г. Казань |
|
29 июня 2021 г. |
Дело N А12-27991/2020 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
судьи Махмутовой Г.Н.,
рассмотрев без вызова сторон кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мироночевой Татьяны Викторовны
на принятые в порядке упрощенного производства решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.01.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2021
по делу N А12-27991/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" (ИНН 3426013572, ОГРН 1103458000337), р.п. Светлый Яр Волгоградской области, к индивидуальному предпринимателю Мироночевой Татьяне Викторовне (ИНН 341000103202, ОГРНИП 315345300003154), Камышинский район Волгоградской области, о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" (далее - ООО "Управление отходами - Волгоград", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Мироночевой Татьяне Викторовне (далее - ИП Мироночева Т.В., ответчик) о взыскании 71 666 руб. 37 коп. задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период с октября 2019 года по июнь 2020 года.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Резолютивной частью решения от 25.12.2020 исковые требования удовлетворены.
Мотивированное решение суда по делу изготовлено 13.01.2021.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2021 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.01.2021 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ИП Мироночева Т.В. обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на отсутствие между сторонами договорных отношений по оказанию коммунальной услуги по обращению с ТКО, указывает, что услуги по вывозу мусора истцом не оказывались, ответчиком заключен договор с обществом с ограниченной ответственностью "ТрансЭкоЛайн" (далее - ООО "ТрансЭкоЛайн"), в связи с чем правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, в соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет свою работу на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Волгоградской области от 06.08.2018, заключенного с Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (далее - Соглашение).
В зону деятельности регионального оператора входит вся территория Волгоградской области.
Как установлено судами, письменный договор на оказание услуг по обращению с ТКО ответчиком не подписан.
За период октябрь 2019 года - июнь 2020 года истцом были оказаны услуги по вывозу ТКО на общую сумму 71 666 руб. 37 коп.
Услуги ответчиком не оплачены, задолженность составляет 71 666 руб. 37 коп.
С целью досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 14.08.2020 N 9808 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность.
Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 307, 309, 310, 779, 781, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89), Правилами N 1156, Соглашением, установленными по делу обстоятельствами и пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Согласно правилам статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Предметом договора возмездного оказания услуг является совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности.
В силу статьи 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702-729) и положения о бытовом подряде (статьи 730-739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779-782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Согласно пунктам 2.1.9-2.1.10 Соглашения региональный оператор обязан организовать взаимодействие с потребителями на основании публичных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, а также обеспечить исполнение указанных договоров.
При этом в соответствии с частью 4 статьи 24.7 Закона N 89, статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
На основании вышеуказанных требований Соглашения, а также норм права, на официальном сайте регионального оператора была размещена и находится в свободном доступе форма договора-оферты на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Типовая форма публичного договора опубликована в выпуске газеты "Волгоградская правда" от 28.12.2018 N 151, зарегистрированной в качестве средства массовой информации (свидетельство N ПИ N ТУ 34 - 00826 от 26.07.2017).
Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 20.12.2018 N 47/23 установлен единый тариф на услугу регионального оператора с ТКО ООО "Управление отходами - Волгоград" - 557,86 руб./куб. м, с учетом НДС.
ООО "Управление отходами-Волгоград" начало осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории всей Волгоградской области с 01.01.2019 и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Волгоградской области до 31.12.2028.
В соответствии с пунктом 5 раздела I Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641".
В пункте 8(12) Постановления N 1156 указано, что в случае неисполнения потребителем указанного требования, договор считается заключенным на условиях типового договора.
Согласно пунктам 2.1.9, 2.1.10 Соглашения региональный оператор обязан организовать взаимодействие с потребителями на основании публичных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, а также обеспечить исполнение указанных договоров.
При этом в соответствии с частью 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, статьи 30 ЖК РФ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
Определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункты 1, 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8.18 раздела I.1 Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период, исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Поскольку в заявленный истцом период с октября 2019 года по июнь 2020 года между сторонами отсутствовал письменный договор на оказание услуг по обращению с ТКО, судами сделан правильный вывод о том, что фактически оказанные региональным оператором услуги по обращению с ТКО подлежат оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Во исполнение организации деятельности по обращению с ТКО истцом были оказаны услуги ответчику за период с октября 2019 года по июнь 2020 года на общую сумму 71 666 руб. 37 коп.
В обоснование заявленных требований о взыскании фактически оказанных истцом услуг представлен приказ Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 20.12.2018 N 47/23 об установлении единого тарифа на услугу Регионального оператора с твердыми коммунальными отходами ООО "Управление отходами - Волгоград" - 557,86 руб./куб. м с учетом НДС.
Объем потребленных ответчиком услуг в спорный период зафиксирован в счетах-фактурах. Ответчик факт оказания и стоимость оказанных услуг не опроверг, возражений относительно расчета стоимости не предоставил.
Ответчик не исполнил обязательства по своевременной оплате за предоставленную коммунальную услугу "Обращение с ТКО", услуги фактически были оказаны и, следовательно, по общему правилу должны быть оплачены с учетом возмездного характера отношений сторон.
Доводы ответчика о не подписании между сторонами договора были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона N 89 договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным.
Истец в соответствии с условиями заключенного договора с октября 2019 года начал оказывать ответчику коммунальную услугу по обращению с ТКО. По результату оказания услуг по обращению ТКО, ежемесячно в адрес ответчика направлялись УПД, что ответчиком не оспаривается, более того ответчик подтвердил факт получения УПД за спорный период.
Согласно доводам ответчика услуга по обращению с ТКО в спорный период истцом не оказывалась, договор от 10.06.2019 N 497/ПО на оказание услуг заключен с ООО "ТрансЭкоЛайн".
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Таким образом, на ответчика возложена обязанность по заключению договора на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО исключительно с региональным оператором, заключение договора с иными лицами законом не предусмотрено.
На территории Волгоградской области статус единого регионального оператора присвоен ООО "Управление отходами - Волгоград" сроком на 10 лет. Иные региональные операторы деятельность по обращению с ТКО на территории области не осуществляют.
ООО "ТрансЭкоЛайн" не наделено статусом регионального оператора, следовательно, данное лицо в силу закона не имеет права осуществлять деятельность по оказанию услуги по обращению с ТКО.
Согласно приложению N 3 к договору от 10.06.2019 N 497/ПО на оказание услуг к отходам, подлежащим вывозу и передаче для размещения на полигоне, отнесены отходы упаковочного картона незагрязненные.
При этом согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Следовательно, отходы, вывоз которых согласно представленным ответчиком договору от 10.06.2019 N 497/ПО, а также актам оказания услуг, являются видом отходов, отличных от ТКО.
Пунктом 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлены обстоятельства, при которых юридические лица вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором.
Документы, подтверждающие обстоятельства, предусмотренные вышеуказанной нормой закона, в адрес истца от ответчика не поступали.
В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра", а также статьи 8 Закона N 89-ФЗ создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО относятся исключительно к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.
Также положениями указанного постановления Правительства от 31.08.2018 N 1039 установлен порядок создания и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Приказом Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 30.05.2020 N 927-ОД (размещен в свободном доступе на официальном сайте Облкомприроды Волгоградской области: //oblkompriroda.volgograd.ru/Norms/acts/obrashcheNie-s-otkhodami/) утверждена территориальная схема обращения с отходами на территории Волгоградской области (далее - Территориальная схема). В приложении А6 к Территориальной схеме содержится полный перечень контейнерных площадок, зарегистрированных в установленном порядке Волгоградской области.
Вывоз ТКО с контейнерных площадок (мест накопления) Волгоградской области осуществляется силами регионального оператора.
Вместе с тем за спорный период какие-либо замечания по качеству оказываемой региональным оператором услуги ответчиком не высказывались, акты не составлялись, что свидетельствует об отсутствии нарушений со стороны регионального оператора.
Доказательств оплаты спорной задолженности ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах заявленные требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Доводы ответчика о неполучении почтовой корреспонденции суда и отсутствии возможности составить отзыв на иск, обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку определение от 05.11.2020 о принятии искового заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства было получено ответчиком лично 10.11.2020, что подтверждается почтовым уведомлением N 40097153216431, то есть задолго до оглашения резолютивной части решения суда от 21.12.2020.
Таким образом, ответчик не был лишен права ознакомиться с материалами дела, в том числе, с исковым заявлением и приложенными к нему документами, и представить в суд мотивированный отзыв на исковое заявление с обоснованием своей правовой позиции по делу.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу, не усмотрел существенных нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов по основаниям, предусмотренным положениями части 3 статьи 288.2 АПК РФ.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.01.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2021 по делу N А12-27991/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалованию не подлежит.
Судья |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно приложению N 3 к договору от 10.06.2019 N 497/ПО на оказание услуг к отходам, подлежащим вывозу и передаче для размещения на полигоне, отнесены отходы упаковочного картона незагрязненные.
При этом согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
...
Пунктом 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлены обстоятельства, при которых юридические лица вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором.
...
В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра", а также статьи 8 Закона N 89-ФЗ создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО относятся исключительно к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 июня 2021 г. N Ф06-5081/21 по делу N А12-27991/2020