г. Казань |
|
01 апреля 2021 г. |
Дело N А12-14367/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Хакимова И.А., Кормакова Г.А.,
при участии представителей:
акционерного общества "Волжский трубный завод" - Гузевой А.С., доверенность от 06.11.2020,
Управления Федерального казначейства по Волгоградской области - Фоминой О.В., доверенность от 04.12.2020; Позняк А.Н., доверенность от 17.11.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.10.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2020
по делу N А12-14367/2020
по заявлению акционерного общества "Волжский трубный завод" (404119, Волгоградская область, г. Волжский, проспект Металлургов, д. 6, ИНН 3435900186, ОГРН 1023401997101) к Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области (400131, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. коммунистическая, д. 28 А, ИНН 3444054571, ОГРН 1023403452555) об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Волжский трубный завод" (далее - заявитель, АО "ВТЗ", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (далее - административный орган, УФК, Управление) от 26.05.2020 N 18-31/412/2020 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.08.2020 дела N А12-17262/2020, N А12-17816/2020, N А12- 14367/2020 объединены в одно производство для совместного рассмотрения на основании частей 2, 6 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.10.2020, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020, постановления Управления Федерального казначейства по Волгоградской области о назначении административного наказания от 26.05.2020 N 18-31/412/2020, от 29.06.2020 N 18- 31/441/2020, от 29.06.2020 N 18-31/454/2020 признаны незаконными и отменены.
Административный орган не согласившись с принятыми по делу судебными актами обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, просит отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.10.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, в отзыве на нее, заслушав представителей сторон, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов в силу следующего.
Предметом оспаривания являются постановления Управления Федерального казначейства по Волгоградской области от 26.05.2020 N 18-31/412/2020, от 29.06.2020 N 18-31/441/2020, от 29.06.2020 N 18-31/454/2020 о привлечении АО "ВТЗ" к административной ответственности по части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Управлением Федерального казначейства по Волгоградской области в отношении АО "ВТЗ" проведена выездная проверка предоставления и использования субсидий из федерального бюджета в рамках механизма государственной поддержки российских организаций промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции в рамках подпрограммы "Содействие в реализации инвестиционных проектов и поддержка производителей высокотехнологической продукции в гражданских отраслях промышленности" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" за период с 01.01.2017 по 31.12.2019, в ходе которой административным органом установлено нарушение АО "ВТЗ" подпункта "в" пункта 3 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. N 496 (далее - Правила N 496), пункта 1.1, подпункта 3.1.1 Соглашений о предоставлении субсидий.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 13.03.2020.
13.05.2020, 15.06.2020 административным органом в отношении АО "ВТЗ" составлены протоколы об административном правонарушении.
Постановлениями УФК по Волгоградской области от 26.05.2020 N 18-31/412/2020, от 29.06.2020 N 18-31/441/2020, от 29.06.2020 N 18-31/454/2020 АО "ВТЗ" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 67 369,62 руб., 147 743,28 руб., 168 128,86 руб. соответственно.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения АО "ВТЗ" в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Признавая незаконными постановления УФК по Волгоградской области о назначении административного наказания от 26.05.2020 N 18-31/412/2020, от 29.06.2020 N 18-31/441/2020, от 29.06.2020 N 18-31/454/2020 суды первой и апелляционной инстанции исходили из недоказанности административным органом в действиях АО "ВТЗ" вины в совершении вменяемого правонарушении.
Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами суда первой и апелляционной инстанции, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права в силу следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Объективную сторону правонарушения данной нормы образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 за N 496, в редакции от 21.12.2017, утверждены Правила о предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции (далее - Правила N 496).
В соответствии с подпунктом "в" п. 3 Правил N 496 (в прежней редакции) субсидии предоставляются при соблюдении, в том числе, условия, что организация при осуществлении транспортировки продукции понесла затраты по контрактам на поставку продукции, требования к которым устанавливаются в агентском договоре и соглашении о предоставлении субсидии.
Судебными инстанциями из материалов дела установлено, что АО "ВТЗ" обратилось в АО "Российский экспортный центр" с заявлениями о заключении Соглашений о предоставлении субсидий с приложением подтверждающих документов: 29.03.2018 за период 4 квартал 2017 по январь 2018; 27.06.2018 по водному транспорту с января 2018 по апрель 2018; 03.09.2018 с мая по июль 2018.
13.04.2018, 27.07.2018, 28.09.2019 даны соответствующие заключения, в соответствии с которыми АО "Российский экспертный центр" подтвердил полноту содержащихся в них сведений, их соответствие условиям и целям представления субсидий, а также расчет субсидий на сумму 152 454 155,27 руб., 184 052 470,81 руб., 209 577 773,06 руб..
Далее, между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России), которому как получателю средств федерального бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, АО "ВТЗ" (далее -получатель) и АО "Российский экспортный центр" (далее - Агент) в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Правилами N 496 заключены Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции от 31.05.2018 N 020-11-2018-215 в размере 152 454 155,27 руб., от 27.09.2018 N 020-11-2018-697 в размере 184 052 470,81 руб., от 28.12.2018 N 020-11-2018-1473 в размере 209 577 773,06 руб.
В соответствии с пунктом 1.1 раздела I Соглашений его предметом является предоставление из федерального бюджета в 2018 году Субсидии в целях возмещения части затрат АО "ВТЗ", связанных с транспортировкой высокотехнологичной продукции.
Пунктом 3 Приложения N 3 к Соглашениям определен перечень затрат по перевозке продукции водным транспортом, на компенсацию которых предоставляется Субсидия, а именно: транспортировка продукции посредством водного транспорта (фрахт); погрузка и разгрузка продукции; аренда контейнеров; упаковка и крепление контейнеров.
В связи с заключенными соглашениями в 2018 году Минпромторгом России в адрес АО "ВТЗ" по Соглашению от 31.05.2018 N 020-11-2018-215 перечислены средства Субсидии в размере 152 454 155, 27 руб.; по Соглашению от 27.09.2018 N 020-11-2018-697 перечислены средства Субсидии в размере 184 052 470,81 руб.; по Соглашению от 28.12.2018 N 020-11-2018-1473 перечислены средства Субсидии в размере 209 577 773,06 руб.
АО "ВТЗ" компенсированы затраты по договорам перевалки и транспортной экспедиции труб, вывозимых с территории Российской Федерации от 26.12.2016 N 602-11311Г, от 01.04.2018 N 602-11658Г заключенным с ПАО "Новороссийский морской торговый порт", которым оказаны услуги: за перегрузку экспортного груза с внутрипортовым перемещением на общую сумму; за неполное транспортно-экспедиторское обслуживание груза - трубы в связках; за хранение открытое - трубы в связках.
По мнению административного органа АО "ВТЗ" в перечень затрат на перевозку продукции водным транспортом не включены затраты на неполное транспортно-экспедиторское обслуживание груза и затраты на открытое хранение груза, что является нарушением подпункт "в" пункта 3 Правил N 496, пункт 1.1, подпункт 3.1.1 Соглашений.
Суды первой и апелляционной инстанции правомерно признали данный довод административного органа необоснованным, указав при этом следующее.
Пунктом 3.1.2. Соглашений предусмотрено, что субсидия предоставляется в соответствии с Правилами предоставления субсидии при предоставлении Агентом в Минпромторг РФ документов, подтверждающих факт произведенных Получателем затрат, связанных с транспортировкой высокотехнологичной продукции, определенных в Приложении N 3, на возмещение которых предоставляется Субсидия, и иных документов в соответствии с пп. "в" п. 9 Правил предоставления субсидии.
Из пункта 3.2.2. Соглашений следует, что субсидия предоставляется при предоставлении Получателем Агенту документов в соответствии с Правилами предоставления субсидии в целях заключения настоящего Соглашения, которые одновременно являются документами, предоставляемыми для получения Субсидии.
Пунктом 4.1.2 Соглашений предусмотрено, что Минпромторг РФ осуществляет проверку предоставляемых Агентом документов, указанных в пуекте 3.1.2 настоящего соглашения, в том числе на соответствие их правилам предоставления субсидии, в течение 12 календарных дней со дня их получения от Агента.
Из пункта 4.5.1.1 Соглашений следует, что Агент обязуется направлять в Минпромторг заключение Агента о соответствии Получателя положениям, предусмотренным правилами предоставления субсидии с приложением предоставленных Получателем документов, предусмотренных пунктом 3.2.2 настоящего Соглашения.
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 496, в редакции от 21.12.2017, утверждено Положение об осуществлении акционерным обществом "Российский экспортный центр" (Центр) функций агента Правительства Российской Федерации по вопросу о предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции".
Центр выполняет функции агента Правительства Российской Федерации по вопросу о предоставлении субсидий на основании агентского договора между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Центром о предоставлении субсидий.
Согласно пункта 3 Положения в обязанности Агента входит проведение проверки полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных организацией документах, а также их соответствие условиям и целям предоставления субсидии и направление в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заключения Центра о соответствии организации положениям, предусмотренным Правилами N 496, подписание соглашений при условии получения от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации уведомления о заключении соглашений и направление их в установленном порядке в Министерство для подписания.
В права и обязанности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации входит принятие в течение 12 календарных дней со дня получения заключения, предусмотренного абзацем вторым подпункта "а" настоящего пункта, решения о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии; подписание соглашения в течение 3 календарных дней после представления Центром соглашения, подписанного Центром и организацией.
Согласно пункта 7 Правил N 496 Субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии. Соглашение о предоставлении субсидии заключается организацией с АО "Российский экспортный центр" как агентом Правительства Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с подпункиами "е", "ж" пункта 8 Правил N 496 в целях заключения соглашения организация не позднее 1 ноября текущего года представляет в Центр, среди прочего следующие документы: расчет размера субсидии по форме согласно приложению N 2; заверенные руководителем и главным бухгалтером (при наличии) организации документы, подтверждающие фактически понесенные затраты организации и их соответствие целям, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
Пунктом 9 Правил установлено, что Центр проверяет в течение 12 календарных дней со дня поступления заявления и документов, представленных в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также их соответствие условиям и целям предоставления субсидии и направляет организации уведомление о принятии документов для последующего направления в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, а при несоответствии представленных организацией в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил документов целям и условиям, предусмотренным настоящими Правилами, или недостоверности содержащихся в них сведений возвращает организации заявление и представленные документы; направляет не позднее 15-го ноября текущего года в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заключение Центра о соответствии организации положениям, предусмотренным настоящими Правилами, с приложением представленных организацией заявления и документов.
Согласно пункта 10 Правил N 496 Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 12 календарных дней со дня получения заключения, предусмотренного подпунктом "в" пункта 9 настоящих Правил, принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии и уведомляет Центр о принятом решении; в течение 3 календарных дней после представления Центром соглашения о предоставлении субсидии, подписанного Центром и организацией, подписывает соглашение.
Пунктом 11 Правил N 496 предусмотрено, что Организации может быть отказано в предоставлении субсидии в случае: несоответствия представленных организацией документов положениям, предусмотренным пунктом 8 настоящих Правил, а также их непредставления (представления не в полном объеме); наличия в представленных организацией документах, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, недостоверной информации.
Следовательно, вопрос о наличии или отсутствии у того или иного хозяйствующего субъекта условий для получения субсидии решается на стадии предшествующей заключению Соглашения о предоставлении субсидий, суть которой состоит в проверке соответствия документов тем условиям, которые необходимы для получения субсидии.
Вместе с тем, проверка полноты и достоверности содержащихся сведений в документах на предоставлении субсидии, а также их соответствие условиям и целям предоставления субсидии является обязанностью Агента и Минпромторга России.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ (постановление N 8-П от 24.05.2001, определение от 17.07.2012 N 1286-О) в Российской Федерации действует принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
В соответствии с положениями статей 65 и 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Принимая во внимание, что субсидия была предоставлена после оплаты АО "ВТЗ" соответствующих услуг и при наличии полного пакета обосновывающих документов; заявления и документы проверены уполномоченными органами без возражений и замечаний; Соглашения подготавливались уполномоченным органом на основании проверенных заявлений и документов Общества, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о не подтверждении в рассматриваемом случае административным органом наличие в действиях АО "ВТЗ" вины в совершении вменяемого правонарушения.
При этом, судами учтено, что АО "ВТЗ" приняло все зависящие от него меры, а именно, предоставило надлежащие документы, и получив субсидии по итогам их рассмотрения, было вправе полагать, что у уполномоченного органа нет претензий к условиям предоставления субсидии, вследствие чего, в рассматриваемой ситуации отсутствует вина Общества в совершении вменяемого правонарушения. Названные обстоятельства указывают на недоказанность виновности Общества во вменяемом нарушении применительно к статьям 1.5, 2.1 КоАП РФ.
Указанная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2018 N 305-АД18-14921.
Статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Исходя из положений ст. 4.5 КоАП РФ срок давности по данной категории правонарушений составляет два года.
Частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления.
Принимая во внимание, что условия предоставления субсидии определяются в соглашении, до заключения соглашения невозможно нарушить условия предоставления субсидии, поскольку перечень затрат, компенсируемых организации за счет средств субсидии, не определен, соответственно, датами правонарушений являются даты заключения соглашений о предоставлении субсидии, основан на материалах дела и нормах права вывод суда апелляционной инстанции, что на момент вынесения оспариваемых постановлений, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Принятые по делу судебные акты являются законными, правовых оснований для их отмены у суда кассационной инстанции не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы отклоняются кассационной инстанцией, поскольку данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы об обратном сводятся к переоценке доказательств, то есть направлены исследование доказательств и установление обстоятельств по делу иным образом, чем установили суды первой и второй инстанций. Изложенное не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу положений части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.10.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2020 по делу N А12-14367/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
И.А. Хакимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание, что субсидия была предоставлена после оплаты АО "ВТЗ" соответствующих услуг и при наличии полного пакета обосновывающих документов; заявления и документы проверены уполномоченными органами без возражений и замечаний; Соглашения подготавливались уполномоченным органом на основании проверенных заявлений и документов Общества, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о не подтверждении в рассматриваемом случае административным органом наличие в действиях АО "ВТЗ" вины в совершении вменяемого правонарушения.
При этом, судами учтено, что АО "ВТЗ" приняло все зависящие от него меры, а именно, предоставило надлежащие документы, и получив субсидии по итогам их рассмотрения, было вправе полагать, что у уполномоченного органа нет претензий к условиям предоставления субсидии, вследствие чего, в рассматриваемой ситуации отсутствует вина Общества в совершении вменяемого правонарушения. Названные обстоятельства указывают на недоказанность виновности Общества во вменяемом нарушении применительно к статьям 1.5, 2.1 КоАП РФ.
Указанная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2018 N 305-АД18-14921.
Статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Исходя из положений ст. 4.5 КоАП РФ срок давности по данной категории правонарушений составляет два года.
Частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 апреля 2021 г. N Ф06-2100/21 по делу N А12-14367/2020