Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 2 июля 2001 г. N КА-А40/3258-01
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 21.03.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.05.2001 - прекращено исполнительное производство N 10АС-104/99 по исполнительному листу N 110920 в части взыскания с ЗАО ДО "СМУ N 7" ГАО "Мосметрострой" суммы пеней в размере 18937475 руб., превышающих сумму недоимки по страховым взносам - 6843481 руб.
При этом суды сослались на ст. 8 ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ".
В кассационной жалобе ОПФ РФ по г. Москве просит об отмене вышеназванных судебных актов по основаниям нарушения арбитражным судом норм материального права: ст. 8 ФЗ "О введении в действие части первой НК РФ", ст. 23 ФЗ "Об исполнительном производстве".
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ЗАО ДО "СМУ N 7" ГАО "Мосметрострой", возражавшего против отмены обжалуемых судебных актов, считая их законными и обоснованными, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене определения от 21.03.2001 и постановления апелляционной инстанции от 17.05.2001 по делу N А40-571/01ип-98 Арбитражного суда г. Москвы, вынесенных в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
По делу видно, что сумма пеней, взыскиваемых в доход Отделения Пенсионного фонда по г. Москве в соответствии с решением Арбитражного суда г. Москвы от 16 апреля 1999 года по делу N А40-9704/99-98-127, была определена на основании пунктов 4 и 6 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91.
После вступления в силу решения по делу N А40-9704/99-98-127, 12 июля 1999 года вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 9 июля 1999 года N 155-ФЗ. Вышеуказанный закон дополнил Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" статьей 8, которая установила, что суммы пеней, начисленные по состоянию на 1 января 1999 года, но не взысканные с налогоплательщиков (плательщиков сборов) к моменту введения части первой Кодекса, взыскиваются с налогоплательщиков (плательщиков сборов) в размерах, начисленных на 1 января 1999 года, но не более неуплаченной суммы налога (сбора).
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 "Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени" Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" (в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 155-ФЗ) в статье 8 прямо предусматривает обратную силу закона, улучшающего положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, ограничивая размер начисленных по состоянию на 1 января 1999 г., но не взысканных пеней, размером недоимки.
Сумма пеней в размере 25780956 руб. и сумма недоимки в размере 6843481 руб. на момент введения части первой Налогового кодекса РФ, т.е. на 1 января 1999 г., не были взысканы, что подтверждается исковым заявлением Отделения Пенсионного фонда РФ по г. Москве.
Отделение Пенсионного фонда по г. Москве является органом государственного внебюджетного фонда, который с 17 августа 1999 г. Федеральным законом N 154-ФЗ включен в состав участников налоговых правоотношений, предусмотренных статьей 9 Налогового кодекса РФ. Вследствие того, что на Отделение Пенсионного фонда по г. Москве законодательством о налогах и сборах возложены обязанности по налоговому контролю, то согласно статье 34.1 Налогового кодекса РФ, Отделение Пенсионного Фонда РФ по г. Москве пользуется правами и несет обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом РФ и Федеральным законом N 147-ФЗ (в ред. Федерального закона N 155-ФЗ).
При решении судом первой инстанции вопроса о прекращении исполнительного производства N 10АС-104/99 в части взыскания с Дочернего общества СМУ-7 ГАО "Мосметрострой" суммы пеней в размере, превышающем сумму недоимки по страховым взносам, суд правильно исходил из того, что взыскатель имеет не только право, но и обязанность отказаться от взыскания суммы пеней, превышающей размер недоимки, в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
определение от 21.03.2001 и постановление апелляционной инстанции от 17.05.2001 по делу N А40-571/01ип-98 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 июля 2001 г. N КА-А40/3258-01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании