцию назначения Изобильная Северо-Кавказской железной дороги с актом общей формы от 15.02.2019 N 1/848, в котором указано о повреждении ЗПУ и наложении нового ЗПУ СПРУТ 777 06768650.
Грузополучателем при осмотре было обнаружено повреждение ЗПУ ТП50 РЖД У3240315.
В результате комиссионной приемки в в/цистерне N 53955001 обнаружена недостача груза в количестве 4,638 тн, стоимостью 204 076,64 руб.
В адрес АО "РН-Транс" со стороны контрагента ОАО "НК Роснефть" (собственник груза) были предъявлены претензии.
В связи с этим АО "РН-Транс" направило ответчику претензии от 07.05.2019 N АЯ-2569-нк-2019 и N АЯ-2570-нк-2019.
Поскольку претензии были оставлены ответчиком без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, со ссылкой на положения статей 15, 393, 309, 310, 779, 781, 796 Гражданского кодекса Российской Федерации, Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, разъяснения, данные в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", суд пришел к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд исходил из того, что истцом доказана совокупность условий необходимых для возложения ответственности в виде убытков на ответчика.
Доказательств обратного ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Судом установлено, вагоны N N 74908260, 53955001 с грузом "топливо дизельное" по отправкам N ЭД902756 и N ЭД754516 следовали в сопровождении работников ответчика на основании договора N 9НОР/3/1107/ЮТС/819/2012, о чем имеются отметки в перевозочных документах. Акты передачи вагонов NN 74908260, 53955001 с грузом на путях необщего пользования на сопровождение и охрану в соответствии с договором подписаны со стороны ответчика без возражений. Факт обнаружения на верхних загрузочных люках повреждения ЗПУ отправителя ТП50РЖД У3623801 и ТП50РЖД У32401315 зафиксирован в актах общей формы от 18.02.2019 N 1/2829 и N 1/2833 и в акте общей формы от 15.02.2019 N 1/848.
При этом судом отклонен довод ответчика о необходимости составления перевозчиком коммерческого акта.
Суд указал, что на основании Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 29 и статьи 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации у ОАО "РЖД" отсутствовали основания для составления коммерческого акта, поскольку груз прибыл в сопровождении охраны. Коммерческий акт составляется при наличии у перевозчика - железной дороги обязанности проверить состояние груза.
Также суд признал несостоятельной ссылку ответчика, что условиями заключенного между истцом и ним договора предусмотрено наличие коммерческого акта.
Суд указал, что порядок составления коммерческого акта при перевозках груза железнодорожным транспортом установлен нормативными актами в области железнодорожного транспорта и не может быть определен условиями договора между сторонами рассматриваемого спора.
При таких условиях суд пришел к выводу об удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Переоценка доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, они являлись предметом исследования суда и по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судом, что не недопустимо в кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 04.03.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020 по делу N А55-27926/2019 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.А. Нафикова |
Судьи |
И.Н. Смоленский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, со ссылкой на положения статей 15, 393, 309, 310, 779, 781, 796 Гражданского кодекса Российской Федерации, Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, разъяснения, данные в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", суд пришел к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения исковых требований.
...
Суд указал, что на основании Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 29 и статьи 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации у ОАО "РЖД" отсутствовали основания для составления коммерческого акта, поскольку груз прибыл в сопровождении охраны. Коммерческий акт составляется при наличии у перевозчика - железной дороги обязанности проверить состояние груза."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 октября 2020 г. N Ф06-66016/20 по делу N А55-27926/2019