г. Казань |
|
23 марта 2021 г. |
Дело N А57-30078/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Топорова А.В.,
судей Желаевой М.З., Гильмановой Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Бургановым Б.Р.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Ушанова Александра Сергеевича - Шилина Д.В. по доверенности,
от муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовгорэлектротранс" - Ермошиной Е.А. по доверенности от 12.02.2021,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовгорэлектротранс"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.09.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020
по делу N А57-30078/2019
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Ушанова Александра Сергеевича (ИНН: 643203194260, ОГРНИП: 304643232200018) к муниципальному унитарному производственному предприятию "Саратовгорэлектротранс" (ИНН: 6452016487, ОГРН: 1026402671228) третьи лица: муниципальное казенное учреждение "Транспортное управление", Министерство социального развития Саратовской области, государственное казенное учреждение Саратовской области "Комитет социальной поддержки населения г. Саратова", ГКУ СО "ЦКЗСН Саратовской области" о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель Ушанов Александр Сергеевич (далее - ИП Ушанов А.С., истец) к муниципальному унитарному производственному предприятию "Саратовгорэлектротранс" (далее - МУПП "СГЭТ", ответчик) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании задолженности по возмещению выпадающих доходов, связанных с перевозкой льготных категорий пассажиров транспортом общего пользования, в размере 5 704 228 руб. за период с 30.12.2014 по 07.04.2019, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1 776 199,26 руб. за период с 01.01.2016 по 19.08.2020, а с 20.08.2020 процентов до фактического погашения долга.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18.09.2020 исковые требования удовлетворены.
Суд, установив факты заключения договоров, осуществления истцом пассажирских перевозок, в том числе льготной категории пассажиров, получения ответчиком, фактически не осуществлявшим перевозку граждан за счет средств соответствующего бюджета субсидий счел обоснованными исковые требования. Факт имеющейся задолженности установлен материалами дела.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020 решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.09.2020 оставлено без изменения. Апелляционный суд согласился с выводами сделанными судом первой инстанции.
Муниципальное унитарное производственное предприятие "Саратовгорэлектротранс", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению заявителя, суды не учли все значимые обстоятельства для принятого законного решения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, и ходатайство о назначении повторной судебной экспертизы Представитель истца отклонил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Муниципальным унитарным производственным предприятием "Саратовгорэлектротранс" заявлено и поддержано в судебном заседании ходатайство о проведении повторной судебной экспертизы.
Судом кассационной инстанции отказано в удовлетворении заявленного ходатайства на основании статей 82, 87, 284, 286 АПК РФ, поскольку судом кассационной инстанции проверяется правильность применения судами норм материального и процессуального права, проверяется, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Судом округа не исследуются дополнительно представленные доказательства и не устанавливаются обстоятельства дела.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между МУПП "СГЭТ" и ИП Ушановым А.С. были заключены: договор N 788 от 01 октября 2012 года на возмещение выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан по социальным месячным проездным билетам и учащихся по льготным (месячным) проездным билетам; договор N 877 от 30 декабря 2015 года на транспортное обслуживание организаций и индивидуальных предпринимателей на городских маршрутах; договор N 49 от 30 июня 2016 года на транспортное обслуживание организаций и индивидуальных предпринимателей на городских маршрутах; договор N 25 от 31 марта 2016 года на транспортное обслуживание организаций и индивидуальных предпринимателей на городских маршрутах; договор N 49 от 30 июня 2016 года на транспортное обслуживание организаций и индивидуальных предпринимателей на городских маршрутах; договор N 72 от 30 сентября 2016 года на транспортное обслуживание организаций и индивидуальных предпринимателей на городских маршрутах; договор N 59 от 29 сентября 2017 года на комплексное транспортное обслуживание транспортных средств и водительского состава организаций и индивидуальных предпринимателей; договор на комплексное транспортное обслуживание транспортных средств и водительского состава организаций и индивидуальных предпринимателей; договор N 39 от 30 июня 2017 года на комплексное транспортное обслуживание транспортных средств и водительского состава организаций и индивидуальных предпринимателей; договор N 97 от 29 декабря 2016 года на транспортное обслуживание организаций и индивидуальных предпринимателей на городских маршрутах; договор N 15/2018 от 08 декабря 2017 года на комплексное транспортное обслуживание транспортных средств и водительского состава организаций и индивидуальных предпринимателей; договор N 14 от 15 марта 2018 года на комплексное транспортное обслуживание транспортных средств и водительского состава организаций и индивидуальных предпринимателей.
Предметом вышеуказанных договоров является осуществление расходов на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению перевозки льготных категорий граждан по единым социальным проездным билетам на автобусах городского сообщения по маршруту N 90, а также транспортное обслуживание транспортных средств и водительского состава, осуществляющего данную транспортную работу.
В соответствии с пунктом 2.1 договоров ИП Ушанов А.С. осуществляет перевозки льготных категорий граждан транспортными средствами на соответствующих регулярных маршрутах городского сообщения по предъявлению единого социального проездного билета.
Из условий вышеуказанных договоров следует, что МУПП "СГЭТ" (Предприятие) осуществляет сбор отчетов от ИП Ушанова А.С. (Исполнителя) о выполненной транспортной работе, а также осуществляет мероприятия по инкассации, обработке, пересчету и сдаче отрывных талонов от единых социальных проездных билетов. Сумма расходов Предприятия на обработку 1 талона, согласно смете расходов, составляет 0,35 рублей (35 копеек).
В соответствии с пунктом 2.1.2 договоров Предприятие на основании отчета о результатах проверки отрывных талонов, прошедших идентификацию, производит расчет расходов Исполнителя по обеспечению перевозки льготных категорий граждан по единым социальным приемным билетам, за вычетом суммы расходов Предприятия па обработку талонов. Расходы на перевозку льготных категорий граждан по отрывным талонам уменьшаются на количество талонов, не прошедших идентификацию.
В соответствии с пунктом 2.1.2 договоров Исполнитель осуществляет перевозки льготных категорий граждан транспортными средствами на соответствующих регулярных маршрутах городского сообщения по предъявлению единого социального проездного билета, ведет отдельный учет работы транспортных средств на каждом маршруте, представляет отчет о выполненной транспортной работе Предприятию.
Предприятие на основании произведенного расчета расходов от перевозки льготных категорий граждан по единым социальным проездным билетам, перечисляет Исполнителю сумму по мере поступления из Комитета социальной защиты населения г. Саратова денежных средств на счет Предприятия.
Министерство социального развития Саратовской области перечисляло МУПП "СГЭТ" денежные средства на оплату выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан на основании отчетов о транспортной работе, представленных ИП Ушановым А.С. в отношении маршрутов, перевозки по которым осуществлял ИП Ушанов А.С.
В счет возмещения выпадающих доходов ИП Ушанова А.С., связанных с перевозкой льготных категорий пассажиров на маршрутах транспорта общего пользования городского сообщения в городе Саратов, МУПП "СГЭТ" денежные средства не оплачивались, но их начисление подтверждается актом сверки взаимных расчетов, составленным между МУПП "СГЭТ" и ИП Ушановым А.С. по состоянию на 31 декабря 2017 года.
При этом согласно договорам о возмещении расходов по обеспечению перевозки по единым социальным проездным билетам в автобусах городского сообщения МУПП "СГЭТ" приняло на себя обязательства по осуществлению сбора отчетов о выполнении транспортной работы по перевозке льготных категорий пассажиров за отчетный период, произведения расчета расходов Исполнителя по обеспечению перевозки льготных категорий граждан по единым социальным проездным билетам, за вычетом суммы расходов на обработку талонов.
В целях подтверждения наличия необходимого автотранспорта по обеспечению перевозки по единым социальным проездным билетам в автобусах городского сообщения на маршруте N 90, ИП Ушановым А.С. представлены доказательства наличия прав транспортные средства в спорный период, а также путевые листы, подтверждающие непосредственное осуществление пассажирских перевозок.
В связи с тем, что МУПП "СГЭТ" не производило возмещение выпадающих доходов, связанных с перевозкой льготных категорий пассажиров транспортом общего пользования, ИП Ушанов А.С. обратился в суд с исковыми требованиями.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые решение и постановление, исходит из следующего.
Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 9 июня 2012 года N 22/7 "Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом на территории Саратовской области" были утверждены предельные тарифы на перевозки пассажиров и багажа в транспорте общего пользования. Пунктом 5.2. Постановления Правительства Саратовской области N 678-П от 30 декабря 2015 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на оплату проезда на общественном транспорте на территории Саратовской области", утвержден размер компенсации за один талон единого социального проездного билета и за разовый проездной билет для бесплатного проезда согласно Приложению N 8: - в городском электрическом транспорте - 9 рублей; - в автобусе городского сообщения - 8 рублей; - в автобусе пригородного сообщения направления "Саратов-Энгельс" - 9 рублей.
Маршрут N 90 (Крекинг - ТЦ Лента) (автобусы истца) относится к городскому сообщению, размер компенсации составляет - 8 рублей за один талон единого социального проездного билета и за разовый проездной билет для бесплатного проезда.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (пункт 5 статьи 790 ГК РФ).
В соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 7 апреля 2009 года N 122-П "О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан" возмещение юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим пассажирские перевозки транспортом общего пользования, выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан, относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации и основанием для возмещения перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан являются договоры с перевозчиками, которые определены соответствующими органами, согласно названному постановлению.
Постановлением Правительства Саратовской области от 31 января 2013 года N 42-П утверждено Положение о предоставлении из областного бюджета субсидий на возмещение выпадающих доходов, возникающих от организации пассажирских перевозок предприятиями транспортного комплекса, пунктами 2.2.1., 3.1 которого определено, что предоставление перевозчикам автомобильным транспортом городского и пригородного сообщения субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, на автомобильном транспорте городского и пригородного сообщения осуществляется на основании договоров, заключенных между Комитетом транспорта Саратовской области (В настоящее время - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области), перевозчиками, государственным бюджетным учреждением Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" (по согласованию) и уполномоченной организацией на территории соответствующего муниципального образования (при наличии) (по согласованию).
Статьей 12 закона Саратовской области от 28 ноября 2013 года N 215-ЗСО "Об образовании" предусмотрено право бесплатного и льготного проезда учащимся и студентам в период получения образования. Саратовская область, законодательно установив льготы, приняла на себя обязанность полного возмещения транспортным предприятиям расходов по предоставлению данных льгот за счет средств бюджета.
Судами установлено, что МУПП "СГЭТ", не имея транспортных средств для осуществления перевозок по городским маршрутам автомобильным транспортом, но являясь перевозчиком, передало часть своих полномочий по перевозке граждан по городским маршрутам ИП Ушанову А.С., заключив с ним в спорный период вышеуказанные договоры.
Судами установлено, что ответчик перевозки на вышеназванных маршрутах своим подвижным составом не осуществлял. На основании вышеуказанных договоров на транспортное обслуживание, договоров на комплексное обслуживание, а также договоров о возмещении расходов по обеспечению перевозки по единым социальным проездным билетам ИП Ушанов А.С. в спорный период фактически осуществлял перевозку льготных категорий граждан транспортными средствами на соответствующих регулярных маршрутах городского сообщения по предъявлению единого социального проездного билета, а МУПП "СГЭТ" осуществляло диспетчерское руководство и комплексное обслуживание транспортных средств и водительского состава.
В материалах дела имеются подписанные сторонами акты взаимозачетов, подтверждающие частичное исполнение МУПП "СГЭТ" своих обязательств по возмещению вышеназванных расходов, а также акты сверки взаимных расчетов от 2017 г. и 2019 г., подписанные уполномоченными лицами и скрепленные печатями сторон.
Факт выполнения ИП Ушановым А.С. обязательств по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по утвержденному маршруту и расписанию движения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе отчетами о выполненной транспортной работе, путевыми листами, отчетами о проданных социальных месячных проездных билетах, ведомостями учета предварительной и текущей продажи билетов.
Министерство социального развития Саратовской области перечислило МУПП "СГЭТ" денежные средства на оплату выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан на основании отчетов о транспортной работе, представленных ИП Ушановым А.С., в отношении маршрута, перевозки по которым осуществлялись ИП Ушановым А.С. Таким образом, публично-правовое образование - Саратовская область, свои обязательства перед МУПП "СГЭТ" исполнило полностью.
Суд первой инстанции в целях определения размера расходов ИП Ушанова С.А. по обеспечению перевозки пассажиров по единым проездным билетам в автобусах городского сообщения за период с 30 декабря 2014 года по 07 апреля 2019 года, а также размера задолженности МУПП "СГЭТ" перед ИП Ушановым С.А. за аналогичный период назначил судебную экспертизу.
Судебной экспертизой, а также пояснениями эксперта, допрошенном в судебном заседании, установлено, что в целях определения размера задолженности по возмещению выпадающих доходов связанных с перевозкой льготных категорий пассажиров на маршрутах транспорта общего пользования городского сообщения в городе Саратов перед ИП Ушановым А.С. за период с 30 декабря 2014 года по 07 апреля 2019 года, необходимо из установленной суммы задолженности МУПП "СГЭТ" перед ИП Ушановым А.С. за период с 30 декабря 2014 года по 07 апреля 2019 года в размере 10 258 974 рубля вычесть размер расходов ИП Ушанова А.С. по обеспечению перевозки льготных категорий граждан по единым социальным проездным билетам на маршруте N 90 в размере 4 554 746 рублей, что составит 5 704 228 рублей.
Выводы эксперта основаны на результатах исследования документации и истцом не опровергнуты, ходатайства о назначении дополнительной или повторной экспертизы не заявлено.
Суды исходили из того, что представленное в материалы дела экспертное заключение дает ясные и полные ответы на все поставленные вопросы, не содержит каких-либо противоречий.
Названное экспертное заключение исследовано и оценено судами при рассмотрении дела в порядке статьи 71 АПК РФ и у суда кассационной инстанции в силу статьи 287 АПК РФ отсутствуют основания для иной оценки выводов судов. Экспертное заключение соответствует требованиям, предъявляемым к доказательствам данного вида положениями статьи 86 АПК РФ.
С учетом результатов экспертного исследования, а также с учетом частичной оплаты, требования истца в размере 5 704 228 руб. за период с 30.12.2014 по 07.04.2019 суды обоснованно сочли подлежащими удовлетворению.
Истцом также заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2016 по 19.08.2020 в размере 1 776 199,26 руб.
Представленный расчет проверен судами и признан обоснованно верным.
Выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм права.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о пропуске срока исковой давности получили надлежащую оценку судов первой и апелляционной инстанций и не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы суда первой и апелляционной инстанций, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену оспариваемых судебных актов.
Выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права соответствуют установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Денежные средства в размере 36 000 рублей, перечисленные по платежному поручению от 26.02.2021 N 736 заявителем кассационной жалобы за проведение повторной экспертизы, подлежат возвращению.
Руководствуясь статьями 110, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.09.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020 по делу N А57-30078/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному унитарному производственному предприятию "Саратовгорэлектротранс" (ИНН 6452016487, ОГРН 1026402671228) с депозитного счета Арбитражного суда Поволжского округа денежные средства в размере 36 000 рублей, перечисленные по платежному поручению от 26.02.2021 N 736 за проведение повторной экспертизы, перечислив их по следующим реквизитам: счет N 30302810900000186037, БАНК ГПБ (АО) г. Москва, к/с N 30101810200000000823, БИК 044525823, КПП 645201001.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.В. Топоров |
Судьи |
М.З. Желаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020 решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.09.2020 оставлено без изменения. Апелляционный суд согласился с выводами сделанными судом первой инстанции.
...
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (пункт 5 статьи 790 ГК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 марта 2021 г. N Ф06-1400/21 по делу N А57-30078/2019