г. Казань |
|
15 февраля 2021 г. |
Дело N А65-13195/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Хакимова И.А., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Сухарева В.С. (решение от 13.09.2013), Пашунина И.П. (доверенность от 11.01.2021),
ответчика - Копаровой А.Н. (доверенность от 11.01.2021 N 72),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Монолит"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2020
по делу N А65-13195/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Монолит" (ОГРН 1131690063889, ИНН 1659134174, г. Казань) о признании незаконным предостережения государственной жилищной инспекции Республики Татарстан в лице Казанской городской жилищной инспекции (г. Казань) от 12.05.2020 N 06-14/3812 о недопустимости нарушения обязательных требований, третье лицо: товарищество собственников жилья "Йолдыз" (г. Казань).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Монолит" (далее - ООО УК "Монолит", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным предостережения государственной жилищной инспекции Республики Татарстан в лице Казанской городской жилищной инспекции (далее - ГЖИ Республики Татарстан, инспекция) от 12.05.2020 N 06-14/3812 о недопустимости нарушения обязательных требований, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, направив информацию в исполнительный комитет г. Казани для исключения многоквартирного жилого дома N 2Б по ул. Ю.Фучика г. Казани из Перечня многоквартирных домов, являющихся приложением к постановлению исполнительного комитета г. Казани от 30.04.2014 N 2262.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья "Йолдыз" (далее - ТСЖ "Йолдыз").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2020 по делу N А65-13195/2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Монолит" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Третье лицо в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещено.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ГЖИ Республики Татарстан в ходе мониторинга сведений государственной информационной системы мониторинга жилищно-коммунального хозяйства установлено, что управляющая организация ООО "УК "Монолит", под управлением которой находится многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Казань, ул. Ю.Фучика, д. 2Б, не исполняет обязательные требования жилищного законодательства в части исполнения обязанности по внесению ежемесячных взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора фонда капитального ремонта - НО "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан".
По результатам данного мониторинга ГЖИ Республики Татарстан выдано предостережение от 12.05.2020 N 06-14/3812 о недопустимости нарушения статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), постановления исполнительного комитета г.Казани от 30.04.2014 N 2262 "Об утверждении решения о способе формирования фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов г. Казани", и предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требовании и формированию фонда капитального ремонта у регионального оператора, а именно: заключить с региональным оператором договоры (соглашения), формировать платежные документы и обеспечивать ежемесячное начисление, поступление платежей собственников по взносам на капитальный ремонт на счет регионального оператора, вести работу по взысканию задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт и пени; о принятых мерах уведомить в срок до 13.07.2020, уведомление об устранении нарушений по предостережению направить в инспекцию по адресу: г. Казань, ул. Декабристов, д. 179, в срок до 13.07.2020.
ООО "УК "Монолит" оспорило данное предостережение в судебном порядке.
При рассмотрении спора суды руководствовались следующим.
Согласно части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта; сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет (часть 4 статьи 170 ЖК РФ).
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 ЖК РФ.
В Республике Татарстан организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируется также Законом Республики Татарстан от 25.06.2013 N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан".
Пунктом 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1146 "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан" (далее - постановление N 1146) установлено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение 45 дней после официального опубликования Программы. С учетом того, что Постановление N 1146 опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 04.03.2014 N 32, решение должно быть принято и реализовано до 18.04.2014.
Согласно части 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Во исполнение части 7 статьи 170 ЖК РФ, постановления N 1146 постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 30.04.2014 N 2262 "Об утверждении решения о способе формирования фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов г. Казани" принято решение о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома N 2Б по ул. Ю.Фучика г. Казани Республики Татарстан на счете регионального оператора.
В силу части 1 статьи 172 ЖК РФ владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета.
Таким образом в соответствии с положениями указанных норм права в срок до 18.04.2014 (в течение 45 дней после официального опубликования региональной программы капитального ремонта) собственникам данного многоквартирного дома надлежало принять на общем собрании решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта и реализовать его путем открытия специального счета в кредитной организации для формирования фонда капитального ремонта.
В случае принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете и открытия специального счета в кредитной организации в течение пяти дней после его открытия надлежало направить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников и справки из банка об открытии специального счета.
Согласно пункту 3.2 приказа ГЖИ Республики Татарстан от 15.11.2013 N 151 "Об утверждении Порядка предоставления сведений в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональный оператор) и владельцем специального счета" (в действующей в спорный период редакции) владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета предоставляет на бумажном носителе уведомления о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта, с приложением копии протоколов общих собраний собственников помещений данного многоквартирного дома о принятии решения по выбору способа формирования фонда капитального ремонта, копии справки банка об открытии специального счета.
Суды проанализировали вышеприведенные правовые нормы и признали несостоятельной ссылку заявителя о принятии общим собранием собственников помещений многоквартирного дома решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет (протокол общего собрания от 09.04.2014 N 3).
Как указали суды, установленный порядок реализации способа формировании фонда капитального ремонта на специальном счете в рассматриваемом случае не соблюден. Данный протокол был представлен в Казанскую городскую жилищную инспекцию 17.04.2014 за N 1946 без справки банка об открытии ТСЖ "Йолдыз" специального счета и без приложения уведомления владельца специального счета. Доказательства открытия специального счета в кредитной организации на указанный период в материалах дела отсутствуют и заявителем в ходе судебного заседания не представлено.
Кроме того, судами отмечено, что в силу части 2 статьи 166 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации
Исходя из пункта 1 части 4 статьи 170 ЖК РФ в случае если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.06.2013 N 450 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в период с 2014 года по 2016 год включительно в размере 5 рублей на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц, а с 2017 года - в размере 5,85 рубля на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.
В рассматриваемом случае общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете и о внесении платы на капитальный ремонт общего имущества в размере 1 руб., противоречит постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.06.2013 N 450 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан", поскольку минимальный размер взносов на капитальный ремонт не может быть уменьшен управляющей организацией в одностороннем порядке до 1 руб.
Проверяя доводы общества о принятии общим собранием собственников помещений многоквартирного дома решений от 23.06.2016, от 10.07.2016 о сохранности средств, накопленных на данном специальном счете, суды указали, что в орган государственного жилищного надзора в установленный срок не направлены уведомление о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу способе формирования фонда капитального ремонта, протокола от 23.06.2016, от 10.07.2016 общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решения о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта, справка банка об открытии специального счета.
В этой связи инспекцией сделан вывод о том, что собственники помещений в данном многоквартирном доме в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, в орган местного самоуправления направлены соответствующие сведения, послужившие основанием для формирования фонда капитального ремонта в отношении этого дома на счете регионального оператора.
Решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении дома N 2Б по ул. Ю.Фучика г. Казани Республики Татарстан на счете регионального оператора было принято постановлением исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 30.04.2014 N 2262 "Об утверждении решения о способе формирования фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов г. Казани". Данное решение управляющей организацией в установленном законодательством Российской Федерации порядке не обжаловано.
Также судами отмечено, что принятое собственниками помещений многоквартирного дома N 2Б по ул. Ю.Фучика г. Казани Республики Татарстан решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта принятии на общем собрании (протокол от 06.06.2017 N 01-17) в соответствии с частью 5 статьи 173 ЖК РФ должно вступить в силу не ранее чем 06.05.2021.
Ранее указанной даты ООО "УК "Монолит" не вправе принимать на специальный счет платежи собственников помещений в фонд капитального ремонта.
Доводы заявителя о невозможности нарушения воли собственников, выбравших способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, отклонены судами, поскольку, осуществляя деятельность по управлению многоквартирным домом на профессиональной основе, заявитель обязан осуществлять управление домом, в том числе начисление и сбор денежных средств с населения, на основании требований действующего законодательства. Получив информацию о накоплении денежных средств по статье "капитальный ремонт" на специальном счете, заявитель должен был проверить порядок принятия решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и довести соответствующую информацию до собственников МКД.
С учетом вышеизложенного суды признали, что управляющая организация своевременно не реализовала предоставленное право формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и открытия соответствующего счета, в связи с чем многоквартирный дом включен в перечень многоквартирных домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный законом срок, на счете регионального оператора - фонда.
В этой связи суды сделали вывод о наличии у инспекции оснований для выдачи оспариваемого предостережения и в удовлетворении заявленных требований отказали.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании положений законодательства, регулирующих спорные правоотношения, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Само по себе несогласие заявителя с позицией судов, не может служить основанием для отмены законных судебных актов. Судами правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2020 по делу N А65-13195/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
И.А. Хакимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении дома N 2Б по ул. Ю.Фучика г. Казани Республики Татарстан на счете регионального оператора было принято постановлением исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 30.04.2014 N 2262 "Об утверждении решения о способе формирования фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов г. Казани". Данное решение управляющей организацией в установленном законодательством Российской Федерации порядке не обжаловано.
Также судами отмечено, что принятое собственниками помещений многоквартирного дома N 2Б по ул. Ю.Фучика г. Казани Республики Татарстан решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта принятии на общем собрании (протокол от 06.06.2017 N 01-17) в соответствии с частью 5 статьи 173 ЖК РФ должно вступить в силу не ранее чем 06.05.2021."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 февраля 2021 г. N Ф06-847/21 по делу N А65-13195/2020