г. Казань |
|
02 марта 2021 г. |
Дело N А65-11878/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Махмутовой Г.Н.,
при участии представителей:
ответчика - Мизиной А.Р. по доверенности от 29.12.2020 N 119/20-53, Каверова А.Н. по доверенности от 12.11.2020 N 119/20-324,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Электротехников"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.08.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2020
по делу N А65-11878/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Электротехников" (ОГРН 1081650020121, ИНН 1650186989) к акционерному обществу "Татэнерго" (ОГРН 1021603139690, ИНН 1657036630) об изменении договора теплоснабжения, с участием третьих лиц: Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (ОГРН 1021602858243; ИНН 1653015798), общества с ограниченной ответственностью "Челныводоканал" (ОГРН 1141650021534, ИНН 1650297657),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Электротехников" (далее - ООО "УК "Электротехников", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к акционерному обществу "Татэнерго" (далее - АО "Татэнерго", ответчик) с требованием изменить договор теплоснабжения от 24.04.2017 N 6542 Т путем исключения из договора объема тепловой энергии, предназначенной для предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, расположенным по адресу: г. Набережные Челны, ул. Нариманова, дом 40 (62/18).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан и общество с ограниченной ответственностью "Челныводоканал".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.08.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2020, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе истец просил принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и нарушение норм материального и процессуального права.
Ответчик в отзыве на кассационную жалобу, а также в судебном заседании через своих представителей просил вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу истца без удовлетворения.
Истец и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, между истцом и ответчиком был заключен договор теплоснабжения от 27.04.2017 N 6542Т (далее - договор), по условиям которого ответчик обязался подавать тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение, в том числе для нужд собственников и пользователей помещений в вышеуказанном многоквартирном доме.
Согласно протоколу от 15.01.2020 N 2 общим собранием собственников помещений в указанном многоквартирном доме принято решение о переходе на прямые договоры по отоплению и горячему водоснабжению.
В связи с изложенными обстоятельствами истец направил в адрес ответчика требования изменить условия договора путем исключения из договора объема тепловой энергии, предназначенной для предоставления собственникам и пользователям помещений в вышеуказанном многоквартирном доме.
Отказывая в удовлетворении требований истца, ответчик указал, что в указанном доме отсутствует централизованное горячее водоснабжение, приготовление воды осуществляется с использованием общего имущества (теплообменника), в связи с чем он подает в указанный дом только тепловую энергию и не может быть поставщиком коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций правомерно руководствовались положениями статей 421, 426, 445, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ), Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и обоснованно исходили из следующего.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом N 190-ФЗ.
Материалами дела установлено, что спорный жилой дом технологически не присоединен к централизованной системе горячего водоснабжения, а оснащен оборудованием для нагрева воды (теплообменника) путем использования тепла, поставляемого ответчиком.
При этом теплообменник самостоятельно тепловую энергию не производит, поступающая в теплообменник для подогрева вода греется с помощью подаваемого ответчиком теплоносителя (горячая вода). Иными словами, протекающая по закрытой системе горячая вода отдает тепловую энергию на нагрев воды в теплообменнике. При этом коммунальная услуга горячего водоснабжения представляет собой в спорном доме потребление воды из теплообменника. Объем же поставленного ответчиком в закрытой системе теплоносителя (воды) при технически исправной подаче не убывает, но потребляется тепловая энергия, доставленная водой как теплоносителем.
Таким образом, истец, как управляющая компания, оказывает владельцам помещений в МКД коммунальную услугу ГВС самостоятельно, используя для этого как общее имущество МКД, так и подаваемый ему ответчиком ресурс - тепловую энергию и подаваемую третьим лицом холодную воду. В данном случае коммунальная услуга (изготовление горячей воды) оказывается управляющей компанией, получающей два коммунальных ресурса от разных организаций (ответчика и третьего лица).
Пунктом 54 Правил N 354, установлено, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20 (1) Приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду и произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс.
В силу пункта 54 Правил N 354, в случае, когда для производства коммунального ресурса (горячей воды), приготовляемого исполнителем коммунальной услуги самостоятельно на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, с использованием других коммунальных ресурсов (тепловой энергии, холодной воды), расчет исполнителя коммунальной услуги с соответствующими ресурсоснабжающими организациями должен осуществляться исходя из объема тепловой энергии и холодной воды, использованных исполнителем при производстве горячей воды.
В случае, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, жилищное законодательство не содержит прямого указания на возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации, объем подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с разделом IV Приложения N 2 к Правилам N 354.
Согласно разделу IV Приложения N 2 к Правилам N 354 при приготовлении коммунальных услуг на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, одна часть приобретаемой исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации тепловой энергии используется для производства тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, а другая часть - на подогрев горячей воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Следовательно, если ресурсоснабжающая организация взыскивает плату только за тепловую энергию, используемую для предоставления коммунальной услуги по отоплению (формула 18 Приложения N 2 к Правилам N 354) либо только за тепловую энергию, используемую на подогрев воды (формулы 20, 20.1 Приложения N 2 к Правилам N 354), соответствующие объемы тепловой энергии подлежат отдельному определению.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствует об ошибочности доводов истца о том, что тепловая энергия, потребляемая на нагрев воды, должна приобретаться по прямым договорам теплоснабжения, заключаемым ответчиком с собственниками помещений многоквартирного дома.
В такой ситуации исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению является управляющая компания. Вопреки доводам истца собственникам помещений в спорном МКД доступна именно коммунальная услуга горячего водоснабжения.
Под коммунальными ресурсами Правила N 354 понимают холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ, тепловую энергию, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из изложенного, истец должен приобретать у ответчика тепловую энергию для нагрева воды в теплообменнике для оказания соответствующей коммунальной услуги.
Согласно пункту 4 Правил N 354 потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: а) холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам; б) горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования); в) водоотведение; д) газоснабжение, е) отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание надлежащей температуры воздуха в помещениях (либо продажа твердого топлива при наличии печного отопления); ж) обращение с твердыми коммунальными отходами (транспортирование, обезвреживание, захоронение).
Таким образом, управляющая компания должна заключать с собственниками помещений в МКД именно договор на оказание коммунальной услуги по горячему водоснабжению, то есть самостоятельно приобретать два вида ресурсов.
Доводы истца со ссылкой на пункт 55 Правил N 354 несостоятельны, поскольку касаются случаев, когда нагревательное оборудование установлено непосредственно в жилом помещении. Так, буквально указанный пункт закрепляет следующее: "При отсутствии централизованного горячего водоснабжения и использовании для обеспечения потребности в горячем водоснабжении нагревательного оборудования, установленного в жилом помещении, плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению не взимается. В этом случае объем холодной воды, а также электрической энергии, газа, тепловой энергии, используемых для подогрева холодной воды, оплачивается потребителем в составе платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению и теплоснабжению".
В силу пункта 8 статьи 13 Федерального закона N 416-ФЗ договоры горячего водоснабжения заключаются в соответствии с типовым договором горячего водоснабжения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 643. Предмет такого договора согласно пункту 1 сформулирован следующим образом: "Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенном договором, а абонент обязуется оплачивать принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность приборов учета (узлов учета) и оборудования, связанного с потреблением горячей воды".
Следовательно, договоры водоснабжения заключаются в отношении такого потребляемого (невозвратного) ресурса как горячая вода, при одновременном наличии у РСО технической возможности как поставки воды на соответствующие цели, так и поставки тепловой энергии, используемой для нагрева воды. Возможность заключения такого договора обеспечивается установлением ресурсоснабжающей организации двухставочного тарифа.
Статья 2 Федерального закона N 190-ФЗ определяет теплоснабжение как обеспечение потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.
Исходя из изложенного, в отношении спорного многоквартирного дома, технологически не присоединенного к централизованной системе горячего водоснабжения, но оснащенного оборудованием для нагрева воды путем использования тепла, поставляемого ответчиком, между истцом и ответчиком должен быть заключен договор на теплоснабжение.
В указанном случае для приготовления горячей воды управляющей компанией по соответствующему договору коммунальные ресурсы приобретаются у ресурсоснабжающих организаций (тепловая энергия и холодная вода).
Поскольку ресурсоснабжающая организация не является поставщиком горячей воды, то собственниками (пользователями) жилых помещений в многоквартирном доме с нецентрализованным горячим водоснабжением не могут быть заключены прямые договоры на предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Такие коммунальные услуги, как "ГВС тепловая энергия", "тепловая энергия на ГВС" "ГВС подогрев", жилищным законодательством не предусмотрены.
В данном случае конечным продуктом, который должен быть доставлен до каждого потребителя (до каждой квартиры), является горячая вода, а не тепловая энергия, являющаяся лишь одним из компонентов для производства конечного продукта. Готовый продукт - коммунальную услугу "горячая вода" в силу особенностей системы горячего водоснабжения жилого дома в рамках рассматриваемого спора АО "Татэнерго" поставить не может.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций приняли законные и обоснованные решение и постановление по делу, полно и всесторонне исследовав и оценив представленные доказательства, установив имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применив нормы права.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, фактически направлены на переоценку установленных судами предыдущих инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не влияют на законность принятых судебных актов.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.08.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2020 по делу N А65-11878/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Электротехников" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
С.А. Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 8 статьи 13 Федерального закона N 416-ФЗ договоры горячего водоснабжения заключаются в соответствии с типовым договором горячего водоснабжения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 643. Предмет такого договора согласно пункту 1 сформулирован следующим образом: "Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенном договором, а абонент обязуется оплачивать принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность приборов учета (узлов учета) и оборудования, связанного с потреблением горячей воды".
...
Статья 2 Федерального закона N 190-ФЗ определяет теплоснабжение как обеспечение потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.
...
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 марта 2021 г. N Ф06-70399/20 по делу N А65-11878/2020