г. Казань |
|
24 марта 2021 г. |
Дело N А06-7449/2020 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе судьи Закировой И.Ш.
рассмотрев без вызова сторон рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Астраханский порт"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 27.10.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020
по делу N А06-7449/2020
по заявлению публичного акционерного общества "Астраханский порт" о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной ИФНС России N 5 по Астраханской области от 21.07.2020 N30232018401023420004 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось публичное акционерное общество "Астраханский порт" (далее - ПАО "Астраханский порт", общество заявитель) с заявлением о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Астраханской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 5 по Астраханской области, инспекция, налоговый орган, административный орган) от 21.07.2020 N 30232018410234200004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам статей 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 27.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ПАО "Астраханский порт" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не произведена оценка доказательств с точки зрения законности их получения административным органом. Кроме того, общество считает, что в законе нет прямой обязанности работодателя по выплате заработной платы работнику, включая иностранному, исключительно в безналичной форме.
Кассационная жалоба, по делам рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ, пунктом 55 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и представленных возражений на нее, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из судебных актов, постановлением Межрайонной ИФНС России N 5 по Астраханской области от 21.07.2020 N 30232018410234200004 ПАО "Астраханский порт" к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 23 400 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что в нарушение Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) общество осуществляло расчеты в наличной форме (выплата заработной платы) с нерезидентами (иностранными работниками) в валюте Российской Федерации, минуя счета, открытые в уполномоченном банке, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами суда апелляционной инстанции в силу следующего.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона о валютном регулировании, в соответствии с частью 2 которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же частью 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании.
Возможность осуществления такой валютной операции как выдача резидентом нерезиденту (физическому лицу) наличных денежных средств в валюте Российской Федерации по трудовому договору, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена; в перечень исключений такая выплата не входит.
Как установлено судами, ПАО "Астраханский Порт" заключило трудовой договор от 21.04.2017 (договор расторгнут 19.04.2018), от 20.04.2018 N б/н (договор расторгнут 04.03.2019, приказ о прекращении (расторжение трудового договора) N 11 от 04.03.2019) с Амузаде Зиябари Маджид Мохаммадом гражданин Ирана, дата рождения 05.07.1976, нац. паспорт: Z96270028, выдан: г. Актау 18.01.2017, который был принят на должность директора дирекции. Коллективный договор не заключался. Вид на жительство или разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации не выдавалось.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что ПАО "Астраханский порт" производило выплату заработной платы своему работнику - иностранному гражданину (нерезиденту) Амузаде Зиябари Маджиду Мохаммаду наличными денежными средствами, а именно, по платёжной ведомости от 25.07.2018 N 00000000236 из кассы организации в наличной форме указанному гражданину выплачена заработная плата за июнь 2018 года в сумме 31 200 рублей.
Следовательно, как верно указали суды, в данном случае выплаты обществом заработной платы за июнь 2018 года в виде выдачи наличных денежных средств, в валюте Российской Федерации являются незаконными валютными операциями, осуществленными с нарушением требований валютного законодательства Российской Федерации, образуют события административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности исполнения обществом требований указанных выше норм права в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах в действиях общества усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
ПАО "Астраханский порт" настаивает на своей позиции, указывая, что в рассматриваемом случае правоотношения по выплате заработной платы не могут быть отнесены к валютным операциям и регулируются положениями трудового законодательства, предусматривающими обязанность работодателя выплатить заработную плату работнику. При этом действующим законодательством не установлена обязанность физического лица - нерезидента открывать такие счета для получения заработной платы от юридического лица - резидента.
Данный довод был предметом рассмотрения, как в суде первой, так и в суде апелляционной инстанции и отклонен, как основанный на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с положениями ТК РФ, на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
В силу части первой статьи 131 ТК РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).
Согласно части 3 статьи 136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ открытие банковского счета (банковского вклада) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках является правом, а не обязанностью нерезидента.
Заключая с иностранным гражданином трудовые договоры и выплачивая ему заработную плату наличными денежными средствами, общество осознанно приняло на себя все риски, связанные с использованием труда наемных работников-нерезидентов, не имеющих открытых счетов в банке. При этом с целью обеспечения выполнения требований валютного законодательства заявитель имел возможность самостоятельно с учетом согласия работников-нерезидентов открыть на их имена соответствующие банковские счета.
Положения статьи 14 Закона о валютном регулировании не содержат противоречий и неясностей, не вызывают сомнений в их применении, которые могли бы быть квалифицированы как неустранимые и истолкованы в пользу заявителя.
Как указали суды, поскольку в рассматриваемом случае работник является гражданином иностранного государства - нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Федерального закона N 173-ФЗ, и локальные нормативные акты общества (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям указанного закона.
Довод ПАО "Астраханский порт" о незаконности проведенной Инспекцией проверки, вследствие чего все полученные в ходе данной проверки доказательства являются незаконными и недопустимыми, также рассмотрен судами и ему дана надлежащая оценка.
Как указывает заявитель, проверка проведена налоговым органом с нарушением Административного регламента осуществления Федеральной налоговой службой контроля и надзора за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам)", утвержденного приказом Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418с (далее - Административный регламент).
Часть 1 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ устанавливает право органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации: проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для предоставления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
В рассматриваемом случае, проверка соблюдения ПАО "Астраханский порт" валютного законодательства проводилась на основании поручения заместителя начальника инспекции от 06.02.2020 N 02320200001002 и в пределах полномочий, установленных статьёй 23 Закона о валютном регулировании.
Из материалов дела следует, что в целях осуществления своих полномочий по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями в пределах своей компетенции Межрайонной ИФНС России N 5 по Астраханской области в адрес ПАО "Астраханский порт" направлялись запросы о предоставлении документов и информации в отношении работников - иностранных граждан за период осуществления трудовой деятельности, а также запрос в адрес УМВД России по Астраханской области о предоставлении информации о выдаче иностранным физическим лицам, являющимся работниками ПАО "Астраханский порт", вида на жительство или разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.
В соответствии с полученной информацией, на основании поручения заместителя начальника Межрайонной ИФНС России N 5 по Астраханской области Богдановой А.А. от 06.02.2020 N 302320200001002 проведена документарная проверка соблюдения ПАО "Астраханский порт" валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Результаты проверки отражены в справке от 06.02.2020 N 302320200001005 о проведённой проверке соблюдения валютного законодательства и акте от 13.02.2020 N 302320200001006 проверки соблюдения валютного законодательства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля.
ПАО "Астраханский порт" не воспользовалось предоставленным ему правом на ознакомление с актом проведенной проверки.
В связи с выявлением нарушений валютного законодательства Российской Федерации налоговым органом ПАО "Астраханский порт" выдано представление от 21.07.2020 N 30232018410234200005.
02.07.2020 должностным лицом налогового органа составлен протокол N 30232018410234200002 об административном правонарушении по факту совершения ПАО "Астраханский порт" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
На составление протокола об административном правонарушении представитель общества не явился. О месте и времени составления протокола общество извещено надлежащим образом путём направления уведомления от 02.06.2020 N 08-44/11294, полученного им 08.06.2020.
02.07.2020 налоговым органом вынесено определение N 30232018410234200003 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 21.07.2020 на 13:05.
Указанное определение вместе с протоколом получено обществом 03 и 07.07.2020, что подтверждено сведениями о вручении почтового отправления и о получении электронного документа.
21.07.2020 административным органом вынесено постановление N 30232018410234200004 о привлечении ПАО "Астраханский порт" к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 23 400 рублей.
Таким образом, суды признали, что процедура привлечения к административной ответственности не нарушена, срок давности привлечения к ответственности соблюден, размер назначенного штрафа соответствует санкции нормы части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана правильная оценка, судами не допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, оснований для пересмотра в порядке кассационного производства обжалуемых судебных актов, установленных в части 3 статьи 288.2 АПК РФ, судом округа не установлено.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судебная коллегия обращает внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 291.1 АПК РФ постановления арбитражных судов округов, которыми не были отменены судебные приказы, отменены или изменены судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, не подлежат обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 27.10.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 по делу N А06-7449/2020 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"02.07.2020 должностным лицом налогового органа составлен протокол N 30232018410234200002 об административном правонарушении по факту совершения ПАО "Астраханский порт" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
...
02.07.2020 налоговым органом вынесено определение N 30232018410234200003 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 21.07.2020 на 13:05.
Указанное определение вместе с протоколом получено обществом 03 и 07.07.2020, что подтверждено сведениями о вручении почтового отправления и о получении электронного документа.
21.07.2020 административным органом вынесено постановление N 30232018410234200004 о привлечении ПАО "Астраханский порт" к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 23 400 рублей.
Таким образом, суды признали, что процедура привлечения к административной ответственности не нарушена, срок давности привлечения к ответственности соблюден, размер назначенного штрафа соответствует санкции нормы части 1 статьи 15.25 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 марта 2021 г. N Ф06-2059/21 по делу N А06-7449/2020