г. Казань |
|
19 марта 2021 г. |
Дело N А55-13117/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закирова И.Ш.,
судей Мосунова С.В., Кормакова Г.А.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью Мясокомбинат "ЛАДА" - Вагапова Р.Ф. доверенность от 12.05.2020,
от Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области - Комкова И.Т. доверенность от 03.09.2020,
от Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - Комкова И.Т.. доверенность от 17.09.2020,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Мясокомбинат "ЛАДА"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.09.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020
по делу N А55-13117/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Мясокомбинат "ЛАДА" о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области от 26.02.2020 N 04-13/711 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Мясокомбинат "ЛАДА" (далее - ООО Мясокомбинат "ЛАДА", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области от 26.02.2020 N 04-13/711 (далее - Инспекция, налоговый орган) о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.09.2020 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить.
По мнению заявителя жалобы, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела; судами не дана оценка обстоятельствам занятости спорных сотрудников на рабочих местах, отнесенных заявителем к новым в рамках реализации инвестиционного проекта; выводы судов противоречивы; судебные акты затрагивают права третьих лиц.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит оставить вынесенные судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной ООО Мясокомбинат "ЛАДА" налоговой декларации по страховым взносам за 2018 год налоговым органом 26.02.2020 вынесено решение N 04-13/711, согласно которому заявителю доначислены страховые взносы в размере 4 089 724,42 рублей, начислены пени в размере 564 881,56 рублей. Заявитель привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 817 945 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Самарской области от 30.04.2020 N 03-15/14962@ апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, а оспариваемое решение без изменения.
ООО Мясокомбинат "ЛАДА", полагая, что решения налоговых органов нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды при рассмотрении дела не установили оснований для признания оспариваемого решения недействительным.
Суд кассационной инстанции признает выводы судов законными, обоснованными, сделанными при правильном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 425 НК РФ тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой. Размеры тарифов страховых взносов установлены пунктом 2 статьи 425 НК РФ.
Таким образом, заявитель в силу приведенных положений Кодекса является плательщиком страховых взносов и обязано отдельно в отношении каждого физического лица исчислять и уплатить страховые взносы и вправе согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Для плательщиков, указанных в подпунктах 11 - 14 пункта 1 настоящей статьи, тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 6,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,5 процента, на обязательное медицинское страхование - 0,1 процента (подпункт 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ.
Пониженные тарифы страховых взносов, установленные пунктом 2 настоящей статьи, применяются плательщиками, указанными в пункте 1 настоящей статьи, при выполнении условий, предусмотренных пунктами 4 - 12 настоящей статьи (пункт 3 статьи 427 НК РФ).
Основанием для вынесения оспариваемого решения, явились выводы налогового органа о том, что заявителем в нарушение статьи 427 НК РФ исчислены страховые взносы по пониженным тарифам за 2018 год в отношении физических лиц (сотрудников), с которыми ООО Мясокомбинат "ЛАДА" заключены трудовые договоры до внесения сведений о заявителе в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития.
Правовой режим территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) в Российской Федерации, меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях определены Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Закон о ТОСЭР), согласно пункту 3 статьи 2 которого территорией опережающего социально-экономического развития является часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов, на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
На ТОСЭР предоставляется особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, который включает в себя особенности регулирования отдельных отношений, связанных с функционированием ТОСЭР; особенности налогообложения резидентов ТОСЭР, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; освобождение в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований резидентов территории опережающего социально-экономического развития от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога; иные предусмотренные данным федеральным законом и другими федеральными законами особые условия осуществления деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.
На основании анализа норм пунктов 2, 4 статьи 5, пункта 10.1 статьи 427 НК РФ, Закона N 300-ФЗ, Закона о ТОСЭР, Соглашения, заключенного между Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, администрацией городского округа г. Тольятти и ООО Мясокомбинат "ЛАДА" об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития "Тольятти", суды поддержали позицию инспекции о том, что заявитель, получивший статус резидента до 03.08.2018, обязан после вступления в силу Закона N 300-ФЗ (с 03.03.2018) применять пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении выплат, начисляемых работающим только по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР.
Под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом территории опережающего социально-экономического развития. При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом территории опережающего социально-экономического развития, и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности. Указанные положения применяются с 03.08.2018.
Заявителем не представлены доказательства ни в ходе проверке, ни в ходе судебного разбирательства выполнения спорными работниками трудовых обязанностей исключительно в рамках исполнения Соглашения об осуществлении деятельности участника ТОСЭР, а также доказательств документального закрепления заявителем на этапе заключения соглашения об осуществлении деятельности перечня спорных рабочих мест.
Таким образом, обществом не представлено в материалы дела доказательств отнесения спорных рабочих мест в количестве 107 единиц к новым рабочим местам.
Правомерность применения пониженных тарифов в отношении данных 346,5 рабочих мест не оспаривается.
В кассационной жалобе ООО "Мясокомбинат "ЛАДА" указывает, что судами первой и апелляционной инстанций необоснованно оставлены без внимания показания работников, а также тот факт, что спорные сотрудники заняты на новых рабочих местах. При этом, как указано ООО "Мясокомбинат "ЛАДА" произведенные заявителем изменения организационных и технологических условий груда неразрывно связаны с созданием новых условий осуществления трудовых функций с постановкой перед персоналом новых задач и обязанностей.
Данный довод заявлен ранее в судах, был предметом их рассмотрения и отклонен на основании предоставленного обществом сведений из штатного расписания, а также показаний самого заявителя, указавшего, что рабочие места, созданные до вступления общества в ТОСЭР, являются старыми, они были упразднены и исключены из штата предприятия, так как по функциональным признакам не соответствовали направлениям новой модернизированной программе развития предприятия.
На основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств, суды признали обоснованным вывод налогового органа о нарушении ООО Мясокомбинат "ЛАДА" пункта 10.1 статьи 427 НК РФ, в виде неправомерного применения пониженных тарифов по страховым взносам за 2018 год, является правомерным и обоснованным.
Совокупность условий, при наличии которых оспариваемое ООО Мясокомбинат "ЛАДА" решение Инспекции от 26.02.2020 N 04-13/711 подлежит признанию судом недействительным, в данном случае отсутствует.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела с учетом оценки представленных документов, суды пришли к правильному выводу, что решение N 04-13/711 о привлечении ООО Мясокомбинат "ЛАДА" к ответственности за совершение налогового правонарушения не противоречащим закону и иным правовым актам, что в силу статей 198, 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании его незаконным.
Довод заявителя кассационной жалобы относительно нарушения судебными актами права третьих лиц также не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку общество не указало, какие именно законные права и чьи интересы нарушены принятыми судебными актами.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на конкретные судебные акты не подтверждают отсутствия единообразной практики, поскольку они приняты по обстоятельствам, не являющимся тождественными по настоящему спору.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования нижестоящих судов, оценены ими и обоснованно отклонены с приведением соответствующих доводов в мотивировочной части обжалуемых судебных актов, а потому подлежат отклонению, поскольку по существу выражают несогласие заявителя жалобы с произведенной судебными инстанциями оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может быть положено в основу отмены принятых по делу судебных актов по результатам кассационного производства.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценить выводы судебных инстанций, основанные на представленных в материалы дела доказательствах, переоценивать данные доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций (статьи 286, 287 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15.09.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020 по делу N А55-13117/2020 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании анализа норм пунктов 2, 4 статьи 5, пункта 10.1 статьи 427 НК РФ, Закона N 300-ФЗ, Закона о ТОСЭР, Соглашения, заключенного между Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, администрацией городского округа г. Тольятти и ООО Мясокомбинат "ЛАДА" об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития "Тольятти", суды поддержали позицию инспекции о том, что заявитель, получивший статус резидента до 03.08.2018, обязан после вступления в силу Закона N 300-ФЗ (с 03.03.2018) применять пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении выплат, начисляемых работающим только по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР.
...
На основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств, суды признали обоснованным вывод налогового органа о нарушении ООО Мясокомбинат "ЛАДА" пункта 10.1 статьи 427 НК РФ, в виде неправомерного применения пониженных тарифов по страховым взносам за 2018 год, является правомерным и обоснованным."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 марта 2021 г. N Ф06-1915/21 по делу N А55-13117/2020
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10871/2021
31.08.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13316/2021
19.03.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1915/2021
14.12.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15522/20
15.09.2020 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-13117/20