г. Казань |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А72-6519/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Муравьева С.Ю., Фатхутдиновой А.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Саттаровой А.Р.,
при участии в Арбитражном суде Ульяновской области представителей общества с ограниченной ответственностью "Инзенские электрические сети" - Неделькина Д.Б., доверенность от 19.05.2020, Ещеганова М.С., доверенность от 09.01.2020,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инзенские электрические сети"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.09.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2020
по делу N А72-6519/2020
по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Инзенские электрические сети" (ОГРН 1157325006970) к муниципальному учреждению администрации муниципального образования "Инзенский район" (ОГРН 1027300707037) о признании незаконным постановления, об обязании выдать разрешение на использование земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Инзенские электрические сети" (далее - общество "ИЭС", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области муниципальному учреждению администрации муниципального образования "Инзенский район" (далее - администрация) с заявлениями о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии решений по заявлениям общества от 04.03.2020, 16.03.2020, 19.03.2020 о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута для размещения линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для которых не требуется разрешение на строительство, на участках, расположенных в г. Инза Инзенского района Ульяновской области; просило понудить администрацию принять решения по вышеуказанным заявлениям общества от 04.03.2020, 16.03.2020, 19.03.2020.
Заявления приняты арбитражным судом к производству с присвоением номеров дел: N А72-6519/2020, N А72-6521/2020, N А72-6522/2020, N А72-6523/2020, N А72-6524/2020, N А72-6525/2020, N А72-6526/2020, N А72-6527/2020, N А72-6528/2020, N А72-6530/2020, N А72-6531/2020, N А72-6532/2020, N А72-6533/2020, N А72-6534/2020, N А72-6535/2020, N А72-6538/2020, N А72-6539/2020, N А72-6540/2020, N А72-6541/2020, N А72-6542/2020, N А72-6545/2020, N А72-6550/2020, N А72-6551/2020, N А72-6552/2020, N А72-6553/2020, N А72-6554/2020, N А72-6555/2020, N А72-6556/2020, N А72-6557/2020, N А72-6558/2020, N А72-6559/2020, N А72-6560/2020, N А72-6561/2020, N А72-6562/2020, N А72-6563/2020, N А72-6564/2020, N А72-6565/2020, N А72-6566/2020, N А72-6567/2020, N А72-6568/2020, N А72-6569/2020, N А72-6570/2020, N А72-6571/2020, N А72-6572/2020, N А72-5167/2010, N А72-5168/2020, N А72-5169/2020, N А72-7101/2020.
Арбитражный суд Ульяновской области, руководствуясь статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), объединил данные заявления в одно производство для совместного рассмотрения.
В порядке статьи 49, 159 АПК РФ суд удовлетворил ходатайство заявителя об изменении предмета заявленных требований, который просил: признать незаконным отказ администрации, выраженный в письме от 22.05.2020 N 1899, в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков на земельном участке по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, юго-восточнее жилого дома N 30 по ул. Московская, обязать администрацию в течение 10 дней с момента вступления судебного акта в законную силу выдать разрешение на использование земель или земельных участков на указанном земельном участке.
Аналогичные ходатайства были удовлетворены по делам N А72-6521/2020, N А72-6522/2020, N А72-6523/2020, N А72-6524/2020, N А72-6526/2020, N А72-6531/2020, N А72-6533/2020, N А72-6534/2020, N А72-6540/2020, N А72-6542/2020 в отношении соответствующих земельных участков.
Определением суда от 06.08.2020 удовлетворено ходатайство заявителя об уточнении предмета заявленных требований. Заявитель просил признать незаконным постановление администрации от 17.06.2020 N 483 "Об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, либо земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута"; обязать администрацию в течение 10 дней с момента вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу выдать заявителю разрешение на использование земель или земельных участков, по адресам, указанным в оспариваемом постановлении, за исключением земельного участка, расположенного по адресу: Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, северо-восточнее многоквартирного жилого дома N 116 по ул. Алашеева.
В последующем заявителем также уточнены заявленные требования, которые определением суда от 25.08.2020 приняты. Общество просило признать незаконным постановление администрации от 17.06.2020 N 483 "Об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, либо земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута"; обязать администрацию в течение 10 дней с момента вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу выдать заявителю разрешение на использование земель или земельных участков, расположенных по адресам:
1. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, северо-западнее жилого дома N 34 по ул. Совхозная;
2. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, южнее жилого дома 112 по ул. Алашеева;
3. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, восточнее здания N 86а по ул. Шоссейная;
4. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, севернее здания N 22б по ул. Труда;
5. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, севернее здания N 49 по ул. Революции;
6. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, восточнее земельного участка по ул. Гаврилкова, д. 50;
7. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, севернее жилого дома N 77 по ул. Вокзальная;
8. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, южнее здания N 28А по ул. 4- я Пятилетка;
9. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, западнее жилого дома N 2 по ул. Железной Дивизии;
10. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, юго-восточнее дома N 12 по ул. Санаторная;
11. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, западнее здания N 15А по ул. Маматова;
12. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, юго-западнее жилого дома N 67 по ул. Энгельса;
13. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, юго-восточнее жилого дома N 30 по ул. Московская;
14. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, юго-восточнее жилого дома N 27 по ул. Фурманова;
15. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, южнее здания N 13 по ул. Карла Либкнехта;
16. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, северо-западнее жилого дома N 20 по ул. Герцена;
17. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, северо-западнее жилого дома N 3 по ул. Южная;
18. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, севернее здания N 9 по ул. Пирогова;
19. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, севернее земельного участка по ул. Парковая, 2/3Ж;
20. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, севернее здания N 1Д по ул. Гагарина;
21. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, севернее здания N 8Б по ул. Огарева;
22. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, севернее земельного участка N 61 по ул. Огарева;
23. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, западнее земельного участка по ул. Вокзальная, 18Ф;
24. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, юго-восточнее здания N 2Б по ул. Алашеева;
25. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, юго-восточнее жилого дома N 2Е по ул. Николаева;
26. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, севернее здания N 7 по ул. Транспортная;
27. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, западнее здания N 40 по ул. Инзенская;
28. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, севернее жилого дома 23 по ул. Алашеева;
29. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, северо-восточнее жилого дома N 25 по ул. Пугачева;
30. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, юго-западнее строения дома N 2 по ул. Социалистическая;
31. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, юго-восточнее жилого дома N 76 по ул. Хуртина;
32. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, юго-западнее жилого дома N 32 по ул. Луговая;
33. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, юго-восточнее жилого дома N 28 по ул. Зеленая;
34. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, южнее жилого дома N 196 по ул. Революции;
35. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, восточнее здания N 82Б по ул. Шоссейная;
36. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, восточнее жилого дома N 67 по ул. Железной Дивизии;
37. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, южнее земельного участка по ул. Санаторная, д. 5;
38. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, южнее жилого дома N 70 по ул. Алашеева;
39. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, южнее здания N 39 по ул. Чапаева;
40. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, юго-западнее здания N 131К по ул. Пионерская;
41. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, юго-восточнее многоквартирного жилого дома N 39г по ул. 7 Микрорайон;
42. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, западнее здания N 2А по ул. Кянжина;
43. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, восточнее жилою дома N 146 по ул. Вокзальная;
44. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, северо-западнее жилого дома N 14 по ул. Козлова;
45. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, северо-западнее здания N 2А по ул. Кянжина;
46. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, южнее жилого дома N 8 по ул. Энтузиастов;
47. Ульяновская область, Инзенский район, г. Инза, юго-восточнее здания N 1а по ул. Фабричная.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.09.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебными актами, общество "ИЭС" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ульяновской области.
Представители общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Поступившие в Арбитражный суд Поволжского округа 16.02.2021 дополнения к кассационной жалобе общества "ИЭС" судом кассационной инстанции не принимаются и не приобщаются к материалам кассационного производства, поскольку не направлены сторонам по делу заблаговременно, содержат новые доводы, которые не заявлялись в первоначально поданной и принятой к производству кассационной жалобе, представлены с нарушением установленного срока на подачу кассационной жалобы (часть 1 статьи 276 АПК РФ), в отсутствие уважительных причин, препятствовавших подаче названных дополнений в установленный срок. Указанные дополнения к кассационной жалобе фактическому возврату на бумажном носителе не подлежат, поскольку представлены в электронном виде через систему "Мой Арбитр".
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе, изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество "ИЭС" обратилось в администрацию с заявлениями от 04.03.2020, 16.03.2020, 19.03.2020 о выдаче разрешений на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута для размещения линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для которых не требуется разрешение на строительство, на вышеуказанных земельных участках.
Администрация письмом от 08.04.2020 N 1382 уведомила общество о приостановлении предоставления муниципальной услуги по рассмотрению названных заявлений в связи с необходимостью выезда на земельный участок и получения ответа на межведомственный запрос.
В свою очередь, общество "ИЭС" направило администрации ответное письмо от 16.04.2020 N 394 в котором указало, что законных оснований для приостановления оказания муниципальной услуги не имеется, просило рассмотреть заявления по существу и принять законное решение о предоставлении в пользование земельных участков для размещения объектов электросетевого хозяйства для последующего проведения межевания и заключения договора аренды на земельные участки.
Принимая во внимание цель использования земельных участков и учитывая, что организация электроснабжения в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к вопросам местного значения городского поселения, администрация направила обществу запрос от 22.04.2020 N 1543 о предоставлении пояснений относительно необходимости увеличения трансформаторных подстанций при наличии сложившейся схемы электроснабжения, в отсутствие увеличения числа абонентов. Пояснения администрация просила предоставить по каждому заявлению.
Письмом от 23.04.2020 N 1559 в адрес общества администрация пояснила, что в целях объективного рассмотрения заявлений о выдаче разрешений на использование земельных участков 22.04.2020 обществу направлен запрос (исх. от 22.04.2020 N 1543) о предоставлении сведений, в целях своевременного принятия решения относительно находящихся на рассмотрении заявлений просила предоставить пояснения относительно отраженных в запросе обстоятельств.
Общество направило в адрес администрации пояснения, изложенные в письме от 27.04.2020 N 412, где указало что обществу "ИЭС" разрешения на использование земельных участков необходимы для обеспечения надежного электроснабжения потребителей муниципального округа "Инзенский район" и г. Инзы.
Общество, как территориальная сетевая организация, в чьём пользовании находятся как муниципальные, так и частные объекты электросетевого хозяйства, обеспечивает электрической энергией по сетям 10 и 0,4 кВ от питающих центров ПС ПОШ, Инза и Труслейка всех без исключения потребителей г. Инзы, в том числе население и объекты социальной, коммунальной сферы.
В соответствии с действующей нормативно-технической документацией, общество обязано обеспечивать надёжное электроснабжение потребителей с сохранением заданных параметров качества электрической энергии, а также реализовывать мероприятия, необходимые для осуществления технологического присоединения потребителей, в том числе мероприятий по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики). Рост количества заявок от потребителей на увеличение мощности в рамках подключения жилых домов с электроотопительными установками, а также подключения новых объектов городской инфраструктуры, магазинов, торговых центров и социальных объектов к сетям общества "ИЭС", приводит к перегрузке установленного оборудования и снижению уровня напряжения потребителей. Кроме того, в связи с принятыми Президентом Российской Федерации указами об объявлении выходных дней с 30.03.2020 по 30.04.2020, наибольшая часть населения г. Инзы в рабочее время находится по месту проживания, в режиме самоизоляции, что смещает пик (величину максимально потребляемой мощности) потребления электрической энергии (мощности) с вечернего времени на дневное, то есть в зону суток с максимальным дефицитом мощности в энергетической системе всей России, тем самым увеличивается непропорционально нагрузка на энергетическую систему и питающие центры. Для обеспечения доступа потребителей г. Инзы к требуемой величине фактически потребляемой мощности, планируется установка трансформаторных подстанций с установкой новых силовых трансформаторов большей мощности.
Как указало общество, оно вкратце описало имеющуюся проблему и обозначило риски, которые существуют при наличии сложившейся схемы электроснабжения г. Инзы.
Общество указало, что запрос администрации от 22.04.2020 является не чем иным как вмешательством в хозяйственную деятельность общества "ИЭС", может быть также расценено надзорными органами как превышение должностных полномочий, а также общество усматривало в этом повод оттянуть срок выдачи разрешений на использование земельных участков в связи с их целевым назначением для размещения электрической инфраструктуры (объектов электроэнергетики).
Администрация также направила запрос (исх. от 22.04.2020 N 1544) в адрес Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в котором просила оказать содействие в разъяснении вопросов:
1. При наличии каких обстоятельств сетевая организация имеет право увеличивать количество трансформаторных подстанций в отсутствие увеличения числа абонентов;
2. Имеет ли сетевая организация право самостоятельно изменять существующую схему электроснабжения;
3. Имеет ли право сетевая организация переподключать абонентов с одной трансформаторной подстанции на другую в отсутствие согласия абонентов.
Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору письмом от 18.05.2020 N 300-939 сообщило, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", любые лица, кроме организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, вправе осуществлять строительство линий электропередачи в порядке, установленном статьей 42 настоящего Федерального закона. Лица, осуществляющие такое строительство, имеют право на технологическое присоединение построенных линий электропередачи к действующим электрическим сетям в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона. В целях осуществления развития единой национальной (общероссийской) электрической сети организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью разрабатывает схемы и программы развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, утверждаемые в установленном Правительством Российской Федерацией порядке. При этом в целях организации осуществления системным оператором технических и технологических мероприятий по развитию Единой энергетической системы России предусматривается его участие в разработке и согласовании указанных схем и программ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевые организации владеющие объектами электросетевого хозяйства на праве собственности или ином установленном федеральными законами основании ограничиваются в осуществлении своих прав в части: права заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и определения условий этих договоров; использования (вывода из эксплуатации) указанных объектов без согласования с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью. Установленные настоящим Федеральным законом ограничения прав собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, не могут применяться в целях изъятия у этих лиц доходов, получаемых в результате осуществления их прав. Введение других ограничений прав собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, не допускается, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Письмом от 22.05.2020 N 1899 "О рассмотрении заявлений" администрация сообщила обществу, что процедурно выдача разрешений на размещение объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2015 N 682-П.
При этом администрация разъяснила, что частью 5 Порядка, утвержденного вышеприведенным постановлением, предусмотрено предоставление с заявлением копий документов, удостоверяющих личность представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя (исходя из буквального толкования к каждому заявлению). В качестве приложения в рассмотренных заявлениях, кроме всего прочего, указана копия решения единственного участника общества "ИЭС" от 14.08.2019. По факту решение не приложено к 43 заявлениям. Документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, отсутствует во всех комплектах документов. Непредоставление данных документов в соответствии с пунктом 13 порядка является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении разрешения на использование земельного участка.
Кроме этого, как указала администрация, в рамках рассмотрения поступивших заявлений, в целях дальнейшего принятия решения, принимая во внимание цель использования земельных участков и учитывая, что организация электроснабжения в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к вопросам местного значения городского поселения, 22.04.2020 (исх. N 1543) в адрес общества администрацией был направлен запрос о предоставлении дополнительных пояснений относительно необходимости увеличения трансформаторных подстанций при наличии сложившейся схемы электроснабжения, в отсутствие увеличения числа абонентов. Направленный ответ не содержал обоснованных пояснений. При наличии вышеуказанных обстоятельств администрация указала, что не может принять положительное решение относительно вышеуказанных заявлений.
Общество не согласилось с указанным решением администрации, письмом от 15.06.2020 N 567 сообщило, что считает отказ, изложенный в письме от 22.05.2020 N 1899, незаконным, но при этом в целях оказания муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земельных участков для размещения линий электропередачи напряжением до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, считает возможным представить в адрес администрации копии запрашиваемых документов, и приложило: копию паспорта Кукина В.И. на 2 л. в 45 экз., копию решения участника общества "ИЭС" от 14.09.2019 на 1 л. в 49 экз.
Указанное письмо получено администрацией, что подтверждается штампом о вручении от 17.06.2020 вх. N 5076.
Письмом от 17.06.2020 N 2338 администрация в дополнение к ранее направленному отказу (исх. от 22.05.2020 N 1899) направила в адрес общества постановление от 17.06.2020 N 483 "Об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, либо земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута".
Общество "ИЭС" полагая, что отказ в выдаче испрашиваемых разрешений является незаконным, нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявления, общество ссылается на то, что им предоставлены в администрацию все необходимые документы, письмо общества от 15.06.2020 N 567 с приложенными документами было получено администрацией 16.06.2020, а не 17.06.2020, как указала администрация, то есть за один день до вынесения постановления от 17.06.2020 N 483. Своими письмами администрация не уведомляла общество о наличии недостатков в заявлениях общества "ИЭС", об отсутствии необходимых документов. Фактически в письме от 22.05.2020 администрация рассмотрела заявления общества по существу, незаконно отказав в предоставлении земельных участков.
Общество также пояснило, что является территориальной сетевой организацией Ульяновской области, в эксплуатации которой находятся объекты электроэнергетики, расположенные, в том числе в г. Инза Ульяновской области, на праве:
- аренды по договору от 14.10.2019 N 73/Ар-ИЭС/2020, заключенного с обществом "Энергопром ГРУПП", в отношении имущества, принадлежащего обществу "Энергопром ГРУПП" на праве собственности;
- субаренды по договору от 23.12.2019 N 101/Ар-ИЭС/2019, заключенного с обществом "Энергопром ГРУПП", в отношении муниципального имущества муниципального округа "Инзенское городское поселение".
В процессе эксплуатации переданного в пользование по договору аренды от 14.10.2019 N 73/Ар-ИЭС/2020 имущества общество "ИЭС" столкнулось с препятствиями в пользовании данным имуществом, которые заключались в действиях персонала общества "ИНЗА СЕРВИС", выразившихся в несогласованных действиях с обществом "ИЭС" по самовольному доступу в закрытую часть трансформаторных подстанций, заменой запирающих устройств замков на корпусах подстанций.
28.01.2020 общество "ИНЗА СЕРВИС" уведомило общество "ИЭС" о том, что имущество, принадлежащее обществу "Энергопром ГРУПП" и переданное в пользование обществу "ИЭС" по договору аренды от 14.10.2019 N 73/Ар-ИЭС/2020, принадлежит обществу "ИНЗА СЕРВИС".
О вышеуказанных фактах общество "ИЭС" уведомило общество "Энергопром ГРУПП" письмом от 28.01.2020 N 72.
04.02.2020 общество "Энергопром ГРУПП" письмом N 115 сообщило обществу "ИЭС", что в целях сохранности арендованного имущества, для обеспечения надежного электроснабжения и недопущения перерыва в электроснабжении, а также исключения возникновения угроз жизни и здоровью обслуживающего электроперсонала общества "ИЭС", при несогласованных переключениях обществом "ИНЗА СЕРВИС" в электрохозяйстве, арендодатель просил рассмотреть возможность замены арендованных трансформаторных подстанций по договору аренды от 14.10.2019 N 73/Ар-ИЭС/2020 на новые, с одновременным усилением надежности и установки силовых трансформаторов с учетом запаса силовой мощности.
Во исполнение вышеуказанного обращения общество "ИЭС" предусмотрело мероприятия по размещению па территории г. Инзы Ульяновской области дополнительно 47 трансформаторных подстанций, взамен спорных подстанций, в связи с чем 04.03.2020, 16.03.2020, 19.03.2020 обратилось в адрес администрации с вышеуказанными заявлениями о выдаче разрешения па использование земельных участков.
Заявитель ссылается на то, что на сегодняшний день силами общества "ИЭС" произведена установка и ввод в эксплуатацию 33 трансформаторных подстанций, взамен арендованных обществом "Энергопром ГРУПП", что подтверждается приказами о выводе и вводе в эксплуатацию трансформаторных подстанций.
Заявитель указывает, что общество "ИЭС" является территориальной сетевой компанией, которая в соответствии пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и пунктом 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, несет ответственность перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. Кроме того, в соответствии с требованиями пункта 3 Правил N 861 установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Рост количества заявок от потребителей на увеличение мощности в рамках подключения жилых домов с электроотопительными установками, а также подключения новых объектов городской инфраструктуры, магазинов, торговых центров и социальных объектов к сетям общества "ИЭС" в дальнейшем может привести к перегрузке установленного оборудования, что повлечет за собой снижение уровня напряжения потребителей.
В данном случае мероприятия по оснащению г. Инза Ульяновской области 47 трансформаторными подстанциями направлены в первую очередь на обеспечение надежности снабжения электрической энергии потребителей, проживающих в г. Инза Ульяновской области, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, находящихся в эксплуатации общества "ИЭС", а также для исполнения заявок по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей к сети общества "ИЭС".
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что обжалуемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1, 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В данный Перечень включены: элементы благоустройства территории (пункт 4), линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование (пункт 5), проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 12).
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ, пунктом 15 статьи 4 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 N 059-ЗО "О регулировании земельных отношений в Ульяновской области", постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2015 N 682-П утверждены Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов (далее -Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка для размещения на землях или земельных участках объектов заинтересованное лицо обращается с соответствующим заявлением: в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах территории муниципального образования "город Ульяновск", - в исполнительные органы государственной власти Ульяновской области, осуществляющие управление и распоряжение такими земельными участками; в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков, указанных в подпункте 1 настоящего пункта), - в органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, осуществляющие полномочия по управлению и распоряжению такими земельными участками. Перечень сведений, которые должны быть указаны в заявлении, и документы, которые должны быть к нему приложены, перечислены в пунктах 4 и 5 Порядка.
Основания для отказа в использовании земель или земельных участков перечислены в пункте 13 Порядка: в заявлении указана цель использования земель или земельных участков, не соответствующая размещению и эксплуатации Объектов; заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 - 5 настоящих Порядка и условий; размещение Объектов приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием; испрашиваемый земельный участок предоставлен физическому или юридическому лицу, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 39.36 ЗК РФ; выдача разрешения приведет к использованию земель или земельных участков в нарушение установленных федеральным законодательством ограничений по использованию земель, имеющих особый режим их использования (земли особо охраняемых природных территорий, земли лесного фонда и городских лесов и др.); в отношении земли или земельного участка, на территории которого частично или полностью находится земля или земельный участок, указанный в заявлении или в прилагаемой к заявлению схеме границ запрашиваемого участка, уполномоченным органом принято решение об использовании земель или земельных участков, о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; отсутствие Объекта в Схеме в случае, если в соответствии с настоящими Порядком и условиями размещение Объекта осуществляется в соответствии с такой Схемой.
Согласно пункту 4 Порядка в заявлении о выдаче разрешения на размещение объектов должны быть, в том числе указаны: цель использования земель или земельного участка (в качестве цели использования земельного участка указываются размещение и эксплуатация объектов); адресные ориентиры земель или земельного участка; кадастровый номер земельного участка - в случае, если планируется использование всего земельного участка или его части; срок использования земель или земельного участка (в пределах сроков размещения и эксплуатации объектов) с учетом установленного пунктом 8.1 настоящих Порядка и условий максимального срока использования земель или земельного участка для определенной в заявлении цели (целей) использования.
Разрешая спор, суды установили, что общество, обращаясь в администрацию с 48 заявлениями о выдаче разрешений на использование земельных участков на срок 10 лет, указало только на цели испрашиваемой территории: для размещения линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для которых не требуется разрешение на строительство.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 22.04.2020 (исх. N 1543) администрацией в адрес заявителя был направлен запрос о предоставлении дополнительных пояснений относительно необходимости увеличения трансформаторных подстанций при наличии сложившейся схемы электроснабжения, в отсутствие увеличения числа абонентов.
Учитывая положения Порядка, при обращении в орган местного самоуправления заявитель должен не только указать цель получения разрешения, но и обосновать действительную необходимость размещения объекта на планируемом земельном участке.
Между тем, суды установили, что обществом в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие наличие основания для выдачи разрешения на использование земельных участков; обоснований необходимости получения разрешения конкретными обстоятельствами, обоснований размещения указанных объектов.
Кроме того, обществом в администрацию не были представлены доказательства, подтверждающие доводы заявителя о росте количества заявок от потребителей на увеличение мощности в рамках подключения жилых домов с электроотопительными установками, а также подключения новых объектов городской инфраструктуры, магазинов, торговых центров и социальных объектов к сетям общества "ИЭС", в том числе, в связи с принятыми Президентом Российской Федерации указами об объявлении выходных дней с 30.03.2020 по 30.04.2020. Доказательств, подтверждающих обратное, обществом суду не представлено.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что заявитель не привел в соответствующих заявлениях обоснование размещения объектов на планируемых земельных участках, фактическая цель использования испрашиваемых земельных участков не предусмотрена положениями статей 39.33, 39.34 ЗК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2015 N 682-П, что исключает выдачу разрешений на использование земельных участков без предоставления и установления сервитута, суды пришли к правомерному выводу, что оспариваемые отказы ответчика, не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обоснованно отказали в признании их незаконными.
Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении настоящего спора суды правильно определили круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, полно и всесторонне оценили представленные в материалы дела доказательства, правильно определили законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку представленных доказательств и установление иных обстоятельств по делу. Однако полномочиями по переоценке доказательств и разрешению вопросов факта суд кассационной инстанции не наделен.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ для отмены либо изменения судебного акта, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.09.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2020 по делу N А72-6519/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основания для отказа в использовании земель или земельных участков перечислены в пункте 13 Порядка: в заявлении указана цель использования земель или земельных участков, не соответствующая размещению и эксплуатации Объектов; заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 - 5 настоящих Порядка и условий; размещение Объектов приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием; испрашиваемый земельный участок предоставлен физическому или юридическому лицу, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 39.36 ЗК РФ; выдача разрешения приведет к использованию земель или земельных участков в нарушение установленных федеральным законодательством ограничений по использованию земель, имеющих особый режим их использования (земли особо охраняемых природных территорий, земли лесного фонда и городских лесов и др.); в отношении земли или земельного участка, на территории которого частично или полностью находится земля или земельный участок, указанный в заявлении или в прилагаемой к заявлению схеме границ запрашиваемого участка, уполномоченным органом принято решение об использовании земель или земельных участков, о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; отсутствие Объекта в Схеме в случае, если в соответствии с настоящими Порядком и условиями размещение Объекта осуществляется в соответствии с такой Схемой.
...
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что заявитель не привел в соответствующих заявлениях обоснование размещения объектов на планируемых земельных участках, фактическая цель использования испрашиваемых земельных участков не предусмотрена положениями статей 39.33, 39.34 ЗК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2015 N 682-П, что исключает выдачу разрешений на использование земельных участков без предоставления и установления сервитута, суды пришли к правомерному выводу, что оспариваемые отказы ответчика, не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обоснованно отказали в признании их незаконными."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 февраля 2021 г. N Ф06-363/21 по делу N А72-6519/2020