Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 21 мая 2001 г. N КА-А41/2366-01
Закрытое акционерное общество "Диамант" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Управлению МНС России по Московской области о признании недействительным решения ответчика от 08.09.2000 г. N 2 о привлечении истца к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым истцу за 9 месяцев 1999 г. доначислены к уплате налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество, соответствующие суммы пеней и штрафных санкций.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2001 г. исковые требования Общества удовлетворены по тем основаниям, что налоговое соглашение, которым Обществу установлены льготные ставки налогообложения, соответствовало на момент его заключения действующему законодательству, в связи с чем у налогового органа отсутствовали основания для доначисления налогов и привлечения истца к налоговой ответственности.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность и обоснованность решения суда проверяется в связи с кассационной жалобой УМНС России по Московской области, в которой ответчик ссылается на неправомерное пользование истцом льготами по федеральным налогам и просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцом с Администрацией г. Краснознаменска Московской области заключено налоговое соглашение N ИР/52 от 27.02.98 о предоставлении налоговых льгот в соответствии с "Положением об особом режиме инвестиционной и предпринимательской деятельности в г. Краснознаменске", утвержденным решением городского Совета депутатов г. Краснознаменска N 73/14 от 23.09.1997 г.
Согласно ст. 1 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", действовавшей в период заключения налогового соглашения, органам государственной власти административно-территориальных образований предоставлено право предоставлять дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством РФ в их бюджеты.
По смыслу ст. 36 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" установлено право органов местного самоуправления самостоятельно распоряжаться средствами местных бюджетов, при этом в доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги и сборы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ.
Действовавший на тот момент Закон РФ "Об инвестиционном налоговом кредите" (в редакции Закона РФ от 16.07.92) предусматривал право местных советов народных депутатов предоставлять на основе налоговых соглашений в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты, предприятиям любых форм собственности целевые налоговые льготы в случае выполнения ими заказов по социально-экономическому развитию территорий.
Данный закон признан утратившим силу только с 01.01.99 (ст. 2 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Статьей 5 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" (в ред. Федерального закона от 28.11.96 N 144-ФЗ) предусмотрено, что все налоги и другие поступления с территории ЗАТО зачисляются в доход бюджета ЗАТО.
Следовательно, налоговое соглашение между налогоплательщиком и Администрацией г. Краснознаменска в момент его заключения не противоречило действовавшему законодательству.
Все вышеперечисленные нормативные правовые акты являются законами федерального уровня, в связи с чем регулирование ими порядка и оснований предоставления налоговых льгот не противоречит п. "з" ст. 71 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 144-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" предоставленные до вступления в силу настоящего Федерального закона дополнительные льготы по налогам и сборам юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно-территориальных образований, действуют в течение периода, на который они были предоставлены, но не позднее 1 января 2000 года.
Таким образом, в течение 1999 года истец был вправе пользоваться налоговыми льготами по НДС и акцизам, предоставленными ему налоговым соглашением N ИР/52 от 27.02.98, действующим на период с 27.02.1998 г. по 31 декабря 2000 г.
Суд кассационной инстанции также отмечает, что статьей 11 Закона Российской Федерации "О Федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что доходы федерального бюджета на 1999 год формируются, в частности, за счет налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории Российской Федерации, - в I квартале 1999 года в размере 75 процентов доходов, а с 1 апреля 1999 года в размере 85 процентов доходов; акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - в размере 50 процентов доходов.
Одновременно статьей 20 этого же Закона установлено, что в бюджеты субъектов Российской Федерации в 1999 году зачисляются поступления от следующих федеральных налогов, в том числе: налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории Российской Федерации (за отдельными исключениями), - в I квартале 1999 года в размере 25 процентов доходов, а с 1 апреля 1999 года в размере 15 процентов доходов; акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - в размере 50 процентов доходов.
Таким образом, Администрация ЗАТО была вправе предоставить налогоплательщику налоговые льготы по данным видам налога в пределах сумм налогов, зачисляемых в доходы бюджета ЗАТО.
Предоставление Администрацией ЗАТО налоговых льгот за пределами ставок (процентов) от федеральных налогов, поступающих в его бюджет, материалами дела не подтверждается.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции находит, что решение суда подлежит отмене как принятое с нарушением статей 59 и 127 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, не указал почему отклонил доводы и доказательства налоговой инспекции.
Так, согласно доводам налоговой инспекции, со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о закрытых административно-территориальных образованиях" от 02.04.99 N 67-ФЗ (7 апреля 1999 года), право на получение дополнительных льгот по налогам и сборам, предоставляемых соответствующими органами местного самоуправления в соответствии с Законом о ЗАТО, имеют только те организации, зарегистрированные в качестве налогоплательщиков в налоговых органах ЗАТО, которые подпадают под соответствующие критерии, а именно: имеющие не менее 90 процентов основных средств и осуществляющие не менее 70 процентов своей деятельности на территориях соответствующих закрытых административно-территориальных образований (в том числе не менее 70 процентов среднесписочной численности работников таких организаций должны составлять лица, постоянно проживающие на территории соответствующего закрытого административно-территориального образования, и не менее 70 процентов фонда оплаты труда должно выплачиваться работникам, постоянно проживающим на территории соответствующего закрытого административно-территориального образования).
Для иных организаций, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков в налоговых органах ЗАТО, деятельность которых не отвечает вышеперечисленным требованиям, предоставленные ранее дополнительные льготы по налогам и сборам прекращают свое действие.
В ходе налоговой проверки Управлением МНС России по Московской области было установлено, что деятельность ЗАО "Диамант" не отвечала двум основным критериям, установленным Законом: наличие не менее 90% основных средств на территории ЗАТО и осуществление не менее 70% деятельности организации на территории ЗАТО.
В связи с этим, арбитражному суду следовало проверить данные обстоятельства с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, обязав при необходимости стороны представить дополнительные документы, подтверждающие или опровергающие доводы сторон в этой части.
Однако решение суда не содержит ссылок на конкретные доказательства, из которых следует ошибочность выводов налогового органа о несоответствии ЗАО "Диамант" во II и III кварталах 1999 г. требованиям, установленным Федеральным законом от 02.04.99 N 67-ФЗ.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене как недостаточно обоснованное с передачей дела на новое рассмотрение.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.171, 173-178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 06.02.2001 по делу N А41-К2-16838/00 Арбитражного суда Московской области отменить, дело передать на новое рассмотрение в 1-ю инстанцию суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 мая 2001 г. N КА-А41/2366-01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании