г. Казань |
|
21 мая 2021 г. |
Дело N А12-4184/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
общества с ограниченной ответственностью компания "СПТ" - Петрушиной М.П. (доверенность),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента муниципального имущества администрации Волгограда
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2021
по делу N А12-4184/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью компания "СПТ", г. Волгоград (ОГРН 1023404238263, ИНН 3446007827) к администрации г. Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139) об оспаривании решения, с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Департамента муниципального имущества администрации Волгограда (ОГРН 1023403446362, ИНН 3444074200), Департамента по градостроительству и архитектуре администрации г. Волгограда, (ОГРН 1023403447374, ИНН 3444052045, 400066),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью компании "СПТ" (далее - ООО компании "СПТ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации Волгограда от 24.12.2019 N 05-и/5063 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, а так же об обязании администрации Волгограда в течение тридцати дней с даты вступления в законную силу решения суда выдать ООО компании "СПТ" согласие на заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории по ул. Ярославская, 10а, Советский район, г. Волгоград (площадь дополнительного земельного участка 164,5 кв. м, к земельному участку с кадастровым номером 34:34:060022:19 площадью 778 кв. м, находящемуся в собственности у ООО компании "СПТ").
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Департамент муниципального имущества администрации Волгограда, Департамент по градостроительству и архитектуре администрации г. Волгограда.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2021, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.07.2020 отменено. Принят по делу новый судебный акт. Суд признал незаконным отказ администрации Волгограда от 24.12.2019 N 05-и/5063 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории и обязал администрацию Волгограда в срок не более чем тридцать дней со дня вынесения настоящего постановления направить ООО компании "СПТ" согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории по ул.Ярославская, 10а, Советский район, г.Волгоград (площадь дополнительного земельного участка 164,5 кв. м, к земельному участку с кадастровым номером 34:34:060022:19 площадью 778 кв. м, находящемуся в собственности у ООО компании "СПТ").
В кассационной жалобе Департамент муниципального имущества администрации Волгограда просит постановление апелляционной инстанции отменить, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
ООО компании "СПТ" является собственником земельного участка с кадастровым номером 34:34:060022:19 площадью 778 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Ярославская, 10а. (т.1, л.д. 36-38).
На земельном участке находится объект недвижимости - одноэтажное кирпичное здание сауны с кафетерием площадью 1677,4 кв. м, которое принадлежит ООО компании "СПТ" на праве собственности, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности от 20.06.2000 серия АА N 371237 (т.1, л.д. 10).
Постановлением администрации Волгограда от 24.07.2019 N 815 утверждена документация по внесению изменений в проект планировки и межевания территории (далее - документация). В томе "Проект межевания территории" документации на странице 1 предусматривается перераспределение земельного участка 34:34:060022:19 площадью 778 кв. м (поз.27а) с землями площадью 164,5 кв. м, государственная собственность на которые не разграничена (поз.27б), в результате чего образуется земельный участок поз.27. На странице 1 тома "Проект межевания территории" документации указано, что образование земельного участка поз.N27 возможно после установления красных линий, прекращения права аренды и последующего приобретения изменяемого участка (поз.N27а) в собственность в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Красные линии установлены документацией, земельный участок 34:34:060022:19 в 2019 году выкуплен в собственность ООО компании "СПТ".
С учетом постановления администрации Волгограда от 24.07.2019 N 815 "Об утверждении документации по внесению изменений в проект планировки и межевания территории", на основании статьи 39.29 ЗК РФ и постановления администрации Волгограда от 21.01.2016 N 61 "Об утверждении Порядка перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности", ООО компании "СПТ" обратилось в Департамент муниципального имущества администрации Волгограда с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В ответ на указанное заявление получен отказ администрации Волгограда от 24.12.2019 N 05-и/5063 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ (т.1, л.д. 14).
Полагая, что данный отказ администрации Волгограда от 24.12.2019 N 05- и/5063 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории является незаконным, и нарушает права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения и мотивировал судебный акт тем, что земельный участок со стороны границы, имеющей изломанность и которую предполагается выровнять путем испрашиваемого перераспределения с земельным участком площадью 164,5 кв. м, сформирован непосредственно по стене здания и выпирающего крыльца, в связи с чем и имеется изломанность границы, что само по себе препятствует обслуживанию объекта недвижимости надлежащим образом, так как земельный участок с кадастровым номером 34:34:060022:19 изначально был сформирован с нарушением требований действующего законодательства, в том числе требований статьи 11.9 ЗК РФ, препятствующим его рациональному использованию и охране земель.
Между тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 27.06.2017 N 1266-О, ЗК РФ в качестве основного способа приватизации земли предусмотрены торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности.
По вопросу применения положений подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ указано на ограничение возможности предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке.
С учетом специфики земельных отношений ЗК РФ также устанавливает иные способы приватизации, к которым относится перераспределение земель, находящихся в частной и публичной формах собственности. Учитывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, суды при рассмотрении настоящего спора должны проверить наличие оснований для приобретения земельного участка в собственность в результате перераспределения.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделении из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, допускается при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В силу пункта 2 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, установлен статьей 39.29 ЗК РФ, в пунктах 9 и 14 которой перечислены основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.29 ЗК РФ).
Разрешая спор по данной категории дел, суд, в силу критериев, вытекающих из части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, должен оценивать оспариваемое решение уполномоченного органа с точки зрения его правомерности и обоснованности, чтобы в каждом конкретном случае не допустить несоразмерного ограничения прав, гарантируемых статьей 36 Конституции Российской Федерации.
В пункте 20 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, разъяснено, что при решении вопроса о правомерности перераспределения земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, необходимо установить наличие оснований для перераспределения, указанных в пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ, а также отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
При этом наличие проекта межевания территории, предусматривающего перераспределение спорных земельных участков, само по себе не может выступать единственным основанием для осуществления перераспределения в отсутствие предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ оснований (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2018 N 303-ЭС18-3686).
Утвержденный план межевания территории сам по себе не может свидетельствовать об отсутствии нарушения прав публично-правового образования, так как с учетом перераспределения земельных участков он лишь закрепил уже имеющееся на момент его утверждения расположение соответствующих участков.
Вопрос о соответствии размера перераспределения требованиям законодательства судами не исследовался.
Между тем, согласно пункту 14 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов.
В частной собственности ООО компании "СПТ" находится земельный участок с кадастровым номером 34:34:060022:19, площадью 778 кв. м. Планируемый земельный участок к перераспределению имеет площадь 164,5 кв. м. Таким образом, в результате перераспределения площадь земельного участка, находящегося в частной собственности, увеличивается практически на 21 процент, что противоречит вышеприведенной норме права.
Подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, то есть земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке.
При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 ЗК РФ и в иных правовых актах
Однако, как указывает администрация в возражениях на апелляционную жалобу, предлагаемый к перераспределению земельный участок может выступать самостоятельным объектом права.
В данном случае, констатировав факт невозможности реализации земельного участка площадью 164,5 кв. м, суд апелляционной инстанции в нарушение требований части 2 статьи 65, части 1 статьи 168, пункта 12 части 2 статьи 271 АПК РФ не исследовал обстоятельства, свидетельствующие о возможности его предоставления (либо отсутствие таковой).
В силу статьи 71 АПК РФ суд оценивает доказательства в их совокупности и взаимосвязи, осуществляя проверку каждого доказательства, в том числе с позиции его достоверности и соответствия содержащихся в нем сведений действительности.
При этом в судебном акте указываются не только результаты оценки принятых судом доказательств, но и мотивы, по которым было отказано в принятии иных доказательств.
Исходя из указанных норм, процедуры предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам и юридическим лицам и перераспределения земельных участков являются различными правовыми процедурами и имеют разные назначение и сферу применения. При этом процедура перераспределения земельных участков не может преследовать фактическую цель предоставления земельного участка (тем более на льготных условиях в части цены земли), поскольку в противном случае использование этой процедуры может быть расценено в качестве способа обхода закона, что запрещено статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Между тем, разрешая возникший спор, суд апелляционной инстанции, несмотря на соответствующие доводы администрации, изложенные в представленных им возражениях, не дали оценки, не исследовали представленную в материалы дела фотофиксацию испрашиваемого земельного участка площадью 164,5 кв. м который является землями общего пользования, расположен между зданием общества и проезжей частью и используется для пешеходной зоны тротуара с зелеными насаждениями и размещения, в том числе, в части для придорожной парковки транспортных средств.
Общество в своих пояснениях по апелляционной жалобе также указывало, что на земельном участке площадью 164,5 кв. м будет организована нормативно обоснованная пешеходная зона тротуара.
На основании пункта 1 статьи 262 ГК РФ, под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с законом не могут находиться в частной собственности.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет на приватизацию земельных участков в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ также определено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования отнесены территории (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц и которые обозначены красными линиями, которые, в свою очередь, обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.
Передача земельного участка, относящегося к территории общего пользования, в частную собственность противоречит правовому режиму территорий общего пользования.
Правовая позиция о недопустимости предоставления в пользование конкретному лицу территорий общего пользования сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10. Договор купли-продажи противоречит вышеприведенным нормативным положениям и нарушает интересы неопределенного круга лиц.
В рамках настоящего дела N А12-4184/2020 не устанавливались обстоятельства, связанные с наличием (отсутствием) препятствий в приватизации земельного участка.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287, частями 1 и 3 статьи 288 АПК РФ обжалуемое постановление апелляционного суда подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше, исследовать и оценить все имеющиеся в материалах дела доказательства, а также доводы и возражения участвующих в деле лиц, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, по результатам чего применить подлежащие применению к отношениям сторон нормы материального права и разрешить имеющийся спор.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2021 по делу N А12-4184/2020 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ также определено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования отнесены территории (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц и которые обозначены красными линиями, которые, в свою очередь, обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.
...
Правовая позиция о недопустимости предоставления в пользование конкретному лицу территорий общего пользования сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10. Договор купли-продажи противоречит вышеприведенным нормативным положениям и нарушает интересы неопределенного круга лиц."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 мая 2021 г. N Ф06-3367/21 по делу N А12-4184/2020
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12633/2021
20.08.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5269/2021
21.05.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3367/2021
15.01.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8216/20
29.07.2020 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-4184/20