г. Казань |
|
16 апреля 2021 г. |
Дело N А12-12904/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Филимонова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Палеевой С.Г.
в отсутствие в Арбитражном суде Московского округа представителей;
при участии до и после перерыва присутствующих в Арбитражном суде Поволжского округа представителей:
истца - Ивашова В.А., доверенность от 11.02.2021 N 1, Лосева В.В., доверенность от 24.05.2020 N 3,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Аврора"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.09.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021
по делу N А12-12904/2020
по исковому заявлению садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Аврора" (ИНН 3448016016, ОГРН 1023402985077) к обществу с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" (ИНН 3426013572, ОГРН 1103458000337) о признании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами незаключенным, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации Волгограда,
УСТАНОВИЛ:
садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости "Аврора" (далее - СНТ "Аврора", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" (далее - ООО "Управление отходами - Волгоград", ответчик) о признании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) между СНТ "Аврора" и ООО "Управление отходами - Волгоград" не заключенным.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.09.2020, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, СНТ "Аврора" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на то, что не является уполномоченным лицом на заключение спорного договора, не является собственником ТКО, отсутствуют основания для установления фактических договорных отношений.
Ответчик в отзыве на кассационную жалобу считает судебные акты законными и просит оставить их без изменения. Указывает, что на момент принятия членами СНТ "Аврора" решения о заключении каждым членом СНТ прямых договоров с региональным оператором (24.02.2019), договор на оказание услуг по обращению с ТКО между региональным оператором и истцом уже считался заключенным на условиях типового договора.
По ходатайству ответчика рассмотрение кассационной жалобы было назначено к рассмотрению с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Московского округа, однако представители в Арбитражный суд Московского округа не явились. В Арбитражный Суд Поволжского округа явились представители ответчика, в связи с чем судебное заседание продолжено без использования системы видеоконференц-связи.
До принятия постановления по кассационной жалобе в судебном заседании 08.04.2021 был объявлен перерыв до 11 часов 30 минут 15.04.2021.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся представителей истца в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, 13.07.2019 ООО "Управление отходами - Волгоград" направило в адрес СНТ "Аврора" для подписания договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 10.07.2019 N 6913.
Письмом от 16.07.2019 N 3818 ООО "Управление отходами -Волгоград" в ответ на жалобу истца сообщило СНТ "Аврора" о том, что действующее законодательство определяет обязанность садоводческого некоммерческого товарищества заключить договор с региональным оператором по обращению с отходами в интересах садоводов.
Письмом от 24.07.2019 N 040 СНТ "Аврора" вернуло в адрес ответчика договор не подписанным.
Письмом от 14.08.2019 N 048 СНТ "Аврора" сообщило ответчику, что основанием для такого возврата явилось отсутствие законных оснований для заключения указанного договора.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
На территории Волгоградской области в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области от 06.08.2018 статус единого регионального оператора присвоен ООО "Управление отходами - Волгоград" сроком на 10 лет. Иные региональные операторы деятельность по обращению с ТКО на территории области не осуществляют.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В силу части 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Правила N 1156 определяют порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО.
Из содержания абзаца 2 пункта 8(17) Правил N 1156 следует, что региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5)-8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8)-8(16) настоящих Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5)-8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет".
Факт публикации договора на официальном сайте регионального оператора подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Ответчик указал, что типовая форма публичного договора также была опубликована в выпуске газеты "Волгоградская правда" от 28.12.2018 N 151, зарегистрированной в качестве средства массовой информации (свидетельство от 26.07.2017 N ПИ N ТУ 34-00826)
Согласно пункту 8(1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Из указанных выше положений следует, что плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО, является частью бремени содержания имущества.
Таким образом, собственниками ТКО, обязанными заключить договор с региональными операторами, являются лица, в результате деятельности которых образовались эти отходы либо уполномоченные ими лица в интересах собственников ТКО.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.12 ГК РФ товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
В соответствии со статьей 5 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ), обеспечение обращения с ТКО является одной из целей товарищества для создания благоприятных условий и распространяется в отношении всех лиц, объекты которых расположены на территории садоводческого товарищества, как являющихся членами садового общества, так и не являющихся таковыми.
На основании пункта 3 части 5 статьи 14 Закона N 217-ФЗ членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные, в том числе с осуществлением расчетов с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором по обращению с ТКО на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями.
В соответствии с пунктом 148 (7) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148(5) (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом) настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с ТКО договора на оказание услуг по обращению с ТКО в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям.
Суд обоснованно исходил из того, что истец является уполномоченным лицом, действующим в интересах членов СНТ "Аврора", для которого заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным, а в силу установленного судом юридического состава, такой договор считается заключенным на условиях публичного договора.
Стоимость коммунальной услуги по обращению с ТКО определяется исходя из установленного тарифа и нормативов накопления или факта накопления ТКО и установлена законодательными актами.
Согласно приказу Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 20.12.2018 N 47/23 утвержден единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для потребителей на 2019 год.
Согласно статье 2 Закона N 89-ФЗ норматив накопления ТКО - среднее количество ТКО, образующихся в единицу времени.
Согласно пункту 10 Правил N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах сбора и накопления ТКО складирование таких отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии с пунктом 2.2.9 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных приказом Минздрава СССР 05.08.88 N 4690-88, удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю.
При этом Закон N 89-ФЗ, Правила N 1156 предусматривают, что договор между региональным оператором и собственником ТКО является обязательным и публичным.
Истцом предложение о заключении договора направлено не было, поэтому договор заключен на типовых условиях, форма которого предусмотрена Правилами N 1156.
Как отмечено судом, заявленные истцом доводы фактически направлены на оспаривание факта исполнения договора, несогласие с условиями договора.
Судом учтено, что истец мог направить ответчику протокол урегулирования разногласий по условиям договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в том числе, в части периодичности вывоза ТКО.
Статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен механизм взаимодействия для лиц, заключение договора для которых является обязательным.
Так, если в соответствии с Гражданским кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.09.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021 по делу N А12-12904/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен механизм взаимодействия для лиц, заключение договора для которых является обязательным.
Так, если в соответствии с Гражданским кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
...
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 апреля 2021 г. N Ф06-2306/21 по делу N А12-12904/2020