г. Казань |
|
28 октября 2020 г. |
Дело N А55-18910/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 22.10.2020.
Полный текст постановления изготовлен - 28.10.2020.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Карповой В.А., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Безрукавой Валентины Валерьевны - Ивлиева С.А., доверенность,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Кинель Самарской области, г. Кинель,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2020
по делу N А55-18910/2019
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Безрукавой Валентины Валерьевны, к администрации городского округа Кинель Самарской области, с участием Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, о признании незаконным постановления, обязании предварительно согласовать предоставление в собственность земельного участка, утвердить схему расположения указанного выше земельного участка на кадастровом плане территории,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Безрукавая Валентина Валерьевна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к администрации городского округа Кинель Самарской области (далее - администрация), с участием в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - министерство) о признании незаконным постановления от 08.11.2018 N 2994 "Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена", обязании предварительно согласовать предоставление в собственность земельного участка, который предстоит образовать, имеющего следующие характеристики: площадь 231 731 кв. м, адрес: Самарская область, г. Кинель, п.г.т. УстьКинельский, с видом разрешенного использования "для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции" и утвердить схему расположения указанного выше земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2020 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2020 решение Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2020 отменено. Принят новый судебный акт. Заявление предпринимателя удовлетворено. Суд признал недействительным постановление от 08.11.2018 N 2994 "Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена", обязал администрацию устранить допущенные нарушения прав заявителя, путем предварительного согласования предоставления главе КФХ Безрукавой В.В. в собственность земельного участка, который предстоит образовать, имеющего следующие характеристики: площадь 231 731 кв. м, адрес: Самарская область, г. Кинель, п.г.т. Усть-Кинельский, с видом разрешенного использования "для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции" и утверждения схемы расположения указанного выше земельного участка на кадастровом плане территории.
Администрация, обжалуя постановление суда апелляционной инстанции, в кассационной жалобе просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Предприниматель в отзыве просит в жалобе отказать, полагая обжалуемый судебный акт правильным.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность постановления апелляционного суда, считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Предприниматель обратился в администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно, без проведения торгов земельного участка, который предстоит образовать, отнесённого к землям населенных пунктов, имеющего следующие характеристики: площадь 231 731 кв. м, адрес: Самарская область, г. Кинель, п.г.т. Усть-Кинельский, с видом разрешенного использования "для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции".
Постановлением администрации от 08.11.2018 N 2994 "Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена" (далее - постановление N 2994) обществу отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Основанием отказа послужили несоответствие требованиям подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Кодекса основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Указанный в пункте 1 настоящего постановления земельный участок находится в заболоченной территории и зоне паводковой территории, подверженных затоплению, а также нахождение испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования (занят древесной растительностью).
Полагая указанное постановление администрации противоречащим закону и нарушающим его права, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для предоставления КФХ названного выше земельного участка, находящегося на территории городского округа Кинель, без торгов, бесплатно.
При этом суд учитывал, что испрашиваемый земельный участок, согласно Правилам землепользования и застройки городского округа Кинель Самарской области, утвержденным решением Думы городского округа Кинель Самарской области от 27.08.2015 N 577, находится в зоне, занимаемой объектами сельскохозяйственного назначения (Сх2).
Вместе с тем, рельеф местности земельного участка является заболоченной территорией и зоной паводковой территории, подверженной затоплению. Данное обстоятельство подтверждается письмом министерства от 20.09.2018 N 27-04-01/22229 в котором сообщило, что испрашиваемый земельный участок находится вне береговой полосы, частично в водоохранной зоне водного объекта.
Принимая обжалуемое постановление администрации, последняя исходила из письма министерства от 11.09.2018 N 27-05-02/21747, из которого следовало, что запрашиваемый участок площадью 231 794 кв. м, согласно представленному каталогу координат, в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и подтвержденными путем ввода координат в программу ГИС ИнГЕО, частично относятся к землям лесного фонда и находится в квартале 95 Советского участкового лесничества Кинельского лесничества.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 30.12.2008 N 435 установлено, что к лесничествам, относящимся к землям иных категорий в Самарской области относится только Тольяттинское лесничество, а остальные 17 лесничеств, в том числе Кинельское лесничество, находятся на землях лесного фонда.
Также в адрес министерства поступал второй запрос главы городского округа Кинель Самарской области от 05.09.2018 N 5800 о предоставлении информации об отношении земельного участка площадью 231 794 кв.м. к водному объекту.
Министерство письмом от 20.09.2018 N 27-04-01/2229 сообщило, что в соответствии с положениями Водного кодекса Российской Федерации, по данным картографической основы программы ГИС ИнГео земельный участок, находится вне береговой полосы, частично в водоохранной зоне водного объекта.
Также в адрес министерства от предпринимателя поступал запрос от 02.10.2019 N.27/25559 с просьбой предоставить сведения о наличии лесных участков, в кадастровом квартале 63:03:0000000, с местоположением: Самарская область, г. Кинель, п.г.т. УстьКинельский, согласно представленным картографическим материалам.
Рассмотрев заявление предпринимателя, министерство письмом от 24.10.2019 N 27-05-02/24952 сообщило, что данный участок с кадастровым кварталом 63:03:0000000 к землям лесного фонда не относится.
Оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предоставление предпринимателю испрашиваемого земельного участка, обладающего такими характеристиками будет препятствовать рациональному использованию в соответствии с испрашиваемым видом разрешенного использования земельного участка "для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции".
Суд апелляционной инстанции, признал выводы суда первой инстанции ошибочными.
При этом суд исходил из отсутствия в материалах дела доказательств нахождения части испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда. Нахождение земельного участка в водоохраной зоне не препятствует его предоставлению в собственность. Возражения администрации признаны несостоятельными.
По мнению суда кассационной инстанции, выводы апелляционного суда не могут быть признаны в полной мере законными.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу пункта 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка находящегося в публичной собственности гражданину или юридическому лицу бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется отдельным категориям граждан, в случаях предусмотренных Федеральным законом, отдельным категориям граждан, в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем наличие права на получение в собственность бесплатно не исключает необходимости соблюдения иных правил предоставления земельных участков.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - закон N 74) земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
Порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 12 закона N 74).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 закона N 74 для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Сторонами дела не оспаривается, что испрашиваемый заявителем земельный участок включен в границы городского округа Кинель и отнесен к землям населенных пунктов.
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
По правилам статьи 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - закон N 172) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 4 и 5 статьи 14 закона N 172 отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным. В случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
В подпункте 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
При этом, согласно пунктам 1, 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах представляют собой земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, используемые в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления его деятельности, предусмотрены положениями статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
В материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения процедуры, предусмотренной положениями статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы представителя предпринимателя о том, что предоставление испрашиваемого земельного участка в черте населенного пункта без торгов, бесплатно возможно в порядке подпункта 1 статьи 3 Закона Самарской области "О земле" не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с названным подпунктом осуществляется предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Исходя из условий пункта 3 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" (в редакции от 20.07.2020) определены основания для предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в публичной собственности бесплатно, в частности, согласно подпункту 1 пункта 3 указанного закона предусматривается такое предоставление в случаях предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, если участок свободен от прав третьих лиц, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, из земель сельскохозяйственного назначения.
Применительно к спорным правоотношениям судом первой инстанции установлено, что зонированием территории не предусмотрено предоставление участка, который не относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Понятие земли сельскохозяйственного назначения дано в статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу пункта 1 которой землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Поскольку по настоящему делу испрашивается земельный участок, отнесенный к категории земель населенных пунктов, указанный порядок в данном случае не применим.
Согласно статье 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как установлено судами, испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа Кинель Самарской области, утвержденным решением Думы городского округа Кинель Самарской области от 27.08.2015 N 577 находится в зоне, занимаемой объектами сельскохозяйственного назначения (Сх2) и заявленное целевое назначение земельного участка "для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции".
Невзирая на отсутствие в законодательстве определений понятий "вклинивание", "вкрапливание", "изломанность границ", "чересполосица", судебной практикой по земельным спорам были выработаны позиции относительно данных понятий.
Образуемый земельный участок имеет сложную конфигурацию, проходящую вдоль водного объекта и участков лесного фонда.
Согласно доводам администрации, не опровергнутых заявителем, испрашиваемый земельный участок создает препятствия для рационального использования земель общего пользования, что препятствует его предоставлению в собственность для строительства объектов.
Аналогичные подходы изложены в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 02.06.2020 по делу N А55-1177/2019.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель предпринимателя подтвердил, что целью получения испрашиваемого земельного участка без торгов, бесплатно является строительство в дальнейшем объектов капитального строительства, используемых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Вместе с тем, в данной ситуации земельным законодательством Российской Федерации не предусмотрено предоставление бесплатно, без торгов земельных участков для строительства в черте населенного пункта, в том числе и в отсутствии какого-либо обоснования заявленной площади земельного участка.
В связи с чем суд апелляционной инстанции удовлетворил требования при ошибочном применении и толковании системных норм, регулирующих спорные правоотношения.
Поскольку в данном конкретном случае отсутствует совокупность условий, позволяющих предоставление земельного участка, часть которого находится в водоохраной зоне и территории общего пользования, оснований для удовлетворения требований не имелось.
Суд апелляционной инстанции, осуществляя повторную оценку имеющихся в деле доказательств, не опроверг правильность установленных судом первой инстанции обстоятельств, оснований для их переоценки не указано.
При таких обстоятельствах постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции оставлению в силе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 5 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2020 по делу N А55-18910/2019 отменить, решение Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2020 оставить в силе.
Взыскать с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Безрукавой Валентины Валерьевны государственную пошлину в размере 3000 руб. в доход федерального бюджета.
Арбитражному суду Самарской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
...
Согласно доводам администрации, не опровергнутых заявителем, испрашиваемый земельный участок создает препятствия для рационального использования земель общего пользования, что препятствует его предоставлению в собственность для строительства объектов.
Аналогичные подходы изложены в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 02.06.2020 по делу N А55-1177/2019."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 октября 2020 г. N Ф06-66829/20 по делу N А55-18910/2019
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-66829/20
10.07.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3795/20
24.01.2020 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-18910/19
19.11.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-18910/19