г. Казань |
|
15 февраля 2021 г. |
Дело N А65-6989/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Филимонова С.А.,
при участии представителей:
истца - Кузьмина Р.И., доверенность от 29.12.2020 N 12,
ответчика - Газетдинова Н.И., протокол от 28.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу некоммерческой организации "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.07.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2020
по делу N А65-6989/2020
по иску некоммерческой организации "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан", г. Казань (ОГРН 1131600004337, ИНН 1655258891) к товариществу собственников жилья "Щапова-10", г. Казань (ОГРН 1031621016932, ИНН 1655074982) о взыскании задолженности, процентов за пользование чужими денежными средствами, об обязании заключить договор о взаимодействии по вопросам обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" (далее - НО "Фонд ЖКХ РТ", истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к товариществу собственников жилья "Щапова-10" (далее - ТСЖ "Щапова-10", ответчик):
- о взыскании 1 546 925 руб. задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с июня 2014 года по ноябрь 2019 года, 321 132 руб. 43 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.07.2014 по 30.11.2019, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.12.2019 по день вынесения решения суда, а также за период со дня, следующего за днем вынесения судом решения, по день фактической уплаты долга;
- об обязании заключить договор (соглашение) о взаимодействии по вопросам обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.07.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2020, в удовлетворении иска в части взыскания задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами отказано. Исковое заявление в части обязания заключить договор (соглашение) о взаимодействии по вопросам обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах оставлено без рассмотрения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, НО "Фонд ЖКХ РТ" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами положений жилищного законодательства, неверные выводы о реализации ответчиком права на формирование фонда капитального ремонта на специальном счете, поскольку ответчиком открытие специального счета и уведомление государственной жилищной инспекций произошло за пределами установленного срока - 19.04.2014.
В данном случае орган местного самоуправления принял правильное решение о способе формирования фонда капитального ремонта в отношении ответчика на счете регионального оператора. Данное решение утверждено постановлением Исполнительного комитета города Казани от 30.04.2014 N 2262 и не обжаловано.
Ответчик в отзыве на кассационную жалобу считает судебные акты законными и просит оставить их без изменения. Обращает внимание на то, что в соответствии с частью 6 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора допустимо лишь после того, как им были предприняты все необходимые меры, направленные на проведение общего собрания собственников помещений в данном доме, однако оно не было проведено либо в силу каких-либо причин на нем не было принято соответствующее решение, а также если принятие решение в установленный законом срок не было реализовано. В данном случае орган местного самоуправления данную обязанность не исполнил, а также не уведомлял собственников о том, что им принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. Указывает также, что в соответствии со статьей 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в доме.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 12.01.2021 рассмотрение жалобы отложено на 10 часов 30 минут 09.02.2021.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившихся представителей в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, собственниками помещений в многоквартирном доме N 10 по ул. Щапова в г. Казани выбран способ управления - ТСЖ "Щапова-10".
Положениями раздела IX ЖК РФ установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Согласно части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен соответствующий многоквартирный дом.
Такие взносы формируют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 ЖК РФ), собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 ЖК РФ.
В соответствии с ЖК РФ, Законом Республики Татарстан от 25.06.2013 N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" (далее - Закон N 52-ЗРТ), постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1146 "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан" (далее - Постановление N 1146), собственники помещений в многоквартирных домах в срок до 18.04.2014 должны были реализовать решение о способе формирования капитального ремонта.
НО "Фонд ЖКХ РТ" создана в соответствии со статьей 178 ЖК РФ, Законом N 52-ЗРТ, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.06.2013 N 394 "О создании некоммерческой организации "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" (далее - Постановление N 394) и осуществляет в Республике Татарстан функции регионального оператора.
Согласно Закону N 52-ЗРТ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных организацией, осуществляющей начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги в многоквартирном доме.
Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.10.2016 N 729 "Об утверждении Краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1146, в 2017-2019 годах" за ТСЖ закреплена обязанность по формированию платежных документов и обеспечению ежемесячного начисления, поступления платежей собственников по взносам на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
В свою очередь, региональный оператор в соответствии с частью 1 статьи 180 ЖК РФ, частью 3 статьи 5 Закона N 52-ЗРТ аккумулирует взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.
Ссылаясь на отсутствие принятого и реализованного в установленных законодательством порядке и сроки решения собственников помещений многоквартирного дома о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и неисполнение ответчиком обязательств по перечислению истцу взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме N 10 по ул. Щапова в г. Казани, истец направил в адрес ответчика претензию от 25.09.2019 N 1181-ф с требованием в срок до 02.10.2019 перечислить на счет регионального оператора 1 446 305 руб. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома N 10 по ул. Щапова в г. Казани за период с июня 2014 года по июль 2019 года, а также проценты за пользование чужими денежными средствами и пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт.
Поскольку претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
В силу части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта; сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта; владельца специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет (часть 4 статьи 170 ЖК РФ).
В целях реализации положений ЖК РФ и указанного закона Постановлением N 1146 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан (далее - Программа).
Пунктом 2 Постановления N 1146 предусмотрено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение 45 дней после дня официального опубликования Программы (04.03.2014), то есть не позднее 19.04.2014.
Основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском явилось отсутствие принятого и реализованного решения собственников помещений в многоквартирном доме N 10 по ул. Щапова в г. Казани о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Между тем, как установлено судами, общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме 18.04.2014 выбран способ формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете.
Общим собранием собственников помещений также:
- утвержден размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере, установленном нормативным актом субъекта Российской Федерации, который составляет 5 руб. с кв. м жилой площади;
- утвержден перечень работ, услуг по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, финансирование которого будет осуществляться за счет фонда капитального ремонта в соответствии с утвержденной долгосрочной программой капитального ремонта многоквартирных домов - в соответствии с перечнем, предусмотренным региональной программой;
- выбрано лицо, уполномоченное на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами на специальном счете - ТСЖ "Щапова-10";
- выбрана кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет - Филиал ОАО Сбербанка России N 8610/020.
Выбор способа формирования фонда капитального ремонта и утверждение размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт, перечня услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, владельца специального счета, выбор кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, в отношении дома N 10 по ул. Щапова в г. Казани подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений о формировании фонда капитального ремонта от 18.04.2014.
В силу прямого указания части 5 статьи 170 ЖК РФ помимо того, что в установленный срок собственники должны выбрать способ формирования фонда капитального ремонта, соответствующее решение должно быть ими еще и реализовано.
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса.
Как установлено судами, ответчиком на основании договора специального банковского счета (в валюте Российской Федерации) для формирования фонда капитального ремонта от 12.05.2014 в банке - ОАО "Сбербанк России" открыт специальный банковский счет в валюте Российской Федерации для формирования фонда капитального ремонта для осуществления расчетов в соответствии с требованиями ЖК РФ, нормативными актами Банка России, перечнем тарифов и услуг, оказываемых клиентам ОАО "Сбербанк России" и его филиалами, а также другими условиями договора.
Пунктом 1.2 договора специального банковского счета установлено, что счет носит целевой характер и предназначен исключительно для проведения операций, указанных в пункте 2.2 договора.
Согласно пункту 2.2 договора специального банковского счета по счету могут совершаться следующим операции:
1) перевод денежных средств за услуги и/или работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и расчетами за иные услуги и/или работы, указанные в части 1 статьи 174 ЖК РФ;
2) перевод денежных средств в счет погашения кредитов, займов, полученных на оплату услуг и/или работ, указанных в части 1 статьи 174 ЖК РФ, уплату процентов за пользование такими кредитами, займами, оплату расходов на получение гарантий и поручительства по таким кредитам, займам;
3) перевод денежных средств со счета на другой специальный счет и зачисление на счет денежных средств, списанных с другого специального счета, на основании решения собственников помещений в многоквартирном доме;
4) перевод денежных средств на счет регионального оператора и зачисление денежных средств, поступивших от регионального оператора, на основании решения собственников помещений в многоквартирном доме;
5) зачисление взносов на капитальный ремонт, процентов за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таких взносов;
6) зачисление процентов за пользование чужими денежными средствами, списание денежных средств в оплату услуг банка;
7) перевод денежных средств, находящихся на счете, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 174 ЖК РФ;
8) иные операции по списанию и зачислению средств, связанные с формированием и использованием средств фонда капитального ремонта в соответствии с ЖК РФ.
Осуществление других операций по счету не допускается.
Согласно выписке операций по лицевому счету по состоянию на 16.06.2020 на специальном счете, открытом в целях формирования фонда капитального ремонта в отделении банк Татарстан N 8610 ПАО "Сбербанк", исходящий остаток составляет 1 039 071 руб. 51 коп.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ответчиком реализовано право по аккумулированию средств фонда капитального ремонта на специальном счете.
Согласно части 7 статьи 170 ЖК РФ (в действующей на тот период времени редакции) в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в указанный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в данный срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 193, 195, 199, 200, 210, 309, 310, 395, 421 ГК РФ, статьями 155, 158, 169, 170, 172, 173, 178, 180, 181, 189 ЖК РФ, статьями 9, 41, 65 АПК РФ, статьями 5, 8 Закона N 52-ЗРТ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у ответчика обязанности по перечислению средств фонда капитального ремонта в пользу регионального оператора, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении исковых требований в части взыскания предъявленной задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Таким образом, учитывая принятие собственниками помещений дома соответствующего решения и совершение реальных действий для его своевременного исполнения (включая обращение в банк с заявлением об открытии специального счета) и дальнейшую оплату взносов на специальный счет в банке, отсутствие доказательств принятия органом местного самоуправления всех необходимых мер по выяснению вопроса о наличии (отсутствии) оформленного и реализованного собственниками решения), судебная коллегия соглашается с выводами судов об отсутствии оснований считать не соблюденными ответчиком установленной законом обязанности по определению способа формирования фонда капитального ремонта.
В части оставления без рассмотрения требования об обязании заключить договор (соглашение) о взаимодействии по вопросам обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах судебные акты сторонами не оспариваются.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.07.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2020 по делу N А65-6989/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 7 статьи 170 ЖК РФ (в действующей на тот период времени редакции) в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в указанный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в данный срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 193, 195, 199, 200, 210, 309, 310, 395, 421 ГК РФ, статьями 155, 158, 169, 170, 172, 173, 178, 180, 181, 189 ЖК РФ, статьями 9, 41, 65 АПК РФ, статьями 5, 8 Закона N 52-ЗРТ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у ответчика обязанности по перечислению средств фонда капитального ремонта в пользу регионального оператора, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении исковых требований в части взыскания предъявленной задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 февраля 2021 г. N Ф06-69298/20 по делу N А65-6989/2020