г. Казань |
|
21 апреля 2021 г. |
Дело N А55-39387/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Бубновой Е.Н., Филимонова С.А.,
при участии представителя:
от акционерного общества "ТЕВИС" - Кузнецовой А.А. по доверенности от 23.10.2020 N 162,
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.08.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020
по делу N А55-39387/2019
по исковому заявлению акционерного общества "ТЕВИС" (ОГРН 1026301976601, ИНН 6320000561) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1066320068924, ИНН 6321165830) с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: публичного акционерного общества "Т Плюс", о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ТЕВИС" (далее - АО "ТЕВИС", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ООО "УК N 2 ЖКХ", ответчик) о взыскании 106 983,36 руб. - задолженности за оказанные услуги по договорам холодного водоснабжения и водоотведения от 01.01.2018 NN 3201в, 3202в, 3205в, 3214в, 3215в за период июнь, сентябрь 2019 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, определением суда первой инстанции от 28.07.2020 привлечено публичное акционерное общество "Т Плюс".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.08.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020 по делу N А55-39387/2019, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "УК N 2 ЖКХ" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы ответчик ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывает, что судами не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам спора.
По мнению заявителя, судами неверно определен объем коммунального ресурса, потребленного в многоквартирных домах по адресу: пр-т. Ленинский д. 40, ул. Свердлова, д. 43 в сентябре 2019 года, исходя из объема среднемесячного потребления по правилами пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), применимого только к случаям выхода из строя индивидуальных приборов учета, тогда как расчет должен быть произведен в соответствии с формулой, содержащейся в подпункте "в" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2021 N 124 (далее - Правила N 124).
Также ответчик полагает ошибочным выводы судом о том, что объем воды, затраченный на промывку систем отопления в многоквартирных домах по адресам: ул. Свердлова, д. 37, ул. Революционная, д. 30, пр-т. Ленинский, д. 38, приравнивается к коммунальной услуге и подлежит оплате в составе коммунальной услуги по водоотведению. Обязательство ответчика (исполнителя коммунальных услуг) перед истцом (ресурсоснабжающей организации) по оплате поставленных коммунальных ресурсов не может быть больше, чем обязательство жителей за предоставленные коммунальные услуги.
АО "ТЕВИС" в представленном отзыве и его представитель в заседании суда кассационной инстанции отклонил доводы кассационной жалобы ответчика, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения как принятые при верном применении норм материального и процессуального права.
ООО "УК N 2 ЖКХ" и третье лицо - ПАО "Т Плюс", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в заседание суда не обеспечили, что в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с положениями статей 274, 284, 286-288 АПК РФ применительно к доводам кассационной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, Арбитражный суд Поволжского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций на основании материалов дела, между АО "ТЕВИС" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "УК N 2 ЖКХ" (исполнитель) заключены договоры холодного водоснабжения и водоотведения от 01.01.2018 NN 3201в, 3202в, 3205в, 3214в, 3215в, по условиям которых ресурсоснабжающая организация обязалась поставлять (подавать) исполнителю через централизованные сети инженерно-технического обеспечения холодную питьевую воду и обеспечивать отведение (прием и очистку) сточных бытовых вод в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а исполнитель обязался на условиях, предусмотренных настоящим договором оплачивать поставленные ресурсоснабжающей организацией коммунальные ресурсы в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать режим водоотведения, а также обеспечивать безопасную эксплуатацию и исправность внутридомовой инженерной системы, с использованием которой осуществляется потребление коммунального ресурса.
В соответствии с пунктом 3.1.1 договоров исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) узла учета (прибора учета) холодной питьевой воды и бытовых сточных вод в соответствии с Правилами N 354 и Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776.
На исполнителя также возложена обязанность ежемесячно снимать показания коллективного (общедомового) прибора учета холодной питьевой воды и бытовых сточных вод, а также показания индивидуальных приборов учета, установленных в нежилых помещениях, входящих в состав многоквартирного дома, и передавать их ресурсоснабжающей организации в порядке, установленном пунктом 3.1.2 договоров.
Пунктом 3.1.3 договоров установлено, что в случае не представления или несвоевременного представления сведений предусмотренных пунктом 3.1.2 (Приложение N 5) договора, количество (объем) коммунального ресурса определяется в соответствии с Правилами N 124, Правилами N 354, Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее "Правила N 1034"); Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776.
Пунктом 4.2 договоров предусмотрено, что оплата производится исполнителем в порядке, предусмотренном нормами действующего законодательства РФ, в полном объеме в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, по платежным документам ресурсоснабжающей организации, с приложением акта оказанных услуг и счета-фактуры.
Постановлением мэрии г.о. Тольятти от 04.04.2014 N 1081-п/1 АО "ТЕВИС" определено гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения; истец выставляет объемы только по холодному водоснабжению и водоотведению.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 07.12.2018 N 678 "Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения ОАО "ТЕВИС", истцу установлены тарифы на водоотведение 18,44 руб., питьевая вода - 22,22 руб.
Обращаясь с настоящим иском, АО "ТЕВИС" указало, что в период июнь, сентябрь 2019 года поставило ответчику энергоресурсы по названным договорам на общую сумму 649 094,70 руб. что подтверждается актами оказания услуг, счетами-фактурами, отчетами по расходу питьевой воды.
Предметом спора, с учетом частичной оплаты, является задолженность ответчика в сумме 106 983,36 руб. по оплате оказанных услуг по водоснабжению и водоотведению за период июнь, сентябрь 2019 года.
Признавая исковые требования обоснованными и подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 10, 13, 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правил N 354, Правил N 124, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, исходили из доказанности факта оказания услуг и предъявленного к оплате объема коммунальных услуг, признав обоснованным расчет объема потребленных ресурсов, предоставленный истцом за спорный период.
Данные выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент - оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Факт оказания услуг по договорам холодного водоснабжения и водоотведения от 01.01.2018 N N 3201в, 3202в, 3205в, 3214в, 3215в установлен судами и сторонами не оспаривается.
Как следует из материалов дела и доводов кассационной жалобы разногласия сторон возникли в связи с различным подходом к определению объема и, соответственно, стоимости поставленного коммунального ресурса.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что в многоквартирных домах по адресам: пр-т. Ленинский д. 40, ул. Свердлова, д. 43 общедомовые приборы учета холодной воды были сняты с эксплуатации 24.08.2019, 02.10.2019, о чем составлены двухсторонние акты.
В связи с этим, ответчик полагает, что расчет необходимо производить в порядке, предусмотренном подпунктом "в(3)" пункта 21 Правил N 124, который отсылает к формуле подпункта "в" пункта 21 Правил N 124; в свою очередь, истец настаивает на необходимости применения пункта 59 Правил N 354 и производить расчет исходя из объема среднемесячного потребления.
Довод ответчика о необходимости применения к отношениям сторон подпункта "в" пункта 21 Правил N 124, о недопустимости применения в спорный период пункта 59 Правил N 354, отклоняется судом кассационной инстанции.
В соответствии с пунктом 10 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается, в том числе, в случае неисправности прибора учета.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Исходя из положений пунктов 59, 59(2), 60 Правил N 354 в случае непредставления собственником жилого или нежилого помещения в многоквартирном жилом доме показаний индивидуальных приборов учета, расчет производится исходя из среднемесячного объема предыдущего периода, который составил не менее трех месяцев непрерывной подачи показаний, либо, в случае если данных по прибору учета нет, по установленным нормативам.
Как указано ранее, по адресам: пр-т. Ленинский д. 40, ул. Свердлова, д. 43 общедомовые приборы учета холодной воды были сняты с эксплуатации 24.08.2019, 02.10.2019, о чем составлены двухсторонние акты.
Согласно пункту 50 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 вывод узла учета из эксплуатации возможен в случае выхода узла учета из строя.
Порядок определения объема поставленного коммунального ресурса, в случае выхода узла учета из строя установлен подпунктами "в", "в(2)" пункта 21 Правил N 124.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, за исключением тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, поставляемых за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле:
Согласно подпункту "в(2)" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации:
- если период работы прибора учета составил более 3 месяцев (для отопления - более 3 месяцев отопительного периода) в течение 3 месяцев после наступления такого события определяется в отношении коммунальных ресурсов, за исключением тепловой энергии, в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, где * определяется исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в порядке и случаях, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг, а в отношении тепловой энергии - исходя из среднемесячного объема тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, потребленного за отопительный период.
Согласно подпункту "з" пункта 18 Правил N 124 стороны обязаны предусмотреть порядок взаимодействия сторон при выявлении неисправности коллективного (общедомового) прибора учета, прочего оборудования, входящего в интеллектуальную систему учета электрической энергии, а также порядок расчета размера платы за поставленный коммунальный ресурс в указанном случае (определяется с учетом требований к расчету размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, при выявлении неисправности коллективного (общедомового) прибора учета, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг).
Соответственно, что касается положений подпункта "в" пункта 21 Правил N 124, то судами верно отмечено, что приведенная в данном пункте формула определения объема коммунального ресурса применяется только по истечении трехмесячного периода после выхода узла учета из строя, тогда как в течение трехмесячного периода объем подлежащего оплате коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с пунктом 59 Правил N 354 исходя из среднемесячного объема потребления.
При этом, как установлено судами и следует из материалов дела, ответчиком в адрес истца направлялись отчеты о потреблении объемов ХПВ, при этом из отчетов усматривается, что объем холодной питьевой воды был определен исходя из среднемесячных показаний приборов учета.
При этом, ссылка ответчика на необходимость применения подпункта "в(3)" Правил N 124 несостоятельна, поскольку норма данного подпункта регулирует порядок определения объема поставленного ресурса в случае, когда на МКД имеется прибор учета, но исполнитель коммунальных услуг не предоставляет в РСО сведения о показаниях коллективного прибора учета.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела, судами установлено и подтверждено ответчиком, что в сентябре 2019 года на вышеуказанных МКД отсутствовали допущенные в эксплуатацию общедомовые приборы учета.
Таким образом, суды правомерно признали обоснованным расчет объема потребленных ресурсов, предоставленный истцом.
Также ответчик оспаривает правомерность предъявления к оплате объема ресурса, затраченного на промывку систем отопления в многоквартирных домах по адресам: ул. Свердлова, д. 37, ул. Революционная, д. 30, пр-т. Ленинский, д. 38.
Как указано ранее, АО "ТЕВИС" является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, что подтверждается постановлением мэрии г.о. Тольятти от 04.04.2014 N 1081-п/1 и выставляет объемы только по холодному водоснабжению и водоотведению.
В части поставки тепловой энергии и теплоносителя (горячая вода и отопление) поставщиком является ПАО "Т Плюс", который и выставляет поставленный ресурс.
Как установлено судами, ежемесячно в адрес истца приходят сведения в виде реестра о произведённой ПАО "Т Плюс" промывке в тот или иной месяц. В указанных реестрах указывается объем теплоносителя, затраченного на проведение промывки в отношении конкретных многоквартирных домов. На основании представленных сведений, АО "ТЕВИС" определяет итоговый объем водоотведения с учетом объема теплоносителя, затраченного на проведение промывки.
Факт осуществления промывки систем отопления и количество потраченного на это объема ресурса ответчиком не оспорен, подтвержден представленным в материалы дела актами выполнения промывки от 11.06.2019 N 5371/АЗР-1, от 18.06.2019 N 5541/АЗР-1, от 21.06.2019 N 5788/АЗР-1.
При рассмотрении спора суды правомерно исходили из того, что промывка систем теплоснабжения относится к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах (пункт 19 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290), и обязанность по оплате коммунального ресурса, затраченного на промывку системы отопления (приобретаемый исполнителем коммунальных услуг в целях надлежащего содержания имущества МКД), лежит на исполнителе коммунальных услуг (ответчике).
При этом, действующее законодательство не содержит прямого запрета на отвод объема теплоносителя, затраченного на промывку в систему ливневой канализации. Указанная конструктивная особенность многоквартирных домов по адресам: ул. Свердлова, д. 37, ул. Революционная, д. 30, пр-т. Ленинский, д. 38, не может служить основанием для исключения объемов теплоносителя, затраченного на промывку, из общего объема водоотведения, подлежащего оплате по договорам холодного водоснабжения и водоотведения.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы права, суды двух инстанций пришли к правильному выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности в сумме 106 983,36 руб. за период июнь, сентябрь 2019 года.
Доказательства, опровергающие правомерность и обоснованность выводов судов, в материалах дела отсутствуют.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают законность обжалуемых судебных актов и выводов судов, основанных на установленных по делу обстоятельствах, исследованных доказательствах и нормах права, и не свидетельствуют о нарушениях судами норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Иных доводов, которые не являлись бы предметом исследования судов двух инстанций и влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
Неправильного применения норм материального права судами не допущено, нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
При таких обстоятельствах суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21.08.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020 по делу N А55-39387/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Е.Н. Бубнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту "з" пункта 18 Правил N 124 стороны обязаны предусмотреть порядок взаимодействия сторон при выявлении неисправности коллективного (общедомового) прибора учета, прочего оборудования, входящего в интеллектуальную систему учета электрической энергии, а также порядок расчета размера платы за поставленный коммунальный ресурс в указанном случае (определяется с учетом требований к расчету размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, при выявлении неисправности коллективного (общедомового) прибора учета, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг).
Соответственно, что касается положений подпункта "в" пункта 21 Правил N 124, то судами верно отмечено, что приведенная в данном пункте формула определения объема коммунального ресурса применяется только по истечении трехмесячного периода после выхода узла учета из строя, тогда как в течение трехмесячного периода объем подлежащего оплате коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с пунктом 59 Правил N 354 исходя из среднемесячного объема потребления.
...
При рассмотрении спора суды правомерно исходили из того, что промывка систем теплоснабжения относится к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах (пункт 19 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290), и обязанность по оплате коммунального ресурса, затраченного на промывку системы отопления (приобретаемый исполнителем коммунальных услуг в целях надлежащего содержания имущества МКД), лежит на исполнителе коммунальных услуг (ответчике)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 апреля 2021 г. N Ф06-2202/21 по делу N А55-39387/2019