г. Казань |
|
08 июня 2021 г. |
Дело N А55-15131/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 01.06.2021.
Полный текст постановления изготовлен - 08.06.2021.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Карповой В.А., Петрушкина В.А.,
при участии представителей:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - Спиваковой С.В., удостоверение,
общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Алексеевское" - Граховой С.В., доверенность, Третьякова В.Г., доверенность,
в отсутствии:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.11.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2021
по делу N А55-15131/2019
по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области к муниципальному казенному учреждению "Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Алексеевский Самарской области", к обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Алексеевское", о признании недействительным дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка в части, с участием Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, администрации муниципального района Алексеевский Самарской области, Бугаева Сергея Николаевича,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному казенному учреждению "Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Алексеевский Самарской области" (далее - комитет), обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Алексеевское" (далее - предприятие) о признании недействительными пунктов 1 и 3 дополнительного соглашения от 18.12.2017 N 1 к договору аренды земельного участка от 23.08.2011 N 34-з/2011.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Самарской области, администрация муниципального района Алексеевский Самарской области, Бугаев Сергей Николаевич.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.11.2019 оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020, заявленные требования удовлетворены, пункты 1 и 3 дополнительного соглашения от 18.12.2017 N 1 к договору аренды земельного участка от 23.08.2011 N 34-з/2011, заключенного между комитетом и предприятием, признаны недействительными.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 08.07.2020 решение Арбитражного суда Самарской области от 19.11.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Самарской области от 05.11.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2021, в иске отказано.
Управление, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве предприятие просит в жалобе отказать, полагая судебные акты правильными.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
13.10.2010 комитетом в газете "Волжская коммуна" опубликовано извещение о приеме заявок в срок до 13.11.2010 на предоставление в аренду земельных участков 63:11:0511006:3, 63:11:1005001:1, 63:11:1005003:1, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства сроком на 49 лет.
Предприятие обратилось с заявлением от 12.11.2010 в муниципальное образование муниципальный район Алексеевский Самарской области о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 63:11:0511006:3, 63:11:1005001:1,63:11:1005003:1.
Постановлением главы муниципального района Алексеевский Самарской области от 13.04.2011 N 132 земельные участки предоставлены в аренду предприятию с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства, установлен срок аренды на 10 лет с 01.05.2011 по 30.04.2021.
Между комитетом и предприятием (арендатор) заключен договор аренды земельных участков от 23.08.2011 N 34з/2011 с кадастровыми номерами 63:11:0511006:3, 63:11:1005001:1, 63:11:1005003:1 на срок 10 (десять) лет с 01.05.2011 по 20.04.2021. Договор зарегистрирован управлением от 08.09.2012 N 11/010/2011-476.
17.11.2017 в администрацию обратилось ООО "СХП "Алексеевское" с заявлением о внесении изменений в пункт 1.1. указанного выше договора в части указания срока с 01.05.2011 по 30.04.2060.
Между комитетом и ООО "СХП "Алексеевское" заключено дополнительное соглашение от 18.12.2017 N 1 к договору, в соответствии с которым в пункт 1.1 внесены изменения в части указания срока - "на срок 49 лет с 01.05.2011 по 30.04.2060". Соглашение зарегистрировано в управлении 26.12.2017, о чём в реестре имеются отметки под номерами регистрации 63:11:0511006:3-63/011/2017-1, 63:11:1005001:1-63/011/2017-1, 63:11:1005003:1-63/011/2017-1.
Управление полагая, что действия арендодателя по передаче земельных участков в аренду на новый срок без проведения торгов, путем заключения дополнительного соглашения N 1 к договору аренды земельного участка с предприятием, предусматривающего продление срока аренды, совершены в нарушение пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
При повторном рассмотрении дела суды двух инстанций, отказывая в иске, исходили из отсутствия оснований для признания оспариваемого соглашения не соответствующим закону.
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, закону не противоречат.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Как указано в Обзоре судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020 (далее - Обзор от 23.12.2020), названными положениями Земельного кодекса определены условия, при которых допускается заключение договора аренды без торгов в отношении земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства независимо от категории земель в соответствии с установленными видами разрешенного использования (пункт 2).
При этом изменение правого режима земельного участка, а именно: категории и вида разрешенного использования, не предусматривающее дальнейшее использование участка в целях сельскохозяйственного производства, является препятствием для заключения нового договора аренды земельного участка в названных целях.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, регулирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Поскольку в результате заключения оспариваемого дополнительного соглашения установлен новый срок аренды, а изменение условий договора о сроке аренды в силу положений норм действующего гражданского законодательства означает, по сути, заключение нового договора, то спорное дополнительное соглашение о продлении срока действия договора аренды является самостоятельной сделкой, порядок заключения которой определяется нормами действующего законодательства с учетом изменений, вступивших в законную силу с 01.03.2015.
С учетом указанной квалификации спорного дополнительного соглашения сделку по аренде земель сельскохозяйственного назначения (новый договор аренды) следует считать совершенной сторонами 18.12.2017 и применять к ее регулированию законодательство, действующее в момент ее совершения, что следует из положений пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу исключения, предусмотренного подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 15.07.2016, без проведения торгов допускается заключение договора аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Данным подпунктом в редакции, действующей после 15.07.2016, установлено, что без проведения торгов допускается заключение договора аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, с арендатором, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
В силу пункта 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, законодатель предоставил право на заключение нового договора аренды без проведения торгов арендаторам, надлежащим образом использующим земельный участок сельскохозяйственного назначения в течение всего срока действия договора аренды.
Данный способ предоставления земельного участка без торгов обусловлен наличием ранее заключенного договора аренды этого земельного участка; такое право законодатель предоставил арендаторам, надлежащим образом использующим земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства; заявление о заключении нового договора аренды должно быть подано арендатором в соответствующий орган местного самоуправления до дня истечения срока действия ранее заключенного договора; возможность заключения договора аренды на новый срок распространяется не только на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, но и на все земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства независимо от категории земель в соответствии с установленными видами разрешенного использования; в случае если при использовании земельного участка были выявлены в рамках государственного земельного надзора нарушения, они должны быть устранены к моменту обращения заявителя за заключением договора аренды земельного участка, соответствующая информация должна иметься у уполномоченных органов.
В связи с чем опубликование извещения о предоставлении земельного участка в подобном случае не требуется, как не требуется и проведения торгов.
Истец в соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не опроверг обстоятельства добросовестного и целевого использования предприятием арендуемых им земельных участков.
Подача арендатором в уполномоченный орган по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также землями, государственной собственность на которые не разграничена, заявления о заключении нового договора (дополнительного соглашения от 18.12.2017 N 1) за три года до истечения договора от 23.08.2011 N 34-з/2011 не имеет правового значения для разрешения данного спора, поскольку обязательным условием для целей применения подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации является подача заявления до дня истечения срока действия заключенного договора аренды, что было соблюдено предприятием.
Довод управления о заключении дополнительного соглашения от 18.12.2017 N 1 к договору от 23.08.2011 N 34-з/2011 неуполномоченным на то лицом отклонен судами, поскольку, как и первоначальный договор от 23.08.2011 N 34-з/2011, так и названное дополнительное соглашение заключено комитетом.
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из указанной нормы следует, что субъектом материально-правовых отношений, связанных с предоставлением в аренду земельных участков публичной собственности, является само публично-правовое образование, от имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные органы государственной власти.
Распорядительные полномочия комитета действующего от имени муниципального района Алексеевский Самарской области, при заключении дополнительного соглашения от 18.12.2017 N 1 следуют из доверенности от 12.05.2017 N 504.
В суде кассационной инстанции представитель истца подтвердила право ответчика на заключение указанного соглашения без торгов, однако полагает, что данное право возникло только после внесения изменений в постановление главы муниципального района Алексеевский Самарской области от 13.04.2011 N 132. Указанное изменение имело место только 13.10.2020.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела данное обстоятельство не имеет существенного значения для правильного разрешения спора, поскольку само право ответчика на заключение договора аренды земель сельскохозяйственного назначения на новый срок с учетом приведенных выше норм права и сложившейся судебно-арбитражной практике закону не противоречит.
Довод представителя истца в суде кассационной инстанции о том, что в управление обратилось лицо, которое высказало намерение получить указанные выше земельные участки в аренду, нельзя признать достаточным основанием для признания оспариваемой сделки недействительной, поскольку законодатель предоставил преимущественное право на получение таких земельных участков, арендаторам, надлежащим образом исполняющим условия договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 05.11.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2021 по делу N А55-15131/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подача арендатором в уполномоченный орган по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также землями, государственной собственность на которые не разграничена, заявления о заключении нового договора (дополнительного соглашения от 18.12.2017 N 1) за три года до истечения договора от 23.08.2011 N 34-з/2011 не имеет правового значения для разрешения данного спора, поскольку обязательным условием для целей применения подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации является подача заявления до дня истечения срока действия заключенного договора аренды, что было соблюдено предприятием.
...
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 июня 2021 г. N Ф06-4470/21 по делу N А55-15131/2019
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-13016/2021
19.10.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14542/2021
08.06.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4470/2021
28.01.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18676/20
05.11.2020 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-15131/19
08.07.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-61065/20
20.02.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-21098/19
19.11.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-15131/19