г. Казань |
|
11 марта 2021 г. |
Дело N А55-4031/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Хакимова И.А., Хабибуллина Л.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства управления финансами Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.08.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2020
по делу N А55-4031/2020
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (Управления Роспотребнадзора по Самарской области), город Самара, к Министерству управления финансами Самарской области, город Самара, о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (далее - управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству управления финансами Самарской области (далее - министерство) о признании незаконным отказ, изложенного в письме N МФ-1307/2430 от 04.12.2019, в принятии к исполнению постановлений о назначении административных наказаний, и обязать министерство принять и осуществить действия по исполнению постановлений о назначении административных наказаний (N 16-05/30 от 12.03.2019 г., 16-05/73 от 02.04.2019 г., 16-05/31 от 12.03.2019 г., 16-05/163 от 21.05.2019 г., 16-05/63 от 02.04.2019 г., 16-05/36 от 12.03.2019 г., 16-05/133 от 30.04.2019 г., 16-05/132 от 30.04.2019 г., 16-05/24 от 05.03.2019 г., 5-370 от 27.06.2019 г., 5-371 от 27.06.2019 г., 5-369 от 27.06.2019 г.).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.08.2020 заявленные требования удовлетворены полностью.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2020 решение Арбитражного суда Самарской области от 13.08.2020 оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с указанными судебными актами и обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по основаниям, указанным в жалобе.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия указанных лиц.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, приходит к нижеследующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Министерством управления финансами Самарской области письмом от 04.12.2019 N МФ-1307/2430 было отказано территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Самарской области в городе Новокуйбышевске в принятии к исполнению постановлений о назначении административных наказаний, вынесенных в отношении бюджетных учреждений Самарской области.
Возвращая указанные постановлении без исполнения, министерство мотивировало отказ ссылкой на часть 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", письмо Министерства финансов РФ от 23.04.2009 N 08-04-05/654, поскольку постановления не подлежат исполнению министерством, так как обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется только на основании двух видов исполнительных документов - исполнительного листа и судебного приказа.
Территориальным отделом Управления в г. Новокуйбышевске в отношении бюджетных учреждений Самарской области были вынесены постановления о назначении административных наказаний, а именно: в отношении ГБОУ СОШ им. Героя Советского Союза A.M. Вьюшкова по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ (постановление N 16-05/30 от 12.03.2019 г.); ГБОУ НШ по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ (постановление N 16-05/73 от 02.04.2019 г.); ГБОУ СОШ им. Героя Советского Союза A.M. Вьюшкова по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ (постановление N 1 6-05/31 от 12.03.2019 г.); ГБОУ СОШ Чапаевский по ч.1 ст. 6.7 КоАП РФ (постановление N 16-05/163 от 21.05.2019 г.); ГБОУ ООШ п. Михеевка по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ (постановление N 16-05/63 от 02.04.2019 г.); ГБОУ СОШ им. Героя Советского Союза И.И. Буцыкова по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ (постановление N 16-05/36 от 12.03.2019 г.); ГБОУ СОШ по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ (постановление N 16-05/133 от 30.04.2019 г.); ГБОУ СОШ по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ (постановление N 16-05/132 от 30.04.2019 г.); ГБОУ СОШ по ч.1 ст. 6.7 КоАП РФ (постановление N 16-05/24 от 05.03.2019 г.).
В связи с неисполнением бюджетными учреждениями в добровольном порядке указанных постановлений, территориальный отдел Управления в г. Новокуйбышевске на основании ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ направил в министерство заявления от 22.11.2019 г. N 63-01-16/16-1500-2019, 63-01-16/16-1499-2019, 63-00-16/16-1501-2019, 63-01-16/16-1493- 2019, 63-01-16/16-1494-2019, 63-01-16/16-1495-2019, 63-01-16/16-1496-2019, 63-01-16/16- 1497-2019, 63-01-16/16-1498-2019, об исполнении указанных постановлений.
Кроме того, в отношении бюджетных учреждений ГБОУ СОШ им. Героя Советского Союза A.M. Вьюшкова, ГБОУ СОШ Самарской области территориальным отделом Управления в г. Новокуйбышевске были составлены протоколы об административных правонарушениях по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ за неуплату административного штрафа в срок, по результатам рассмотрения которых, указанные бюджетные учреждения были привлечены судом к административной ответственности (постановления N 5-369 от 27.06.2019 г., N 5-371 от 27.06.2019 г., N 5-370 от 27.06.2019 г.).
Указанные постановления также были направлены для исполнения в министерство от 22.11.2019 г. N 63-01-16/16-1490-2019, 63-01-16/16-1491-2019, 63-01-16/16-1492-2019.
Письмом N МФ-1307/2430 от 04.12.2019 г. министерства вышеуказанные постановления были возвращены без исполнения со ссылкой на то, что постановления о назначении административных наказаний не относятся к исполнительным документам.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения управлением в суд с рассматриваемым заявлением.
В обоснование своей позиции министерство указало, что предъявленные к исполнению постановления об административных правонарушениях не относятся к исполнительным документам, исчерпывающий перечень которых установлен пунктом 1 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, регламентирующего обращения взыскания на средства бюджетных учреждений. В рамках указанного закона исполняются исключительно исполнительные листы, судебные приказы, а также решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов.
Полномочиями по исполнению постановлений о наложении административных штрафов министерство не обладает. Данная позиция изложена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 23.04.2009 N 08-04-05/654.
При принятии судебных актов, суды предыдущих инстанций пришли к выводу, что оспариваемый отказ, оформленный письмом от 04.12.2019 N МФ1307/2430, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, при этом правомерно руководствовались следующим.
Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Статьей 239 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) установлен иммунитет бюджетов бюджетной системы РФ, представляющий собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебных актов, за исключением определенных в этой норме случаев. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Кодекса.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ производится в соответствии с данным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте РФ, а также в соответствии с установленными законодательством РФ требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 БК РФ), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является, в том числе непредставление какого-либо из документов, указанных в пункте 2 данной статьи.
По правилу части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 данной статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 названного Кодекса.
Частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ предусмотрен бесспорный порядок исполнения постановлений административного органа о наложении административного штрафа.
В силу статьи 7 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ) в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 данного закона.
Согласно пункту 6 статьи 12 Закона об исполнительном производстве акты органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях являются исполнительными документами.
Положения главы 23 КоАП РФ закрепляют правило о том, что наложение административных взысканий относится не только к полномочиям судов, но и административных органов.
При этом пункт 5 статьи 32.2 КоАП РФ предусматривает бесспорный порядок исполнения решений административных органов, а статья 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229- ФЗ относит постановления административных органов к исполнительным документам.
С учетом изложенного, суды пришли к верному выводу о том, что постановление административного органа относится к числу исполнительных документов, подлежащих исполнению органами казначейства в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ и статьи 239 БК РФ.
Поскольку вышеуказанные образовательные учреждения являются бюджетным учреждениями, финансирование деятельности которых осуществляется за счет бюджетных средств через лицевые счета, открытые в министерстве, судами сделан правильный вывод, что отказ последнего от исполнения постановлений о назначении административных наказаний, является незаконным, нарушающим экономические интересы управления как администратора доходов федерального бюджета от поступления денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ.
Предъявляя постановления о привлечении к административной ответственности, заявитель преследует цель их фактического исполнения. Указанные постановления в силу Федерального закона "Об исполнительном производстве" носят характер исполнительного документа.
Однако, с учетом специального статуса нарушителей как бюджетных учреждений, не имеющих счетов в банках и иных кредитных организациях, указанные постановления могут быть исполнены только путем предъявления в органы Федерального казначейства.
Указанная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.05.2015 N 309-КГ15-3867.
Довод министерства о том, что вышеуказанные постановления добровольно исполнены, был рассмотрен судами и обоснованно отклонен, поскольку указанные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о соответствии закону оспариваемого отказа министерства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.05.2015 N 309-КГ15-3867).
Учитывая данные обстоятельства, суды пришли к верному выводу о наличии совокупности обстоятельств для признания оспариваемого отказа министерства незаконным. В качестве восстановительной меры суды правильно посчитали необходимым обязать министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов управления путем принятия и осуществления действия по исполнению постановлений о назначении административных наказаний, указанных в заявлении, вступивших в законную силу.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы министерства, не опровергают обстоятельств, установленных судами предыдущих инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств в кассационной инстанции недопустима в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 13.08.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2020 по делу N А55-4031/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
И.А. Хакимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положения главы 23 КоАП РФ закрепляют правило о том, что наложение административных взысканий относится не только к полномочиям судов, но и административных органов.
При этом пункт 5 статьи 32.2 КоАП РФ предусматривает бесспорный порядок исполнения решений административных органов, а статья 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229- ФЗ относит постановления административных органов к исполнительным документам.
С учетом изложенного, суды пришли к верному выводу о том, что постановление административного органа относится к числу исполнительных документов, подлежащих исполнению органами казначейства в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ и статьи 239 БК РФ.
...
Предъявляя постановления о привлечении к административной ответственности, заявитель преследует цель их фактического исполнения. Указанные постановления в силу Федерального закона "Об исполнительном производстве" носят характер исполнительного документа.
Однако, с учетом специального статуса нарушителей как бюджетных учреждений, не имеющих счетов в банках и иных кредитных организациях, указанные постановления могут быть исполнены только путем предъявления в органы Федерального казначейства.
Указанная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.05.2015 N 309-КГ15-3867.
Довод министерства о том, что вышеуказанные постановления добровольно исполнены, был рассмотрен судами и обоснованно отклонен, поскольку указанные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о соответствии закону оспариваемого отказа министерства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.05.2015 N 309-КГ15-3867)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 марта 2021 г. N Ф06-265/21 по делу N А55-4031/2020