г. Казань |
|
21 июня 2021 г. |
Дело N А12-19833/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Тюриной Н.А., Сибгатуллина Э.Т.,
при участии представителя истца - Шевыревой Е.В. (директор, протокол от 31.07.2020 N 6),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.10.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020
по делу N А12-19833/2020
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Оазис" (ИНН 3445111984, ОГРН 1103460003778) к обществу с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения" (ИНН 3460019060, ОГРН 1143443032468) о внесении изменений в договор,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Оазис" (далее - ООО "УК "Оазис", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения" (далее - ООО "Концессии водоснабжения", ответчик) о внесении изменений в договор холодного водоснабжения и водоотведения от 01.01.2016 N 007218 путем исключения из его содержания указания на поставку ресурсоснабжающей организацией холодной воды в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.10.2020, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020, исковые требования удовлетворены, в заключенный ООО "УК "Оазис" и ООО "Концессии водоснабжения" 01.10.2016 договор холодного водоснабжения и водоотведения N 007218 внесены изменения путем исключения из него с 01.07.2019 поставки коммунальной услуги по холодному водоснабжению в целях приготовления горячей воды.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Концессии водоснабжения" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с несоответствием выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм права и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы полагает, что у суда не имелось правовых оснований для внесения соответствующих изменений в спорный договор в условиях отсутствия в многоквартирном доме (далее-МКД) централизованной системы горячего водоснабжения, и ссылается на невозможность перехода на прямые договоры с собственниками помещений в части подачи холодной воды для производства и поставки собственникам и нанимателя коммунальной услуги - горячая вода, поскольку данную коммунальную услугу оно не производит и не поставляет.
Подробнее доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "УК "Оазис" просило оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции 19.05.2021, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Волгоградской области с участием представитель истца, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, рассмотрение кассационной жалобы в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отложено на 17.06.2021 на 14 часов 20 минут.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 17.06.2021 ввиду нахождения судьи Арукаевой И.В. в отпуске произведена ее замена на судью Федорову Т.Н., сформирован следующий состав суда: председательствующий судья Федорова Т.Н., судьи Тюрина Н.А., Сибгатуллин Э.Т.
В судебном заседании суда кассационной инстанции 17.06.2021 представитель истца поддержала ранее изложенную позицию, возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, ООО "УК Оазис" является организацией, осуществляющей управление МКД по адресу г. Волгоград, ул. Баррикадная, 19а.
Указанный МКД оборудован индивидуальным тепловым пунктом, в котором производится приготовление горячей воды путем нагрева с использованием двух компонентов: холодной воды и теплоносителя (тепловой энергии).
С 01.01.2016 между ООО "УК Оазис" (исполнитель) и ООО "Концессии водоснабжения" (ресурсоснабжающая организация, РСО) действовал договор холодного водоснабжения и водоотведения N 007218, согласно условиям пункта 1.1. которого РСО была обязана подавать исполнителю через присоединенную водопроводную сеть холодную питьевую воду установленного качества, в объеме, определенном договором, осуществлять прием сточных вод исполнителя в централизованную систему водоотведения, а исполнитель был обязан соблюдать предусмотренный настоящим договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета, соблюдать требования по составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации и производить РСО оплату принятой холодной воды и водоотведения в сроки, порядке и размере, определенных действующим законодательством и настоящим договором.
Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений МКД от 10.02.2019 N 1 было принято решение о заключении прямых договоров холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, теплоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственниками помещений в МКД (действующими от своего имени) и ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Установлено, что договоры считаются заключенными со всеми собственниками помещений в МКД одновременно с 01.04.2019.
Письмом N 35 от 15.02.2019 ООО "УК "Оазис" направило в адрес ООО "Концессии водоснабжения" протокол внеочередного собрания от 10.02.2019 N 1 с приложением необходимых документов.
Письмом от 27.02.2019 ООО "Концессии водоснабжения" уведомило ООО "УК Оазис" о переносе срока заключения прямых договоров с собственниками на 3 календарных месяца, указав, что приступит к предоставлению коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению не позднее 01.07.2019, и представило для подписания ООО "УК "Оазис" дополнительное соглашение от 24.07.2019 к договору от 01.01.2016 N 007218 о прекращении действия последнего в части поставки коммунального ресурса "холодная вода" в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению с продолжением действия договора ресурсоснабжения с управляющей компанией в части приобретения управляющей организацией коммунального ресурса холодная вода, потребляемого при содержании общего имущества и в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Дополнительное соглашение от 24.07.2019 к договору от 01.01.2016 N 007218 подписано ООО "УК "Оазис" с протоколом разногласий со ссылкой на то, что собственниками МКД принято решение о переходе на прямые договоры по всем коммунальным ресурсам, а потому сохранение правоотношений между управляющей и ресурсоснабжающими организациями и взимание с ООО "УК "Оазис" платы за холодное водоснабжение для целей горячего водоснабжения безосновательно.
Возникшие между сторонам разногласия в названной части послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования, суды руководствовались статьями 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции до принятия Закона Российской Федерации от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ), пунктом 1 статьи 157.2 (в действующей редакции), пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 6 статьи 3 Закона N59-ФЗ, Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, учли разъяснения письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.02.2019 N 3080-00/06, и пришли к выводу о неправомерном уклонении ответчика от внесения в заключенный с истцом договор спорных изменений в условиях принятого на общем собрании собственников помещений решения о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией.
Судебная коллегия суда округа соглашается с выводами судов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным кодексом, другими законами или договором (пункт 1). По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных этим кодексом, другими законами или договором (пункт 2).
Истец полагает, что вследствие принятия собственниками помещений в многоквартирных жилых домах решения о заключении прямых договоров с ответчиком правоотношения между сторонами должны быть оформлены договором только на холодное водоснабжение исключительно в отношении общего имущества указанных домов.
Ответчик возражает против позиции истца и указывает, что спорный договор должен быть заключен между сторонами в том числе на объем холодной воды, используемой для приготовления горячей воды в индивидуальном тепловом пункте с целью снабжения граждан коммунальной услугой - горячее водоснабжение, поскольку при отсутствии централизованного горячего водоснабжения исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению является управляющая организация, что делает переход на прямые договоры с собственниками в части подачи холодной воды для производства горячей воды невозможным.
Разрешая разногласия сторон, суды первой и апелляционной инстанции верно приняли во внимание, что отношения по поводу предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах, регулируются жилищным законодательством (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
По общему правилу управляющая организация как исполнитель коммунальной услуги не вправе отказываться от заключения договора с ресурсоснабжающей организацией (часть 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации). Для исключения обязанности управляющей организации заключать договор на весь объем поставляемых в многоквартирный дом коммунальных ресурсов, требуется принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 указанного Кодекса, которым часть 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона N 59-ФЗ.
Согласно данному нормативному положению принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома.
В силу положений Закона N 59-ФЗ часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации признана утратившей силу, одновременно в Жилищный кодекс Российской Федерации включена статья 157.2 "Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами", согласно пункту 1 части 1 которой при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса (решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами).
При этом в части 8 указанной статьи определено, что ресурсоснабжающая организация вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в случае заключения договоров, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
Таким образом, независимо от способа управления домом, в Жилищном кодексе Российской Федерации с 03.04.2018 предусмотрено право собственников помещений в многоквартирных домах принять на общем собрании решение о заключении с поставщиками коммунальных ресурсов прямых договоров ресурсоснабжения.
Поскольку собственники помещений в находящемся под управлением истца МКД на общем собрании приняли решение о заключении с ответчиком, являющимся поставщиком ресурса в точку поставки МКД, прямых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, то к правоотношениям сторон применяются вышеприведенные положения Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Закона N 59-ФЗ, что влечет утрату истцом статуса исполнителя коммунальной услуги по холодному водоснабжению, предоставляемой потребителям в целях личного потребления, что сторонами не отрицается.
В то же время, из материалов дела следует, что договор от 01.01.2016 N 007218 заключен управляющей и ресурсоснабжающей организациями, в том числе, и на поставку в МКД холодной воды, используемой в целях приготовления горячей воды на оборудовании, входящем в состав общего имущества МКД, в котором централизованная система горячего водоснабжения отсутствует.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Правил N 354 при отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Для приготовления поставляемой управляющей организацией и потребляемой гражданами коммунальной услуги - горячая вода в таком многоквартирном доме используются ресурсы - холодная вода, поставку которой в многоквартирный дом осуществляет организация, осуществляющая холодное водоснабжение, и тепловая энергия, поставку которой осуществляет теплоснабжающая организация.
Пунктом 54 Правил N 354 определено, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Действительно, указанным нормативным положением не урегулированы отношения с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку отдельных видов коммунальных ресурсов в МКД с нецентрализованной системой горячего водоснабжения.
Вместе с тем, как указал представитель истца и наглядно подтверждено платежными документами, в рассматриваемом случае фигурантами спорных правоотношений, в том числе -собственниками помещений, как ранее, так и после появления спорных разногласий производились расчеты именно за коммунальные ресурсы, поставленные в МКД, и используемые в качестве компонентов для приготовления горячей воды; расчет платы за ресурс - горячая вода не осуществлялся; собственники соответствующую плату не производят.
Применительно к данному конкретному случаю суды верно учли, что по смыслу норм действующего законодательства, для перехода на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией в МКД, в котором горячая вода приготавливается с помощью оборудования, относящемуся к общему имуществу МКД, собственники вправе принять решение о заключении с ресурсоснабжающей организацией договор холодного водоснабжения в целях предоставления им коммунальной услуги по водоснабжению (в том числе и для приготовления горячей воды).
Такой коммунальный ресурс поименован в пункте 55 Правил N 354 и в соответствии с частью 1 статьи 7 ЖК РФ (аналогия закона) может предоставляться потребителям коммунальных услуг в МКД ресурсоснабжающей организацией в отсутствие лица, управляющего многоквартирным домом (статья 164 ЖК РФ), или в период до заключения лицом, управляющим многоквартирным домом, договора ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией (часть 9 статьи 157.2 ЖК РФ).
Ресурсоснабжающая организация, предоставляющая коммунальный ресурс для приготовления горячей воды с использованием внутридомового оборудования многоквартирного дома, в случае наличия прямых договоров с потребителями, предъявляет к оплате стоимость соответствующей составляющей в плате за горячее водоснабжение, определенную согласно пункту 54 Правил N 354 (письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 3080-ОО/06 от 04.02.2020, письмо Минстроя России от 22.01.2019 N 1324-ОО/06).
Аналогичная позиция следует из определения Верховного Суда Российской Федерации N 305-ЭС19-1381 от 16.05.2019 по делу N А41-32043/2018.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования, а доводы заявителя кассационной жалобы в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела и не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных актов.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, не нарушены.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.10.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020 по делу N А12-19833/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Н.А. Тюрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Применительно к данному конкретному случаю суды верно учли, что по смыслу норм действующего законодательства, для перехода на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией в МКД, в котором горячая вода приготавливается с помощью оборудования, относящемуся к общему имуществу МКД, собственники вправе принять решение о заключении с ресурсоснабжающей организацией договор холодного водоснабжения в целях предоставления им коммунальной услуги по водоснабжению (в том числе и для приготовления горячей воды).
Такой коммунальный ресурс поименован в пункте 55 Правил N 354 и в соответствии с частью 1 статьи 7 ЖК РФ (аналогия закона) может предоставляться потребителям коммунальных услуг в МКД ресурсоснабжающей организацией в отсутствие лица, управляющего многоквартирным домом (статья 164 ЖК РФ), или в период до заключения лицом, управляющим многоквартирным домом, договора ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией (часть 9 статьи 157.2 ЖК РФ).
Ресурсоснабжающая организация, предоставляющая коммунальный ресурс для приготовления горячей воды с использованием внутридомового оборудования многоквартирного дома, в случае наличия прямых договоров с потребителями, предъявляет к оплате стоимость соответствующей составляющей в плате за горячее водоснабжение, определенную согласно пункту 54 Правил N 354 (письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 3080-ОО/06 от 04.02.2020, письмо Минстроя России от 22.01.2019 N 1324-ОО/06).
Аналогичная позиция следует из определения Верховного Суда Российской Федерации N 305-ЭС19-1381 от 16.05.2019 по делу N А41-32043/2018."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 июня 2021 г. N Ф06-3905/21 по делу N А12-19833/2020