г. Казань |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А55-13048/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя общества с ограниченной ответственностью Рекламное агентство "Медиа Люкс" - Ягрушкиной М.В. (доверенность от 11.01.2021),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью рекламное агентство "Медиа Люкс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.07.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2020
по делу N А55-13048/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью рекламное агентство "Медиа Люкс", г. Самара к администрации городского округа Самара, г. Самара, Главе городского округа Самара, г. Самара о признании недействительным постановления, с участием в деле в качестве заинтересованных лиц - Департамента градостроительства городского округа Самара, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, общества с ограниченной ответственностью "Заречье", общества с ограниченной ответственностью "Самара Юг Центр", администрации Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Рекламное агентство "Медиа Люкс" (далее - ООО Рекламное агентство "Медиа Люкс", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным постановления от 29.01.2019 N 56 администрации городского округа Самара (далее - администрация) "Об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0405001:552, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район".
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Департамент градостроительства городского округа Самара, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, общество с ограниченной ответственностью "Заречье", общество с ограниченной ответственностью "Самара Юг Центр", администрация Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.07.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО Рекламное агентство "Медиа Люкс", поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы, оспаривая судебные акты, считает, что установление публичного сервитута на условиях, изложенных в оспариваемом постановлении, не направлено на обеспечение нужд населения или муниципальных нужд.
В отзыве на кассационную жалобу администрация возражает против изложенных в ней доводов и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель ООО "Рекламное агентство "Медиа Люкс" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, при этом пояснила, что общество считает допустимым предоставить участок собственникам земельных участков, расположенных в поселке "Завидово" на условиях частного сервитута за плату.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя лица, участвующего в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, собственники земельных участков коттеджного поселка "Завидово", расположенных по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, кадастровые кварталы 63:01:0405001 и 63:01:0405003 с разрешенным пользования - отдельно стоящие жилые дома коттеджного типа на одну семью 1-3 этажа, обратились в администрацию городского округа Самара с заявлением 08.09.2017 о назначении и проведении публичных слушаний по вопросу установления постоянного (бессрочного) публичного сервитута на земельный участок площадью 4205 кв. м с кадастровым номером 63:01:0405001:552 с целью прохода, проезда собственников земельных участков, расположенных по указанному выше адресу, к своим земельным участкам.
По результатам рассмотрения заявления соответствии с пунктом 2.6 постановления администрации городского округа Самара от 09.09.2016 N 1232 "Об утверждении положения о порядке проведения общественных слушаний при установлении публичного сервитута в интересах местного самоуправления или местного населения, установления и прекращения публичного сервитута на территории городского округа Самара" (далее - постановление N 1232) принято постановление администрации городского округа Самара от 09.02.2018 N 60 "О назначении общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0405001:552, расположенный в кадастровом квартале 63:01:0405001 в Куйбышевском районе городского округа Самара". Постановление было опубликовано в газете "Самарская Газета" от 15.02.2018 N 25 (5963) и размещено в сети Интернет на официальном сайте Администрации городского округа Самара.
Как следует из заключения по результатам общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0405001:552, расположенный в кадастровом квартале 63:01:0405001 в Куйбышевском районе городского округа Самара, от 12.03.2018 в период проведения общественных слушаний выражено 2883 мнения в поддержку установления публичного сервитута, мнений "против" не поступало.
С учетом результатов общественных слушаний, проведенных с 15.02.2018 по 12.03.2018, администрацией городского округа Самара принято постановление от 29.01.2019 N 56 "Об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0405001:552, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район".
ООО Рекламное агентство "Медиа Люкс", полагая, что постановление администрации от 29.01.2019 N 56 нарушает его права и законные интересы в предпринимательской сфере и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 198, 201 АПК РФ, 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), 105 Лесного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что оспариваемое постановление администрации является законным и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 23 ЗК РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 1 статьи 274 ГК РФ определено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях - и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
В пункте 4 статьи 23 и статье 39.37 ЗК РФ указаны цели, для которых может устанавливать публичный сервитут.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 39.39 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 настоящего Кодекса (далее также в настоящей главе - орган, уполномоченный на установление публичного сервитута), на основании ходатайства об установлении публичного сервитута. Публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 настоящего Кодекса. Установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса.
В силу пункта 8 статьи 23 ЗК РФ сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
В установлении публичного сервитута должно быть отказано, если осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивается публичный сервитут, а также вызванные указанной деятельностью ограничения прав на землю повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием в течение более чем трех месяцев в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства (в том числе индивидуального жилищного строительства), ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, или одного года в отношении иных земельных участков (подпункт 4 пункта 1 статьи 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из анализа материалов дела следует, что администрацией городского округа Самара принято постановление от 09.02.2017 N 60 "О назначении общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0405001:552, расположенный в кадастровом квартале 63:01:0405001 в Куйбышевском районе городского округа Самара".
Согласно заключению по результатам общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0405001:552, расположенный в кадастровом квартале 63:01:0405001 в Куйбышевском районе городского округа Самара, от 12.03.2018 в период проведения общественных слушаний выражено 2883 мнения в поддержку установления публичного сервитута, мнений "против" не поступало.
По результатам общественных слушаний, проведенных с 15.02.2018 по 12.03.2018, администрацией городского округа Самара принято постановление от 29.01.2019N 56 "Об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0405001:552, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район".
Согласно подпункту 4 пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, в проекте территориального землеустройства, по результатам подготовительных работ и в соответствии с заданием на выполнение работ (на проектирование), решаются вопросы размещения земельных участков (участка), изменения или восстановления (упорядочения) границ земельных участков, перераспределения земель.
В процессе проектирования рассматриваются возможные варианты проектных решений, проводится их обоснование и делается выбор наилучшего варианта. При этом учитывается, что в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8.7 СП 4.13130 в общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.
В отношении территории Южного шоссе в Куйбышевском районе городского округа Самара разработана документация по проекту планировки и проекту межевания территории, утверждённая постановлением Администрации городского округа Самара от 04.04.2013 N 267 "Об утверждении документации по проекту планировки и проекту межевания территории вдоль Южного шоссе в Куйбышевском районе городского округа Самара".
Заключение по результатам публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории вдоль Южного шоссе в Куйбышевском районе городского округа Самара от 06.12.2012 опубликовано в печатном издании - "Самарская Газета" от 18.12.2012 N 233(5010).
Указанной документацией по планировке территории в целях обеспечения доступа от земельных участков жилого района малоэтажной застройки "Завидово" к Южному шоссе предусмотрены проезды через территорию, занимаемую земельным участком с кадастровым номером 63:01:0405001:552.
Применительно к спорному случаю право собственности ООО Рекламное агентство "Медиа Люкс" на спорный земельный участок возникло в 2017 году, после утверждения вышеуказанной документации по проекту планировки территории вдоль Южного шоссе в Куйбышевском районе городского округа Самара, что подтверждается регистрационной записью от 10.02.2017 N 63:01:0405001:552-63/001/2017-2.
Кроме того, в рамках исполнения протокольных поручений по результатам рабочего совещания, состоявшегося 15.06.2018 по вопросам благоустройства поселка "Завидово", рассматривалась возможность выделения земельного участка для строительства дороги с Уральского шоссе.
Вместе с тем приказом Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) от 01.06.2018 N 462 "Об определении количества лесопарков на землях населенных пунктов городского округа Самара Самарской области, занятых городскими лесами, и установлении их границ и внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 30.12.2008 N 435 "Об определении количества лесничеств на территории Самарской области и установлении их границ" определено, что на землях населенных пунктов городского округа Самара Самарской области, занятых городскими лесами, располагается Самарский лесопарк.
В справочно-информационном сервисе для предоставления пользователям сведений ЕГРН - публичной кадастровой карте, размещенной на официальном сайте органа регистрации прав в сети "Интернет": http://pkk5.rosreestr.ru/, Самарский лесопарк (в настоящее время - Самарское лесничество) отображен в виде зоны с особыми условиями использования территорий с реестровым номером 63.01.2.1055.
Частью 5.1 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции от 01.05.2016) предусмотрено, что в городских лесах запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
На основании изложенного выделение земельного участка для строительства дороги с Уральского шоссе не представляется возможным.
Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствуют основания полагать, что спорный сервитут установлен вопреки интересам жителей микрорайона "Завидово".
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что статья 274 ГК РФ направлена на поддержание баланса между интересами собственника земельного участка и нуждами других лиц, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 510-О-О, от 24.09.2012 N 1562-О, от 02.07.2013 N 1046-О).
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества ООО Рекламное агентство "Медиа Люкс" пояснил, что необходимость установления сервитута не оспаривается, и общество считает возможным заключить соглашение о сервитуте за соответствующую плату с собственниками земельных участков (гражданами), расположенных в поселке "Завидово" городского округа Самара.
Судебные инстанции сделали правильный вывод относительно того, что интересы жителей поселка, находящегося в составе муниципального образования, в том числе для проезда (прохода) к местам их проживания, следует расценивать в качестве нужд местного населения.
Исходя из общих принципов поселок "Завидово" признается жилым комплексом, созданным в соответствии с Генпланом и состоящим из домовладений с земельными участками, в связи с чем не может признаваться самостоятельным населенным пунктом.
Учитывая, что поселок является районом населенного пункта, в котором равным образом расположены объекты социальной инфраструктуры (магазины, поликлиники, спортивные центры), администрация вправе была устанавливать публичный сервитут для нужд местного населения населенного пункта для целей прохода и проезда к принадлежащим им домовладениям.
Необходимо учесть, что перечень оснований в пункте 1 статьи 39.44 ЗК РФ для отказа в установлении публичного сервитута носит закрытый характер, в связи с чем оснований для отказа у администрации не имелось, поскольку были соблюдены условия для его установления, предусмотренные статьей 23 и статьей 39.39 ЗК РФ.
Таким образом, при оценке существенных для дела обстоятельств, суды обоснованно исходили из необходимости установления публичного сервитута для проезда и прохода населения через земельный участок, принадлежащий ООО Рекламное агентство "Медиа Люкс", которому было известно о наличии документации по проекту планировки и межевания территории в целях обеспечения доступа населения, проживающего в поселке "Завидово".
Судебные инстанции, разрешая спор, также обеспечили надлежащую правовую проверку существующих иных вариантов проезда, в указанную часть населенного пункта и установили их отсутствие, оснований для иной оценки, установленных по делу обстоятельств, не имеется.
Публичный сервитут установлен администрацией на условиях наименее обременительных для использования земельного участка ООО Рекламное агентство "Медиа Люкс", в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием для обеспечения нужд неопределенного круга лиц (населения муниципального образования), при этом, поскольку их интересы не могут быть обеспечены иным способом, оснований для отмены судебных актов не имеется.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление администрации является законным и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что реализация публичного сервитута на условиях, изложенных в оспариваемом постановлении, влечет угрозу жизни и здоровью граждан и общественной опасности, поскольку в непосредственной близости от зоны действия публичного сервитута находится газорегуляторный пункт шкафной, отклоняется судебной коллегией окружного суда, поскольку данный пункт шкафной не расположен на земельном участке, в отношении которого установлен публичный сервитут.
Иные доводы общества были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, 274 ГК РФ, 23 ЗК РФ, установив, что оспариваемое постановление не противоречит нормам, регулирующим спорные правоотношения, правомерно отказали в удовлетворении заявления.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 АПК РФ данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 14.07.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2020 по делу N А55-13048/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам общественных слушаний, проведенных с 15.02.2018 по 12.03.2018, администрацией городского округа Самара принято постановление от 29.01.2019N 56 "Об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0405001:552, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район".
...
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что статья 274 ГК РФ направлена на поддержание баланса между интересами собственника земельного участка и нуждами других лиц, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 510-О-О, от 24.09.2012 N 1562-О, от 02.07.2013 N 1046-О).
...
Необходимо учесть, что перечень оснований в пункте 1 статьи 39.44 ЗК РФ для отказа в установлении публичного сервитута носит закрытый характер, в связи с чем оснований для отказа у администрации не имелось, поскольку были соблюдены условия для его установления, предусмотренные статьей 23 и статьей 39.39 ЗК РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 января 2021 г. N Ф06-69249/20 по делу N А55-13048/2019
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-69249/20
16.10.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11685/20
14.07.2020 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-13048/19
19.11.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-13048/19