г. Казань |
|
17 декабря 2020 г. |
Дело N А72-5847/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Мосунова С.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Поташова В.Н. (доверенность от 04.03.2020 N 59), Дручининой Е.А. (доверенность от 01.01.2020 N 15),
ответчика - Фомина А.С. (доверенность от 13.04.2020 N 60),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью производственная фирма "Инзенский деревообрабатывающий завод"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.06.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2020
по делу N А72-5847/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью производственная фирма "Инзенский деревообрабатывающий завод" (ИНН 7306000113, ОГРН 1027300707587) о признании недействительным и отмене распоряжения Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области (ИНН 7325161645, ОГРН 1187325014326, г. Ульяновск) об отмене решения, оформленного протоколом от 23.01.2019 N 1; от 27.05.2019 N 292; о зачете денежных средств, третье лицо: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью производственная фирма "Инзенский деревообрабатывающий завод" (далее - ООО ПФ "Инзенский ДОЗ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об отмене решения Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области (далее - Минприроды, ответчик), выраженное в протоколе от 23.01.2019, признании недействительным и отмене распоряжения от 27.05.2019 N 292, обязать ответчика зачесть затраты общества в сумме 347 703 000 руб. в счет реализации приоритетного инвестиционного проекта "Модернизация действующего производства и создание новых лесоперерабатывающих производств в Ульяновской области".
Определением от 14.06.2019 к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04.06.2020 по делу N А72-5847/2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество с ограниченной ответственностью производственная фирма "Инзенский деревообрабатывающий завод" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" утверждено Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее - Постановление N419 (документ утратил силу 07.03.2018 в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190)).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее - Постановление N 190).
Приказом Минпромторга России от 08.04.2016 N 1081, во исполнение Постановления N 419, инвестиционный проект заявителя "Модернизация действующего производства и создание новых лесоперерабатывающих производств ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" в Ульяновской области" был включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Комиссией Минприроды 23.01.2019 рассмотрен отчет общества об исполнении поквартального графика реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов - за 4 квартал 2018 года.
По итогам заседания комиссией принято решение, отраженное в протоколе: "1. Принять общий объем инвестиций общества в проект в рамках выполнения принятых инвестором обязательств по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры в соответствии с концепцией проекта, поэтапным планом реализации проекта (раздел 4 концепции "Поэтапный план реализации проекта (таблица 46 "Поэтапный график реализации проекта") и приложением 3 к распоряжению заинтересованного органа от 09.03.2016 N 256, произведенных за период с 2016 года по состоянию на 01.01.2019, равным 77,153 млн. руб., в том числе объем инвестиций, произведенных в 4 квартале 2018 года, равным 0,519 млн. руб. Принять, соответственно, что отставание по объему привлечения инвестиций в проект на 01.01.2019 составляет 268, 604 млн. руб.
2. Инвестору проекта подготовить финансово-экономическое обоснование по отклонениям хода реализации проекта от концепции проекта, и представить необходимую документацию по проекту в Минпромторг России в целях получения от него заключения о возможности зачтения в рамках исполнения предписания заинтересованного органа затрат общества по приобретению оборудования и выполнению работ по состоянию на 01.01.2019 в общей сумме 347, 2 млн. руб., в которые инвестором включаются затраты на сумму 69,5 млн. руб., произведенные ранее начала реализации проекта - в 2015 году, а также затраты на общую сумму 200, 5 млн. руб. на приобретение транспорта и оборудования, не соответствующих обязательствам общества, предусмотренным концепцией проекта и распоряжением заинтересованного органа от 09.03.2016 N 256."
Общество обжаловало указанное решение в судебном порядке.
Кроме того, обществом оспорено в судебном порядке распоряжение Минприроды от 27.05.2019 N 292 "Об исключении приоритетного инвестиционного проекта "Модернизация действующего производства и создание новых лесоперерабатывающих производств ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" в Ульяновской области" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" (далее - Распоряжение N 292).
Согласно указанному распоряжению проект исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в соответствии с пунктом 32 Положения, утвержденного Постановлением N 190, в связи с тем, что в срок (до 18.05.2019), указанный в предписании об устранении выявленных нарушений при реализации обществом приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, направленном письмом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 19.06.2018 N 73-ИОГВ-07-01/5508 в адрес общества, не были устранены нарушения - обеспечить привлечение инвестиций в сумме 280, 859 руб. согласно обязательствам общества, принятым в рамках реализации инвестиционного проекта по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры в соответствии с концепцией проекта, поэтапным планом реализации проекта (раздел 4 концепции "Поэтапный план реализации проекта" (таблица 46) и приложением N 3 к распоряжению Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 09.03.2016 N 256 "Об утверждении заявки ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Модернизация действующего производства и создание новых лесоперерабатывающих производств ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" в Ульяновской области".
Общество в обоснование своих требований ссылалось, в том числе на то, что нарушение графика реализации проекта отсутствует, утверждение Концепции произошло лишь в апреле 2016 года. По вине Министерства длительный срок не заключались договоры аренды, они были заключены лишь в конце 3 квартала 2016 года, государственная регистрация произошла в 4 квартале 2016 года. Проекты освоения лесов по договорам и положительное заключение на них Министерство выдало также в конце 4 квартала 2016 года, поэтому декларации на использование лесов были поданы в конце 4 квартала 2016 года; предоставленная расчетная лесосека не позволяет выполнить объемы и номенклатуру, предусмотренные Концепцией; проведены экспертизы Комитетом по предпринимательству в лесопромышленном комплексе ТПП РФ и Союзом "Ульяновская ТПП". В экспертных заключениях проект определен как соответствующий концепции социально-экономического развития Ульяновской области; Министерство ранее соглашалось с произведенными затратами общества и не имело возражений к ним; общество обоснованно требует зачесть средства инвестирования за период, ранее 2016 года; согласно протоколу выездного заседания комиссии по реализации обществом приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов по вопросу исполнения обществом обязательств по реализации приоритетного инвестиционного проекта от 01.02.2019 с участием 6 приглашенных должностных лиц, в том числе, Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Федерального Собрания РФ, Минпромторга России, Департамента лесного хозяйства по ПФО, было принято решение рекомендовать ответчику рассмотреть вопрос о возможности зачета инвестиций ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" в объеме 200, 21 млн. руб.
Рассматривая спор, суды руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 22 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры.
В 2016 году генеральным директором общества утверждена концепция инвестиционного проекта в области освоения лесов "Модернизация действующего производства и создание новых лесоперерабатывающих производств ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" в Ульяновской области (далее - Концепция), в которой указаны цели и задачи проекта, а также основные задачи, реализуемые проектом.
Распоряжением от 09.03.2016 N 256 Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, в том числе, была утверждена заявка общества на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Модернизация действующего производства и создание новых лесоперерабатывающих производств ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" в Ульяновской области (пункт 1).
Лесные участки, предоставленные в заявке и согласованные с заявителем, предлагаемые для передачи в долгосрочную аренду без проведения аукциона в целях реализации инвестиционного проекта, подобраны на общей площади 116 018 га с установленным ежегодным объемом заготовки древесины 229, 66 тыс.куб. метров согласно приложению N 1. За аренду лесных участков взимается арендная плата, определяемая в соответствии со статьей 73 ЛК РФ (пункт 3).
Обязательства общества в рамках реализации инвестиционного проекта по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры установлены согласно приложению N 3 (пункт 6).
Пунктом 7 названного Распоряжения N 256 установлены следующие показатели инвестиционного проекта общества: объем инвестиций - 345,919 млн. рублей; срок строительства - 2016 - 2017 годы; срок реализации проекта (срок окупаемости) - 3,27 лет (39 месяцев); создание 93 рабочих мест; объем и ассортимент выпускаемой продукции при выходе на полную проектную мощность: фанера хвойная (прирост) - 9,6 тыс. куб. метров в год, фанера лиственная (прирост) - 4,0 тыс. куб. метров в год, детали плоско-клееные (прирост) - 4,1 тыс. куб. метров в год, детали гнуто-клееные (прирост) - 4,1 тыс. куб. метров в год, пиломатериалы хвойные обрезные - 5,4 тыс. куб. метров в год, пиломатериалы лиственные обрезные - 10,7 тыс. куб. метров в год, балансы хвойные - 7,4 тыс. куб. метров в год, пеллеты - 8,6 тыс. тонн в год, уголь древесный марки А - 5,1 тыс. тонн в год, щепа технологическая -11,0 тыс. куб. метров в год, дрова - 82,3 тыс. куб. метров в год, фанера некондиционная хвойная - 0,9 тыс. куб. метров в год, фанера некондиционная лиственная - 0,4 тыс. куб. метров в год, детали плоско-клееные (некондиция) -0,2 тыс. куб. метров в год, детали гнуто-клееные (некондиция) - 0,2 тыс. куб. метров в год.
Пунктом 7 Распоряжения N 256 контроль за ходом реализации проекта возложен на Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.
Распоряжение от 09.03.2016 N 256 имеет 3 приложения:
приложение N 1 - "Перечень лесных участков, возможных для предоставления в аренду обществу для реализации инвестиционного проекта "Модернизация действующего производства и создание новых лесоперерабатывающих производств ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" в Ульяновской области";
приложение N 2 - "Проект графика заключения договоров аренды лесных участков ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" в лесничествах Ульяновской области для реализации приоритетного инвестиционного проекта "Модернизация действующего производства и создание новых лесоперерабатывающих производств ПФ "Инзенский ДОЗ" в Ульяновской области";
приложение N 3 - "Обязательства ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта "Модернизация действующего производства и создание новых лесоперерабатывающих производств ПФ "Инзенский ДОЗ" в Ульяновской области".
Приложение N 3 содержит сведения об оборудовании, которое общество обязано приобрести в рамках реализации проекта, об осуществлении строительства пристроев, а также ожидаемый результат, затраты.
В соответствии с пунктом 27 Положения, утвержденного Постановлением N 190 (ранее - пункт 18 Положения, утвержденного Постановлением N 419), контроль за исполнением поквартального графика реализации инвестиционного проекта осуществлялся заинтересованным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (в Ульяновской области - Минприроды Ульяновской области).
Согласно пункту 18 Положения, утвержденного Постановлением N 419, объектом контроля со стороны заинтересованного органа являлось выполнение обязательств инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных поэтапным планом реализации инвестиционного проекта и поквартальным графиком реализации инвестиционного проекта (объем инвестиций, вид и срок выполненных работ).
Согласно отчетам, представляемым Минприроды ежеквартально в Минпромторг России, в реализации обществом инвестиционного проекта с 1 квартала 2017 года наблюдалось нарушение графика реализации; выполнение календарного плана составляло 74%; реализация инвестиционного проекта должна была быть завершена в 2017 году.
Вместе с тем, письмом Минприроды от 11.04.2018 N 73-ИОГВ-07-07/3137, то есть за пределами сроков реализации инвестиционного проекта, в Минпромторг России поступила заявка на внесение изменений в инвестиционный проект, предусматривающая корректировку поквартального графика и продление сроков реализации инвестиционного проекта, а также изменение объемов производства продукции.
Кроме того, письмом Минприроды от 27.04.2018 N 73-ИОГВ-07-01/3823 в Минпромторг России поступила информация, что согласно отчету общества затраты по созданию и модернизации объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры по состоянию на 01.04.2018 составили 317,327 млн. рублей. В данные инвестиции были включены затраты 2014-2015 годов в объеме 71,999 млн. рублей, которые не учитывались Минприроды, поскольку графиком реализации инвестиционного проекта предусматривалось вложение инвестиций в проект в период с 2016 по 2017 годы.
В соответствии с пунктом 29 Положения, утвержденного Постановлением N 190, основанием для отказа в утверждении заявки об изменении инвестиционного проекта заинтересованным органом является наличие оснований для исключения инвестиционного проекта из перечня приоритетных с досрочным расторжением договора аренды лесного участка по инициативе арендодателя, предусмотренных подпунктом "д" пункта 19 Положения, в том числе нарушение инвестором исполнения поквартального графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год.
Письмом от 10.05.2018 N ЕВ-29100/13 Минпромторг России возвратил материалы по внесению изменений в инвестиционный проект и рекомендовал активизировать работу с инвестором по устранению имеющегося отставания от графика реализации инвестиционного проекта, и в соответствии с пунктом 32 Положения, утвержденного Постановлением N 190, направить обществу предписание об устранении нарушений реализации инвестиционного проекта.
В соответствии с пунктом 32 Положения, в случае если возникли основания для исключения инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, предусмотренные подпунктом "д" пункта 19 Положения, в том числе нарушение инвестором исполнения поквартального графика более чем на 1 год, заинтересованный орган в течение 14 рабочих дней подготавливает предписание с указанием срока их устранения и после согласования с Минпромторгом России направляет его инвестору.
Письмом Минприроды от 18.05.2018 N 73-ИОГВ-07-01/4464 в Минпромторг России поступило на согласование предписание об устранении выявленных нарушений при реализации обществом инвестиционного проекта.
Минпромторг России письмом от 07.06.2018 N 35551/13 согласовал предписание.
В адрес общества письмом от 19.06.2018 N 73-ИОГВ-07-01/5508 Минприроды Ульяновской области было направлено предписание.
Предписанием было предусмотрено в срок до 18.05.2019 обеспечить привлечение обществом инвестиций в сумме 280,859 млн. рублей согласно обязательствам, принятым в рамках реализации инвестиционного проекта.
Предписание было оспорено обществом в рамках дела N А72-19712/2018, производство по делу было прекращено в связи с отказом общества от заявленных требований.
В соответствии с пунктом 32 Положения, в случае если нарушения были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган информирует об этом Минпромторг России в течение 10 рабочих дней со дня получения такой информации.
В случае если нарушения не были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган в течение 14 рабочих дней со дня истечения указанного срока устранения нарушений принимает решение об исключении инвестиционного проекта из перечня инвестиционных проектов и направляет его в Минпромторг России.
Письмом Минприроды от 27.05.2019 N 73-ИОГВ-10-01/2941 исх. в Минпромторг России поступило распоряжение Минприроды от 27.05.2019 N 292 "Об исключении приоритетного инвестиционного проекта "Модернизация действующего производства и создание новых лесоперерабатывающих производств ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" в Ульяновской области" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов".
На основании распоряжения Минприроды Ульяновской области от 27.05.2019 N 292 приказом Минпромторга России от 13.06.2019 N 2066 инвестиционный проект был исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Суды учитывали, что согласно Распоряжению Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 09.03.2016 N 256 срок заключения договоров аренды лесных участков установлен - 3 квартал 2016 года, и признали, что Министерством не нарушены установленные сроки заключения договоров аренды: договор аренды N 811 заключен 15.07.2016, N 835 - 27.09.2016, N 808 - 17.06.2016, N 807 - 17.06.2016.
Заявление о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору от 15.07.2016 N 811 поступило в адрес Министерства 27.102016. Заключение о проведении государственной экспертизы датировано 14.11.2016.
Заявление о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору от 27.09.2016 N 835 поступило в адрес Министерства 15.11.2016. Заключение о проведении государственной экспертизы датировано 08.12.2016.
Заявление о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору от 17.06.2016 N 808 поступило в адрес Министерства 19.09.2016.
Заключение о проведении государственной экспертизы датировано 30.09.2016. Заявление о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору от 17.06.2016 N 807 поступило в адрес Министерства 22.08.2016. Заключение о проведении государственной экспертизы датировано 09.09.2016.
В этой связи суды признали несостоятельными доводы заявителя о том, что по вине Министерства длительное время не заключались договоры аренды лесных участков, не проводилась экспертиза проектов освоения лесов.
Также судами обоснованно отклонены доводы общества о том, что расчетная лесосека не позволяет выполнить объемы и номенклатуру, предусмотренные Концепцией.
При заключении договоров аренды общество было ознакомлено с состоянием лесосеки, договоры заключены в добровольном порядке; подписав договоры аренды лесного участка, заявитель согласился с их условиями. Как указывает в отзыве ответчик, соответствующих претензий в адрес Министерства общество не направляло вплоть до вынесения предписания.
Перечень лесных участков, выделенных для реализации инвестиционного проекта, в соответствии с пунктом 12 Положения был согласован Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области с заявителем.
Для разработки Концепции проекта заинтересованным органом были предоставлены обществу все данные лесоустроительных материалов (таксационные описания, расчетные лесосеки, ведомости мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, картографические материалы и прочая документация) на лесные участки, планируемые к включению в проект, и необходимые для проведения обоснованных финансово-экономических расчетов концепции.
Таким образом, при разработке Концепции проекта инвестор располагал всеми необходимыми сведениями по лесным участкам, планируемым к передаче в аренду для реализации проекта, имел право предварительного ознакомления с данными участками в натуре с целью удостовериться на предмет соответствия состояния насаждений, их породного состава и товарной структуры материалам лесоустройства.
Инвестор принимает решение о возможности реализации проекта, исходя из фактически имеющегося на планируемых к передаче в аренду лесных участках качественного и количественного объемов древесного сырья.
Ссылки общества на проведенные внесудебные экспертизы, содержащие вывод к отношении проекта как соответствующего концепции социальноэкономического развития Ульяновской области, отклонены судами.
Как указали суды, экспертные заключения не содержат выводов о соответствии приобретенного оборудования и выполненных инвестором работ обязательствам, предусмотренным поквартальным графиком. Эксперт Косулин И.О., опрошенный в судебном заседании, пояснил, что приобретенное Обществом оборудование не оценивалось на предмет соответствия его оборудованию, указанному в приложении N 3 распоряжения N 256; кроме того, эксперт имеет экономическое, а не инженерное образование. Как отмечено судами, экспертные заключения не содержат также сведений о предупреждении экспертов об ответственности за дачу ложного заключения.
Общество, самовольно изменяя свои обязательства по приложению N 3 распоряжения N 256, не подало своевременно заявку о внесении соответствующих изменений в инвестиционный проект.
Также не нашли подтверждения доводы заявителя о том, что ранее Министерство соглашалось с произведенными затратами заявителя и не имело возражений к ним.
Министерство неоднократно направляло в адрес общества письма о том, что направляемые заявителем инвестиции на реализацию инвестиционного проекта должны соответствовать принятым обязательствам по объему, виду и срокам (письма от 04.04.2017 N 1; от 09.08.2017 N 73-ИОГВ-07-07/7608; от 08.09.2017 N 73-ИОГВ-07/01- 8689; от 02.11.2017 N 73-ИОГВ-01-10527 и др.). В акте проверки от 06.03.2018, на который ссылается заявитель как подтверждение согласия Министерства с произведенными заявителем затратами по инвестиционному проекту, отсутствуют выводы о соответствии приобретенного оборудования, выполненных работ требованиям обязательств, предусмотренных Концепцией и распоряжением от 09.03.2016 N 256.
Требования общества зачесть средства инвестирования за период, ранее 2016 года судами также отклонены судами.
В соответствии с Концепцией (таблицы 43.1, 43.2) график привлечения средств инвестирования начинается со 2-го квартала 2016 года и только путем инвестирования собственных и заемных средств (использование имущества в размере 15 процентов суммы инвестиций в соответствии с этапами реализации проекта не предусмотрено). Таким образом, Концепцией не предусмотрено привлечение средств за период ранее указанного.
Кроме того, заявка подписана руководителем общества 14.07.2015, однако неоднократно направлялась на доработку, в этой связи при включении заявителя в перечень инвестпроектов 08.04.2016 в соответствии с Приказом Минпромторга от 08.04.2016 N 1081 включение предыдущих периодов не предусматривалось.
Также судами не приняты во внимание ссылки общества на решение, изложенное в протоколе выездного заседания комиссии по реализации обществом приоритетного инвестиционного проекта от 01.02.2019, на котором, как указывает общество, было принято решение рекомендовать ответчику рассмотреть вопрос о возможности зачета инвестиций ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" в объеме 200, 21 млн. руб.
В том числе данное решение содержит выводы о том, что данные инвестиции не соответствуют обязательствам инвестора, предусмотренным Концепцией проекта и распоряжением заинтересованного органа от 09.03.2016 N 256.
При этом Федеральным Агентством лесного хозяйства (Рослесхоз) 03.04.2019 был составлен акт N 4/2019 проведения плановой выездной проверки деятельности органа государственной власти Ульяновской области и должностных лиц, которая была проведена в соответствии с приказом Рослесхоза от 04.03.2019 N 407, с изменениями, внесенными приказом Рослесхоза от 22.03.2019 N 462 в целях исполнения пункта 18 Плана мероприятий по решению проблем в сфере борьбы с незаконной заготовкой и оборотом древесины, утвержденных поручением зам. председателя Правительства РФ А.В.Гордеевым от 18.02.2019 N 1390-п-П.
Проверка была проведена в отношении Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области в период с 11.03.2019 по 03.04.2019.
В акте указаны выводы Рослесхоза по результатам проведенной проверки: "ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" принятые обязательства в рамках концепции реализации приоритетного инвестиционного проекта не исполняет. Нарушены сроки реализации инвестиционного проекта. Расчетная лесосека не осваивается. Древесина, получаемая по договорам аренды лесных участков, в переработку не направляется, а реализуется в круглом виде. Заявленная продукция, выпуск которой запланирован приоритетным инвестиционным проектом, в полном объеме не выпускается.
Выпуск продукции производится из сырья, закупаемого из других регионов Российской Федерации. Инвестиции по модернизации действующего производства и созданию новых лесоперерабатывающих производств привлечены не в полном объеме и с нарушением графика. Министерство свои полномочия по контролю за реализацией приоритетного инвестиционного проекта, определенные в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190, осуществляет не в полном объеме.
Положительные заключения государственной экспертизы проектов освоения лесов на лесные участки, предоставленные в аренду для реализации приоритетного инвестиционного проекта, выданы неправомерно и подлежат отмене, а проекты освоения лесов - аннулированию. Сам проект ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" по модернизации действующего производства и созданию новых лесоперерабатывающих производств, в связи с неисполнением концепции по реализации более чем на 1 год, подлежит исключению из перечня инвестиционных проектов, с досрочным расторжением договоров аренды лесных участков.
Суды не усмотрели оснований для назначения по делу судебной экспертизы по вопросам достижения целей и задач Концепции за счет оборудования и техники, а также строительства и ремонта объектов капитальных вложений, не предусмотренных Концепцией.
Проведение экспертизы признано судами нецелесообразным поскольку имеются и другие доказательства невыполнения обществом принятых обязательств в рамках концепции реализации приоритетного инвестиционного проекта, а именно, основной целью инвестиционного проекта является модернизация действующего производства и создание новых лесоперерабатывающих производств с использованием современных технологий и импортного оборудования, направленных на глубокую комплексную переработку древесного сырья, а также древесных отходов.
При этом в перечень задач указанного инвестиционного проекта входят, в том числе, организация рационального лесопользования (внедрение современных технологий заготовки лесопродукции и ведения лесного хозяйства, использование древесины малоценных пород); дополнительное производство клееных деталей и фанеры, используемых в мебельной промышленности; комплексность переработки древесины, предусматривающая максимально возможное использование всего поступающего на предприятие древесного сырья, утилизацию отходов производства на всех этапах переработки лесоматериалов (для получения пеллет и тепловой энергии, в том числе при углежжении).
Суды признали, что цели и задачи обществом не достигнуты (не реализованы).
Освоение расчетной лесосеки (использование возможного допустимого объёма изъятия древесины с арендованных лесных участков) составляет около 50 % в связи с неиспользованием древесины малоценных пород по причине отсутствия внедрения современных технологий заготовки и глубокой переработки лесопродукции.
Допустимый ежегодный объем изъятия древесины (расчетная лесосека), предоставленный инвестору на территории Тереньгульского, Новочеремшанского, Барышского, Мелекесского лесничеств в целях реализации инвестиционного проекта, согласно договорам аренды лесных участков, составляет 229 660 м3.
Соответственно, за период ведения инвестором лесозаготовительной деятельности с начала реализации проекта до исключения приказом Минпромторга России проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов с октября 2016 года по июнь 2019 года, возможный объем заготовки составляет 631 565 м3.
Согласно представленной обществом официальной отчетности об использовании лесов (форма 1-ИЛ) за вышеуказанный период с лесных участков, предоставленных в аренду, заготовлено в общей сложности 268 244 м3 древесины, что составляет 42,5% от возможного.
Согласно Концепции выход на мощность с использованием предоставленного ежегодно возможного объема заготовки древесины в полном объеме предусматривался инвестором уже в третьем квартале 2017 года.
Объемы и ассортимент выпускаемой продукции поэтапно прописаны в Концепции проекта (приложение N 2), утвержденной Минпромторгом России.
За три года реализации инвестиционного проекта выполнение обществом установленного Концепцией плана по выпуску пиломатериала обрезного составило 20%, по выпуску фанеры - 34,7 %, по производству пеллет - 3,2 %, по производству древесного угля - 4,0 %.
При этом отсутствует производство хвойных балансов, предусмотренных Концепцией за указанный период в объеме 16,6 тыс. м3. Производство дров выполнено на 86,6 %.
Согласно информации ЛесЕГАИС за вышеуказанный период основная часть древесины с предоставленных в аренду лесных участков реализована обществом посторонним организациям и частным лицам в виде круглых лесоматериалов, сосновых, березовых, липовых хлыстов в объеме 253 880 м3, что свидетельствует о том, что древесина с лесных участков, предоставленных арендатору в целях реализации проекта, в переработку на собственное предприятие практически не направлялась, в целях дополнительного производства клееных деталей и фанеры не использовалась.
Письмом от 08.12.2017 N 454 общество сообщает, что с начала реализации проекта по состоянию на 01.12.2017 объем древесины, использованный инвестором в собственном производстве, составил 3617 м3, при этом объем древесины, реализованный инвестором за данный период другим лицам и организациям по договорам купли-продажи, составил 118 294 м3.
Таким образом, инвестором не исполнены обязательства по выпуску лесопродукции, принятые в рамках реализации проекта, не созданы мощности для полного использования предоставленного в аренду лесосечного фонда, в том числе переработки низкосортной древесины малоценных пород; дровяная древесина с лесосек не перерабатывается инвестором, а реализуется хлыстами непосредственно с лесосек.
По истечении трех лет реализации проекта обществом не решен вопрос глубокой переработки древесины малоценных пород, переработки ее в дрова как готовую продукцию.
Общество оформило в аренду по льготной цене без проведения аукциона лесные участки для заготовки древесины, приняв на себя обязательства, предусмотренные Концепцией проекта, которые по истечении трех лет реализации проекта инвестором не исполнены.
Суды учитывали вышеизложенное, положение статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и признали, что оспариваемое решение, отраженное в протоколе от 23.01.2019, и распоряжение от 27.05.2019 N 292, принятые Министерством, не противоречат вышеприведенным нормам, основания для признания их незаконными отсутствуют.
При этом суды учитывали, что при разработке Концепции проекта инвестор располагал всеми необходимыми сведениями по лесным участкам, планируемым к передаче в аренду, имел право предварительного ознакомления с лесными участками, соответствия породного состава насаждений и товарной структуры материалам лесоустройства.
Необходимым условием исполнения концепции является не только привлечение инвестиций в определённой сумме, а привлечение инвестиций в конкретно реализуемый проект согласно обязательствам ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Обязательства ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры были положены в основу разработки концепции проекта.
Отклонения от обязательств и отставание от поэтапного графика привлечения инвестиций, предусмотренных концепцией проекта, имели место в ходе реализации ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" проекта начиная с первого квартала 2017 года.
При этом при возникновении у инвестора необходимости в ходе реализации проекта изменить направление реализации с корректировкой обязательств и привлечения инвестиций по виду и графику, если в силу объективных обстоятельств устранение отклонений от показателей концепции проекта не представляется возможным, в целях предотвращения возникновения оснований для досрочного расторжения договоров аренды по инициативе арендодателя и исключения Минпромторгом России проекта из перечня приоритетных проектов, необходима своевременная подача инвестором заявки на внесение изменений в проект в порядке, установленном приказом Минпромторга России от 16.12.2011 N 1755 "О Порядке внесения изменений в приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов", о чём заинтересованный орган неоднократно на протяжении 2017-2018 годов предупреждал ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" в направляемых в его адрес письмах.
Таким образом, заинтересованным органом, осуществлявшим контроль хода реализации проекта, были приняты все исчерпывающие меры для успешной его реализации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" контроль за ходом реализации истцом приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов осуществляет Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (ныне - Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области). В соответствии с пунктом 18 Министерство представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации данные о проверке хода реализации инвестиционного проекта. Внесение изменений в инвестпроект осуществляется в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Министерством предприняты все необходимые действия по внесению ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" соответствующих изменений в концепцию (при этом заявка о внесении изменений в проект с перечнем документом была представлена в Министерство лишь 26.01.2018, а не 18.12.2017 как предусматривалось дорожной картой). Министерство, несмотря на серьезные отклонения по исполнению инвестором обязательств утвердило поданную заявку и в соответствии с решением, принятом на заседании комиссии Министерства заявка признана соответствующей требованиям порядка, и 01.02.2018 направлена в Федеральное агентство лесного хозяйства. Доработанная заявка, поданная инвестором 09.04.2018 на внесение изменений в проект, была также рассмотрена и направлена Министерством в Минпромторг.
Однако, Минпромторг направил письмо от 10.05.2018 с информацией о том, что заявка не согласована, и рекомендацией Министерства направить в адрес заявителя предписание об устранении нарушений. Минпромторг 07.06.2018 согласовал указанное предписание (письмо от 07.06.2018 N 35551/13).
Предписание было оспорено обществом в рамках дела N А72-19712/2018, производство по делу прекращено в связи с отказом общества от заявленных требований.
Принимая во внимание, что согласно пункту 27 Положения объектом контроля является выполнение обязательств инвестора по созданию или модернизации объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных поквартальным графиком, суды признали правомерным, что Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области (далее - Министерство) не учитывает затраты ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" в сумме 69,5 млн. рублей, произведённые ранее срока начала реализации проекта - в 2015 году, а также затраты в сумме 200,5 млн. рублей на приобретение транспорта и оборудования, произведенные инвестором с 2016 года, но не соответствующие принятым им обязательствам в соответствии с концепцией проекта, поэтапным планом реализации проекта (раздел 4 концепции "Поэтапный план реализации проекта" (таблица 46 "Поэтапный график реализации проекта") и приложением N 3 к распоряжению заинтересованного органа от 09.03.2016 N 256, и являющихся в сложившейся ситуации необходимым условием исполнения инвестором пункта 1 предписания заинтересованного органа.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов соответствуют материалам дела и не противоречат им. Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка с соблюдением положений статьи 71 АПК РФ, основанная на правильном применении судами норм материального права.
Доводы кассационной жалобы в полном объеме были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и не опровергают их выводы, а указывают на несогласие с оценкой доказательств и направлены на переоценку доказательств, что в силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Несогласие подателя жалобы с оценкой судами фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалованных судебных актов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
До рассмотрения кассационной жалобы судом кассационной инстанции принимались обеспечительные меры в виде приостановления действия решения Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, оформленного протоколом от 23.01.2019 N 1, распоряжения от 27.05.2019 N 292 до окончания производства в суде кассационной инстанции. В связи с окончанием кассационного производства по настоящему делу, обеспечительные меры в силу с частью 5 статьи 96 АПК РФ подлежат отмене.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размеров и составляет 150 рублей для физических лиц и 1500 рублей для юридических лиц.
В этой связи излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью производственная фирма "Инзенский деревообрабатывающий завод".
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.06.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2020 по делу N А72-5847/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью производственная фирма "Инзенский деревообрабатывающий завод" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1500 рублей (платежное поручение от 17.09.2020 N 5163). Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Обеспечительные меры в виде приостановления действия решения Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, оформленного протоколом от 23.01.2019 N 1, распоряжения от 27.05.2019 N 292, принятые Арбитражным судом Поволжского округа определением от 02.11.2020, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отклонения от обязательств и отставание от поэтапного графика привлечения инвестиций, предусмотренных концепцией проекта, имели место в ходе реализации ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" проекта начиная с первого квартала 2017 года.
При этом при возникновении у инвестора необходимости в ходе реализации проекта изменить направление реализации с корректировкой обязательств и привлечения инвестиций по виду и графику, если в силу объективных обстоятельств устранение отклонений от показателей концепции проекта не представляется возможным, в целях предотвращения возникновения оснований для досрочного расторжения договоров аренды по инициативе арендодателя и исключения Минпромторгом России проекта из перечня приоритетных проектов, необходима своевременная подача инвестором заявки на внесение изменений в проект в порядке, установленном приказом Минпромторга России от 16.12.2011 N 1755 "О Порядке внесения изменений в приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов", о чём заинтересованный орган неоднократно на протяжении 2017-2018 годов предупреждал ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" в направляемых в его адрес письмах.
...
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" контроль за ходом реализации истцом приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов осуществляет Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (ныне - Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области). В соответствии с пунктом 18 Министерство представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации данные о проверке хода реализации инвестиционного проекта. Внесение изменений в инвестпроект осуществляется в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 декабря 2020 г. N Ф06-68365/20 по делу N А72-9016/2019