г. Казань |
|
20 июля 2021 г. |
Дело N А72-3324/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 13.07.2021.
Полный текст постановления изготовлен - 20.07.2021.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при участии:
индивидуального предпринимателя Алиева Афраила Дадакиши оглы - Сага А.Г., доверенность,
администрации города Ульяновска - Ионовой Н.С., доверенность,
Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска - Новиковой И.В., доверенность,
Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска - Ионовой Н.С., доверенность,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Алиева Афраила Дадакиши оглы,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16.10.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2021
по делу N А72-3324/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Алиева Афраила Дадакиши оглы, г. Ульяновск, к администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, с участием: Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, о признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Алиев А.Д. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к администрации города Ульяновска (далее - администрация), с привлечением в качестве третьих лиц Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска (далее - управление дорожного хозяйства), Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска (далее - управление имущественных отношений) о признании недействительными постановлений от 29.10.2018 N 2264 "О внесении изменений в постановление администрации города Ульяновска от 29.04.2016 N 1463" в части признания утратившей силу строки 353 "Засвияжский район" (исключении из схемы НТО объекта по адресному ориентиру в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Ульяновск": г. Ульяновск, район Засвияжский, ул. Рябикова, остановка "Кузоватовская", принадлежащего ИП Алиеву А.Д.), от 20.12.2019 N 2759 "О демонтаже самовольно установленного объекта движимого имущества на территории муниципального образования "город Ульяновск".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 16.10.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2021, в требованиях отказано.
Предприниматель, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Управление имущественных отношений, управление дорожного хозяйства, администрация в отзыве просят в жалобе отказать, полагая судебные акты правильными.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв на 12.07.2021 на 14:40.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Между администрацией и ИП Булатовой Т.В. заключен договор аренды земельного участка от 10.11.2005 N 24-3-012518, согласно которого ИП Булатова Т.В. приняла в аренду земельный участок площадью 31,2 кв. м, находящийся по адресу г. Ульяновск, ул. Рябикова (автобусная остановка "Кузоватовская") в Засвияжском районе, для использования: под торговым киоском и остановочным павильоном, без права возведения объектов, относимых законодательством к недвижимым вещам и передачи другим лицам. В последующем права арендатора по указанному договору передавались ИП Бабаеву А.А. по договору уступки права аренды земельного участка от 01.08.2009, затем ИП Алиеву А.Д. по договору от 29.07.2016 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка.
Постановлением администрации от 29.04.2016 N 1463 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Ульяновск".Указанное место включено в названную схему под пунктом 353 раздела "Засвияжский район".
Указанное НТО ранее также было включено в схему размещения НТО, утвержденную постановлением администрации от 22.03.2013 N 1183 (пункт 199 раздела "Засвияжский район"), по итогам инвентаризации.
Между Управлением муниципальной собственностью администрации города Ульяновска и предпринимателем заключен договор от 27.02.2017 N 540 на размещение нестационарного торгового объекта площадью 31,2 кв. м, по адресному ориентиру в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Ульяновск": г. Ульяновск, р-н Засвияжский, ул. Рябикова, остановка "Кузоватовская", сроком на 10 лет.
Управление дорожного хозяйства обратилось в администрацию с письмом от 28.05.2017 указав, что по адресу: г. Ульяновск, ул. Рябикова, остановка "Кузоватовская", на посадочной площадке размещен НТО площадью 31,2 кв. м. Данное размещение объекта НТО противоречит требованиям пункта 3.16.1 ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования".
На основании вышеуказанного письма, 16.07.2018 на заседании рабочей группы администрации по принятию решений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Ульяновск", был рассмотрен вопрос и принято решение рекомендовать исключить из схемы размещения нестационарных торговых объектов пункта 353 раздела "Засвияжский район" по адресу: ул. Рябикова, остановка "Кузоватовская".
Постановлением администрации от 29.10.2018 N 2264 пункт 353 раздела "Засвияжский район" исключен из схемы размещения нестационарных торговых объектов.
На официальном сайте в сети "Интернет", газете "Ульяновск сегодня" (выпуск от 8.08.2019 N 71) администрацией размещено информационного сообщение о необходимости добровольного демонтажа самовольно установленного объекта в течение десяти рабочих дней.
Поскольку в соответствии с постановлением администрации от 31.03.2016 N 1044 "Об утверждении Положения о демонтаже самовольно установленных объектов движимого имущества на территории муниципального образования "город Ульяновск" (далее - Положение N 1044), при исключении нестационарного торгового объекта из Схемы объект подлежит демонтажу в течение 10 дней со дня опубликования информационного сообщения, а также, учитывая, что самовольно установленный объект предпринимателем добровольно демонтирован не был, администрацией принято постановление от 20.12.2019 N 2759 "О демонтаже самовольно установленного объекта движимого имущества на территории муниципального образования "город Ульяновск".
Полагая принятые постановления противоречащими закону, нарушающие права предпринимателя, последний обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды двух инстанций, отказывая в требованиях, исходили из отсутствия достаточных оснований для признания обжалуемых ненормативных актов противоречащими закону.
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, сложившейся судебно-арбитражной практике.
Необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы даже в случае необходимости при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-О).
Приказом Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года" предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип "меняется место - сохраняется бизнес" (пункт 3.2.2).
Пункт 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ.
Согласно частям 1, 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что в главе V.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов: такое размещение может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов (пункт 6 части 1 статьи 39.33 ЗК РФ).
Однако приведенное правовое регулирование не означает, что реализация права на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется лишь на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, исключая при этом оформление в установленном законом порядке права пользования земельным участком.
Схема размещения нестационарных торговых объектов не содержит информации о конкретных нестационарных торговых объектах или субъектах хозяйственной деятельности и не закрепляет права конкретных субъектов на места, указанные в этой схеме.
Таким образом, схема определяет потенциальную возможность размещения нестационарного торгового объекта в каком-либо месте, однако не предусматривает, что такой объект в названном месте должен быть размещен именно указанным обществом.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления или договора.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом пунктом 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 и 7 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
Таким образом, учитывая законодательно установленную возможность выбора порядка пользования земельными участками для размещения нестационарных торговых объектов: как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, права субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, должны быть оформлены посредством заключения либо договора аренды, либо договора на размещение конкретного нестационарного торгового объекта.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2,9 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772, включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Внесение изменений в схему размещения осуществляется в порядке, предусмотренном положениями Правил для включения объектов в схему размещения.
Приказом Минприроды Ульяновской области от 29.02.2016 N 19 утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области (далее - Порядок размещения N 19).
В силу пункта 1.1 настоящий Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области (далее - Порядок) регламентирует процедуру предоставления мест для размещения нестационарных торговых объектов, правила оформления договорных отношений, регулирующих размещение нестационарных торговых объектов, устанавливает требования к размещению (эксплуатации) нестационарных торговых объектов, к их внешнему облику и направлен на формирование единых требований к размещению нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области.
Согласно положениям Порядка размещения N 19, размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО (п. 2.2).
Право на размещение НТО предоставляется хозяйствующим субъектам на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии со Схемой (п. 2.7).
Предоставление хозяйствующим субъектам права на размещение НТО осуществляется на основании договора на размещение НТО, либо договора аренды земельного участка, заключенного до 01.03.2015, срок действия которого не истек, либо действие которого возобновлено на неопределенный срок (п. 2.8).
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области утвержден приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 22.01.2016 N 6 (далее - Порядок N 6), пункт 2 которого установлено, что схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Ульяновской области (далее - Схема) или внесение изменений в Схему, утвержденную до момента вступления в силу настоящего приказа, разрабатываются органом местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области, определенным в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования Ульяновской области, в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим приказом.
На территории муниципального образования "город Ульяновск" схема размещения НТО на сегодняшний день утверждена постановлением администрации от 29.04.2016 N 1463.
Судами установлено, что во исполнение пункта 2.10 Порядка разработки и утверждения схем N 6, были включены все действующие на момент утверждения схемы НТО, функционирующие на территории города, по итогам их инвентаризации и без проверки соблюдения правил их размещения.
В силу статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" при реализации своих полномочий по решению вопросов местного значения органы местного самоуправления должны действовать, исходя из интересов населения.
Согласно пункту 2.4 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Ульяновск", утвержденных постановлением администрации от 01.06.2017 N 1406, размещение нестационарных объектов различного назначения запрещается на остановках общественного транспорта.
Судами установлено и материалами дела подтверждается и обратного материалы дела не содержат, что НТО предпринимателя расположен с нарушением указанных правил, на остановочном пункте "ул. Кузоватовская" по ул. Рябикова в г. Ульяновске, что послужило основанием для исключения его из схемы НТО.
Указанная остановка общественного транспорта "ул. Кузоватовская" включена в реестр муниципальной собственности и передана управлению дорожного хозяйства в оперативное управление.
Между управлением дорожного хозяйства и ООО "Автодор", в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" заключен муниципальный контракт от 10.05.2018 N 5 на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог города Ульяновска, согласно которого и в соответствии с проектно-сметной документацией подрядной организацией выполнены работы по ремонту автомобильной дороги ул. Рябикова в Засвияжском районе г. Ульяновска и пяти остановочных пунктов, в том числе остановки общественного транспорта "ул. Кузоватовская", расположенной в районе дома N 39 по ул. Рябикова.
Согласно пояснениям управления дорожного хозяйства, указанные ремонтные работы связаны с расширением проезжей части и обустройством заездного кармана остановки общественного транспорта "ул. Кузоватовская", с учетом большого пассажиропотока на данном участке, выполнены в период с 20.07 по 09.09.2018, приняты по акту о приемке выполненных работ от 22.10.2018 N 9.
В связи с проведением данных ремонтных работ на дорогах города было направлено в администрацию обращение управления дорожного хозяйства от 28.05.2018, рассмотренное на заседании рабочей группы 16.07.2018, на котором установлено, что павильон, расположенный на остановке "ул. Кузоватовская", размещен непосредственно на посадочной площадке, в связи с чем пассажиры вынуждены стоять на проезжей части дороги.
Данное обстоятельство указывает на создание угрозы жизни и здоровья неограниченного круга лиц.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле фотоматериалами и кассатором не оспариваются.
Незаконное размещение спорного павильона на автобусной остановке в данном случае является достаточным основанием для исключения его из Схемы размещения НТО.
Так, согласно требованиям стандарта отрасли ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", утвержденного распоряжением Минтранса России от 23.05.2003 N ИС-460-р, ширину посадочной площадки принимают не менее 3 м, а длину - не менее длины остановочной площадки. Ближайшая грань автопавильона должна быть расположена не ближе 3 м от кромки остановочной площадки (пункты 3.3.2, 3.10.6), торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания (пункт 3.16.1). Согласно пункту 3.4 площадку ожидания размещают за посадочной площадкой. Размеры площадки ожидания должны обеспечивать размещение на ней автопавильона и нахождение на ней пассажиров, пользующихся остановкой в час пик, из расчета 2 чел./кв.м. Не допускается размещение в помещении (на площади) автопавильона торговых киосков (пункт 3.10.7).
Необходимость соблюдения требований вышеуказанного стандарта отрасли вытекает из положений Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Свода правил "Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*".
Кроме того, суды приняв во внимание правовую позицию, отраженную в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.01.2018 N 31-АПГ17-18, дополнительно отметили, что положения части 6 статьи 10 Закона о торговле не распространяются на торговые объекты, размещение которых изначально было произведено с нарушениями требований действующего законодательства.
С учетом установленного является правомерным вывод судов о том, что оспариваемые постановления, и иные действия и решения администрации по исключению из Схемы размещения НТО спорного павильона соответствуют закону и не нарушают права предпринимателя, что влечет невозможность удовлетворения заявленных требований с точки зрения статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права, регулирующих вопросы размещения нестационарных торговых объектов на автобусных остановках, судом округа отклоняются как противоречащие фактическим обстоятельствам спора.
Довод кассатора о том, что размещение автобусной остановки в указанном месте произведено с нарушением требований закона в данном случае не может служить основанием для нахождения объекта НТО предпринимателя в непосредственной близости от проезжей части автомобильной дороги.
Из пояснений представителя управления дорожного хозяйства следует, что указанная автобусная остановка в данном месте была размещена до 2005 года и ее перенос в другое место приведет к нарушению требований, предъявляемых к размещению таких объектов, в настоящее время невозможно, и решений компетентными органами о ее переносе не принималось.
Выводы судов не противоречат подходам, изложенным в постановлениях от 20.09.2018 по делу N А12-37843/2017, от 04.09.2019 по делу N А60-39447/2019, от 12.04.2021 по делу N А51-26496/2018.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию предпринимателя в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16.10.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2021 по делу N А72-3324/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" при реализации своих полномочий по решению вопросов местного значения органы местного самоуправления должны действовать, исходя из интересов населения.
...
Необходимость соблюдения требований вышеуказанного стандарта отрасли вытекает из положений Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Свода правил "Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*".
Кроме того, суды приняв во внимание правовую позицию, отраженную в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.01.2018 N 31-АПГ17-18, дополнительно отметили, что положения части 6 статьи 10 Закона о торговле не распространяются на торговые объекты, размещение которых изначально было произведено с нарушениями требований действующего законодательства.
...
Выводы судов не противоречат подходам, изложенным в постановлениях от 20.09.2018 по делу N А12-37843/2017, от 04.09.2019 по делу N А60-39447/2019, от 12.04.2021 по делу N А51-26496/2018."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 июля 2021 г. N Ф06-6358/21 по делу N А72-3324/2020