г. Казань |
|
27 ноября 2020 г. |
Дело N А57-4254/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Хакимова И.А., Мосунова С.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2020
по делу N А57-4254/2020
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области о привлечении индивидуального предпринимателя Артемьева Александра Анатольевича (далее - ИП Артемьев А.А., предприниматель) к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (далее - Управления Роспотребнадзора по Саратовской области, Управление, административный орган) с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Артемьева Александра Анатольевича (далее - ИП Артемьев А.А., предприниматель) к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 07.07.2020 требования административного органа удовлетворены, ИП Артемьев А.А. привлечён к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Кроме того, суд решил уничтожить товар, изъятый на основании протокола изъятия от 25.12.2019.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2020 решение суда первой инстанции отменено, в привлечении ИП Артемьева А.А., к административной ответственности отказано.
В кассационной жалобе Управление Роспотребнадзора ставит вопрос об отмене постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в связи с допущенными, по его мнению, нарушениями норм материального и процессуального права.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия кассационной инстанции считает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене в связи со следующим.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена ответственность за действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлёкшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки сообщения гражданина Михайлова В.В. отделом полиции N 3 в составе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации г. Саратова (далее - Одел полиции N3) в торговом павильоне "Табак", принадлежащем ИП Артемьеву А.А., по адресу: г. Саратов, ул. Московская, д. 156 А, обнаружена коробка белого цвета, в которой находились никотиновые рэки без табака и нетабачная жевательная смесь "KURWA" без сопроводительной документации.
Данное обстоятельство зафиксировано в протоколе осмотра места происшествия от 25.12.2019. Протоколом изъятия вещей и документов от 25.12.2019 административным органом изъята нетабачная жевательная смесь в слимах марки "KURWA" в количестве 95 шт., марки С4 в количестве 8 шт., марки "ALEA" в количестве 4 шт., марки "LIFT" в количестве 17 шт., марки "RED" в количестве 13 шт., марки "Pegas" в количестве 14 шт., марки "RED КР. КРЫШКА" в количестве 2 шт., марки "двик" в количестве 1 шт., марки "Шпили-вилли" в количестве 1 шт., марки "KASTA" в количестве 1 шт., марки "NICTECH" в количестве 8 шт., марки "OXY" в количестве 3 шт., общее количество 167 шт., курительный табак для кальяна "Serbetly" в количестве 3 шт., "Butta" в количестве 3 шт., общее количество 6 шт.
Согласно справке экспертно-криминалистического центра Главного управления МВД России по Саратовской области от 27.12.2019 N 3832 об исследовании предоставленные на исследование вещества содержат в своём составе ментол и никотин, частиц, характерных для растения рода "табак", а также каких-либо наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, фармакологически активных веществ - не обнаружено.
В связи с отсутствием события преступления предусмотренного частью 1 статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации, должностным лицом Отдела полиции N 3 31.12.2019 вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Усмотрев наличие признаков административного правонарушения, предусмотренного статьёй 14.43 КоАП РФ материалы проверки направлены в Управление Роспотребнадзора по Саратовской области.
02.03.2020 должностным лицом территориального отдела Роспотребнадзора по Саратовской области в г. Саратове в отношении ИП Артемьева А.А. составлен протокол N 87 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, который вместе материалами административного дела направлены в Арбитражный суд Саратовской области для рассмотрения вопроса о привлечении ИП Артемьева А.А. к административной ответственности.
В своем заявлении в арбитражный суд административный орган указал на нарушение предпринимателем статей 11 и 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", статьи 5, пункта 1 статьи 7 Технического регламента таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утверждённого решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880.
Изучив материалы проверки, исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), руководствуясь положениями КоАП РФ, Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - ФЗ "О техническом регулировании"), Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" (далее - Закон об охране здоровья граждан), Технического регламента таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утверждённого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011), суд пришел к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава вмененного правонарушения.
Исходя из определения "пищевая продукция", данного в статье 4 ТР ТС 021/2011, Арбитражный суд Саратовской области признал, что жевательные и сосательные смеси, не содержащие табак, но содержащие в своем составе никотин, являются пищевой продукцией, в связи с чем, на них распространяется действие требований ТР ТС 021/2011.
Поскольку поступившими материалами административного дела доказан факт отсутствия у заявителя каких - либо товаросопроводительных документов, позволяющих обеспечить прослеживаемость никотиносодержащей продукции, а также декларации о соответствии никатиносодержащей продукции, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция, отменяя решение Арбитражного суда Саратовской области, руководствовалась Федеральным законом от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" (далее - Закона об охране здоровья граждан), с изменениями, внесенными Федеральным законом от 31.07.2020 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции".
Как указал суд, пунктами 3 и 5 части 1 статьи 2 Закона об охране здоровья граждан закреплены определения пищевой никотинсодержащей продукции и никотинсодержащей продукции: никотинсодержащая продукция - изделия, которые содержат никотин (в том числе полученный путём синтеза) или его производные, включая соли никотина, предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания, в том числе изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с содержанием жидкого никотина в объёме не менее 0,1 мг/мл, никотинсодержащая жидкость, порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья, и не предназначены для употребления в пищу (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, пищевой продукции, содержащей никотин в натуральном виде, и табачных изделий); пищевая никотинсодержащая продукция - никотинсодержащая продукция, которая предназначена для употребления в пищу и по наименованию либо с использованием визуального, органолептического или аналитического метода может быть идентифицирована как пищевая продукция (за исключением пищевой продукции, содержащей никотин в натуральном виде).
Таким образом, по мнению суда, нетабачная жевательная смесь, несмотря на идентификационные признаки, присущие пищевой продукции, в частности способ применения (жевание), не отнесена к категории пищевой, в связи с чем, вышеуказанная нетабачная никотиносодержащая жевательная смесь не может оцениваться на предмет её соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции". Отнесение административным органом никотиносодержащей продукции к пищевым продуктам по способу её употребления (помещение в ротовую полость и жевание) противоречит определениям, содержащимся в пунктах 3 и 5 части 1 статьи 2 Закона об охране здоровья граждан.
Судебная коллегия кассационной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда апелляционной инстанции в связи со следующим.
Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека регулируются положениями Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевой продукции" (далее - Закон о качестве и безопасности пищевой продукции).
Согласно статье 1 указанного Закона безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Аналогичные положения содержатся в статье 4 ТР ТС 021/2011, в котором безопасность пищевой продукции определяется как состояние пищевой продукции, свидетельствующее об отсутствии недопустимого риска, связанного с вредным воздействием на человека и будущее поколение.
Исходя из определения, приведенного в статье 1 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов, а также в статье 4 ТР ТС 021/2011, любая продукция, применяемая путем жевания, рассасывания (за исключением продукции, зарегистрированной в качестве медицинских препаратов и лекарственных средств), в том числе, содержащая никотин, является пищевой продукцией и, соответственно, объектом регулирования указанных технических регламентов.
Судами установлено и подтверждается протоколом изъятия вещей и документов от 25.12.2019, проверяющими обнаружена коробка белого цвета, в которой были никотиновые рэки без табака, без сопроводительной документации, также в белой коробке находилась нетабачная жевательная смесь "KURWA" без сопроводительных документов.
Согласно справке Экспертно-криминалистического центра Главного управления МВД России по Саратовской области об исследовании N 3832 от 27.12.2019, представленные на исследование вещества содержат в своем составе ментол и никотин, частиц, характерных для растения рода "табак" - не обнаружено.
Обнаруженная нетабачная жевательная смесь предназначена для орального потребления, в состав которой входит ментол и никотин, что по соответствующим признакам позволяет идентифицировать данную продукцию в качестве пищевой.
Как указано в письме Евразийской экономической комиссии от 20.12.2019 HB-3122/1, любая продукция, применяемая путем жевания, рассасывания (за исключением продукции, зарегистрированной в качестве лекарственных средств), в том числе содержащая никотин, является пищевой продукцией.
В своих разъяснениях, данных в письме от 20.12.2019 N 02/17909-2019-27, Роспотребнадзор указал на то, что никотиносодержащая продукция по идентификационным признакам, способу применения (жевание, рассасывание), форме выпуска (карамель, леденцы, жевательная резинка и тп) безусловно относится к пищевой продукции.
Решением Верховного суд Российской Федерации от 05.06.2020, оставленным без изменения апелляционным определением 01.09.2020 АПЛ20-256, позиция, изложенная в письме Роспотребнадзора от 20.12.2019 N 02/17909-2019-27 признана соответствующей разъяснениям, данным Евразийской экономической комиссией от 20.12.2019 N НВ-3122/1.
Как указал Верховный суд, реализуя полномочия в сфере защиты прав потребителей, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, руководитель Роспотребнадзора довел в данном письме до руководителей своих территориальных органов и руководителей хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и оборот продукции, разъяснения Евразийской экономической комиссии по применению ТР ТС 021/2011.
При таких обстоятельствах, вывод Арбитражного суда Саратовской области о том, что на обнаруженную в ходе проверки продукцию распространяются требования ТР ТС 021/2011, являются правильными.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о качестве и безопасности пищевой продукции, предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям нормативных документов к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
В силу пункта 2 статьи 3 названного Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в том числе, не соответствуют требованиям нормативных документов, имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, при проверке таких продуктов, материалов и изделий.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011, который устанавливает: объекты технического регулирования; требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования; правила идентификации объектов технического регулирования и формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего технического регламента.
Статьей 5 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" установлено, что пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется. Пищевая продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента, иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.
Оценка соответствия продукции согласно статьям 21-23 TP ТС 021/2011 производится в форме принятия декларации о соответствии обязательным требования TP ТС 021/2011, иным техническим регламентам, действия которых на нее распространяется.
Учитывая, что в соответствии с Техническим регламентом TP ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке исключительно при ее соответствии указанному техническому регламенту, реализация некурительной никотинсодержащей продукции без документов, подтверждающих ее безопасность и без процедуры оценки (подтверждения) ее соответствия категории "пищевой продукции" не допускается.
Таким образом, находящаяся в продаже ИП Артемьева А.А. некурительная никотиносодержащая продукция должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции, в том числе документами об оценке соответствия (декларация о соответствии).
Проверяющими установлено и подтверждено судами, на предложенную к реализации ИП Артемьевым А.А. некурительную никотиносодержащую продукцию отсутствовала товаросопроводительная документация, обеспечивающая прослеживаемость данной продукции, в том числе, отсутствовала и декларация о соответствии никотиносодержащей продукции.
Установив, что продукция, находящаяся на реализации у предпринимателя, содержит в своем составе ментол и никотин, при этом указанные вещества повышают риск развития раковых заболеваний, негативно влияют на функционирование сердечно-сосудистой системы, что влечет угрозу жизни и здоровью людей, Арбитражный суд Саратовской области обоснованно квалифицировал данное нарушение по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Еще одним основанием для отмены решения Арбитражного суда Саратовской области явились выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии должных доказательств по делу в связи предоставлением в материалы проверки административным органом в недопустимой форме - в виде копий, которые не могли быть приняты судом в качестве надлежащих доказательств совершения предпринимателем вменённого ему правонарушения.
Между тем отсутствие в деле некоторых подлинников (рапорта о принятом сообщении о происшествии, протокола осмотра происшествия, объяснений, отобранных должностным лицом полиции) судом первой инстанции не признано свидетельствующим о неправомерности требований административного органа.
Возражая против заявленных требований, ИП Аремьев А.А. не представил оригиналов либо иных копий документов, не тождественных по содержанию с представленными в материалы документов иного содержания (часть 6 статьи 71 АПК РФ). При рассмотрении спора достоверность представленных истцом доказательств ответчиком не опровергнута.
Кроме того, в материалах дела имеются оригиналы рапорта должностного лица Отдела полиции N 3, Справка об исследовании Экспертно-криминалистического центра Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, протокол изъятия вещей и документов от 25.12.2019, Договор аренды от 15.11.2019.
При рассмотрении спора судом первой инстанции также учтены фактические обстоятельства спора, свидетельствующие о признании предпринимателем факта обнаружения в ходе проверки некурительной никотиносодержащей продукции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия кассационной инстанции признает выводы суда первой инстанции соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права, в связи с чем у Двенадцатого арбитражного апелляционного суда отсутствовали основания для отмены решения Арбитражного суда Саратовской области.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2020 по делу N А57-4254/2020 отменить.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.07.2020 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
И.А. Хакимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 5 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" установлено, что пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется. Пищевая продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента, иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
...
Установив, что продукция, находящаяся на реализации у предпринимателя, содержит в своем составе ментол и никотин, при этом указанные вещества повышают риск развития раковых заболеваний, негативно влияют на функционирование сердечно-сосудистой системы, что влечет угрозу жизни и здоровью людей, Арбитражный суд Саратовской области обоснованно квалифицировал данное нарушение по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 ноября 2020 г. N Ф06-67224/20 по делу N А57-4254/2020